Социальная установка личности

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ

В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

            Среди основных проблем изучения личности в социальной пси­хологии можно выделить проблему 1)социализации, проблему2) соци­альных установок и анализ 3)социально-психологических качеств лич­ности.

 

Социализация

             Социализация — процесс становления личности человека, кото­рый продолжается в течение всей жизни. Человек усваивает уста­новки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойствен­ные определенной культуре или социальной группе.

            Социализация начинается с первых минут жизни человека. Вы­деляют 3 сферы, в которых осуществляется процесс социализации: деятельность, общение, самосознание.

Так, в процессе социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности (пользоваться ложкой, ходить, читать, ду­мать, учиться, играть на пианино, помогать, делать инъекции и др.) и выявляет наиболее значимые для себя аспекты деятельности. Он выбирает для себя «главную деятельность» и соподчиняет с ней все остальные. В ходе деятельности человек осваивает новые роли (ре­бенок, мужчина, медсестра, вратарь, студент, муж, партнер, мани­пулятор и др.) и осмысливает их.

        Общение в контексте социализации рассматривается также в смыс­ле его расширения и углубления. Расширение общения можно по­нимать как умножение контактов с другими людьми, углубление общения — как переход от монологического общения к диалоги­ческому. У человека формируется способность к децентрации — умение принять другую точку зрения.

    В процессе социализации развивается самосознание человека. В человеке возникает и формируется в течение всей его жизни образ его Я как представление о себе.

 

 Стадии процесса социализации

          Выделяют следующие стадии социализации:

      1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рожде­ния до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

     2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к обществу, нормам по­ведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, са­моопределения «Мир и я» характеризуется как промежуточная со­циализация, т. к. все еще неустойчиво в характере и мировоззре­нии подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устой­чиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устой­чивые свойства личности.

    3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благо­получно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

► сохранение своей непохожести и появлений агрессивных взаи­модействий (взаимоотношения) с людьми и в обществе;

► изменение себя, стремление «стать как все» — конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

    4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зре­лости человека, весь период его трудовой деятельности, когда че­ловек не только усваивает социальный опыт. Но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

    5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожи­лой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспро­изводство социального опыта, процесс передачи его новым поко­лениям.

 

Институты социализации

        Институты социализации — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей.

На дотрудовой стадии это в первую очередь семья и детские до­школьные учреждения. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, в том числе половые, осмысливают первые нормы и ценности. В период обучения основным институтом социализации становится школа, а затем среднее профессиональное или высшее учебное заведение.

     Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии яв­ляется трудовой коллектив.

.

 Развитие Я-концепции1

      В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции. «Я-концепция — это сово­купность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». Описательную составляющую Я-концепции часто называ­ют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отно­шением к себе или к отдельным своим качествам, называют само­оценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

                 На формирование Я-концепции влияют:

восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.);

• самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков);

• внешние данные, ощущение силы и здоровья;

• социальные ценности, ожидания, идеалы;

• опыт социального поведения.

                             

 

 

Функции Я - концепции

            1. Значение Я-концепции в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности.

              Р. Берне приводит случай из собственной практики: «Мне дове­лось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизован­ного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выясни­лось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ . При следующей встрече, происходившей через несколько меся­цев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ , чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель ин­теллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в соб­ственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следователь­но, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нару­шено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощу­щения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя ин­теллекта... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возмож­ностью — не изменила своего представления о себе».

            2. Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Например, санитарка Марья Адоль­фовна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсес­тра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; медсестра Бэла увидела в этом невоспитанность всего младшего медперсонала и провела воспитательную беседу; медсестра Вера решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; медсестра Галина не заметила бы никакой санитар­ки вообще и т.д.

       3. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она опре­деляет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию централь­ной. Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят: «Я знаю, что никогда не смогу делать внутривен­ные...» или «Я знаю, что плохо сдам тесты». Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность.

               Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом.Дети, испытав­шие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие вза­имодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности; они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмо­циональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких от­ношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, ле­жит механизм «самореализующегося пророчества».

             

Половая идентичность

        Половая идентичность, возможно, образует самую важную часть Я-концепции. Она устанавливается в раннем детстве — в основ­ном дети начинают демонстрировать соответствующее их полу по­ведение к 5 годам. Однако процесс половой идентификации про­должается еще долгие годы.

          Некоторые полагают, что женщины и мужчины резко различа­ются по способностям, чертам личности, поведению прежде всего в силу генетической программы. Другие считают, что различия имеют внешние причины, прежде всего это разное отношение общества к женщинам и мужчинам.

        Исследования показывают, что различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма не­значительными. В среднем мужчины обнаруживают незначительное превосходство по уровню общей активности, агрессивности и ма­тематических способностей, а женщины имеют некоторое преиму­щество лишь в сфере проявления эмпатии. Однако, несмотря на это, существует некоторое неравенство половых ролей.

