Гусли в спектаклях Народного Дома, лекторской и концертно-художественной практике Н.И. Привалова



 

Деятельность Привалова по пропаганде гуслей была бы представлена не полно, если бы мы не рассмотрели одну из её сторон – внедрение этого инструмента помимо концертно-художественной и лекторской практики, в театральные спектакли. Совершенно особую роль гуслей – древнейшего музыкального инструмента славян – видел Привалов, используя их колорит в народных пьесах-спектаклях, пьесах-былинах, в сценическом оркестре, где он всегда находил место гуслям. При постановке его оперы «На Волге» в декабре 1902 г. на сцене Народного Дома он ввел в свой Великорусский оркестр гусли звончатые.

Новые инструментальные и тембровые возможности «хора гусляров» О.У. Смоленского Н.И. Привалов изобретательно по композиционной драматургии и инструментовке использует в музыкальном сопровождении Драматической панорамы в 5-ти действиях и 14 картинах А.Д. Львовой «Князь Олег Вещий». К спектаклю для сцены Народного Дома Н. Привалов написал музыку с особым народным колоритом, включив туда известные и найденные им народные мотивы и танцы, которые исполнил ансамбль гусляров, дополненный жалейками, свирелями, бубнами и ложками.

Еще более широкое использование возможностей народных инструментов было найдено в пьесе «Скоморохова жена», где Привалов выступает как автор и композитор (режиссер спектакля А.Я. Алексеев). По жанру эта пьеса была определена как Комедия бытовых нравов конца XVII столетия, в 4-х действиях, с пением и плясками. Музыкальный пролог - увертюру к спектаклю исполнял ансамбль гусляров. А в двадцати музыкальных номерах, написанных Н. Приваловым, участвовали хор и балет. Для этого грандиозного музыкального сопровождения он привлек Великорусский оркестр музыкальных классов из 50 чел., и хор под руководством И.А. Смолина.

К подобному разряду пьес можно отнести и Драматическую былину «Илья Муромец», которая была составлена Н.И. Приваловым из текстов народных сказаний и песен на основе изучения памятников народного эпоса. Музыка Н.И. Привалова написана на состав симфонического оркестра, а также включала вокальные номера в сопровождении ансамбля гусляров. Особенно удались композитору – хор крестьян и калик-перехожих, плясовая с ложками, песни гусляров. Былина была поставлена в театре Попечительства о народной трезвости на сцене Таврического сада летом 1908 г., а затем на сцене Народного Дома.

Сочетание инструментов струнной группы симфонического оркестра (в оркестровке композитора И.В. Лабинского) с великорусским оркестром и ансамблем гусляров при всей своей необычности замысла оказалось весьма удачным и в его следующей работе: музыке к пьесе-сказке кн.
Д.П. Голицына-Муравлина «Кащей» (реж. А.Я. Алексеев). Премьера спектакля состоялась в сентябре 1909 года на сцене Народного Дома. Это был его несомненный успех как композитора: «Приваловым, – сообщает «Театральный день»[74], – для “Кащея” написана музыка красивая, стильная. Этой музыки так много, что она составляет как бы небольшую пьесу, особенно красив пролог 1 акта и хор духов, “Колыбельная песня”. «В музыкальных отрывках чувствуется верная передача мыслей автора пьесы и знание нашей старинной музыки и художественного песнетворчества русского народа», – соглашается с ним музыкальный критик газеты «Россия»[75]. «Прекрасную музыку к пьесе написал Н.И. Привалов, знаток нашей древнерусской музыки», – констатирует рецензент газеты «Свет»[76].

Популярным в те годы танцевальным номерам, которые шли в концертных программах, Привалов нашёл место и в постановке былины. На русскую пляску под гусли ансамбля Смоленского был приглашен народный плясун по действию пьесы – «скоморох» А.П. Александров. И в этот раз постановка имела большой успех и выдержала шесть представлений.

