Притч.2:16 . дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,



Книга Притчей Соломоновых.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

 

Глава 2

Постоянное, серьезное искание мудрости, как путь к страху Божию и добродетели. Частнее. 1–9. После краткого увещания к вниманию (1–2), изображаются плоды мудрости, внутренние и внешние. 10–19. Из последних выделяется доставляемое мудростью предохранение от опасностей со стороны преступных людей, в частности от прелюбодейной жены. 20–22. Только удел добродетели – прочное счастье.

Притч.2:1 . Сын мой! если ты при­мешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

Притч.2:2 . так что ухо твое сделаешь вниматель­ным к мудрости и накло­нишь сердце твое к раз­мышле­нию;

Притч.2:3 . если будешь при­зы­вать знание и взы­вать к ра­зу­му;

Притч.2:4 . если будешь искать его, как серебра, и отыски­вать его, как сокровище,

Притч.2:5 . то ура­зу­меешь страх Го­с­по­день и найдешь по­знание о Боге.

Притч.2:6 . Ибо Го­с­по­дь дает мудрость; из уст Его – знание и ра­зу­м;

Притч.2:7 . Он сохраняет для праведных спасе­ние; Он – щит для ходящих непорочно;

Притч.2:8 . Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Сво­их.

Притч.2:9 . Тогда ты ура­зу­меешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

Ст. 1–4 представляют повышение (протазис) имеющего в ст. 1–9 места условного периода, ст. 5 и дал. – понижение (аподозис) его. Высокое значение мудрости, как высшего блага, служащего предметом человеческих исканий, Премудрый выражает сравнением ее, ст. 4 (ср. Притч 8.11), с серебром (Вульг.: peсunia, деньги вообще) и вообще сокровищем (евр. маммон; по Гезениусу, от этого слова происходит греческое μαμμωνᾶς, мамона, богатство), а настойчивое искание премудрости с неустанной работой рудокопов – этот образ в отношении Премудрости и искания человеком заключается и в книге Иова (Иов 28). Если и искатели земных сокровищ не жалеют никаких усилий и жертв, чтобы обогатить себя, хотя обладание этими сокровищами непрочно, то тем больших усилий и жертв достойно приобретение мудрости, особенно потому, что с мудростью тесно соединено, отчасти в качестве источника мудрости (Притч 1.7, 9.10) отчасти же в качестве венца и завершения ее, – еще высшее благо страх Божий и познание Бога (ст. 5). Проникнутый страхом Божиим и имея веру в Бога и познание Его, но все это пока только в начатках – ревнитель мудрости, по мере преуспевания в ней, преуспевает и в страхе Божием, или благочестии, и в Богопознании. Источник такой, по существу религиозной, мудрости заключается в откровении. Сам Господь дает мудрость всякому ищущему ее, ст. 6 (ср. 3Цар 3.9,12;Иов 32.8; Дан 2.21; Прем.7:15) мудрость знание и разум исходит из уст Божиих (ср. Иов 22.22; Прем.7:25), т. е. заключены в Откровенном слове Божием; в исключительных же случаях мудрость сообщается человеку через таинственное прикосновение к его уму и сердцу просвещающей благодати Святого Духа (LXX, слав. во второй половине ст. 6 вместо "из уст" имеют: "от лица", (ἀπὸ προσώπου – вследствие смешения евр. миллив, «из уст» , со сл.: милланав, «от лица»; оба слова в евр. начертании отличаются лишь одной буквой нун стоящею во втором слове. Библейские параллели: Иов 22.22; Прем.7дают основание предпочесть чтение евр. масоретского текста ст. 6).

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7–8, сн. Пс 83.12, 90.11–12). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. Притч 1.3).

Притч.2:10 . Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет при­ятно душе твоей,

Притч.2:11 . тогда рас­суди­тель­ность будет оберегать тебя, ра­зу­м будет охранять тебя,

Притч.2:12 . дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

Притч.2:13 . от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

Притч.2:14 . от тех, которые радуют­ся, делая зло, восхищают­ся злым раз­вратом,

Притч.2:15 . которых пути кривы, и которые блуждают на стезях сво­их;

Притч.2:16 . дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!