Задание 1. Раскрыть содержание вопросов.

Й.Гайдн. Последние годы творчества. Оратории. Оратория «Времена года».

Последние годы творчества. Оратории. После возвращения в Вену на протяжении ряда последующих лет Гайдн, несмотря на преклонный возраст, сочинил много новых произведений – квартеты, трио, сонаты, мессы, песни. Но самыми крупными и монументальными произведениями Гайдна, завершившими его творческий путь, явились две больших оратории: «Сотворение мира» - на библейский сюжет (1799) и «Времена года» - на сюжет из крестьянской жизни (1801). Будучи в Лондоне, Гайдн присутствовал на фестивале в память Генделя (много лет жившего там и создавшего свои величайшие произведения). В Лондоне Гайдн услышал оратории Генделя, которые произвели на него сильнейшее впечатление. Но Гайдн не пошёл по пути подражания Генделю; его оратории отличаются иной проблематикой: вместо генделевской библейской героики в них изображается человеческое счастье и красота жизни на фоне ярких картин природы. В музыке ораторий Гайдна – оптимистичной и жизнерадостной, народной по духу и музыкальному языку – много общего с «Лондонскими» симфониями.

Исполнение ораторий в Вене имело огромный, неслыханный успех, быстро распространившийся далеко за пределы города. В 1802 году оратория «Сотворение мира» была впервые исполнена в Петербурге в концертах филармонического общества.

После 1802 года Гайдн больше ничего не написал. Это было время грандиозных социальных потрясений. Отгремела французская революция, взбудоражившая всю Европу и поставившая перед человечеством новые социальные и идеологические проблемы. Европейские страны бороздили армии генерала Бонапарта, объявившего себя в 1804 году императором Франции. По своему воспитанию, привычкам и миросозерцанию Гайдн, принадлежавший XVIII веку, не мог понять французской революции и народно-освободительных движений, вызванных наполеоновскими войнами. Все эти события воспринимались Гайдном как всеобщее крушение, гибель, пугали его. Возможно, этим объясняется его творческое молчание в последние годы жизни. Умер он 31 мая 1809 года.

Оратория «Времена года». Среди вокальных сочинений Гайдна, до наших дней сохранивших своё значение, выделяются его оратории. Ещё в 70-х годах Гайдном была написана небольшая оратория «Возвращение Товия». Но наиболее замечательные произведения в этом жанре созданы Гайдном в конце творческого пути: это – «Сотворение мира» (1799) и «Времена года» (1801).

Либретто оратории «Сотворение мира» написано бароном ванн Свитеном на сюжет поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай», в свою очередь заимствованный из известного библейского мифа. Оратория состоит из трёх частей: в первых двух повествуется о постепенном сотворении мёртвой и живой природы вплоть до появления человека; третья рассказывает о счастливой, безмятежной жизни первых людей Адама и Евы в земном раю. Несмотря на то, что весь текст оратории пронизан славлением бога, сложенных в уста трёх архангелов, Адама и Евы и хора, в музыке оратории нет ничего религиозного. Она имеет светский народный характер и очень жизнерадостна. Основной идеей оратории является воспевание могучей, полной жизненных сил природы, а также выражение человеческого счастья, данное несколько идиллически в образах Адама и Евы.

Оратория «Времена года» написана на светский текст. Либретто этой оратории также принадлежит ван Свитену, заимствовавшему его из одноименной поэмы английского писателя Джеймса Томсона. Во «Временах года» изображаются сельская крестьянская жизнь, полевые работы, красивые пейзажи лугов и лесов, взаимная любовь Луки и Ганны, народная мудрость старого пахаря Симона. В оратории четыре части, соответствующие временам года: весна, лето, осень, зима.

Музыкальная драматургия оратории представляет собой вдохновенный гимн труду, в котором люди находят счастье и смысл жизни. При общем единстве замысла и стиля каждая часть имеет свой характер и колорит. Как и в оратории «Сотворение мира», здесь много звукописи: изображение грозы, охоты, крика петуха, плесканья рыбок, кваканья лягушки, стрекотанья кузнечика. Но изобразительность не заслоняет основной идеи произведения.

Сюжет оратории вполне соответствует образному строю музыки Гайдна с её народно-крестьянской тематикой, искрящимся весельем. В оратории проводится и философская мысль, выраженная в заключительных её номерах: подобно тому как времена года сменяют друг друга, так и в человеческой жизни чередуются юность («Весна»), молодость («Лето»), зрелость («Осень»), старость («Зима»). Наступает неизбежный конец, но достойная жизнь приносит человеку счастье.

Крестьянская жизнь представлена в этом произведении хорами поселян, земледельцев и охотников и партиями трёх солистов: старого пахаря Симона (бас), его дочери Ганны (сопрано) и молодого крестьянина Луки (тенор), влюблённого в Ганну. Большую роль играют оркестровые вступления к каждой части, имеющие программные пояснения.

