ОСНОВЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ



Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………. 3
2. История лаковой миниатюрной живописи……………………………….. 4
3. История лаковой миниатюрной живописи Холуя. ……………………… 8
4. Основы декорирования пространственной среды интерьера…………… 10
5. Технология создания панно в лаковой миниатюрной живописи Холуя.. 13
6. Декоративное панно и его роль в интерьере……………………………... 14
7. Заключение…………………………………………………………………. 16
8. Список литературы………………………………………………………… 17

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы . На сегодняшний день в художественномоформлении интерьера большую популярность приобретают произведения декоративно-прикладного искусства, которые обладают особенной непосредственностью и художественной цельностью.  
     Одним из интересных видов декоративно-прикладного искусства является лаковая миниатюрная живопись. Несмотря на развитие высоких технологий, лаковая миниатюрная живопись не утратила своей популярности и находит широкое применение в оформлении интерьера и элементов украшений. На сегодняшний день миниатюрная живопись – одно из интересных, многоплановых направлений декоративно-прикладного искусства. А диапазон применения миниатюрной живописи поражает своим разнообразием. Современная миниатюрная живопись уже не сводится к простому  следованию традиций в росписи изделий из папье – маше, лаковая миниатюра развивается в области росписи по дереву, в ювелирном искусстве и декоративно – прикладном искусстве.         
     Одним из главных подтверждений актуальности использования техники миниатюрной живописи в интерьере является коллекционирование предметов данного вида искусства и продвижение миниатюрной живописи в относительно новом для него жанре - ювелирном искусстве.
     Цель : создание представление о использование Панно написанного в технике лаковой миниатюрной живописи в декоре интерьера.

Задачи :

Рассмотреть Основы декорирования пространственной среды интерьера;
– Изучить историю лаковой миниатюрной живописи, её видов и направлений;
–Рассмотреть технологию создания панно;     
– Изучить специфику Декоративное панно и его роль в интерьере;

    Объектом данного исследования является декоративное панно какэлемент предметно-пространственной среды.

Предметом исследования являются особенности создания декоративного панно в технике лаковой миниатюрной живописи и его размещение в интерьере.   

