Типографика в современном дизайне

Типографика в современном графическом дизайне

Понятие слова типографика произошло от греческого слова τύπος (typo) – шрифт + γράφω (graffito) – пишу, рисую, уже благодаря этому значению можем догадаться, что типография — это искусство оформления печатного текста. То есть типографика является областью графического дизайна, основным элементом которого является шрифт.

Она базируется на определённых правилах, но в то же время дает свободу творчеству в оформлении текстов. Современная типографика окружает нас повсюду, это и логотипы с товарными знаками, это и фирменные бланки, и открытки, и визитные карточки, и рекламная продукция, и журналы, и газеты, и книги, и этикетки и многое-многое другое. Мы получаем огромное количество информации, которая окружает нас повсюду. Обычному человеку не приходится всматриваться в форму букв и их расположение, но человек связанный с дизайном обладает способностью не только читать текст, но и видеть его, от общей массы до деталей одной буквы, работать с ним согласно его природе и законам композиции.

Типографика в жизни

Текст в рекламе, плакате, акциденции рассчитан на то, чтобы создать у читателя определенное впечатление. Такой текст действует на наше сознание не просто как последовательность букв, но как образ. Можно сказать, что это самый видимый из всех типов текста. Даже далекий от дизайна и типографики человек обычно замечает, что это не «просто набрано». Часто эффект заметности текста достигается за счет использования декоративного шрифта. Типографу важно помнить, что восприятие таких шрифтов затруднено (именно из-за их заметности, необычности и т.п.), и не стоит набивать ими длинные тексты.

     
 

Дизайнерское решение должно быть продумано. Главной целью дизайна чего-либо является создание формы предмета, наиболее точно соответствующей его содержанию и назначению.

Элементы навигации в аэропорту

Разворот из книги, предназначенной для сплошного чтения

 

Дизайнер И. Келейников

Разнообразные указатели, таблички и надписи

 

 

Текст сверху: «North, книжный шрифт. Страницы текста – узор, буквы – элементы. Этот текст – орнамент, вы видите или читаете его?» Trine Rask Olsem, Дания

Воспринимать текст можно по-разному, в зависимости от его предназначения. Существуют различные дизайн-направления и определения в типографике. Ниже приведены самые основные из них.

Графема. Графемой называют идею, базовую форму знака. Она позволяет отличать конкретный знак как от беспорядочного сочетания форм, так и любого другого осмысленного знака.

Письмо. Письменность – древнее и очень широкое понятие. Если кратко – это способ нанесения знаков на поверхность, главной задачей которой является сохранение и передача информации.

 

Каллиграфия. Использует те же средства, что и письмо. Но её цель – это не только передача информации, но и достижение пластического или декоративного эффекта.

Каллиграфическая книга

 

 

Латтеринг (рисованный шрифт) – это изготовление букв и создание надписей. То есть изготовленная надпись (как правило, выполненная вручную) – это и есть латтеринг.

Латтеринг

 

Наборный шрифт. В набранном тексте буква представляет собой отпечаток в заранее подготовленной форме. Текст наносится не вручную, а с помощью специальных технических устройств.

Шрифт является главным инструментом в руках типографа. Это целый организм, живущий по своим, иногда незаметным на первый взгляд законам. В нашем мире огромное количество шрифтов и разобрать их все в небольшом эссе невозможно. Потому что все они очень разные, но самое главное предназначены для одной и той же цели – дать человеку возможность прочитать текст. Но, как уже было сказано, человек может воспринимать тексты очень по-разному. Поэтому шрифты условно можно разделить на две основные группы: те, которые служат для чтения текста, и те, задача которых – привлечь внимание, сделать текст заметным для человека.

Шрифт в наши дни

В современном мире, построенном на конкуренции и чрезмерном изобилии рекламы сходных товаров, все сложнее становится завоевать внимание и доверие потребителей. Гонка за лидерство на рынке товаров и услуг с каждым годом набирает всё большую силу, так как появляется масса новых товаров, а производителям, в свою очередь, всё труднее становится индивидуализировать свою фирму. Всё это обуславливается необходимостью уделять большое внимание визуально – коммуникативному аспекту продукта.

Элементы композиции служат теми «кирпичиками» из которых строится любой объект графического дизайна. Шрифтовой элемент – это базовая часть композиции, выполняющая определенные функции при передаче содержания и обладающая определенными признаками. По способу передачи информации и выполняемым функциям элементы разделяются на шрифтовые, пробельные, декоративные, изобразительные.

1. Шрифтовые: акцидентные и текстовые шрифты;

2. Пробельные: поля, спуск, шахта, внутритекстовые пробелы: межбуквенные, междусловные, отбивка;

3. Декоративные: линии, подложки, выворотка, графические элементы фирменного стиля;

4. Изобразительные: фотоиллюстрации, графические иллюстрации, константы фирменного стиля (логотип, знак).