Впечатляет и множественность его научных сообщений и лекций, где он особое место отводит гуслям. Начиная с его выступления в январе 1902 г. в Русском собрании, это и его лекция 10 апреля 1904 г. в Русском Археологическом обществе, которая заинтересовала многих и на ней присутствовал сам В.В. Андреев. Она была с музыкальными иллюстрациями Хора гусляров О. Смоленского. В эти годы научный мир оценил его труды и из газет мы узнаем об избрании Привалова Действительным членом Русского Археологического общества[77]. Особо значимо и его выступление 16 сентября 1907 г. с лекцией «Русская народная музыка, её развитие, русские народные инструменты: историческая судьба. Русские песни, духовное пение и вообще очерк народного русского музыкального творчества» с выступлением Хора жалейщиков и гусляров О.У. Смоленского.

К этому времени Привалов уже известный коллекционер музыкальных инструментов, исследователь и просветитель. 27 мая 1908 г. на квартире
Н.И. Привалова собрались любители народной музыки. Был заслушан доклад известного фольклориста С.Г. Рыбакова, посвященный музыкально-песенному творчеству башкир и татар. Среди слушателей были В.В. Андреев и Н.Ф. Финдейзен. Привалов демонстрировал свою коллекцию древних музыкальных инструментов, в которой особое место уделялось гуслям.

Прошли годы, квартиру Н.И. Привалова уже называют «музыкальным музеем» и 21 июня 1918 г. здесь проходит 1-ый интимный вечер красивой жизни и Привалов делает сообщение «Красота Средневековой музыки». В разнообразной коллекции музыкальных инструментов и нотных сборников у Привалова находилась старинная рукописная «Новейшая полная школа и самоучитель для гуслей» Ф. Кушенова-Дмитриевского, для любителей игры на столообразных хроматических гуслях, изданная в Петербурге в 1808 г., и случайно найденная им у букинистов.

Представляют интерес лекции Привалова «О старинной русской музыке» у Великого Князя Константина Константиновича осенью 1908 г. во дворце в Павловске и 7 ноября 1908 г. в Императорском Географическом обществе «Историческая эволюция русской народной песни и музыкальных инструментов», с гуслярами и жалейками О.У. Смоленского. А 19 декабря 1910 г. в Музыкально-историческом обществе имени гр. А.Д. Шереметьева Н.И. Привалов прочел лекцию «История русских народных инструментов», где подробно представил картину развития гуслей разного типа с древнейших времен:

1. Типы русских гуслей с XII столетия (греческий псалтырь).

2. Поздняя форма с XVIII в. (Западно-европейский псалтырь).

3. Гусельники и цимбальщики при дворах русских царей.

В музыкальных иллюстрациях, помимо О.У. Смоленского, приняли участие и другие исполнители, такие как псковские гусляры Федот Артамонов и Н.И. Голосов, которые представили гусли: «псалтырь греческий», «псалтырь немецкий» (хроматического строя), исполняли пьесы на свирелях и жалейках с гуслями. По наблюдениям в народе Н.И. Привалов под гусли поставил мимическую интермедию древнерусских скоморохов.

Упомянем и лекции 27 февраля 1911 г. «Старинные песни и обрядовые игрища», а также «Уголок русской деревни» - 3 января 1912 года в Малом зале консерватории, где гусляры Смоленского и народный певец
В.К. Константинов выступили в старинных костюмах в лекции Привалова «Народная музыка Западной Европы и России». Или лекция в Обществе «Сокол» «О русской песне» с гуслярами Н.Н. Голосова. - 20 октября 1913 г. и его доклад «Творчество русских скоморохов» - Домры и гусли с гуслярами Смоленского 20 апреля 1916 г. в Императорском обществе Ревнителей истории.

