СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. РУССКИЙ СЕВЕР КАК МЕСТО ССЫЛКИ.. 5

2. ССЫЛКА И КАТОРГА НА СОЛОВКИ.. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 21

 


ВВЕДЕНИЕ

 

На всем протяжении русской истории практиковалась принудительная отправка государственной властью наших соотечественников — да и иностранных граждан — в отдаленные места для временного или пожизненного там пребывания.

Целью ссылки было удалить вредных в политическом отношении людей, а также наказать и исправить преступников.

В русском праве XVI в. упоминается «выбытие из земли вон». Это было выдворение из волости, посада или села; такое наказание определялось за ябедничество и за вторую татьбу.

К XVII столетию уже возникает относительно четкая дифференциация наказаний ссылкой.

Во-первых, ссылка в тюрьму; в основном для религиозных преступников и опальных.

Во-вторых, ссылка в посад (в город); для лиц непреступных.

В-третьих, ссылка в службу; имеются в виду разжалованные и посланные в другую местность на государственную службу.

В-четвертых, ссылка на пашню; ссылаемые в Сибирь наделялись землей и ссудой.

Как уголовное наказание ссылка впервые называется в указе 1582 г., определявшем за некоторые преступления торговую казнь с переводом в казаки — в окраинные города.

До Соборного уложения 1649 г. ссылка в основном применялась в отношении опальных бояр и не слишком опасных политических преступников.

Петр I ввел каторгу. Мысль о ней возникла в 1668 г. Слово каторга означает в греческом языке гребное судно, галеру. В России же сначала имелась в виду отдача на тяжелые принудительные работы по строительству портов и крепостей.

Каторгу разделяли на вечную и временную. Вечная назначалась вместо смертной казни и сопровождалась кнутом и клеймением. Каторжные работы и ссылка определялись за торговлю русской обувью с дегтем, за несанкционированное ношение русского платья и бороды, за один или два разбоя, «если смертоубийства не учинили», за продажу «нездорового какого харча и мертвечины».

Ссылки на поселение при Петре уже практически не существовало.
Елизавета Петровна отменила смертную казнь, взамен определив преступникам вечную каторгу. Применялись также вечная ссылка, ссылка на поселение, на житье. Последняя мера относилась к привилегированным лицам.

Первыми местами ссылки в России стали Архангельск, Устюг, Пустозерск, Симбирск, Уфа, Сибирь.

На Север стали ссылать рано. В 1560 г. при Иване Грозном был «удален» в Соловецкий монастырь влиятельный в Москве поп Сильвестр. Тогда-то, наверное, и стала соловецкая сторона местом ссылки.

Спустя сто лет в тех местах возникли новые ссыльные поселения: Пустозерский и Кольский остроги и Никольский Карельский монастырь — при впадении Северной Двины в Белое море.

Целью данной работы является изучение каторги и ссылки на Русском Севере.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- дать характеристику каторге и ссылке на Русский Север;

- рассмотреть ссылку и каторгу на Соловки.


РУССКИЙ СЕВЕР КАК МЕСТО ССЫЛКИ

 

Европейский Север России с давних пор являлся местом ссылки лиц, неугодных власти предержащим. Одним из первых политических ссыльных очевидно следует считать полумифического Даниила Заточника, автора "Моления" с берегов оз.Лача (XI-ХII в.). В последующие два столетия в письменных источниках встречаются лишь указания на удаления виновных: "выбити вон" или "выслати вон из волости". Примечательно, что чем более укреплялась пирамида государственной власти, тем больше ее противников обнаруживали себя у подножья пирамиды и на периферии, тем более жестокими становились наказания. Не случайно, что ко времени складывания централизованного государства относятся первые указания на высылку на Север именитых государственных преступников, таких как мать Василия II Темного великая княгиня Софья Витовтовна (1446 г.), видный деятель учения нестяжателей, игумен Троицкого монастыря Артемий (1554г.), член «Избранной рады», автор "Домостроя" протопопа Сильвестр (1560 г.), писатель и ратоборец Авраамий Палицын (1588 г.) [4,c.14].