Так, вступление к первой части («Весна») (№1) имеет ремарку: «Вступление изображает переход от зимы к весне», Это – яркая симфоническая картина, написанная форме сонатного allegro (Vivace), с короткими четырёхтактным величественным вступлением (Largo). Vivace, не имеющее самостоятельного заключения и сливающееся с первым речитативом, отличается беспокойным, драматическим характером – ещё чувствуется дыхание суровой зимы с её бурями и метелями. Это настроение создаётся минорным ладом, быстрым темпом, частыми ладотональными отклонениями, обилием уменьшённых гармоний. Такова главная партия.

Побочная партия, интонационно связанная с главной, более светла по колориту благодаря мажорному ладу, более мягкой динамике, прозрачной оркестровке, тональной устойчивости.

С драматически возбуждённой музыкой вступления контрастирует вся первая часть оратории, посвящённая воспеванию весны: метели улеглись, холода прошли, наступило тепло, началась работа в поле. Хор земледельцев (№2), приветствующих весну, отличается светлой музыкой в духе хороводной песни.

В средней части этого хорового номера, где остаются одни мужские голоса, поющие о бурях и метелях, музыка снова приобретает драматически-возбуждённый характер; в репризе возвращается светлая приветливая музыка.

Весело поёт свою бодрую песню, идя за плугом, старый Симон. Мелодия арии Симона (№4), построенная почти на одних аккордовых звуках, напоминает народные песни, бытующие у австрийских крестьян. В оркестровое сопровождение этой арии включена тема второй части симфонии Гайдна соль мажор, №94, получившая всенародное распространение. Средняя часть арии (написанной в трёхчастной репризной форме) заключает в себе ладовый и тональный контраст.

Природа оживает, звери вместе с людьми радуются свету и солнцу. Всё это яркими красками, с большой силой выразительности передано в следующих номерах (с участием хора и солистов) вплоть до мощной хоровой фуги, завершающей первую часть оратории.

Вторая часть («Лето») – описание летнего дня в деревне от утренней зари до наступления вечера. Она посвящена изображению различных явлений природы. Поэтому звукопись играет в ней существенную роль, но главным действующим лицом является человек. Природа находит своё отражение в душевной жизни героев оратории. Настроение светлого покоя характерно для большей части номеров; только резким контрастом звучит музыка, изображающая внезапно налетевшую грозу и вносящая известную долю драматизма. Но гроза рассеялась, и снова наступил светлый покой. Такова общая линия эмоционально-психологического развития в этой части оратории.

Короткое вступление (№10), как указано самим Гайдном, «изображает приближение утреннего рассвета». Медленный темп, тяжёлый, ступенчатый, словно с препятствиями, подъём мелодии, хроматизмы, остановки с акцентами sforzando на хроматических звуках представляют картину ещё не рассеявшего сумрака ночи

Слышен рог пастуха, выгнавшего стадо в поле. Величественно поднимается из-за горизонта солнце, которое крестьяне радостно приветствуют. Простыми, но чрезвычайно выразительными средствами изображает Гайдн постепенный восход солнца (№12). Выражено это с помощью хроматически восходящих интонаций, постепенного прибавления голосов и усиления динамики от piano к fortissimo.

Центральными сольными номерами этой части являются арии Луки и Ганны (№14, 15, 16, 17), которым предшествуют речитативы. В арии Луки (Largo) поётся об изнуряющем летнем зное, от которого изнемогает вся природа; в арии Ганны (речитатив Poco adagio, Adagio, Allegro assai) переданы радость и душевный покой при виде цветущей природы. Ария Ганны построена по принципу развитых оперных арий, она состоит из трёх контрастных частей – речитатива типа accompagnato, медленного раздела и быстрого, оживлённого, с виртуозными пассажами.

Одним из выразительнейших моментов в оратории является речитатив Симона, Луки и Ганны, в котором рисуется затишье в природе перед грозой (№18). Едва слышная дробь литавр изображает отдалённый раскат грома, возвещающий приближение грозы; отрывистые аккорды pianissimo (pizzicato струнных) с паузами передают наступившую тишину. Вместе с тем это изобразительность имеет и психологический смысл – напряжённое ожидание чего-то неотвратимого.

Внезапно оркестр обрушивается мощным потоком звуков («Ах, к нам близится гроза» - поёт хор, №19). Тремоло литавр изображает раскаты грома, свистящие фигуры флейт – блеск молний. На фоне грандиозной симфонической картины отдельные возгласы и реплики хора передают чувство смятения, охватившее людей при виде разбушевавшейся стихии. Эта хоровая сцена завершается двойной фугой («Дрожит земля и стонет до дна морей и рек»), в которой темы звучат всегда одновременно: одна тема хроматически нисходящая и замкнутая в пределах октавы, другая – волнообразная по строению, беспокойная. Их сочетание в быстром темпе (Allegro) и в «драматической» тональности до минор воссоздаёт образ беспокойного возбуждения.

Но буря улеглась, снова засияло ласковое солнце, и в природе наступила спокойствие. В одноимённом до мажоре светло заканчивается эта замечательная хоровая сцена. Наступил вечер, в небе засияли звёзды, раздался бой часов на башне, народ расходится по домам.

