Инструктаж последовательности работы над пейзажем

Художник, изображая пейзаж, старается выразить свои чувства через её образ. Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, света, состояния воздуха может меняться. Все цветовое богатство мира и передает живопись с помощью красок. С помощью цвета, цветовых сочетаний гармонии теплых и холодных цветов художник передает разнообразные чувства и настроения - радость и грусть, нежность и тревогу. Художник должен чувствовать и передавать настроение природы, используя нужные цвета, цветовой контраст, т.е. колорит.

Колорит – это гармония и красота цветовых сочетаний, богатство цветовых оттенков.

Колорит может быть холодным, теплым, контрастным, сближенным и.д.

В спорах о новом художественном видении мира рождалось новое направление в искусстве – импрессионизм - от франц. - «впечатление». Так называлась одна из картин художника Клода Моне. Он создал целые живописные серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток. Рассмотрим серию «Здание Парламента в Лондоне».

Какое основное средство выражения живописи использовал художник для передачи состояния и настроения природы? Цвет - главное средство выражения в живописи. От того какие художник подберёт цвета зависит настроение в картине. Цветовой строй в картине называется, колоритом. Колорит (от лат. color — цвет, окраска) - богатство и согласованность цветов. Он может быть тёплым и холодным, нежным и мрачным.

Иллюстративный рассказ. Основные группы цветов: Основные – составные. Теплые – холодные. Глухие – звонкие (цветовой круг Иттена).

Как можно превратить цвет в нежный, тревожный или тихий? В смешении с тёмным настроение полученного колорита можно охарактеризовать как тревожное, грозное; в смешении со светлым – оно становится нежным, спокойным. Если же смешать любой цвет с серой краской, он приглушится, станет незаметным и грустным, словно наполнится туманом.

Настроение в картине во многом зависит и от фактуры - характера поверхности, которая передаётся при помощи мазка. Вид мазков создаёт настроение беспокойное и шумное или тихое и умиротворённое. Краска может ложиться ровно, гладко или густыми, выпуклыми мазками. Они могут быть похожи на точки, полоски, волны, запятые («шкала тональности»). Для передачи того или иного состояния природы очень большую роль играет верно взятый общий тон. Первый план – ярче и насыщеннее. Второй план – светлее и бледнее. Чем дальше от зрителей цвет, тем он светлее и холоднее, контрасты уменьшаются, границы предметов сглаживаются. Небо чем ближе к земле, тем светлее, а чем выше от земли ярче и темнее.

Ознакомление с эмоциональными возможностями цвета.

Давайте попытаемся решить некоторую задачу. (Проблемная ситуация). Перед вами палитра холодных и тёплых цветов. Подумайте и ответьте на вопрос:

1. Какие цвета могут быть в передаче времени суток? (теплые – день, холодные – ночь).

2. А к каким цветам можно отнести каждый пейзаж по времени года? (лето, осень, весна – теплые цвета, зима – холодные цвета).

3. Какой можно сделать вывод о значении цвета в передаче настроения? (цвет имеет очень большое значение в передаче состояния природы в картине).

Анализ репродукций картин художников.

Утром пейзаж будет пронизан серебристо-голубыми лучами восходящего солнца, следовательно, все предметы будут окутаны этим светом, а общий тон пейзажа будет серебристый. Днем свет становится ярче, а тень – темнее, и из-за этого общий тон пейзажа становится более светлым. Запомните: свет «теряет» цвет. Вечером, по мере того как солнце садится, краски сгущаются, а воздух окрашивается золотисто-багровыми лучами. В этом случае цветовой строй пейзажа будет золотистым, тени же будут принимать холодный оттенок вечернего неба. Настроение пейзажа зависит от передачи в нем того или иного состояния. В природе небо – источник света, атмосферный свет поглощает всё вокруг.

Закрепление учебного материала

Давайте обобщим вышесказанное. (Проблемная ситуация). Рассмотрим репродукции картин российских художников и проанализируем.

- А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880 г.. Фосфоресцирующий свет отразился от зеркальной глади Днепра и разлился вокруг, погрузив землю в таинственный и волшебный мир. И вся природа замерла, завороженная красотой этой картины.

- Изображение к иллюстрации И. Левитана “Золотая осень”, 1895 г..

Эта картина написана в другом колорите, с другим настроением. Художник показал солнечный день (преобладают теплые, веселые цвета).

- А.И Куинджи, «Березовая роща», написанная в 1879 году, в картине «Березовая роща» Куинджи сумел создать образ лучезарного, сверкающего дня. Вокруг удивительно тихо и радостно. Пожалуй, все в этом пейзаже построено на контрастах: густая тень зелени дальнего леса контрастирует с белыми, почти светящимися стволами берез и ослепительно-голубым небом.

- И.И. Шишкин, «Рожь», 1878 г. Очень подробно, с большим мастерством и любовью Шишкин пишет передний план: и тяжелые спелые колосья, и венчики ромашек и васильков, и пахнущую пылью дорогу. Все это придает полотну задушевность и жизненную убедительность.
- И.К. Айвазовский, «Буря на море ночью», 1848 г. Картина отличается темной сдержанной колористической гаммой. Большую роль в картине играет свет. Художник в точности передает эффекты, которые создает лунный свет на поверхности волнующегося моря. Лунный свет, мощным потоком прорезающий тьму, - как символ жизни и вечности, он словно вещает о спасении корабля.
Примером яркого выражения колорита в живописи могут служить работы И. Репина, который писал в теплом золотисто-желто-красном колорите. Любимый колорит В. Сурикова состоял из голубовато-синих, холодных цветов. В серо-серебристом колорите написаны многие произведения В. Серова, а М. Врубель предпочитал серо-голубые цвета. Многие картины Ф. Малявина отличаются огненно-красным колоритом.

Вопросы: Какие эмоции возникают? С помощью каких средство художнику удалось передать состояние пейзажа?

Инструктаж последовательности работы над пейзажем

  Подумайте, какое состояние природы вы хотите передать в своей картине? Постарайтесь сформировать свои ощущения, впечатление, настроение, которое вы хотите передать в пейзаже. Далее следует продумать основные этапы работы над пейзажем, последовательность заполнения пространства листа основными цветовыми и световыми пятнами.

в своей практической работе попробуете передать и настроения в пейзаже.

Самостоятельная работа

Формулируйте решение, которое вам необходимо выполнить, продумайте, как вы его будете выполнять, этапы работы. Также необходимо будет выполнить цветовую палитру своего пейзажа. Делается это в ходе выполнения пейзажа. Теперь можно приступить к работе - созданию пейзажа настроения в технике живописи. Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры, колорита. (Применение новых знаний, закрепление ранее изученного материала, закрепление навыков работы гуашью).

- Теперь можно приступить к выполнению работы в цвете.

 

Подводим итоги, анализируем проделанную работу, отвечаем на вопросы:

- Как называется цветовой строй в картине?

- Как колорит влияет на настроение картины?

- В какой работе лучше передано пространство?

- В какой работе наиболее удачное композиционное решение?

- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?

Критерии оценки:

- грамотное композиционное решение и линейный рисунок;                                             - верное цветовое и тональное решение с учётом правил воздушной перспективы;    - достижение колористического единства;

- степень эмоциональной выразительности, настроения пейзажа.

Основной критерий оценивания работ - это степень использования колорита в качестве ведущего средства для создания образа пейзажа, как отражения определённого эмоционального состояния.

Итог

В заключении хотелось сказать: природа в картинах талантливых художников, открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием о важности сохранения красоты природы вокруг нас! По желанию можно выполнить этюд с натуры «пейзаж из окна» на формате А5.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!