Фортепианное творчество Мусоргского
Фортепианное творчество у этого композитора представлено единственным циклом «Картинки с выставки» (1874), вошедшим, тем не менее, в историю музыки как яркое, выдающееся произведение русского пианизма. В основе замысла – произведения В.Гартмана, его же памяти посвящен цикл, состоящий из 10 пьес («Гном», «Старый замок», «Тюильрийский парк», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Баба-Яга», «Золотые ворота» или «Богатырские ворота»), периодически чередующихся с особого значения темой – «Прогулкой». С одной стороны, она изображает самого композитора, прогуливающегося по галерее работ Гартмана; с другой, олицетворяет русское национальное начало.
Жанровое своеобразие цикла, с одной стороны, отсылает к типичной программной сюите, с другой – к рондальной форме, где «Прогулка» выступает рефреном. А с учетом того, что тема «Прогулки» ни разу не повторяется в точности, проявляются черты вариационности.
Кроме того, «Картинки с выставки» вбирают выразительные возможности фортепиано:
§ колористические, благодаря чему достигается «оркестральность» звучания;
§ виртуозность;
§ в музыке цикла ощутимо воздействие вокального стиля композитора (как песенности, так и речитативности и декламационности).
Все эти черты делают «Картинки с выставки» уникальным в истории музыки произведением.
Симфоническая музыка М.П.Мусоргского
|
|
Показательным произведением в области симфонического творчества является «Иванова ночь на Лысой горе» (1867) — шабаш ведьм, продолжающая традицию Берлиоза. Историческое значение произведения – в том, что это один из первых в русской музыке образцов злой фантастики.
Оркестровка
Новаторство М.П.Мусоргского как композитора в подходе к оркестровой партии не было понято сразу: открытие новых горизонтов воспринималось рядом современников как беспомощность.
Главным принципом для него являлось достижение максимальной экспрессии в выражении при минимальном использовании оркестровых средств, т.е. его оркестровка приобретает природу вокала.
Суть новаторского подхода к использованию музыкально-выразительных средств музыкант формулировал примерно так:
«…создавать экспрессивные формы речи, а на их основе – новые музыкальные формы».
Если сравнить Мусоргского и Глинку, великих русских классиков, в чьем творчестве одним из главных является образ народа, то:
§ в отличие от Глинки, для которого характерен портретный метод показа, для Модеста Петровича главное – показ народных образов в развитии, в процессе становления;
§ Мусоргский, в отличие от Глинки, выделяет из народной массы индивидуальные персонажи, представляющие народ. Кроме того, каждый из них выступает носителем определенного символа (например, Пимен из «Бориса Годунова» — не просто мудрец, но – олицетворение самой истории).
|
|
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!