В 1909 году Н.И. Привалов собрал для гастролей популярной певицы, исполнительницы цыганских песен и романсов Нины Викторовны Дулькевич оркестр гусляров из двадцати музыкантов. В созданный Н.И. Приваловым оркестр гусляров вошли известные музыканты – домристы и балалаечники, которые в короткие сроки, под руководством Привалова освоили гусли. Среди них был и самый известный гусляр оркестра В.В. Андреева Василий Данилов, который к этому времени стал одним из ведущих солистов Великорусского оркестра. Н.И. Привалов много работает над этим проектом и специально для солистки делает многочисленные аранжировки народных песен, таких как «Сама про то знаю, сама про то ведаю», «Степь Моздокская», «Донской казачок», «Как по матушке по Неве-реке», «День ты мой», «Ты напрасно Ванька ходишь» (фабричные частушки). Они вошли в концертную программу, которая была показана в октябре 1909 г. на сцене Дворянского собрания в Петербурге. Специально для оркестра гусляров были созданы костюмы в стиле XVII столетия по эскизам талантливого архитектора и театрального художника Владимира Алексеевича Щуко.

Фото.5. Оркестр гусляров певицы Н.В. Дулькевич. В центре руководитель оркестра
Н.И. Привалов, Н.В. Дулькевич, Н.Н.Голосов

Авторитет Привалова, в области народной музыки, и в гусельной ее части особенно, был очень высок, что позволяло газетам и в частности такой как «Петербургская газета» писать: «Знаток и любитель русской музыки
Н.И. Привалов и его имя служит порукой за полную художественную выдержанность музыки. После концерта Н.В. Дулькевич с оркестром гусляров едет в Москву, оттуда по крупнейшим центрам России, а за сим в Лондон, Прагу, Брюссель, Париж и т. д.»[78]. Отмечая качество исполнения на сцене, газеты писали: «Игра оркестра произвела фурор»[79]. В то же время Смоленский, который был на этом концерте, в письме В.В. Андрееву пишет, что оркестр гусляров ему не понравился.

В постановке «Игрища Древней Руси», прошедшей впервые в зале Офицерского собрания и Флота 12 апреля 1911 г. Привалов гуслям уделяет значительное место. Здесь и старинка богатырская «Как перевелись витязи на Святой Руси» (из сборника Е.Я. Ляцкого), которая идет под наигрыш гуслей, пляска скоморохов под гусли и старинные народные песни в исполнении ансамбля гусляров. Здесь и «Ярмарка-бал» (4 и 6 марта 1912 г.), где, как писали газеты, «гусляры потешали публику. Рассказывали под звонкие струны былины и предания. Наигрывали что-то русское, знакомое, порой тоскливое, а порой весёлое»[80].

Самое деятельное участие принимал Н.И. Привалов на начальном этапе в грандиозном цикле «Патриотические концерты»М.И. Горленко-Долиной: он разрабатывал программу всего цикла и готовил аннотации исполнявшихся произведений. Затем Н.И. Привалов был отстранен от концертов.
М.И. Горленко-Долина перестала его приглашать и исключила из программ концертов его произведения. Но в дальнейшем он нашел все же себе место в концертах цикла и стал дирижировать сначала ансамблем гусляров Смоленского, а затем и собранным им сводным ансамблем гусляров Смоленского и Голосова. В некоторых концертах он даже дирижировал объединенным оркестром солдат-балалаечников, подготовленных штатом преподавателей народной музыки в войсках гвардии Петербургского военного округа, чем вызвал недовольство В.В. Андреева и В.Т. Насонова, которые фактически были руководителями этих балалаечных оркестров.