          ИСТОРИЯ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ

    Термин «миниатюра», происходит из латинского названия красной краски (типа сурика или киновари) «минимум», употребляется для украшения рукописей, иллюстрациями и орнаментами, а также связывают этот термин с корневой основой слов minium и «minor» (маленький). Лаковая миниатюрная живопись - уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав в себя наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью, расширила рамки его образного мира. Изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов. Лаковые миниатюры - это не только сконцентрированная радость, отрада для глаз, но и пища для ума, утешение для души. Их удобно иметь при себе, они не обременяют владельца размерами и в интерьере деликатны, не разрушают стилистику крупных форм, масс и цвета.
    История художественных лаков уходит далеко в прошлое. Она восходит к XVI в., когда мореплаватели стали привозить из стран Востока различные экзотические товары, в том числе лаковые изделия. В XVII в. Во многих странах, в том числе и в Московском государстве, нашлись мастера, которые старались воспроизвести «хинское» письмо. Так, художественные китайские лаки стали предметом изучения и повторений, их копировали, варьировали на местах, вырабатывая своеобразный тип декоративной росписи. Драгоценные восточные лаки находили себе пристанище в царских хоромах, во дворцах знати, поэтому удачные эксперименты европейских «лакиров» также попадали в парадные залы и кабинеты знатных вельмож.   
    Искусство лаковой живописи возникло несколько тысячелетий назад в Китае. При раскопках древних могил обнаружены лаковые изделия, относящиеся к эпохе Шань Инь (1766-1122 гг. до н.э.). Лаком покрывали домашнюю утварь, посуду и церемониальные сосуды, конскую упряжь, луки и стрелы, украшали экипажи. Лаками писали как чернилами, использовали для защиты поверхности изделий и в декоративных целях.    
    Из Китая лаковое искусство распространилось в Корею, Японию, страны Индокитая, Индию и Персию. Способы изготовления лаков в большой мере определялись существованием в этих регионах лаковых деревьев (в Китае "ци-шу", в Японии "уруси-но-ки", во Вьетнаме "кэй-шон"). Каждая страна развивала лаковую технику по-своему, что-то заимствуя у соседей, совершенствуя их опыт и привнося в него собственный. Японцы, познакомившись с китайскими лаками, превзошли их, особенно в росписи с применением золотого и серебряных порошков в технике "макиэ" и "насидзи".
    В Иране использовали особый лак, составной частью которого был сандарак - душистая смола североафриканского хвойного дерева, уступающая по качеству лакам Китая и Японии. В Индии, где лаковое искусство было известно с XV-XVI веков, лак изготовлялся из льняного семени и камеди.
    Восточные лаки отличаются высочайшим уровнем и культурой технологии. Лаковое покрытие остается твердым и гибким после высыхания, не реагирует на горячую воду, не имеет запаха, противостоит биологическому разрушению. Лак дешев, гигиеничен, его можно расписывать, формовать, лепить и резать. Лак можно наносить на любую поверхность, плоскую и фигурную, на дерево, бумагу, ткань, кожу, металл, камень.
    Плененные красотой необычных изделий, и европейские мастера создают в XVII веке мастерские по производству изделий с росписью "под Китай". Но технология изготовления европейских лаков значительно отличается от восточной, отражая не только различия в исходных материалах, но и в климатических условиях, традициях, образе жизни.    
    Родиной европейских лаков считается бельгийский Спа. Лаковое производство здесь быстро превратилось в ведущую отрасль галантерейной продукции. Коробочки наборов для шитья, бонбоньерки, табакерки, очечники, сигаретницы, шкатулки для чая и пряностей, пудреницы, шкатулки для украшений, туалетные гарнитуры - все это изготавливалось из букового дерева. Изделия пользовались большой популярностью у отдыхающих на знаменитом европейском курорте - водах Ардена. Спасское лаковое искусство достигло своего расцвета в XVIII веке, когда местные художники объединились в особую гильдию.
    История русских художественных лаков начинается с XVII в., но производство высокохудожественных изделий связано с петровской эпохой, с периодом строительства Санкт-Петербурга и его пригородов, в связи с чем для проведения этих работ охотно приглашались как российские, так и зарубежные мастера разных специальностей. Среди иностранцев, прибывших в 1703 г. Из Голландии, был мастер лакирного дела Гендриг ван Брумкорст. В Санкт-Петербурге он занимался обучением «команды» будущих лакирных мастеров.
