Определение понятия почтовых марок



    Начать наше исследование следует с определения  значения термина «марка». В словаре русского языка С.И. Ожегова приводится определение, в котором говорится, что марка – это «знак оплаты почтовых и некоторых других сборов в виде маленькой, обычно четырехугольной бумажки с изображениями и обозначением цены».[15] Аналогичное определение встречаем в словаре Кирилла и Мефодия - «Марка - знак оплаты почтовых и некоторых других сборов в виде маленькой, обычно четырехугольной бумажки с изображением кого-чего-н. и указанием цены».[16]

    Марка (почтовая) – знак оплаты почтового сбора за пересылку и доставку почтовых отправлений. Такое определение даёт «Большой филателистический словарь» под редакцией Н.И. Владинца и В.А. Якобса.[17] 

    В энциклопедии «Хочу всё знать» говорится, что марка – это «кусочек бумаги, на одну сторону которого нанесено изображение, а на другую слой клея. Почтовые марки наклеиваются на конверты и бандероли. Купить марку можно в любом отделении связи. Каждое государство выпускает только свои собственные марки, которые часто становятся предметом коллекционирования».[18]

    Итак, почтовая марка — знак, свидетельствующий об оплате почтовых услуг, прежде всего пересылки и доставки корреспонденции. Марки выпускаются почтовыми ведомствами в виде бумажных полосок, предназначенных для наклеивания на конверты и содержащих напечатанный текст и изображения. Служат для облегчения уплаты сборов за совершаемую по почте пересылку предметов. Обычно, на марках указывается государственная принадлежность почтовой службы, номинал стоимости оплаченной услуги, печатаются декоративные элементы. Почтовая марка имеет свои элементы.[19]

    Ни для кого не секрет, что почтовые марки являются также предметом коллекционирования (филателии). Филателия – область коллекционирования, а также исследования знаков почтовой оплаты, к которым причисляют марки, этикетки, ярлыки, а также разнообразные почтовые штемпели, конверты, почтовые карточки и открытки с данными знаками, независимо от того напечатаны они либо наклеены[20].

Появление почтовой марки и филателии

    Вплоть до XIX века почтовых марок не существовало, первая появилась в Великобритании 1 мая 1840 года[21]. В 1837 г. Роуленд Хилл выпустил памятную записку «Реформа почтового дела, ее значение и осуществимость», где выдвинул идею единообразного почтового тарифа, уплачиваемого отправителем.[22] В проекте упоминалось о почтовой марке. Потребовалось три года, прежде чем проект был принят. На конкурс рисунка почтовой марки были представлены сотни эскизов. Лучшим считали эскиз самого Р. Хилла. Он не был художником, а просто очертил по медали портрет юной королевы Виктории. Поэтому несовершенному эскизу нарисовали портрет, выгравированный затем на стали. Так появилась первая в мире почтовая марка достоинством в один пенни, отпечатанная чёрной краской и известная как «чёрный пенни».[23]

    До сих пор не решен вопрос, кому первому пришла мысль о почтовой марке с клеем на обороте. С 1834 г. по 1838 г. Джемс Чалмерс, английский книготорговец и издатель, разрабатывал идею наклеиваемой почтовой марки. Он изготовил проекты знаков почтовой оплаты.[24]

    Еще один человек претендует на славу. Это австрийский чиновник, словенец по происхождению, Ловренц Кошир. Ещё в 1836 г. он предложил оплачивать предварительно почтовый сбор с помощью наклеиваемых почтовых марок. Предложение не было принято[25].

    Мы остановимся все-таки на том, что ввел почтовую марку в оборот  Роуленд Хилл. Введение марок сразу же сказалось на росте почтового сообщения. Если в 1839 г. в Англии было отправлено около 75 миллионов писем, то в 1840 г. их стало уже 168 миллионов.  Выпуск собственных почтовых марок наладили многие государства — их издавали в 60 странах на разных континентах планеты. Хронологию появления почтовых марок в разных странах мы можем проследить, ознакомившись с диаграммой в приложении[26].

    Собирание почтовых марок началось практически сразу после их появления в 40-х годах XIX века. Однако зарождение именно коллекционирования знаков почтовой оплаты относят к 1850-м г.г. Первым филателистом считается парижский гравёр Мансен, в 1855 году продавший свою коллекцию, содержавшую почти все выпущенные к тому времени почтовые марки[27].

    Сам термин «филателия» впервые был введен французским коллекционером Ж.Эрпеном в статье, опубликованной в 1864 г. журналом «Коллекционер почтовых марок». Термин образован от греческих слов phileo – люблю, друг и ateleia – освобождение от оплаты, пошлины, сбора, и можно перевести как любовь к знакам почтовой оплаты. Коллекционированием и изучением знаков почтовой оплаты (без изучения нет серьёзной филателии) занимались и занимаются многие миллионы людей во всем мире.      Филателия — это увлечение на всю жизнь.