Узаконение ссылки как дополнительной меры наказания относится к эпохе правления Ивана Грозного – времени укрепления мощного централизованного государства. Это было сделано дополнительным ко Второму Судебнику указом 12 марта 1582 г. В 1560 г. при Иване Грозном был «удален» в Соловецкий монастырь влиятельный в Москве поп Сильвестр. Тогда-то, наверное, и стала соловецкая сторона местом ссылки. Широко применял ссылку против своих соперников Борис Годунов. По его воле в северной ссылке оказались представители могущественного боярского рода Романовых: Александр (с.Луда), Василий (с.Яренск), Михаил (Пермь) и отец будущего царя Федор (Антониево-Сийский монастырь) Никитичи2. Наряду с высылкой "государственных преступников", с конца XVI в. в России стали широко применять массовую ссылку "на посад", "на службу", "на пашню", на монастырские работы. Число такого рода наказаний возросло после принятия Соборного Уложения 1649 г., регламентировавшего преступления, за которые полагалась ссылка. Главными политическими преступниками в это время стали участники разинского бунта, большинство из которых были отправлены на Кольский полуостров и в Пустозерск, да противники реформы Никона.

В XVI—XVII вв. туда высылали протопопа Аввакума, боярина Артамона Матвеева, убитого потом стрельцами в начале царствования Петра, князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи. Ссылка в то время воспринималась как нечто исключительное.

Жалуясь на свою жизнь, товарищ Аввакума священник Лазарь — пустозерский узник — пишет царю Алексею Михайловичу: «Хлеба дают нам по полутуру фунту на сутки да квасу нужное дают. Ей-ей, и псом больше сего пометают, а соли не дают, а одежишки нет же, ходим срамно и наго».

«Не постыдился бы я, — горевал Артамон Матвеев, — свидетель мне Господь Бог, именем его ходить и просить милостыню, да никто не подает и не может подать ради нужды. Жители гладом тают и умирают. Таем гладом, а хлеб привезли: мука, что отруби, и той не продают».
Жалуется князь Голицын: «Мучаем живот свой и скитаемся Христовым именем, всякою потребою обнищали и последние рубашки с себя проели. И помереть будет нам томною и голодною смертью» [5,c.110].

В XVIII же веке ссылка стала чуть ли не массовой. Люди самых разных сословий оказывались в диких местах, оплакивая вчерашнюю жизнь: вельможа и солдат, повар императрицы и монах...

На Севере в XVIII в. оказался князь Семен Щербатов, которого велено было «по именному его царского величества указу, бив кнутом, урезав язык и вырвав ноздри, послать в Архангельскую губернию в Пустоозеро».

Спустя год было разрешено приехать к нему жене княгине Пелагее с тремя крепостными людьми.

Канцелярия тайных розыскных дел определила в отдаленные северные края пожизненно князя Ефима Мещерского — «за показанные от него противности благочестию». Его предписывалось содержать строго, чтобы не вел он никаких разговоров о вере.

С воцарением Петра I, со временем правления которого начинается складывание абсолютизма в России, и, в частности, с принятием Указа 1703 г. политическая ссылка была фактически превращена в каторгу. Сравнительно мягкие наказания сменяются варварскими пытками, вырыванием ноздрей, отрезанием языков, заключением в чудовищных казематах.

Дочь Петра Великого Елизавета пошла на смягчение системы наказания, заменив (указами от 25 мая 1753 г. и 30 сентября 1754 г.) смертную казнь каторгой с клеймением. Соответственно часть бывших каторжан была переведена в категорию "ссыльных на житье", что послужило основанием для грандиозной по масштабам колонизации Сибири и прочих окраин империи. С началом пугачевских волнений Екатерина II (указом 30 ноября 1773 г.) вновь заменила ссылку каторжными работами на строительстве крепостей, отменив свое решение лишь после подавления крестьянской войны.

Север в "эпоху дворцовых переворотов" стал местом ссылки большого количества раскольников, лжедоносителей, читателей и авторов подметных писем, активных участников пугачевского бунта, равно как и видных дипломатов, царедворцев и даже членов императорской фамилии. Северная ссылка не пощадила ни фаворита царевны Софьи князя В.В.Голицына, ни генерал-фельдмаршала князя В.Л.Долгорукова, ни начальника Тайной канцелярии князя П.А.Толстого, ни вице-президента Синода архиепископа Феодосия, ни даже императрицу Анну Леопольдовну с мужем и детьми.