«Осень» - едва ли не самая весёлая и жизнерадостная часть. В оратории Гайдна – это ранняя, «золотая» осень с хорошим урожаем хлебов, фруктов, с лесной охотой, весёлой пирушкой.

Вступление к этой части (№20), построенное на мелодии народного характера, передаёт «Радость земледельца, снявшего с полей обильный урожай» и сразу определяет настроение всей части. Центральными по значению и наиболее выразительными номерами «Осени» являются любовный дуэт Ганны и Луки (№25) и два хора: охоты (№29) и весёлой пирушки (№31).

В хоре, изображающем охоту, четыре валторны передают звуки охотничьих рогов. К ним присоединяются форшлаги струнных, имитирующих лай собак. Быстрые пассажи шестнадцатых как бы передают бег оленя, уходящего от своих преследователей. В хоровых партиях также часто имитируются звуки рогов.

Обращает на себя внимание крайне редкий для музыки XVIII века тональный сдвиг: номер начинается в ре мажоре, а кончается в ми-бемоль мажоре. Это повышение на полтона имеет выразительный смысл: энтузиазм во время охоты растёт, достигает большего напряжения, что и выражено путём смещения в более высокую тональность.

В хоре, завершающем третью часть оратории, изображается народный праздник, весёлый пир после хорошего сбора урожая. Выкатываются бочки вина, звенят молодые голоса, раздаются песни, молодёжь затевает пляску, свистят флейты, гремят барабаны, гудит волынка. И всё это сливается вместе, образуя большую хоровую сцену, полную жизни и огня.

В основу сцены положена простая в народном духе мелодия, многократно повторяющаяся в разных вариантах. Эта мелодия является как бы рефреном всей сцены. Танцевальный характер музыки, громкая динамика, полифонические сплетения голосов хора создают впечатления безудержного веселья.

Вступление к четвёртой части («Зима», №32), изображающее, как указано самим Гайдном, «туманы и мглу надвигающейся зимы», представляет наибольший контраст по отношению к предшествующей музыке. Меланхоличность, грусть выражаются минорным ладом, медленным темпом, секундовыми «вздыхающими» интонациями, задержаниями, хроматизмами. Здесь дано не столько изображение природы, сколько выражено то грустное настроение, которое возбуждает в человеке унылый, однообразный зимний пейзаж; картинность, пейзажность сочетаются с психологическим переживанием.

В тёплом уютном домике собрались крестьяне и крестьянки, коротающие время за мирной беседой и работой. Ганна вместе с подругами прядёт и поёт простую песенку (№38). Песня представляет собой ряд варьированных куплетов (в партии Ганны) с неизменным рефреном (в партии хора), которым, собственно, начинается этот номер. В оркестре всё время изображается монотонное жужжание прялки. Лишь в заключении (коде) используются мужские голоса хора.

В следующей песне Ганны, также сопровождаемой хором (№40), рассказывается смешная история об одном богатом кавалере, который хотел объясниться в любви молодой крестьянке, но остался одураченным. Рассказ этот имеет тоже характер народной песни и близок к финалам некоторых инструментальных сочинений Гайдна.

Реакция хора на рассказ выражена репликами и смехом. Особенно остроумен самый конец номера когда в мужских голосах и в оркестре в ясную соль мажорную тональность вторгается ля-бемоль (II низкая ступень) fortissimo, создавая впечатление громкого хохота мужчин, довольных весёлым рассказом.

Весь конец оратории (№№ 42-44) приобретает философский характер. В замечательной арии Симона, следующем за ней речитативе, заключительном терцете и двойном хоре говорится о смысле человеческой жизни, проходящей те же стадии, что и природа в течении года.

Задание 1. Раскрыть содержание вопросов.

Оратории Гайдна.

1. Оратории Гайдна. Их отличие от ораторий Генделя.

2. Оратория «Сотворение мира». Сюжетная основа. Автор либретто. Строение. Основная идея.

3. Оратория «Времена года». Сюжетная основа. Автор либретто. Содержание. Строение. Музыкальная драматургия. Основная философская мысль. Действующие лица.

Оратория «Времена года».

1. Содержание и форма вступления (№1) к первой части оратории.

2. Содержание и жанровые черты хора земледельцев №2.

3.Жанровые черты и особенности оркестрового сопровождения арии Симона №4.

4. Содержание и общая эмоционально-психологическая линия развития во второй части оратории.

5. Содержание вступления (№10) ко второй части оратории.

6. Основной образ терцета Симона, Луки и Ганны и хора поселян №12.

7. Сольные номера второй части оратории.

8. Значение речитатива главных героев оратории №18.

9. Основной образ хора поселян №19.

10. Основное настроение вступления (№20) к третьей части оратории.

11. Характеристика хоровых номеров третьей части оратории.

12. Основной образ вступления (№32) к четвёртой части оратории.

13. Характеристика образа Ганны в четвёртой части оратории.

14. Основное содержание последних номеров оратории.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!