 

Социальная установка личности

                В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», которое либо перево­дится на русский язык как «социальная установка», либо использу­ется как калька с английского (без перевода). Установка — опреде­ленный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.

        Из определения следует, что установка имеет 3 составляющие: аффективную, поведенческую и когнитивную.

       Убеждения отражают основные ценности человека, т.е. демонст­рируют окружающим, что для человека желанно, а что — нет. Для одной самое важное — муж и дети, для другого — деньги и карьера, для третьего — здоровье и долголетие.

        В установке также присутствует эмоциональное отношение. Это положительные или отрицательные эмоции, которые побуждают человека к определенному поведению.

   Например, если я знаю, что нормальные девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и мне не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффективная составляющая), то я, скорее всего, не буду встречаться с девушкой, которая курит (поведенчес­кая составляющая).

     Структура социальной установки позволяет выделить две ее важ­ные разновидности — стереотипы и предрассудки (предубеждения).От установки они отличаются прежде всего содержанием когни­тивной составляющей.

     Стереотипэто социальная установка с застывшим, нередко обедненным когнитивным содержанием. Это чрезмерно обобщен­ное представление чего-то или кого-то. Когда говорят о стереотип­ном мышлении, то имеют в виду ограниченность или устарелость представлений человека. Стереотипы полезны как форма экономи­ческого мышления и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там, где необходимо осмысление или объект изменился, стереотип становится тормозом.

   Предрассудок — это социальная установка с извращенным со­держанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в искаженном виде. Это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении.

  Всем людям свойственны те или иные предрассудки. Большин­ство из нас склонны отдавать предпочтение представителям своей национальности, пола, профессии, религии, населенного пункта и т.д. Чаще всего от предрассудков страдают представители черной расы, религиозные и сексуальные меньшинства, наркоманы и ВИЧ-ин­фицированные. Предвзятое отношение к женщинам называется сексизм, к людям пожилого и старческого возраста — эйджизм, к «низшим» расам — расизм.

     Основная причина формирования предрассудков кроется в не­развитости когнитивной сферы. В связи с этим чаще всего пред­рассудки возникают в детстве, когда под влиянием родителей и ближайшего окружения у ребенка формируется определенное от­ношение к какому-либо явлению или социальному объекту.

      Повлиять на формирование или закрепление предрассудка мо­жет и собственный опыт, эмоционально пережитый, но недоста­точно критически осмысленный. Например, если во время вашей практики в ЛПУ 60-летняя пациентка отказалась вам «давать свою вену», как она выразилась, «для опытов», да еще и накричала на вас почему-то, а затем уже во время работы пару раз у вас, с вашей точки зрения, не очень хорошо получались внутривенные инъек­ции женщинам примерно этого возраста, то у вас может в дальней­шем сформироваться негативное отношение ко всем женщинам этого возраста.

         Предрассудки очень живучи, потому что, во-первых, существует много источников их формирования, во-вторых, они позволяют человеку выплескивать скопившуюся злость и агрессию, дают пра­во на превосходство над другим человеком. Объект предрассудка становится своего рода козлом отпущения, ему приписывается вина за экономические, социальные и даже личностные проблемы: «Сколько денег тратится на этих ВИЧ-инфицированных! Поэтому на нормальных больных не хватает...».

 

 Личность в группе

          В социальной психологии личность — прежде всего взаимодей­ствующий и общающийся субъект. Эти качества проявляются, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкрет­ной группе. Проблемы личности в группеможно сформулировать как зависимость формирования социально-психологических качеств личности от свойств группы, в которой осуществляется процесс социализации и зависимость формирования психологических ха­рактеристик группы от психологических характеристик тех лично­стей, с которых начинается формирование группы.

         3) Социально-психологические качества личности:

 1.качества, проявляющиеся в совместной деятель­ности,

 и 2.качества, необходимые в процессе общения.

          Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной дея­тельности, в совокупности обусловливают эффективность деятель­ности личности в группе. 1.Эффективность зависит от таких качеств личности, как умение взаимодействовать и сотрудничать с други­ми, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять с другими свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д.

          2. качества личности, проявляю­щиеся в общении:

        Механизм перцептивной защиты. Перцептивная защита — по­пытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого чело­века (или группы) и тем самым выстроить преграду нежелательно­му воздействию. Механизмом перцептивной защиты может быть так называемая вера в справедливый мир. Человеку свойственно ве­рить в соответствие того, что он делает, тому, что за этим следует, т.е. в справедливость.

     Эффект «ожиданий». Это обыденные представления о взаимо­связи различных черт личности: «Надо же, такая милая женщина, всегда здоровается, и написала жалобу главному врачу...». Хотя на­учная психология не установила каких-либо жестких связей между различными чертами личности, в обыденном сознании они могут существовать. В группе восприятие, основанное на ложном ожида­нии, может приводить к возникновению чувства дискомфорта и отказу от общения. В конечном счете, может сформироваться ус­тойчивое коммуникативное качество личности — закрытость в об­щении.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!