Наряду с высылкой еретиков, уголовников или попавших в немилость вельмож, на Север отправляются и тщательно охраняемые возки с идейными, пока одиночными, противниками абсолютистского правления, открыто призывавшими к борьбе царствующим домом. Под охраной гвардии на Север был доставлен Ростовский митрополит, член Синода Арсений Мациевский, уличенный в «хулах на матушку императрицу» Екатерину II, монах Авель, предсказавший смерть императоров, «шляхетский революционер» Иосиф Еленский, поплатившийся за свое свободомыслие Соловками.

Строгое упорядочение мер наказания, включая ссылку, стало возможным и необходимым в начале XIX в., на завершающем этапе складывания абсолютизма. Сначала Александр I в "Уставе графа Сперанского" предпринял попытку четкой регламентации ссыльных по профессиям, а затем Николай I - по месту поселения. Однако складывание либеральной оппозиции самодержавию отвергло эти попытки [4,c.16].

Оппозиционное движение вскоре обрело и организационные формы: сначала кружки, общества, союзы, а в конце XIX в. - и партии. Большую их часть отразила в своем составе северная ссылка. Вслед за одиночными противниками самодержавия по этапным трактам двинулись члены первых революционных организаций: декабристы С.Кашкин, А.Горожанский, И.Жуков, основатели революционного студенческого кружка братья В. и М.Критские, члены Кирилло-Мефодиевского общества, включая одного из его основателей Г.Андрузского. С высылкой на Север более 600 участников Польского восстания (1830-1831гг.) политическая ссылка на Европейский Север была узаконена официально. После второго Польского восстания 1863-1864 гг. еще около 980 его участников были отправлены в Архангельскую губернию.

С началом «разночинского этапа революционного движения» северная ссылка стала своеобразным срезом с оппозиционных течений и направлений политической жизни России. Плеяду разночинцев – «шестидесятников» в северной политической ссылке представляли организатор революционных студенческих кружков П.Г.Заичневский, основатель "Общества независимости Сибири" Н.М.Ядринцев, член «Земли и воли» А.Х.Христофоров, будущие видные ученые - участники революционных организаций П.С.Ефименко, В.В.Берви-Флеровский, П.П.Чубинский.

Северная ссылка отразила в своем составе и представителей большей части организаций движения «семидесятников»: от участников "хождения в народ", одним из организаторов которого был высланный на Север П.И.Войнаральский, до членов исполкома "Народной воли" М.Ф.Грачевского и В.Н.Фигнер. Десятки "ишутинцев" и "долгушинцев", "чайковцев" и "землевольцев" отбывали ссылку на Севере. На начало 1880-х гг. в Архангельской губернии находилось около 300 политссыльных – главным образом участников революционных разночинских кружков. Не менее полно северная ссылка отразила и революционные течения последующих лет. В ссылке на Севере оказались представители большинства организаций народников 80-90-х гг., включая члена организации "молодых милитаристов" А.Н.Ерофеева, участников покушения на Александра Третьего Д.В.Голубятникова и И.А.Дьякова, членов студенческих кружков А.В.Горячковского и С.-А.И.Гриневицкого. За каждым именем не просто строка в биографии поколения, за ним стоит, как правило, личность незаурядная.

