Федот Иванович Шубин (1740-1805)



 

Шубин умел раскрывать образ человека не в одном, а в нескольких аспектах, многогранно. Он умел остро и метко запечатлеть выражение лица человека, передать мимику, взгляд, поворот и посадку головы. Разнообразные оттенки выражения лица раскрывает мастер с разных точек зрения, он дает почувствовать добродушие или холодную жестокость, чопорность или простоватость, внутреннюю содержательность или же самодовольную пустоту человека.

 

 

 «Портрет графини Марии Паниной» (1770-е гг.), мрамор, Третьяковская галерея

Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к жанру классицизма. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов.

 

Екатерина II – законодательница

Статуя представляет собой аллегорический парадный портрет императрицы Екатерины II.

 «Екатерина II — законодательница» (1790 г.), Русский музей.

 В облике императрицы, изображенной в диадеме с лавровым венком на голове, орденской цепью на груди, царским скипетром, торжественная парадность сочетается с индивидуальными чертами конкретной личности. Свободный хитон и горностаевая мантия не скрывают пропорций фигуры стареющей женщины. В трактовке парадного облика императрицы Шубин остался верен своему кредо — реалистической трактовке образа. Говорят, что Екатерина II, пришла в гнев, увидев скипетр, наклоненный вниз (знак слабой власти). А скульптор, Федот Иванович Шубин, именно этим жестом пытался выделить изящество кисти императрицы.

Гордеев Фёдор Гордеевич (1744-1810) Русский скульптор, профессор скульптуры, ректор Академии Художеств.

Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810)

Его работы отличают тонкая пластическая разработка, мягкие переходы светотени и торжественная грация.

«Прометей» (1769 г.), гипс, Третьяковская галерея; (из бронзы)

Работа «Прометей», отмечена склонностью к драматичности композиций, следованию стилю барокко, выраженной экспрессией и динамикой в технике. Титан Прометей — один из самых замечательных героев античных сказаний. Он не только дал людям знание многих наук и ремесел, но и похитил для них огонь из кузницы Гефеста. Это вызвало гнев Зевса, который, опасаясь, что овладевшие огнём люди станут сильнее богов, обрек титана на мучительную пытку: велел приковать Прометея к выклевывать у него печень, отраставшую за ночь. Лишь благодаря Гераклу Прометей получил освобождение.

 

 

Михаил Иванович Козловский (1753-18020)-Русский скульптор.

 Его работы скульптура и надгробия – проникнуты глубокой эмоциональностью и возвышенным гуманизмом.

 «Психе́я» (1801 г.), мрамор

·

К лучшим детским о́бразам принадлежит статуя М Козловского «Психе́я», часто называемая «Девочкой с бабочкой». Миф о Психее привлекал еще античных художников. В нем рассказывается о том, что Психея была прекрасна, как Афродита. Уязвленная богиня послала Амура наказать Психею. Но тот был настолько поражен красотой девушки, что полюбил ее и оставил у себя с условием, что она никогда не увидит его лица. Однако Психея нарушила запрет. Козловский изобразил Психею в образе маленькой девочки, сидящей и играющей с бабочкой, как символ возрождения и бессмертия души. Проникновение в поэтический мир ребенка, мягкая пластическая лепка тела достоинства этого произведения.

 «Памятник Суворову»

Художник пришел к мысли представить Суворова «богом войны» с мечом и щитом в руках. Для прославления силы и мужества русского полководца Козловский обратился к аллегорической форме, создав идеализированный обобщенный образ воина. В нем нет конкретных черт личности Суворова. Главная мысль, выраженная художником в памятнике, — показать отвагу, решимость, непоколебимую волю полководца. Рыцарь изображен в энергичном, но сдержанном движении. Он стремительно, легко делает шаг вперед. Высоко, словно для удара, занесена рука с мечом. Щитом он прикрывает корону и папскую тиару. Резко повернута в сторону голова. В открытом, юном, гордом лице — выражение спокойного мужества. Фронтальное решение статуи отличается торжественностью, спокойствием, монументальной четкостью. При взгляде справа особенно ощутимо движение воина в наступательном порыве; зритель, смотрящий на памятник с левой стороны, яснее чувствует подчеркнутую твердость, уверенную мощь фигуры. Постамент, спроектированный Козловским при участии Л. Н. Воронихина, гармонично связан с пластическим решением.

«Памятник Суворову» (1801 г.), бронза, С-Петербург.

Создавая памятник великому полководцу Суворову, скульптор вновь обратился к языку аллегории. Работа началась еще при жизни героя. Легкая стройная фигура на круглом постаменте мужественный воин в доспехах, исполненный силы и стремительного движения вперед. Это образ римского бога войны Марса. Символический смысл данного образа таков: русское оружие под руководством Суворова защитило в итальянской кампании интересы трех представленных государств. Легкая стройная фигура на круглом постаменте – это юный мужественный воин в доспехах, исполненный силы и стремительного движения вперед. Это образ римского бога войны Марса.

 

«Самсон, раздирающий пасть льва», (1800 г.), золочёная бронза, г. Петергоф.

·

·

Описание

Мощная фигура Самсона олицетворяла грозную силу русского оружия. Лев, пасть которого разрывает Самсон, символизировал Швецию (фигура льва входит в государственный герб этой страны). Так средствами аллегории в скульптуре воспел Козловский славные победы отечественных армий, давшие возможность России «ногою твердой стать при море», широкая панорама которого открывается с террас Петергофского каскада.

Фигуре Самсона свойственна изумительная свобода в воспроизведении форм человеческого тела, великолепная Экспрессия и захватывающий динамизм изображения.

Во время нашествия гитлеровских захватчиков «Самсон» был похищен. После окончания войны на основании сохранившейся документации он был заново воссоздан скульптором В. А. Симоновым и поставлен на старом месте.

 

Задание: 1. Записать в тетради названия работ и их авторов.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!