Одним из самых удачных творческих проектов Привалова стало создание Оркестра Древней Руси (состоящего из гуслей и домр) для концертной программы «Уголок древнерусского народного песнетворчества». В ней гусельному звучанию отдано главное место. Концертная программа окончательно оформилась к 1916 г., и исполнялась под разными названиями «Скоморошьи старины», «Русские посиделки», в основе концертного действа находился ансамбль гусляров Н.Н. Голосова или О.У. Смоленского. Гусли были представлены во всех жанрах жанрами: поэтическим – былина, сказка, стихи, мелодекламация, песенным – духовные, старинные, народные, городские, танцевальным – с народными плясунами и плясуньями. В концертную программу приглашались яркие исполнители, среди них, народная певица Нина Славская - талантливая исполнительница цыганских и русских песен выступавшая в сопровождении ансамбля гусляров. Шуточные частушки певца и плясуна А.П. Александрова шли под неизменные гусли и балалайку. Старинная пляска под наигрыш гуслей шла в исполнении различных плясунов: мужской танец - М.Н. Дулов, Абабков, женский танец – К.А. Боссе, Н.Н. Лаврова, последняя участвовала в концертной программе в зале городской Думы 11 января 1915 г., а в дальнейшем она выступала вместе с гусляром-былинником С.П. Колосовым. Русская сказка была представлена артисткой Императорских театров, знаменитой сказочницей В.К. Уструговой-Осташевской, успех которой в концертах был необычайный, а мелодекламация – весьма популярный на эстраде в те годы жанр был озвучен в поэтической композиции «Родного Севера картины», которую исполняла известная артистка Императорских театров Тиме в сопровождении ансамбля гусляров и жалейки самого
О.У. Смоленского.

Концертная программа «Уголок древне-русского народного песнетворчества» пользовалась успехом и многократно была показана в Петрограде и других городах. В ней воплотились и осуществились многие замыслы, проекты, мечты Привалова как исследователя и этнографа, режиссёра по продвижению уникального музыкального инструмента, которому исследователь посвятил всю свою жизнь. Гусли были представлены необычайно широко и полно во всём своём колоритном многообразии и блеске тембрового звучания.

Ансамбль гусляров Привалов задействует в своих дальнейших театральных работах: в музыке к драме Мея «Царская невеста»; комедии Буренина «Забава Путятишна» для театральной школы А.С. Суворина; одноактной пьесе М. Семенова «Дочь скомороха», где гусли звучат в 14 музыкальных номерах; в поставленном 28 октября 1916 г. на сцене Петровского Коммерческого купеческого училища Древнерусском игрище в З-х действиях «Богатырь Илья Муромец»[81]. Постановка эта имела большой успех и выдержала шесть представлений.

Как завершение одного этапа в жизни исследователя и переход в новую эпоху стал «Рождественский вечер» в зале Государственной певческой Капеллы 26 декабря 1917 г., где Привалов выступил со вступительным словом на тему «Украинские святки», а в концертной части были гусляры Н.Н. Голосова. Как всегда с большим успехом с деревенскими сказками выступила известная актриса В.К. Устругова.

Талант режиссёра Привалова проявился и в концертной программе с певицей Н.Н. Собиновой-Вирязовой в постановке инсценированных народных песен с ансамблем гусляров 3-ей Государственной типографии под управлением Н.Н. Голосова на концерте 3 ноября 1918 г. 15 марта и 19 апреля 1926 года этнографические концерты Комиссии по изучению народной музыки в Большом зале РГО помимо гуслей звончатых и гуслей-псалтырь Н.Н. Голосова, участвовали И.С. Смирнов (пение), великорусский оркестр под управлением Н.И. Привалова, цимбалисты Лепянские, Тарзан Бакурадзе (восточные пляски) и студенты-горцы (горские – танцы)[82].

Н.И. Привалов дожил до осуществления своей мечты, когда в концертах в Ленинграде 19 февраля 1926 г. и 5 марта 1928 г. под руководством Н.Н. Голосова на сцену вышел Большой оркестр гуслей звончатых, который насчитывал 64 исполнителя.