Что, например, побудило выпускника частного пансиона, сына вполне обеспеченных родителей 16-летнего Каспара М.Турского (1847-1926) принять участие в Польском восстании 1863 г., за что оказаться в ссылке в Архангельской губернии, если не уже вполне сложившиеся убеждения и высокая гражданская ответственность? В 1869 г. он бежал в Италию, где вступил в армию Дж. Гарибальди. В качестве личного адъютанта полковника Е.Компанского воевал за Коммуну на баррикадах Парижа. Был дружен с С.Нечаевым. Вместе с П.Ткачевым возглавлял группу "Набат", издавая журнал с одноименным названием. В 1890-е гг. он вступил в Польскую социалистическую партию. В 1917 г. Каспар Турский - активный участник рево- люций в России. С началом советско-польской войны 1920 г. он безуспешно пытался попасть на фронт с тем, чтобы вступить в польскую армию. После войны эмигрировал из советской России, чтобы быть похороненным во Франции, за свободу которой проливал кровь…

С началом XX в. политическая ссылка приобрела еще более значительные масштабы. Причем численность представителей партий, организаций или кружков почти адекватно отражала активность той или иной политической группы. К 1905 г. в Архангельской губернии насчитывалось более 600 политссыльных, в числе которых до 30% - социал-демократы и бундовцы; около 10% - эсеры и 5% - члены польских революционных партий. Остальные - представители небольших националистических организаций или "политически неблагонадежные". В 1906-1910 гг. в Архангельской губернии было уже около 3000 политссыльных, в числе которых не более трети имели определенную партийную принадлежность, что также вполне отражало политические настроения в обществе. В последующие годы, вплоть до начала Первой мировой войны, численность ссыльных не превышала 500 человек. Значительную часть из них составляли наиболее активные участники революции 1905-1907 гг., имевшие максимальные сроки ссылки, и профессиональные революционеры. В их числе: известные социал-демократы Н.Бухарин, Н.Н.Гиммер-Суханов, В.П.Ногин, Г.И.Оппоков-Ломов, А.Н.Рыков; эсеры И.Арманд, Е.Бибергаль, В.Е.Каменев, Р.И.Рабинович, сестры Сомовы, С.Равич (О.Карпинская), видные представители национальных партий Э.Ашбель и Я.Росол.

С началом Первой мировой войны высылка на Север практически была прекращена, а после Февральской революции отменена указом Временного правительства 26 апреля 1917 г. [4,c.20]

Советская власть восстановила политическую ссылку, закрепив ее юридически в статьях 32, 46, 49, 58 и 70 Уголовного Кодекса РСФСР, принятого в 1922 г. В условиях тоталитарного режима масштабы ссылки максимально возросли. Была ужесточена вся ее система, что влекло за собой частое стирание границ между ссылкой и каторгой. Уже в первые годы советской власти в России создаются концентрационные лагеря, наиболее известным среди которых стал Холмогорский. К середине 1930х их было уже семь, не считая десятков лагерных подразделений по всему Северу. К 1939 г., ко времени завершения строительства социализма, в них содержалось свыше 93 тысяч заключенных.

Не менее интенсивно с началом "развернутого строительства социализма" росла и численность ссыльных. На 1 августа 1930 г. в Северный край было доставлено 122 тысяч спецпереселенцев - главным образом "раскулаченных" зажиточных крестьян. В последующие годы их численность возросла более, чем вдвое. Только в Архангельской области в 1938 г. проживало до 50 тысяч спецпереселенцев. Наряду с "раскулаченными", северную ссылку пополняли представители других социальных слоев общества, в первую очередь интеллигенции. В разные годы на Архангельский Север были высланы ученые Б.Л.Розинг, Н.Я.Новомбергский, В.Ф. Войно-Ясенецкий, Л.М.Чичагов, Г.О.Гордон; композиторы П.Ф.Кольцов, И.С.Ключников, Ф.В.Кибальчич, поэты А.А.Золотарев, Е.И.Ярославская-Макрон, скульптор А.С.Комелева, художники Н.А.Фурсей, О.Э.Браз, писатели П.А.Бляхин, Г.И.Серебрякова, О.В.Волков, артисты В.Я.Дворжецкий, А.С.Курбас, литераторы И.Л.Солоневич, А.Н.Попов Не миновала сия участь и представителей высшей советской номенклатуры. Несколько лет провели в Кулойлаге жены И.П.Уборевича и М.Н.Тухачевского. Банщиком первого лазарета этого лагеря был будущий маршал К.К.Рокоссовский.