Шрифты являются основным инструментом при создании дизайна. При выборе текстового шрифта на первом месте стоят такие его качества, как удобочитаемость и соответствие функциональным требованиям.

Использование типографики в графическом дизайне придают динамику, характер и способность преподнести идею. Шрифт – это основа графического дизайна, в котором постоянно происходят изменения предметной системы закономерностей, способов видения, мышления, эстетики. Шрифт в дизайне – графически выраженный язык.

К характерным особенностям, современным тенденциям в графическом дизайне и правилам использования шрифта при создании дизайна следует отнести:

· тип шрифта и уместность его использование (без засечек, с засечками, прямолинейные и угловатые шрифты, гарнитурные, декоративные и рукописные шрифты);

· размер шрифта;

· цвет шрифта;

· средства выделения шрифтов (курсив, полужирный шрифт, подчеркивание, эффект тени и т.д.);

· прописные и строчные буквы;

 · психология восприятия шрифта в текстах.

Логотипы в типографике

На примере создания логотипов можно разобрать современные тенденции в графическом дизайне. Логотип – является главной основой фирменного стиля, удачно разработанный дизайн значительно повышает эффективность и восприятие на рынке. При разработке дизайна торговой марки, большинство фирм отдают предпочтение словесным знакам. Использовать название фирмы или бренда в логотипе бывает сложнее, чем просто представить бренд символьным знаком. Но в то же время, правильно подобранный шрифт – залог успеха компании. Ведь в логотипе главное – простата восприятия, высокая узнаваемость, универсальность использования. Еще с давних времен применялись монограммы. Это знаки, составленные из соединенных между собой, поставленных рядом или переплетенных одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени. Самые ранние известные монограммы появились на греческих монетах, затем появились на печатях, иконах, предметах церковной утвари. Иногда монограммы применялись для шифровки знаков различии, в военной и придворной форме. Сейчас монограммы часто используют знаменитые бренды, например, «Yves Saint Laurent», «Givenchy», «Louis Vuitton» и другие. И тут типографика выступает одной из важнейших сторон дизайна, ведь с её помощью передаётся основная информация о продукте. В связи с этим, актуальным является изучение типографики в дизайне логотипа.

         
   

Логотипы «Yves Saint Laurent», «Givenchy», «Louis Vuitton»

 

Типографика в современном дизайне

Типографика в современном дизайне понимается как одна из ключевых составляющих, которая помогает производителям индивидуализировать свой продукт, быть узнаваемым и запоминающимся. Как мы уже выяснили, типографика важна не только для грамотной верстки книг, журналов и каталогов. Она важна при создании множества систем и объектов: знаков, визуальных комплексов, идентификаций (создание фирменных стилей), рекламных объявлений, плакатов, упаковок, телевизионной и кинографики и так далее. Знание и понимание основ типографики позволяет превращать текст в композицию.

Задача современных дизайнеров-графиков заключается в том, чтобы грамотно сочетать типографику с различными образами и цветовыми решениями, создавая при этом уникальный шедевр, который способен привлечь всеобщее внимание и надолго остаться в памяти.

Таким образом, мы видим, что типографика – это использование шрифта, с целью усиления смысла слова и донесения этого смысла до потребителя. Попутно слова и страницы становятся искусством, а типографика – способом создания книг, журналов, каталогов, газет, рекламных материалов и логотипов.

Продолжая нашу тему про логотипы, нужно отметить, что он прежде всего является одним из ключевых элементов фирменного стиля. Прежде всего, грамотная разработка фирменного логотипа способствует достижению успеха и лидерства компании, торговой марки, бренда или услуги.

Отметим, что логотип представляет собой индивидуальное шрифтовое написание марки или графический знак, или же их совокупность, объединенных основной идеей и цветовым решением. Логотип позволяет потребителю находить определенный товар или предложение среди конкурентов, завоевывать авторитет на рынке и формировать благоприятное отношение к фирме производителя. То есть, можно сказать, что качественный, запоминающийся логотип является достаточно важной составляющей успешной деятельности организации.

Во многом выбор шрифта для логотипа определяется трендами в графическом дизайне. Тому подтверждением может послужить история преобразований логотипа автомобилей марки «Ford» и безалкогольный газированный напиток «Pepsi-Cola»

 

Оба бренда появились примерно в один и тот же промежуток времени: конец XIX начало XX века. Логотипы выполнены в модном тогда стиле art nouveau («ар нуво»). В книге Лакшми Бхаскаран даётся следующее определение и характеристика данному стилю. Ар нуво – название универсального стиля в дизайне, возникшего в Европе в конце 1880-х, во времена, когда дизайнеры и архитекторы искали нечто новое, на чём можно было основывать свою работу.