Труды Н.И. Привалова и О.У. Смоленского по созданию концертного исполнительства и продвижению гуслей звончатых уже через два десятилетия были продолжены и подхвачены новым поколением гусляров-исполнителей, с начала от Н.Н. Голосова к его ученику Петру Ефимовичу Шалимову, а от него к Валерию Николаевичу Тихову и Дмитрию Локшину. Благодаря усилиям В.Н. Тихова, класс гуслей звончатых в 70-х годах ХХ века был открыт в Ленинградской консерватории. Так была осуществлена через многие десятилетия еще одна мечта «прародителя» российских гусляров Николая Ивановича Привалова. И сегодня дело всей его жизни – гусельное искусство живёт и продолжает развиваться: на гуслях звончатых ведется обучение в музыкальных школах, колледжах и высших учебных заведениях, существуют ансамбли гусляров из музыкальных инструментов, воссозданных О.У. Смоленским и Н.И. Приваловым. В Москве и Петербурге работает плеяда гусляров – интересных исполнителей-профессионалов, всё это подвигает нас к более глубокому изучению исторических предпосылок появления этого древнейшего музыкального орудия в художественной практике России и необходимости изучения трудов наших предшественников, которые своими деяниями смогли сохранить для российской культуры этот музыкальный инструмент.

Примечания


[1] РИИИ. Ф.70, оп.1,ед.хр.31.

[2] ОР РНБ. Ф.615, оп. 1. №1.

[3] Фомин Н.П. Заметки // ЛГИТМК. Архив Н. Фомина. Ф.27, оп.1, ед.хр.4, л.л.14.

[4] Фомин Н.П. Заметки // ЛГИТМК. Архив Н. Фомина. Ф.27, оп.1, ед.хр.4, л.л.18.

[5] Гусли. Русский народный музыкальный инструмент. Исторический очерк. – СПб., 1890.

[6] РНИИ, архив Н. Фомина, ф.27, ед. хр.5, оп.1.

[7] РГАЛИ. Ф.2767, ед. хр. 757.

[8] Андреев В.В. О происхождении гуслей. РГАЛИ, ф.695, оп.1, ед.хр.18. Текст составлен и написан рукой Н.И. Привалова.

[9] Театральный курьер - 1896. – 24 нояб.

[10] Новое время - 1897, №7495 - 8(20) января.

[11] РИИИ. Ф.70, оп.1, ед.хр.31.

[12] Привалов Н.И. Как я искал гусли. – РГАЛИ, ф.2767, Илюхина А.С., ед. хр.757.

[13] Привалов Н.И. Как я искал гусли. – РГАЛИ, ф.2767, Илюхина А.С., ед. хр.757.

[14] РГАЛИ. Ф. 2767, ед.хр. 757, С.38-39.

[15] Привалов Н.И. Как я искал гусли. – РГАЛИ, ф.2767, Илюхина А.С., ед. хр.757.

[16] Как я искал гусли. Историко-бытовой очерк. – РГАЛИ. Ф.2767, ед.хр. 757, лл. 38-39.

[17] Каталог музыкальных инструментов // Составитель Г.И. Благодатов, под ред. К.А. Верткова – Л.: Музыка, 1972. – С.13. (Раздел «Музыкальные инструменты Народов СССР», инвент.№835).

[18] Как я искал гусли. Историко-бытовой очерк. – РГАЛИ. Ф.2767, ед.хр. 757, лл. 38-39.

[19] Письма О.У. Смоленского Н.И. Привалову см.: РО РНБ, ф.615, оп.1, ед.хр. 882, №1-60; ед.хр. 883, №1-64.

[20] РНБ. Ф. 615, ед.хр. 883, письмо №60, без даты.

[21] Там же.

[22] Письмо О.У. Смоленского к В.В. Андрееву без даты написано ориентировочно в 1902-03 годах // РГАЛИ, ф.695, оп.1, ед.хр. 738, л.21-21об.

[23] РГАЛИ. Ф.695, ед.хр.738, оп.1. письмо О.У. Смоленского к В.В. Андрееву без даты 1917 г.

[24] Письмо О.У. Смоленского к В.В. Андрееву без даты написано ориентировочно в 1902-03 годах // РГАЛИ, ф.695, оп.1, ед.хр. 738, л.21-21об.

