Еккл.7:16 . Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
Книга Екклесиаста, или Проповедника.
Толкование профессора Александра Павловича Лопухина
(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)
Глав 7
Нравственные наставления Екклезиаста. 24–29. Развращенность женщины.
Еккл.7:1 . Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения.
Еккл.7:2 . Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.
Еккл.7:3 . Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
Еккл.7:4 . Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья.
Еккл.7:5 . Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;
Еккл.7:6 . потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета!
До 7-ой главы то отношение к жизни, которому научал Екклезиаст, то »лучшее», что находил он в жизни, было указано им кратко и обще. Благодаря этому, его наставления могли подать повод к слишком одностороннему пониманию. Могло показаться (так не раз и случалось), что Екклезиаст приглашает к эпикурейскому наслаждению жизнью, к извлечению из нее всевозможных удовольствий и особенно чувственных. Его «ешь, пей, веселись» могло быть понято, как призыв к разнузданному веселью на жизненном пиру, как приглашение брать от жизни возможно больше наслаждений, не смущаясь мыслью о неизвестном будущем. Глава седьмая устраняет всякую возможность такого перетолкования и устанавливает истинный смысл наставлений Екклезиаста.
|
|
Внушая «веселиться», он имел в виду не то легкомысленное, пошлое веселье среди мирских забав и развлечений, которое оставляет по себе ощущение пустоты и нравственной неудовлетворенности, но светлое, праздничное настроение, которое во всем совершающемся видит проявление Божественного Разума и, потому, умеет извлекать минуты чистой, безмятежной радости даже из самых страданий, будут ли они чужие или собственные. Внутренний опыт научил Екклезиаста, что созерцание человеческих страданий и даже смерти вызывает в душе ту особенную полноту нравственного чувства, которая создает более прочное счастье, чем все пошлые развлечения, столь же кратковременные, как треск тернового хвороста (ст. 6). Человек научается тогда понимать истинный смысл жизни, примиряться со злом, не бояться смерти, оставаться безмятежно радостным при всех обстоятельствах жизни. В виду этого, Екклезиаст советует предпочитать день смерти дню рождения, дом плача – дому пира, сетование – смеху, обличения мудрых – песням глупых. «При печали лица сердце делается лучше», точнее с еврейского: делается веселее, счастливее (ср. Еккл 11.9; Суд.19:9; Руфь 3.7).
|
|
Еккл.7:7 . Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.
"И подарки портят сердце«. Разумеются, преимущественно, подарки должностным лицам.
Еккл.7:8 . Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.
Еккл.7:9 . Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.
Еккл.7:10 . Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
Екклезиаст предостерегает от того угрюмого и нетерпеливого недовольства, которое во всем старается отыскать дурное.
Еккл.7:11 . Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:
"Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце". Частица מך имеет здесь, как в Еккл 2.16, значение «ровно как», «подобно». Следовательно, можно перевести: хороша мудрость как и наследство, и преимущественнее (наследства) для видящих солнце, т. е. для людей.
Еккл.7:12 . потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею.
Преимущество мудрости в том, что она дает жизнь, – жизнь не только истинно-нравственную, но и физическую, поскольку отвращает человека от страстей, губящих тело.
|
|
Еккл.7:13 . Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?
Еккл.7:14 . Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.
"Не мог сказать против Него". ויכצא (как в Еккл 3.22, 6.12) значит: после него. Следует перевести: не мог сказать после себя. Для того Бог посылает человеку благополучие и несчастье, чтобы он не знал будущего и чувствовал постоянную зависимость от Бога.
Еккл.7:15 . Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.
Еккл.7:16 . Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
"Не будь слишком строг«, буквально: не будь слишком праведен. В этих словах некоторые видели выражение стоического принципа жить сообразно с природой и стоического понятия о добродетели, как искусстве μεσος ἔχειν – держаться средины. На самом же деле, продолжая развивать свою прежнюю мысль о разумном наслаждении жизнью, Екклезиаст предостерегает здесь лишь от излишнего педантизма и узкого ригоризма, в силу превратных нравственных понятий стремящегося изгнать из жизни все невинные радости, вполне дозволенные удовольствия.
|
|
Еккл.7:17 . Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?
Однако, в стремлении к счастью человек не должен переходить границы дозволенного, так как всякий грех ускоряет не только нравственную, но и физическую смерть.
Еккл.7:18 . Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.
Мудрый человек сумеет найти средину и избежать крайностей бездушного ригоризма и нравственной распущенности, разумно пользуясь жизнью и оставаясь праведным. Некоторые толкователи находят здесь намеки на фарисейский ригоризм и распущенность саддукеев.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!