Логотипы «Ford» и «Pepsi-Cola»

 

В их основе мы можем наблюдать и мотивы растительности, и негеометрические изгибы текстового написания. Так, идя в ногу с модой, логотипы постепенно упрощались, видоизменялись и применяли образ, наиболее подходящий временному периоду. На сегодняшний день одним из популярных стилей является минимализм. В дизайне данный стиль выражается в сокращении выразительных средств, в широком использовании незаполненных пространств, абсолютной простоте и чистоте Логотипы, выполненные в стиле минимализма, присущи классические прямые линии, геометрически правильные фигуры однотонность композиции и тому подобное. Наглядным примером вышеописанному являются нынешние варианты логотипов «Nivea», «HP», «Apple», «Ford» и так далее.

 

Логотип «Nivea» и его окончательный вариант

 

 

 

Развитие логотипа «HP»

 

Развитие логотипа «Apple»

 

На сегодняшний день довольно часто встречаются логотипы, где типографика обходится без использования иллюстраций и графических объектов, а всё потому, что при помощи моделирования и монтажа текста есть возможность создать художественный образ. Именно поэтому типографика является неотъемлемой частью дизайна и оформительского искусства в логотипе.

Ниже можно ознакомиться с разными логотипами и использованием в них разных по классификации шрифтов.

Классический шрифт

 

Бренд европейской обуви «Tervolina»
 

Шведская машиностроительная компания «Electrolux»

     
 

Гротеск (рубленный шрифт)

«Nestle», «Google», «Panasonic», «Bayer»

Шрифтовые начертания

 

«Skype»


 «Sega»

Научно-популярный географический портал «National Geographic»

 

К другой группе текстовых логотипов относятся шрифты свободного стиля – декоративные, рукописные, специальные и прочие.

Рукописные шрифты

Бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями «Instagram»

 

Розничная сеть по торговле одеждой

 

Международный конгломерат компаний «Virgin Group»

 

Безалкогольный газированный напиток «Coca-Cola»

Однако, не смотря на такую видимую популярность шрифтовых логотипов, которая могла показаться в вышеописанном анализе, данная группа логотипов занимает последнее место в использовании их на практике.

     
 

Ярким и запоминающимся является логотип сайта знакомств «Badoo». Он представляет собой смесь разноцветных букв, не расположенных на одной линии. Шрифт без засечек, по форме буквы схожи, но отличаются по размеру. Динамичность и яркость букв побуждает к любопытству, воодушевляет и привлекает внимание. Первая буква «О» содержит в себе красный глазок, который будто наблюдает за миром. В приложении используется одна белая буква «b» в оранжевом квадрате.

Логотип «Badoo»

 

     
 

Изначально логотип компании «FedEx» представлялся без привычных нам сокращений. Написание «Federal Express» было заключено в фиолетово-белом прямоугольнике, при этом второе слово окрашено в красный цвет. Шрифт представлял собой мягкие и закругленные формы, плавно перетекающие из одной буквы в другую. Современный же вариант логотипа теперь выглядит иначе.

Логотип «Federal Express»

 

Из длинного названия сделали аббревиатуру из двух слогов – «Fed» и «Ex», узнаваемую сейчас во всем мире. Буквы имеют четкий прямоугольный контур без засечек, благодаря комбинациям шрифтов «Univers 67» (Bold Condensed) и «Futura Bold»; кроме того, в логотипе есть потаенный смысл: между нижней частью буквы «Е» и «х» есть пустое пространство, которое образует стрелку. Ссылаясь на психологию восприятия, стрелка должна ассоциироваться у потребителей со скоростью доставки, которую обеспечивает компания. В логотипе используется контрастное сочетание фиолетового и оранжевого оттенков. Такое колористическое решение используется крайне редко, обычно оттенки данных цветов используются по отдельности.

Заключение

Таким образом, графический дизайн представляет собой творческо-проектный вид деятельности, направленный на создание и разработку гармоничного объединения и расположения знаковых систем, с целью эффективной передачи сообщения определённой аудитории, при помощи выразительных средств. Типографика в графическом дизайне выступает как одна из самых важных составляющих. Она, как и графические изображения, и цветовые решения, способствует формированию визуально-коммуникативной среды современности. Шрифт является основой графического дизайна, он рассматривается не только как искусство, но и как наука. По своей природе шрифт динамичен, в нём постоянно изменяется и обновляется предметная система закономерностей, способов видения, мышления и эстетики. Шрифт способен придать характер и индивидуальный образ графическому объекту, и при этом – обеспечить эффективное донесение основной идеи.

В эпоху современности графический дизайн воплощает в реальность самые разные стили и направления; даёт возможность возрождению стилей далёкого исторического прошлого и продолжает развитие и усовершенствование направлений в графическом дизайне современного мира. На сегодняшний день перед дизайнерами представляется широкий спектр как художественных, так и стилистических инструментов, с помощью которых можно смело совмещать стили прошлого и настоящего для поиска чего-то нового, не ограничиваясь при этом никакими рамками.

Итак, типографика в современном графическом дизайне охватывает всю сферу визуальной коммуникации. Её отличительной особенностью является не просто зрительное представление информации, а создание композиционных отношений между ключевыми элементами дизайна.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!