С усилением централизации сталинского государства, расширением его территорий на Запад в северную ссылку отправляются десятки тысяч «неблагонадежных» прибалтийцев, молдаван, поляков, украинцев и белорусов, проживавших на вновь обретенных землях. Только в 1940 г. архангельскую ссылку пополнило более 50 тысяч поляков, оказавшихся с началом Второй мировой войны в советской зоне оккупации. После подписания 30 июля 1941 г. советско-польского соглашения большинство из них были амнистированы и отбыли на южный и западный фронты с армией Андерса. Новая волна переселенцев захлестнула Север в 40-е годы с принятием постановлений ГКО и СНК о трудмобилизациях. Тысячи немцев Поволжья, крымских татар, жителей нечерноземных областей СССР были отправлены на Север в качестве спецпереселенцев для работы на предприятиях и в колхозах. В начале 1950-х гг. большинству из них было разрешено вернуться к первоначальному месту жительства. На 1 января 1953 г. в Архангельской области проживало около 17 тысяч спецпереселенцев.

Относительная демократизация, начавшаяся в СССР после смерти Сталина, обусловила определенное смягчение системы политссылки. С принятием 27 октября 1960 г. новой редакции Уголовного Кодекса РСФСР ссылка осуществлялась в основном по статьям 58, 74, 78 и 190, что, впрочем, не исключало применение и других статей УК РСФСР в отношении "политически неблагонадежных". Так, известный поэт И.Бродский отбывал ссылку в Архангельской области по статье "за тунеядство" [4,c.22].

С началом "перестройки" в конце 1980х - начале 1990х система политссылки была формально ликвидирована.

 

ССЫЛКА И КАТОРГА НА СОЛОВКИ

 

Тюрьма, устроенная в монастыре по злой воле Ивана Грозного, не утратила своего значения при Иосифе Сталине. «Железной рукой загоняя человечество к счастью», красные россияне, вытеснив из Архангельска в феврале 1920 года россиян белых, продолжили историю заключения в Соловки. Трагедия соловецкого монашества обернулась трагедией России. Едва открылась навигация, как стараниями сподвижника Ленина Михаила Кедрова в Соловецком монастыре был устроен концентрационный лагерь для военнопленных Гражданской войны. Этот лагерь, отражая усиление репрессий государства против своих граждан, перерос в СЛОН — Соловецкие лагеря особого назначения ОГПУ. Седьмого июня 1923 года пароход «Печора» доставил в Соловки новых узников — активистов политических партий, недавних союзников большевиков по борьбе за власть.

Термин «лагеря особого назначения» подразумевал, что Соловки априори предназначались не для людей, совершивших преступления. Явных врагов большевики обычно уничтожали сразу. Соловецкие лагеря предопределялись в первую очередь для людей сомнительных, представлявших потенциальную угрозу для советской власти самим фактом своего существования, социально чуждых пролетариям по происхождению и воспитанию [1,c.116].

Жертвами классовой борьбы во внесудебном порядке стали юристы, знавшие основы классического римского права с его презумпцией невиновности. Правоведов загоняли в Соловки, чтобы не мешали работать советским «судам революционной целесообразности». В лагеря попадали историки, знатоки классической истории, которую большевики перекраивали в угоду политической конъюнктуре. За колючую проволоку отправляли филологов — критиков новых советских правил правописания; офицеров, способных участвовать в восстаниях; священнослужителей всех конфессий — носителей идеологий, чуждых большевикам.

Социально чуждые «штрафного разряда», объявленные опасными для своего народа, представляли собой элиту страны. В Соловках элита попадала во власть социально близких мерзавцев, сосланных в лагеря за служебные и уголовные преступления. По воле ОГПУ «лучшая часть заключенных из партийцев и чекистов» давала письменные обязательства «не смешиваться с остальной массой заключенных и до самой смерти блюсти секретность обстоятельств лагерной жизни». Принятые в «самоохрану» получали фуражки с кокардами «СЛОН». Им полагалось огнестрельное оружие, военное обмундирование и красноармейский продовольственный паек. Привилегированные штрафники квартировали в Девятой роте, которую в Соловках презрительно называли «Лягавой ротой». ОГПУ такая лагерная селекция казалась целесообразной экономически (заключенные охраняли заключенных) и правильной идеологически (социально близкие властвовали над социально чуждыми). Классовый подход при разделении узников на категории стимулировал надсмотрщиков к особому рвению. Им как бы давался шанс доказать свою преданность пролетариату и получить досрочное освобождение.