[25] ОР РНБ Ф.615, ед.хр. 883, письмо №1.

[26] ОР РНБ Ф.615, ед.хр. 883, письмо №13, без даты, предположительно 1915-1916 гг.

[27] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр.882. письмо №1 от 10 янв. 1902 г.

[28] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр.882. письмо №3 от янв. 1902 г.

[29] Так, на его лекции 10 апреля 1904 года в Русском Археологическом обществе с иллюстрациями «хора гусляров» О.У. Смоленского присутствовал сам В.В. Андреев; 16 сентября 1907 года лекцию «Русская народная музыка, её развитие. Русские народные инструменты: историческая судьба. Русские песни, духовное пение и вообще очерк народного русского музыкального творчества» сопровождал уже «Хор жалейщиков и гусляров», так же, как и лекции осенью 1908 года «О старинной русской музыке» во дворце в Павловске и «Историческая эволюция русской народной песни и музыкальных инструментов» — в Императорском Русском Географическом Обществе. Отметим также лекции — 27 февраля 1911 года «Старинные песни и обрядовые игрища», 3 января 1911 года «Уголок русской деревни» — в Малом зале консерватории, где гусляры О.У. Смоленского в старинных костюмах выступали с народным певцом В.К. Константиновым; доклад «Творчество русских скоморохов» 20 апреля 1916 года в Императорском Обществе Ревнителей истории и мн. др.

[30] РГАЛИ. Ф.695, ед.хр. 738.

[31] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр. 883, письмо №13, б/д, ориентировочно 1915-16 гг.

[32] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр. 883, письмо №5, без даты.

[33] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр. 883, письмо №10, без даты.

[34] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр. 883, письмо №10, без даты.

[35] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр. 883, письмо №13.

[36] См. об этом подробно в статье «Н.И. Привалов – основатель, руководитель и преподаватель Бесплатных музыкально-хоровых классов при Народном доме Николая II».

[37] Биржевые ведомости. – 1904. – 6 июля.

[38] РГАЛИ. Ф.695, оп.1, ед.хр. 661, лл.6-9.

[39] Письмо О.У. Смоленского к В.В. Андрееву от 23 мая 1915 года // РГАЛИ. Ф.695, оп.1, ед.хр.738, л. 77-77 об.

[40] Самоучитель игры на гуслях звончатых / сост. Н.И.Привалов. М.: изд. Ю.Г. Циммерман, 1902. – 61 с.

[41] Привалов Н.И. Звончатые гусли на Руси // Музыка и пение. – 1908. - №10. - С. 3-4.

В 1913 году В.В. Андреев ввел в свой Великорусский оркестр конструктивную модификацию гуслей звончатых с валиком-звукоповышателем, изготовленным мастером С.И. Налимовым. (См.: Корона А. Гусли звончаты // Русская музыкальная газета, 1912, №44, стлб. 937-938; Имханицкий M.B. В. Андреев и современность. Народник, 2008, № 1. С. 22-23). В статье «Гусли "звончаты", введенные в великорусский оркестр в 1913 г.» (Вешние воды, 1915, кн. 7. С. 242-250) ВВ. Андреев подробно описал подобное инструментальное нововведение, не забыв при этом с должной данью уважения и не менее подробно отметить работу О.У. Смоленского и Н.И. Привалова по усовершенствованию и созданию ансамблевых разновидностей диатонических гуслей.

[42] Письмо О.У. Смоленского. РО РНБ. Ф. 615, oп. 1, ед. хр. 883, №13.

[43] После октябрьского переворота 1917 г. К.Г. Вережников уехал в Эстонию и там создал великорусский оркестр, в котором участвовал ансамбль гусляров (семь мальчиков гусляров). Умер
К.Г. Вережников в 1944 году.

[44] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр. 883, письмо №12, без даты.

[45] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр. 883, письмо №11, без даты.

