Квазиэксперимента льны en лапы 5 страница



36

Нет успешного психолога без высокого интеллекта. Если человек осознал, что его субъективный мир и мир объек­тивной реальности — это "две разные разницы", если он понял, что нет людей, абсолютно похожих друг на друга, если в его сознании или подсознании живет чувство недостатка своих знаний о субъек­тивном мире других людей и причинах их поведения, тогда у него есть шанс стать психологом не по названию.

2.2. Вновь о методологии

В середине XIX в. О.Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания: ^религи­озное—основанное на традиции и индивидуальной вере; 2) фило­софское— основанное на интуиции автора той или иной концеп­ции, рациональное и умозрительное по своей сути; 3) позитивное— научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправ­ленного наблюдения или эксперимента. Конт полагал, что челове­чество последовательно меняет формы знания, вырастая из устарев­шей, как подросток из одежды, которая стала тесной, а не как мод­ница, меняющая платья старого фасона на последний крик моды. Старые формы человеческого знания (религиозное и философское) должны неизбежно отмереть и стать предметом исследования исто­риков культуры.

Однако, несмотря на торжество позитивного (научного) знания, XX в. не отверг ни философское, ни религиозное знание. Следова­тельно, речь может идти не о смене одного знания другим, а о смене доминирования той или иной формы знания в ходе развития циви­лизации.

Различные формы знания существуют и развиваются параллель­но, как одновременно существуют в живой природе, занимая раз­ные экологические ниши, водоросли и млекопитающие, черви и насекомые, дрозофила и шиповник, человек и сурепка.

"Психология" —термин, который может применяться к разным видам человечекой практики и знания.

Во-первых, существует психология как система обыденных зна­ний людей о "психике", поведении других людей, особенностях и закономерностях развития своей и чужой душевной жизни и т.д. Эта "обыденная психология" сегодня стала предметом исследования од­ной из отраслей научной психологии. Традиционное, обыденное

37


 знание зафиксировано в естественном языке ("природный" язык — "naturel linguig") — значении слов, описывающих особенности пси­хики человека, его поведение,личностные черты, способности, мо­тивы и пр. Оно содержится в поговорках и пословицах.

Религиозные представления о душе возникают на основе осмыс­ления традиционного, "обыденного" знания о ее природе.

Во-вторых, существует и "философская психология". Вопрос о при­роде психической реальности является ключевым. Пресловутый "ос­новной вопрос философии" о соотношении идеального и матери­ального, "что первично, что вторично", не может быть даже сфор­мулирован без более или менее четкой мысли о том, что есть идеаль­ное (субъективное, душевное, психическое и т.п.). Поэтому боль­шинство философов придумывали концепции психики, создавали свои представления о личности, об особенностях ее развития, о со­отношении объективной и субъективной реальности ("теория отра­жения", в частности), о детерминантах поведения человека и групп людей. В рамках "философской психологии" и по сей день создают­ся "модели" психики или ее отдельных подсистем, которые служат научной психологии в качестве источника гипотез и, кроме того, позволяют интерпретировать различные элементы эмпирического и теоретического психологического знания.

Наконец, под термином "психология" понимают науку,возник­шую в XIX в. — науку о психике как некоторой самостоятельной ре­альности, которая имеет материальную основу, т.е. является меха­низмом отражения и регуляции человеческого поведения, и может быть исследована объективными методами. Принципы материализ­ма, объективности и детерминизма легли в основу естественно-на­учного подхода к изучению психики. Психология как наука, при­нявшая методологию естествознания, сложилась в конце XIX — на­чале XX в.

Одновременно В.Дильтей, немецкий философ, предложил рас­сматривать отдельно "науки о духе" и науки б внешнем мире. К пер­вым он отнес философию, этику, эстетику, лингвистику, право и ряд других. Ко вторым —физику, химию, геологию, биологию и дру­гие естественные науки. Психологию он определил как фундамен­тальную науку, из которой берут начало все науки о духе. Из этой науки вырастает основной метод "наук о духе" — метод понимания.

Дильтей считал, что психология является эмпирической наукой, но природа эмпирического знания в психологии иная, чем в естест­венных науках. Гуманитарное психологическое знание близко к обы­денному опыту, его содержание известно и зафиксировано в культу­ре, поэтому не содержит новизны в естественно-научном смысле.

38

Критерием понимания является не установление истинности — лож­ности, а"аутентичность".

Понимание как метод исследования присутствует в ходе любого психологического исследования. Но ряд исследователей выделяют понимающую, или гуманитарную, психологию в качестве особой сферы психологического познания, в которой главным методом яв­ляется понимание.

Естественно-научный подход ориентирует психологов на иссле­дование внешне наблюдаемой активности человека и животных — поведения. Психологию относят к поведенческим наукам, а наблю­дение, измерение и эксперимент в психологии называют методами исследования поведения (methods of behavioral research).