Вот что пишет Жак Росси, автор «Справочника по ГУЛАГу»: «Нормальными явлениями были:

а) избиение, иногда до смерти, часто без повода;

б) морение голодом и холодом, иногда до смерти;

в) индивидуальное и групповое изнасилование заключенных женщин;

г) выставление на комарики летом, а зимою — обливание водой под открытым небом;

д) забивание насмерть пойманных беглецов, причем изуродованное тело бросали на несколько дней у ворот лагеря (это стало общесоветской практикой» [1,c.118].

Хотя и делалось все это не по указке ОГПУ, но все же служило преследуемой им цели: психически сломить заключенных, чтобы превратить их в безвольную, покорную массу «человеческого материала».

На Соловецком архипелаге советская концлагерная система искала свое лицо. Там, как на опытном полигоне, отрабатывалась не только организация охраны, но и формировался порядок лагерного быта. На островах, по свидетельству В. Шаламова, обрел право на жизнь «общенародной стандарт — бараки на двести пятьдесят мест двухъярусной соловецкой системы с уборными на восемь очков в ряд». Опытным путем в Соловках определялись нормы питания, способы использования принудительного труда, техника расстрелов и технология захоронения тел.

Одновременно на лагерной «фабрике людей» формировалось новое советское мировоззрение, включающее в себя стирание старой коллективной памяти и подмену ее новыми мифами. Внутри лагерная пресса, лагерные театры и музей считались проводниками коммунистической идеологии. Процесс разрушения старого мира включал в себя вдалбливание новых нравственных ориентиров, смену географических названий, а также подмену устоявшихся традиций, праздников и ритуалов. Советская власть формировала новый пантеон героев, включая обожествление политических вождей. Важной идеологической задачей пропаганды считалось умение создать образ врага и мобилизовать усилия общества на борьбу с новыми и новыми врагами.

Тюремные Соловки являлись «кузницей кадров» и «школой передового опыта» для будущих концлагерей двадцатого столетия. Лозунг «Через труд — к освобождению» впервые появился не в Освенциме, а на Никольских воротах Соловецкого кремля. Приоритет в создании газовых камер для убийства людей вполне мог бы принадлежать Советской стране. На Соловках уже были созданы запасы отравляющего вещества хлорпикрина, но доктор Николай Жилов, из лагерной санчасти, на свой страх и риск уничтожил этот газ, он якобы израсходовал его для дезинфекции одежды каторжан в вошебойках во время эпидемии тифа в 1929 году.

Большевики сделали все, чтобы превратить понятие «Соловки» в слово-пугало, в символ государственного беспредела. Когда сотрудники ГПУ расстреливали людей во внесудебном порядке где-нибудь в Сибири, то родственникам убитых устно сообщали: «Отправлен на Соловки».

История лагерей вновь подтвердила монастырскую присказку «Сегодня в Соловках — завтра в России». Не случайно кто-то из разжалованных правоверных ленинцев перед смертью постиг опережающий смысл явлений, происходящих на Соловецком архипелаге. Он, прячась под нарами, нацарапал почти на уровне пола предупреждение своим бывшим коллегам: «Товарищи!... Соловки — это школа, ведущая нас на путь к рецидиву и бандитизму!» Эту надпись в алтаре храма Вознесения на Секирной горе, конечно, замазали, но спустя годы краска осыпалась, текст проявился, а предсказание сбылось в масштабах страны.

Соловки, быстро истощив природные ресурсы архипелага — его древние леса, двинулись на континент, репродуцируя себя сетью филиалов на материке. Соловецкий кремль, как и во времена становления крепостничества, вновь превратился в столицу государства в государстве. Это государство имело свою армию и флот, свой суд, свои денежные знаки, свою почтовую службу, свою прессу и цензуру. Продукция лагерных предприятий, отправляемая на материк, именовалась «соловецким экспортом» [1,c.12].