    Кроме Федоскино, в России в настоящее время действуют три центра искусства миниатюрной лаковой живописи: Палех, Мстёра и Холуй. Они прошли иной путь развития. До революции 1917 года это были крупные иконописные промыслы, мастера которых создавали иконописные мастерские по всей стране: в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Саратове. Они расписывали церкви в России и посольские церкви за рубежом. Мстёра, Палех, Холуй до революции входили в состав Владимирской губернии, в советское время согласно новому административному делению Палех и Холуй оказались в Ивановской области, а Мстёра - во Владимирской. Все эти центры известны как старинные очаги иконописи. Они занимались не только искусством малых форм, но и стенописью, реставрацией старых храмов.
Художники Палеха, Мстёры и Холуя писали и ныне пишут не только миниатюры, а также большие панно для оформления светских зданий и учреждений, занимались и занимаются книжным оформлением и театральной декорацией, росписью мебели и фарфора, оформлением наградных металлических кубков, сотрудничают с ювелирами, создавая оригинальные произведения искусства. Начало XVIII века - эпоха многих новшеств, связанных с деятельностью Петра Великого, и, конечно, это время основания Санкт-Петербурга. Именно в Петербурге, на берегу Фонтанки, была организована первая лакирня, где русские мастера обучались лаковой живописи под руководством голландца Гендрика ван Брумкорста. По прибытии В Санкт-Петербург Брумкостр первое время занимался отделкой кораблей в технике «Шинуазри», лакировкой (отделкой кают в китайском стиле). В 1715 г. в Петергофе возводится Монплезир, любимый загородный дворец Петра. Среди помещений этого маленького очаровательного здания самым удивительным был Лаковый кабинет, или "Лаковая камора". Его стены украшали панно из тонких липовых досок, загрунтованных, покрытых лаком и расписанных по черному фону фантастическими драконами и другими восточными сюжетами, творчески переосмысленными русскими мастерами. Петр был весьма доволен оформлением Монплезира и заказал Брумкорсту и его художникам еще несколько работ. Среди них - лакировка шкафов для экспонатов и книг в Кунсткамере, роспись одной из парадных комнат Летнего дворца, украшение зала Сената в здании Двенадцати коллегий и др. Традиция лаковой росписи укрепилась в России и стала развиваться. В штате Академии художеств по Уставу 1764 г. предполагались и художники-лакировщики. При Елизавете Петровне такие мастера участвовали в отделке Зимнего дворца. Петербургскому цеху художников-лакировщиков принадлежат круглые табакерки с портретными изображениями Петра II и Елизаветы Петровны. В собрании Государственного Эрмитажа хранятся образцы лаковой живописи XVIII века, выполненные в нашем городе. Один из самых интересных - бюро-"кабинетец". Его крышка декорирована рельефными золочеными фигурками китайцев, а передняя стенка украшена рисунками медальонов, характерных для европейского искусства, с изображениями женского портрета, белки, грызущей орехи, птицы на ветке и др. Кроме восточных мотивов, русские мастера любили расписывать мебель под мрамор, малахит, черепаху. Известны описания образцов: "...две шкафы красные, расписаны травами... два поставца, один расписан "орешком", другой черной краскою".
    О высоком искусстве русских мастеров XVIII века говорит деятельность одного из талантливых последователей учителей "лакирного дела" первого поколения - Федора Власова, незаурядной личности, одаренного человека, работавшего в Петербурге и его пригородах. В росписях помещений дворцов Ораниенбаума и Петергофа петербургскими художниками была по-своему интерпретирована экзотика восточного рисунка; райская птица из русского фольклора походила на восточные изображения птиц, а развесистый дуб - на дальневосточную сосну. Так мир сказок и фантазии способствовал освоению образов совсем иной культуры.
    Мода на лаковую роспись в Петербурге распространилась не только на интерьеры и мебель, но и на мелкие предметы обихода: ширмы, фонарики, веера, посуду, подносы и шкатулки. Особым изяществом отличается веер "в китайском вкусе" из эрмитажной коллекции: его поверхность похожа на раскрытый цветок гвоздики, на черном фоне - золоченые фигурки играющих детей. Другие веера из этой коллекции имеют более строгую форму и сдержанный характер росписи.
    В конце XVIII - начале XIX века мастера по лаковой живописи появились во многих уголках нашей страны, особенно прославились уральские умельцы. Но начало этой традиции в русском декоративно-прикладном искусстве было положено в нашем городе.    
    В творчестве миниатюристов находили отражение идеи и вкуса времени, художественные течения, по которым велось развитие изобразительного искусства в целом.