Поведениечеповека подразделяется т вербальное (речь) нневер-бд/№/-/ое(предметное действие, неречевая коммуникация). Исследо­вательские приемы — это методики, регистрирующие вербальное и невербальное поведение.

2.3. Классификация методов психологического исследования

Сточки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического иссле­дования являются системами операций с психологическими объек­тами и вместе с тем гносеологическими объектами психологичес­кой науки.

Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нуж­но начать с определения их места в системе психологических мето­дов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:

1. Уровень методики.

2. Уровень методического приема.

3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).

4. Уровень организации исследования.

5. Уровень методологического подхода.

Правда, термин "метод" может применяться к любому из уров­ней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике — проективный метод (уровень 2); в пси­хосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1); в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности — близ­нецовый метод (уровень 4).

39


 Приведенное уровневое деление способов, применяемых в пси­хологическом исследовании, близко к тому, которое предложил Г.Пирьов, разделив "методы" на 1) собственно методы (наблюде­ние, эксперимент, моделирование и пр.), 2) методические приемы и 3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

С.Л.Рубинштейн в "Основах общей психологии" в качестве глав­ных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее" (самонаблю­дение), эксперимент— налабораторный, естественный и психоло­го-педагогический плюс вспомогательный метод — физиологичес­кий эксперимент в его основной модификации (метод условных реф­лексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов дея­тельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету. Естественно, время обусловило осо­бенности этой классификации. Так, "родственно-идеологические" связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградилась включением методов этих наук в психологический перечень.

Вторая развернутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной пси­хологии благодаря Б.Г.Ананьеву, — классификация болгарского пси­холога Г.Д.Пирьова. Он выделил как самостоятельные: наблюдение (объективное — непосредственное и опосредованное, субъективное — непосредственное и опосредованное), эксперимент (лаборатор­ный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (мате­матические, графические, биохимические и др.), специфические ме­тодические подходы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, на­блюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изу­чение продуктов деятельности и др.

Критику классификации Пирьова дал Ананьев, предложив дру­гую. Все методы он разделил на: 1) организационные (4-й и 5-й уров­ни, выделенные нами выше), 2) эмпирические, 3) способы обработ­ки данных и 4) интерпретационные.

К организационным Ананьев отнес сравнительный, лонгитюд-ный и комплексный. Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лаборатор­ный, полевой, естественный и др.), приходиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод.

40

В третью группу вошли методы математико-статистического ана­лиза данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.). Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргумен­тации остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чем практические методы отли­чаются от полевого эксперимента или инструментального наблюде­ния? Почему группа интерпретационных методов отделена от орга­низационных? Разве генетическая интерпретация не предполагает особый способ организации исследования ("близнецовый метод" и

ДР.)?

Важно отметить, что здесь не обозначены теоретические методы психологического исследования, но вместе с тем выделен класс ме­тодов, "промежуточный" по статусу между эмпирическими и тео­ретическими, а именно — методы представления, обработки и (до­бавим) интерпретации данных эмпирического исследования.

В работах М.С.Роговина и Г.В.Залевского рассматриваются выше­приведенные классификации и дается своя. Согласно точке зрения этих авторов, метод — это выражение некоторых соотношений меж­ду объектом и субъектом в процессе познания. Они сводят число основных психологических методов к шести: 1) герменевтический — соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); 2) биографический — выделение целостного объек­та познания в науке о психике; 3) наблюдение —дифференциация объекта и субъекта познания; 4) самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; 5) клинический — на первый план выходит задача перехода от внеш-ненаблюдаемого к внутренним механизмам; 6) эксперимент как ак­тивное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

Приведенная классификация имеет преимущество — гносеоло­гическое основание (субъект-объектное взаимодействие), хотя и спорна: неясно, чем вызвано выделение биографического метода (критерий — целостность, тогда можно вычленить что-то и по кри­терию аналитичности?) и клинического метода (в этом ли его спе­цифика?).

Однако авторы умышленно или неумышленно остановилисьлишь на классификации эмпирических психологических методов, для чего были вынуждены включить моделирование в число герменевтичес­ких методов. Но разве при использовании этого метода "субъект и

41


 объект познания не противопоставлены"? Ведь модель — это рацио­нальное противопоставление субъектом одного объекта другому (об­раза и первообраза), что невозможно без рефлексивного отношения субъекта к объекту и к себе.

Существуют и другие подходы к описанию и классификации ме­тодов психологического исследования, но практически всегда ста­вится знак тождества между эмпирическими методами психологи­ческого исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определить специфику тех и других.

Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в пси­хологии три класса методов:

1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной мо-' делью объекта (точнее — предметом исследования).

3. Интерпретацияи описание, при которых субъект "внешне" вза­имодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Результатом применения первой группы методов являются дан­ные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, со-стояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельнос­ти и др.