[46] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр. 883, письмо №11, без даты.

[47] ОР РНБ. Ф.615, ед. хр.883, письмо №10 без даты.

[48] Письмо от 25 января 1905 г. РГАЛИ. Ф.695, ед.хр. 738, оп.1.

[49] РГАЛИ. Ф.695, №1284, л.26.

[50] Петровское училище // Санкт-Петербургские ведомости. – 1912. - №273. - 4(17) декабря.

[51] ОР РНБ, Ф.615, ед.хр.883, письмо №2, без даты.

[52] Санкт-Петербургские Ведомости» - 1912 - №273.

[53] Санкт-Петербургские Ведомости» - 1912. - 12 декабря.

[54] ОР РНБ, Ф.615, ед.хр. 883, письмо №1, без даты.

[55] Исповедь О.У. Смоленского. – РНБ., Ф.615.

[56] Письмо Е.А. Приваловой к Н.Д. Бернштейну. – РНБ, Ф.615, ед.хр. 1096.

[57] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр. 883, письмо №60, без даты.

[58] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр. 883, письмо №60, без даты.

[59] Русская музыкальная газета. – 1912. - №44. - Стб. 937-938.

[60] Русская музыкальная газета. – 1912. - №44. - Стб. 937-938.

[61] Имханицкий М. В.В. Андреев и современность // Народник. – 2008. - №1. – С.22-23.

[62] Андреев В.В. Гусли «звончаты», введенные в Великорусский оркестр в 1913 г. // Вешние воды. - 1915. - Т.7. – С.242-251.

[63] РО РНБ. Ф.615, ед. хр. 800, л. 1-3.

[64] РО РНБ. Ф.615, оп.1, ед.хр. 924, л.3.

[65] Письмо О.У. Смоленского к В.В. Андрееву от 28 марта 1916 года. – РГАЛИ. Ф.695, ед.хр. 738, оп.1, л.78 об. – 79.

[66] Ю. Новые успехи русской песни // Музыка и пение. – 1915. - №10. – С.2.

[67] Ю. Новые успехи русской песни // Музыка и пение. - 1915. - №10. – С.2.

[68] ОР РНБ. Ф.615, ед.хр. 883, письмо №54, без даты.

[69] Письмо Смоленского к Привалову от 23 октября 1906 года.

[70] РГАЛИ. Ф.695, ед. хр. 738, оп.1. Письмо О. Смоленского к В.Андрееву без даты, предположительно 1913-14 гг. 14 апреля.

[71] Письмо О. Смоленского к В.Андрееву от 8 июля 1918 г. РГАЛИ. Ф.695, ед.хр. 738, оп.1.

[72] Письмо О. Смоленского к В.Андрееву от 8 июля 1918 г. РГАЛИ. Ф.695, ед.хр. 738, оп.1.

[73] Письмо О. Смоленского к В.Андрееву от 8 июля 1918 г. РГАЛИ. Ф.695, ед.хр. 738, оп.1.

[74] Театральный день – 1909. - №35. - 23 окт.

[75] Дм. П. В Народном доме // Россия. – 1909. - №1175. - 19 сент. - 2 окт.

[76] Павлов Д. Народный дом // Свет. – 1909. - №246. - 19 сент.

[77] Новое время. – 1904. - 7 дек.

[78] Петербургская газета. – 1909. - №287. - 19 окт.

[79] Обозрение театров. – 1909. - 22 окт.

[80] Петербургский листок. – 1912. - №67. - 9 марта.

[81] «Богатырь Илья Муромец» - чтение былины в лицах и костюмах, в гримировке. Текст составлен из книги былин Р.П. Авенариуса Андреем Горобцовым. Песни из переложений и сочинений Н.И. Привалова.

[82] Письмо Н.Ф. Финдейзена Н.И.Привалову от 30 марта 1926 г. РО РНБ, ф. 615, оп.1, ед.хр. 970, письмо №18.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!