 

 


ИСТОРИЯ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ХОЛУЯ

    Холуйская миниатюра, рожденная в Ивановской области, является разновидностью традиционной русской лаковой миниатюры. Будучи самой молодой среди аналогичных промыслов Палеха, Мстеры и Федоскина, она занимает достойное место в их ряду и высоко ценится как в стране, так и за рубежом.
  Иконописцы села Холуй  
    Первое документальное упоминание села датируется XVI веком. Грамота свидетельствует о принадлежности данных земель Троице-Сергиеву монастырю, куда холуяне поставляли добываемую здесь соль. Это было в 1546 году. Но уже через полвека, в 1613 году, село было пожаловано Дмитрию Пожарскому за защиту Москвы от поляков, и характеризовалось оно, как «иконописное место».     
    Лаковая миниатюра всех четырех поселений рождалась на базе иконописи. По утверждению специалистов Холуй занимал приоритетное место в этом виде живописи. Возможно, первыми иконописцами были монахи местного монастыря, принадлежащего Троице-Сергиевой лавре, они могли обучить этому искусству и местных жителей. Позднее здесь было налажено обучение детей «острых к понятию и иконописному художеству», а также учеников из соседних сел Шуи и Мстеры. Холуй в конце XVII века становится носителем традиции иконописи Троице-Сергиевой лавры, а в связи с ростом потребностей в иконах, развивается очень быстро. Местные иконописцы получали заказы из северных районов России, Сибири, Болгарии и Сербии.
    Переход к лаковому производству  
    После революции и запрещения иконописного ремесла холуяне остались без работы. В отличие от своих соседей, совмещавших художественный промысел с крестьянским трудом, они зарабатывали себе на жизнь только написанием икон. Многие в поисках заработка покинули село, а оставшиеся искали применение своим силам. Созданная артель занималась росписью «ковриков», так называли копии известных картин. Но мастера стремились к реализации своих творческих идей, и в 1934 году они решили попробовать роспись лаковой миниатюры.   
    Мало, кто верил, что Холуй сможет предложить что-то свое, отличное от уже известных к тому времени палехского и мстерского стилей. Но художников поддержал профессор Бакушинский, сформулировавший цель, к которой следует идти. Так родилась холуйская лаковая миниатюра.
    Особенности лаковой живописи Холуя Бакушинский предложил выбрать для холуйских работ более реалистичный стиль, чем у соседей, но в то же время более декоративный. Основы были заложены тремя старейшими мастерами промысла С. А. Мокиным, К. В. Костериным и В. Д. Пузановым. Эти три художника, имея одну и ту же школу письма, отличались индивидуальной художественной манерой. Но первые шаги делались с большим трудом, и признание к мастерам пришло не сразу.
    Последователи холуйских мастеров стремятся к конкретизации изображаемого объекта, приближая рисунок к реальным пропорциям и очертаниям. Основы цветовой гаммы холуйской миниатюры составляют два ключа: теплого, песочно-оранжевого тона и холодного, сине-зеленого. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка. Золото и серебро применяется ограниченно, только при изображении металлических предметов или в орнаменте. Сам же орнамент строг и сдержан. Холуйская миниатюрная живопись привлекает своеобразием и неброской, но доброй красотой. Чтобы оценить ее по достоинству, нужно иметь возможность рассмотреть все детали рисунка, начиная с самого сюжета и кончая орнаментальным узором. Развитие миниатюры в Холуе Артель впоследствии стала градообразующим предприятием и воспитала много талантов. Первая выставка, которая оценила холуйские миниатюры бронзовыми медалями, состоялась в 1937 году в Париже. В последующие годы художники участвовали во всех международных выставках.
    Со временем расширилась тематика рисунка. Чаще стали появляться фрагменты русских сказок, пейзаж уже мог быть самостоятельным рисунком, а не фоном основной композиции. Фигуры в движении стали передаваться убедительнее, уделялось большое внимание выражению лиц героев. Впервые стали появляться архитектурные объекты, что только украсило рисунок и расширило тематик.    

 

ОСНОВЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

    Предметы не всегда расположены в пределах стола или комнаты: известно, что есть более широкое понятие – «предметная среда». Взгляд охватывает пространство и разбросанные или размещенные в этом пространстве предметы.
    В производственной среде с ее множеством машин и станков, размещенных в непосредственной близости один от другого, вкусовой избирательный момент практически отсутствует. Обстановка общественных помещений – офиса, приемного пункта ателье, проектного бюро и т. п. – дает более широкие возможности. Здесь уже подбирают предметы, комплектуют их. Меблировка и оснащение дополняется необходимым дополнительным оборудованием – телефонными аппаратами, осветительными приборами – основа для интересных композиционных решений; разнообразными могут быть отделка стен, пола, рисунок штор. Ограниченное пространство делает значение каждого, даже незначительного, предмета существенным.    
    Глубокую связь между внешне разнородными предметами можно встретить в сфере личной жизни человека. Кроме фабричной мебели и книг, на полках есть еще фотографии близких людей, разрозненные унаследованные или же приобретенные вещи. Все зависит от личности хозяина, его индивидуальности, культуры, характера увлечений, вообще, от его внутреннего содержания.  
    Гармония в окружающей человека среде характеризуется не только ансамблем предметов (мебели или станков, садовых скамей или детских аттракционов), но и организацией объединяющего все это пространства.
    Пространство может быть внутри помещения, а может быть и под открытым небом, и тогда его соответственно называют открытым пространством.
    Люди очень чутки к размерам пространства, оно влияет на психологическое состояние. Непосредственно окружающее микропространство подсознательно ощущается всегда как «свое». Поэтому человеку так неприятно когда вторгаются в его пространство.    
    Бывает и тесное пространство вполне может удовлетворять человека (кабина телефона-автомата). Эта стесненность соответствует его психологическому состоянию в момент, когда он общается с собеседником, ведя с ним интимный разговор.
    Отношение человека к величине пространства имеет индивидуальный характер. Одни чувствуют себя прекрасно в тесной комнате, другие же просто «задыхаются» там. Например, Петру I, человеку большого роста, были по душе низкие потолки и тесные комнаты – для него так и строили. Но теснота – на работе и дома – обычно человеку надоедает.
    Учитывая разные склонности у людей, их разнообразные предпочтения вкусы существуют средние величины и нормы. Так, человеку обычно комфортно в помещении площадью 9 кв.м. современных городах, чье расстояние насчитывается километрами, приводит к тому, что человек чувствует себя не комфортно. Поэтому архитекторы стремятся гармонизировать пространство, расчленяя фасады домов, разбивая протяженные улицы на более мелкие отрезки, чтобы как-то зрительно приблизить их к человеку.
    «Пространство имеет множество самых различных характеристик: оно может быть длинным и коротким, высоким и низким, широким и узким и т.д. Пространство может быть замкнутым (ограниченным стенами, потолком), может быть замкнутым не полностью, как лоджия дома, например.   Зрительно ограничивать пространство могут не только стены, но и любые предметы – мебель в интерьере, деревья или скамьи в открытом пространстве. Они играют роль, воспринимаемых органами зрения рубежей. Человеческое сознание как бы складывает их и, опираясь на них, создает зрительные границы пространства.   
    Когда близко расположен перед глазами объект, он вызывает соответствующее этому, нервно-психическое состояние человека.
    Поэтому, находясь в замкнутом пространстве, человек по-разному относится к удаленным или, наоборот, близким от него предметам или плоскостям. Удлиненная форма помещения получает направленность вдоль своей продольной оси. Считается, что при соотношении сторон меньшем, чем 1:2, пространство статично. Когда же это соотношение больше чем 1:2, то пространство побуждает к передвижению вдоль помещения.   
    С другой стороны настроение человека зависит от того чем он занят в данный момент. Если он сидит на определенном месте, к примеру, читая или занимаясь рукоделием, то статическое пространство будет соответствовать его психическому состоянию. Человеку важно чувствовать прочную ориентацию в пространстве, ощущая его размеры и расстояние своего положения в этом пространстве. Ему хочется находиться как бы в четкой системе координат, хорошо чувствуя невидимые, находящиеся за его спиной предметы, расстояние до них. Ощущение стабильности усиливается криволинейными, выгнутыми очертаниями предметов сзади сидящего, а также близостью к стене.
    Если же человек двигается, при этом прибывает в удлиненном пространстве, человек будет испытывать на себе противоречивые чувства между формой пространства и родом своей деятельности, а в связи с этим и со своим состоянием неудовлетворенности и дискомфорта.
    Итак, предметный мир всегда воспринимается в той или иной пространственной среде, имеющей свои характеристики. Предметы и пространство связаны между собой не только практическим смыслом, но и общей выразительностью.   
    Пространство как бы экспонирует предметы, показывая их в определенном аспекте – на расстоянии, под каким-то углом, при определенном освещении, в соседстве с другими предметами.
    Связь формы предмета и формы пространства можно проследить более или менее зримо и в жилом интерьере, и в городском парке.     
    Если объединить понятие «среда» как обозначение окружающих человека условий его существования и деятельности и понятие «пространство» как обозначение объекта восприятия человеком пространственной составляющей этих условий, можно сделать вывод, что термином «пространственная среда» следует называть совокупность пространственно-предметных свойств и отношений окружающей среды, которая может иметь естественно-природный (лес, море, горы, степь, растения, животные и т.п.) или антропогенный (продукт человеческой деятельности) характер: городская среда, парковый ландшафт, архитектурная среда, виртуальная (пространство, представленное на экране компьютера) и т.д.   
    Выделяют следующие типы пространственной среды:
    – природная (естественный ландшафт, растения, животные);
    – антропогенная (городская, архитектурная, школьная, жилищная);
    – экологическая среда обитания (поставляет всем видам живых существ свой комплекс возможностей для их существования);
    – информационно-виртуальная, представленная на экране дисплея (компьютерные и видео-игры, интернет-среда, тренажеры). Ее суть содержится в том, что оператор, который работает с таким пространством, может за ним наблюдать, воспринимать и действовать в нем.
    Таким образом, создание гармонически слаженной предметной среды соединяет в себе две задачи: создание ансамбля предметов (мебели и станков, садовых скамей и детских аттракционов) и осмысление самого пространства (цеха, комнаты, парка и детской площадки).


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!