Результат применения теоретических методов представлен зна­нием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символи-ческой или пространственно-схематической.

Наконец, интерпретационно-описательные методы — это "место встречи" результатов применения теоретических и эксперименталь­ных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработ­ке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемы­ми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.

С другой стороны, происходит интерпретация этих данных в тер­минах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпиричес­кая зависимость и в конечном счете оправдание или опровержение гипотезы.

Будем считать теоретическими методами психологического ис­следования: 1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедук-тивный), иначе — восхождение от общего к частному, от абстракт­ного к конкретному. Результат — теория, закон и др.; 2) индуктив­ный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Ре-42

зультат— индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; 3) моделирование — конкретизация метода анало-гий, "трансдукция", умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и\ил и доступный для исследования. Результат— модель объекта, про­цесса, состояния.

От теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной психологии, берущие начало в так называемой фи­лософской психологии. Умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в лич­ностном знании (субъективной реальности, интуиции) автора кон­цепции.

Умозрительный психолог, как и философ, порождает приемле­мые, с личной точки зрения, модели психической реальности либо модели ее отдельных составляющих (теории личности, общения, мышления, творчества, восприятия и т.д.). Продуктом умозрения является учение, т.е. некоторый целостный мысленный продукт, объ­единяющий в себе черты рационального и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность объяснения некоторой реальности и не предусматривающий своей фальсификации (опро­вержения) при эмпирическом исследовании.

Существуют два основных вида моделирования: структурно-функциональное и функционально-структурное.

В первом случае исследователь хочет выявить структуру отдель­ной системы по ее внешнему поведению и для этого выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным поведением. Такое поведение позво­ляет сделать вывод (на основе правила вывода по аналогии) о сход­стве структур. Этот вид моделирования является основным методом психологического исследования и единственным в естественно-на­учном психологическом исследовании. Во втором случае по сходст­ву структур модели и образа исследователь судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Этот метод распро­странен во многих науках, в частности в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологии и т.д.

Естественно, структура психической реальности другого челове­ка нам не дана. Но субъект имеет собственную реальность, поэтому существует сходство функционально-структурного моделирования и герменевтического метода, которое и подвигло М.С.Роговина и Г.В.Залевского на включение метода моделирования в число герме­невтических методов.Следует, наверное, отделить теоретическую мо­дель психической реальности как таковой (например, психика — "те-

43


 лефонная станция") от субъективной модели психической реальнос­ти конкретного другого человека, которая есть "чистое пережива­ние". Сходство психических процессов — не сходство научных ме­тодов.

Интерпретационно-описательные методы играют важнейшую, хотя и не очевидную роль в целостном психологическом исследова­нии. Зачастую именно отрефлексированное исследователем владе­ние этими методами предопределяет успех научной программы. Осо­бенности описательных методов в психологии подробно изложены в монографии В.А.Ганзена, хотя в ней и не проводится различие между описанием как теорией и описанием эмпирических данных.

Рассмотрим еще одну классификацию психологических эмпири­ческих методов. В предыдущей главе была приведена классифика­ция, которая разделяла методы по двум основаниям, связанным с познавательной деятельностью исследователя: активность — пассив­ность; наличие средств — непосредственность. В психологическом исследовании объект также может быть активным, ведем ли мы речь о человеке или животном. Человек в качестве испытуемого является субъектом общения, познания и деятельности, как и исследователь. Следовательно, при классификации эмпирических психологических методов нужно учесть и эту особенность.

В психологии важное значение имеет интерпретация и понима­ние поведения испытуемого. Процесс понимания в каком-то смыс­ле противоположен процессу измерения. При измерении мы макси­мально стремимся объективировать результачы исследования, а ис­пользуя понимание, наоборот, субъективно интерпретируем пове­дение испытуемого в своих личных смысловых единицах.

Удобно располагать все психологические эмпирические методы вдвухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфи­ческих признака психологического исследования. Первый— нали­чие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследо­вателем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно макси­мально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблю­дении (исследователь и исследуемый — одно лицо). Второй— объ­ективированность или субъективированность процедуры. Крайни­ми вариантами являются тестирование (или измерение) и "чистое" понимание поведения другого человека путем вчувствования, эм-патии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Нельзя сказать, что во втором случае исследователь не использует никаких средств: они есть, но "внутренние" (в смысле Л.С. Выгот­ского) — личный опыт исследователя, индивидуальные смыслы, приемы интерпретации и т.д. Средства, которые исследователь ис-

44

пользует в измерении, — внешние (приборы, тесты и т.д.). Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно назвать и по-другому. Первый образуетесь: "два субъ­екта — один субъект" или "внешний" диалог — "внутренний" диа­лог. Второй образуетесь: "внешние" средства — "внутренние" сред­ства или "измерение — интерпретация".


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!