Глава II. «Исчезнувшие»

    Переходя к практической части, стоит обосновать свой выбор марок, представленных в работе. Среди огромного количества марок, несущих на себе историю событий, историю искусств, мы выбрали несколько марок, объединили их в одну тему - «исчезнувшие». Это люди, цивилизации и страны, которые безвозвратно исчезли, остались только в памяти, в литературе и на почтовых марках. Это марки, посвященные древнеегипетской цивилизации, а именно ученому Шампольону, который сумел прочесть египетские иероглифы. В пятом классе на уроках истории мы изучаем цивилизацию Древний Египет, данная тема меня очень заинтересовала, и захотелось продолжить более подробное ее изучение. Этому посвящена первая часть главы. 

    Книга современного норвежского писателя Бьерна Берге «Исчезнувшие страны» подогрела мой интерес к изучение марок изображающих страны, которых давно не существует на карте мира. Поэтому вторая часть главы нашей работы посвящена изучению марок Юга России и Тувинской Народной Республики.

    И, наконец, третья часть главы представит информацию о И.В.Панфилове и его знаменитой дивизии, по материалам марок, посвященных их подвигу. Иван Васильевич Панфилов был выпускником школы № 3 г. Петровска Саратовской области, в которой я сегодня обучаюсь,  и которая с гордостью носит его имя.

 

Исчезнувшая цивилизация.

Тайна египетских иероглифов

    Объектом нашего изучения стала марка, выпущенная Французской Республикой в 1972 г. в честь 150летия открытия загадки египетской письменности – иероглифов.[28]  Марка прямоугольной формы, на ней в овале представлен портрет ученого в окружении древнеегипетских иероглифов. Под портретным изображением мы видим дату 1822 г. и надпись – «дешифровка иероглифов», а так же на марке написано имя того, кто их расшифровал – Жан-Франсуа Шампольон. Этих знаний нам становится недостаточно и мы обращаемся к литературе. Слово «иероглиф» - обозначение письменности древних египтян – происходит из греческого языка и означает «священные надписи». Иероглифическая письменность состоит из нескольких сотен графических символов. Некоторые из этих знаков передают целое слово, другие же – отдельные буквы или буквенные сочетания.[29] Мы продолжили изучать тему Древнего Египта в научно-популярной литературе.

    Древний Египет – одна из наиболее значительных цивилизаций мира. Причиной тому является его местоположение в плодородной долине Нила, реки без которой бы не существовало Царства фараонов. [30]Это страна, в которой были развиты земледелие, медицина, система образования, ювелирное искусство, письменность. История Древнего Египта представлена большим количеством интересных фактов и загадок. Мало найдётся в мире памятников исчезнувших цивилизаций, которые были бы столь окутаны тайной, как египетские пирамиды и египетские иероглифы.

    Многие века египетская письменность оставалась неразгаданной. Языковеды и историки склоняются к мысли, что наиболее ранние письменные тексты появились в Египте пять тысяч лет назад. Обнаружены древние памятники письменности были достаточно давно, но длительное время тексты не поддавались расшифровке. Только два столетия назад были прочитаны первые из дошедших до современников иероглифов. Раскрыть тайну египетских иероглифов сумел французский учёный и языковед Жан Франсуа Шампольон [31]. Он был разностороннее образованным и одаренным исследователем, знавшим несколько современных и древних языков. Еще в раннем возрасте Шампольон задумался над тем, можно ли найти ключ к разгадке таинственных знаков, составлявших египетскую письменность. В распоряжении пытливого исследователя была массивная каменная плита с выбитыми на ней письменами, которую в конце XVIII века обнаружили французские солдаты вблизи египетского города под названием Розетта. Так называемый «розеттский камень» был вывезен как трофей, стал экспонатом Британского музея.[32] В начале XIX века копия каменной плиты с иероглифами была доставлена в столицу Франции.

    Шампольон приступил к изучению письменного памятника и установил, что нижняя часть текста была выполнена греческими буквами. Имея представление о древнегреческом языке, ученый без особого труда восстановил эту часть надписи. Над греческим текстом имелись значки в виде крючков, черточек, дуг и прочих замысловатых символов. Еще выше располагались изображения фигур, людей и животных в сочетании с бытовыми предметами. Шампольон пришел к выводу, что первая часть текста была более поздней египетской скорописью, а верхняя представляла собой собственно иероглифы, которые составляли древнеегипетскую письменность. После долгих поисков и мучительных раздумий он предположил, что египтяне в древности употребляли знаки, несущие смысловую нагрузку, одновременно с буквами. Буквы он искал в именах собственных, которые уже знал по греческому тексту. Работа шла очень медленно. Составляя одно слово за другим, исследователь понемногу научился читать древние иероглифы.        

    В сентябре 1822 года, спустя пару недель после своего открытия, Шампольон выступил в Парижской академии с сенсационным докладом, представив дешифровку египетских иероглифов. Через некоторое время ученому удалось узнать содержание и других древнеегипетских текстов, которые содержали песни и магические заклинания. Именно в эти годы зародилась новая наука – египтология. Шампольона по праву стали считать первым египтологом – историком, специализирующимся на изучении истории Древнего Египта. [33] Однако, в самый разгар своей исследовательской работы сорокадвухлетний ученый скончался в марте 1832 года. Но благодаря ему голос Древнего Египта вновь властно зазвучал над миром. Описать все, что дала миру древнеегипетская цивилизация, и оценить в полной мере ее культурное наследие невозможно будет, наверное, никогда. Время египетской цивилизации соприкасается с вечностью[34].


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!