При Сталине контингент узников значительно расширился, включив в себя новые социальные слои населения. Заключенных перевели на самоокупаемость и ввели «шкалу питания». «Ударников», перевыполнявших нормы, одаривали грамотой и премиальными картофельными пирожками. Портреты героев принудительного труда вывешивали на Доске почета. Сталин на заседании Политбюро даже предложил награждать зэков орденами, но не выпуская их из лагеря, «чтобы на свободе они опять не испортились».

Арестанты, не способные к тяжелому физическому труду, оказались обреченными на смерть от истощения. Лагерные библиотеки и театры, «камерные оркестры» и «шахматные» (так!) турниры исчезли достаточно быстро. Борьба за физическое выживание поглотила фиговые листочки культуры. Исправительные учреждения на деле оказались истребительными. Известен ответ наркома Ежова на вопрос начальника Оренбургского УНКВД Успенского, что делать с пожилыми заключенными: «Расстреливать».

По чекистскому набору попал в лагеря талантливый геолог Николай Кольцов, арестованный в 1931 году якобы за антисоветскую агитацию. В зоне он руководил изысканиями при строительстве Молотовска (Северодвинска). В 1936 году Кольцов, занимаясь поиском соляных источников, произвел анализ вулканических пород из глубоких шурфов и высказал предположение о наличии алмазов на юго-востоке Беломорья. Николай Федорович, опередивший своих коллег на сорок лет, погиб в 1939 году. Еще раньше палачи расстреляли другого соловчанина — гениального инженера Леонида Курчевского, автора идеи использования приливно-отливных течений для получения электроэнергии.

Самым массовым промыслом лагерей ОГПУ оказалась продажа леса за границу. Лозунг тех лет — «Сосна пахнет валютой!» Используя принудительный труд соловецких заключенных, Советский Союз стремился вытеснить Норвегию, Швецию и другие страны с мирового рынка пиломатериалов за счет крайне низких, демпинговых, цен на свою продукцию. Эксплуатация рабсилы на лесозаготовках была беспрецедентной.

В 1937—1938 годах по разнарядке из Москвы были расстреляны 1800 заключенных. Палачи заводили узников в помещение, оглушали их ударом березовой палицы по голове, раздевали и связывали проволокой. Затем людей везли к ямам, выкладывали по пять тел в ряд, убивали выстрелами в голову, а помощники в это время подтаскивали к ямам следующих.

В 1937 году череда преображений завершилась реорганизацией Соловецких лагерей в образцовую Соловецкую тюрьму с отделениями в Кремле, в Савватиево и на Муксалме. Коридорная система монашеских корпусов XIX века такому преобразованию весьма способствовала — значительных переделок не потребовалось. Тюрьма не входила в систему ГУЛАГа и официально не носила звонкой аббревиатуры СТОН, то есть Соловецкая тюрьма особого назначения, хотя отозвалась стоном в памяти узников, которым удалось ее пережить. Тюрьма отличалась чрезвычайно немилосердным внутренним распорядком, тяжелейшим для заключенных и для надзирателей [1,c.123].

Академик Александр Баев вспоминал, что Соловецкая тюрьма превосходила по своей бессмысленной азиатской жестокости все, что ему приходилось видеть за восемнадцать лет скитания по лагерям и тюрьмам. Абсолютная секретность. Вместо имен у узников — номера. Контроль — ежеминутно. Свет — постоянно. Руки и лицо должны быть на виду у надзирателя даже ночью, даже в туалете. По камере перемещаться беззвучно. К окну не подходить. Во время прогулки смотреть на пятки впереди идущего, кашлять нельзя, голову поднимать запрещено! Писем и фотографий в камере иметь нельзя. Письма или заявления узникам разрешалось писать по особому расписанию, вместо ручки давался только карандашный грифель, оправу для которого зэки научились лепить из хлебного мякиша. За любые нарушения распорядка дня следовало помещение зэка в холодный карцер. Два карцерных срока обычно заканчивались смертью.

Приказом НКВД СССР от 2 февраля 1939 года и Постановлением СНК СССР от 1 декабря 1939 года СТОН был закрыт.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                                  

На север ссылать начали еще при Иване Грозном. Так, например, в 1560 г. в Соловецкий монастырь был сослан влиятельный в Москве поп Сильвестр. Спустя сто лет на севере возникают новые ссыльные поселения: Пустозерский и Кольский остроги, Никольский Карельский монастырь. Но ссылка в то время воспринималась как нечто исключительное и достаточно редкое. Но уже в XVIII в. ссылка стала чуть ли не массовой. Люди самых разных сословий оказывались сосланными в дикие места – князья, бояре, солдаты, монахи и т.д.

Довольно часто в северную ссылку попадали лица, имевшие духовный сан. Предполагалось, что вдали от мира, среди суровой природы, они раскаются в своих заблуждениях, очистятся. Одним из первых таких ссыльных был вице-президент Синода, новгородский архиепископ и архимандрит Феодосий. С Феодосия сняли архиерейский сан, и было велено его расстричь.

В конце XIX — начале XX в. ссыльные на Север определялись на жительство в основном в уездные города. Средством к существованию должно было служить пособие, отпускаемое казной. Ссыльные к физической работе способны обычно не были, никакого ремесла не знали. Что было делать, например, в Мезени или Пинеге столичным мошенникам?

Что касается политических ссыльных, то нелишне будет привести строки из отчета архангельского губернатора: «И из опыта прошлых лет, и из моих личных наблюдений я пришел к убеждению, что административная ссылка по политическим причинам гораздо скорее может еще более испортить и характер, и направление человека, чем поставить его на истинный путь. Переход от обеспеченной вполне жизни к скудному существованию, от жизни в обществе к полнейшему отсутствию такового, от более или менее деятельной жизни к вынужденному бездействию производит настолько губительное влияние, что нередко стали попадаться между политическими ссыльными случаи помешательства, попыток к самоубийству и даже самоубийства.

Всё это является прямым результатом тех ненормальных условий, в которые ставит развитую в умственном отношении личность ссылка. Не было еще случая, чтобы человек, заподозренный в политической неблагонадежности, на основании действительно веских данных и сосланный административным порядком, вышел из нее примиренным с правительством, отказавшимся от своих заблуждений, полезным членом общества и верным слугой престола.

Зато вообще нередко случается, что человек, попавший в ссылку, вследствие недоразумения или административной ошибки, уже здесь, на месте, под влиянием частью личного озлобления, частью вследствие столкновения с действительно противоправительственными деятелями и сам сделался неблагонадежным в политическом отношении.

В человеке, зараженном антигосударственными идеями, ссылка всей своей обстановкой способна только усилить это заражение, обострить его, из идейного сделать практическим, то есть крайне опасным. Как бы ссылка ни была обставлена с внешней стороны, она всегда вселяет в ссылаемого непреодолимую идею об административном произволе и уже одно это служит препятствием к достижению какого бы то ни было исправления».

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. История сталинского Гулага. Конец 1920-х – первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7 томах / Т. 2. Карательная система: структура и кадры / Отв. ред. и сост. Н. В. Петров; отв. сост. Н.И. Владимирцев. — М: РОССПЭН, 2004. — 696 с.

2. Из истории политической ссылки на Европейский Север (XVIII - начало XX в.) : [сб. ст.] / [отв. ред. : Фруменков Г. Г.]. - Вологда, 1978. - 105 с.

3. Ильинский М. В. Архангельская ссылка / М. В. Ильинский ; [предисл. С. Шабалов]. – М., 2009. - 266 с.

4. Каторга и ссылка на Севере России / [Сост. и науч. ред. М.Н.Супрун] ; Помор. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова; Помор. науч. фонд. — СПб.; Архангельск, 2004. – 258 с.

5. Рощевская Л. П. История политических репрессий в царской России : учеб. пособие: для студентов вузов, обучающихся по специальности 030401 "История" и направлению 030400 "История" / Л. П. Рощевская. - Сыктывкар, 2008. - 138 с.

6. Смирнова М. А. Каторга и ссылка на Русском Севере XII - XX вв. : (Библиография) / М. А. Смирнова // Каторга и ссылка на Севере России. - 2006. - Т. 2. - С. 371 - 389.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!