Чкаловская и лысковская игрушки»

Традиционная игрушка. Краткая история

К каким временам ни обратись, в каких краях ни окажись – везде встретишь незатейливую детскую игрушку, ибо невозможно без игры и игрушки ребенка вырастить и в люди его вывести. Очень часто с погремушки, коня-качалки, с гриба-копилки, с птички-свистульки или, в более поздние времена, с деревянной куколки-матрешки начиналось постижение народного быта и национальной культуры.

Народная промысловая игрушка – особый пласт культуры. Каждый народный промысел несет в себе отпечаток того места, где он возник и развивался. В народной игрушке своеобразно отражались и природные особенности края, и жизненный уклад, история, культура и даже характеры людей.

Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины XIX века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в Вятке, Туле, Каргополе.

«Филимоновская игрушка»

Эта игрушка появилась семь веков назад в деревне Филимоново под Тулой. В древности считалось, что незатейливые свистульки - это обереги, которые должны принести детям удачу. В этой игрушке много загадок, с которыми еще предстоит разбираться историкам и археологам. Филимоновский промысел был на грани исчезновения, но теперь сказочные пестрые фигурки вновь радуют нас. Нынешние художники сохраняют все приемы и сюжеты старинных мастеров. Современные филимоновские игрушки выглядят точно так же, как в глубокой древности.

«Богородская игрушка»

 

Богородская игрушка - единственный народный промысел, который ни в какие времена не знал упадка. Во все века славились движущиеся фигурки - "дергачи". И нынешние мастера делают их по старым традициям, которые ведут свое начало с древних времен.

«Каргопольская глиняная игрушка»

Глиняные игрушки делали в России во многих городах и селах, но Каргопольские никогда с другими не спутаешь. Похожие фигурки людей, птиц и животных в этих местах лепили еще до нашей эры. Очень долго местные мастера-игрушечники работали, используя сюжеты и технологию старинных мастеров. В середине ХХ века гончарный промысел в Каргополе практически исчез, но его смогли возродить и вдохнуть новую жизнь в древнее искусство.

«Дымковская игрушка»

Глиняная свистулька, которую начали делать в XV веке в Дымково для местного праздника - Свистопляски, стала сегодня популярным русским сувениром. Когда-то промысел процветал, потом угас, но сейчас возродился. И сегодня, как встарь, дымковскую игрушку сразу узнаешь по белоснежному фону и ярким краскам. Каждая игрушка - уникальное произведение искусства, так как нет серийного производства.

«Нижегородская игрушка»

Нижегородские игрушки имели много общих видовых черт с изделиями других регионов России, В нижегородской народной игрушке встречаются как реальные образы, так и сказочные персонажи, а еще и трудовой инвентарь, и музыкальные инструменты. Все вместе они составляют незатейливый, но достаточно многообразный игрушечный арсенал.

Нижегородские игрушки можно было бы разделить на группы: фигурно-пластические, воспроизводящие людей и животных; передающие в миниатюре реальные объекты (это транспортные средства, соответствующие каждому времени – от повозки до танка и самолета; инструменты и различные приспособления для работы – прялки, моталки, вальки, топоры, бороны, сошки и другие полезные в крестьянском быту вещи); а также игрушки, представляющие архитектурные объекты, – это модели жилых, культовых и производственных сооружений в виде, например, мельниц, колодцев разной конструкции, башенок и церковок. Была и такая группа игрушек, как мебель – кроватки, стульчики и столики, целые мебельные гарнитуры. Механические, сборно-разборные игрушки способствовали развитию интеллекта ребенка. Изготовлялись мастерами игрушки для сюжетно-ролевых и театрализованных игр детей. Были игрушки, развивающие вестибулярный аппарат и способствующие укреплению навыков хождения – это различные качалки и каталки.

Особую группу составляют детские музыкальные инструменты: погремушки, дудочки, свистульки, свирели, балалайки, рожки, трещотки, барабанчики, шарманки, жалейки, детские гармошки. Одни из них развивают дыхательную систему, другие – пальцы, слух и чувство ритма, третьи относятся к манипуляционным. Погремушка в свое время была инструментом, отгоняющим злых духов, а после – просто детской забавой, утехой. Словом, игрушки изготовлялись по разным поводам и на все случаи жизни и для каждого возраста – своя. Существовали и особенные праздничные игрушки, которые делались и покупались к определенному сроку.

Чкаловская и лысковская игрушки»

В 1927 году Василёва Слобода была переименована в Василёво, а в 1937 году – в Чкаловск. Здесь и в XIX веке изготовлялись самые архаические типы игрушек: сдвоенные кони-близнецы, фигурки людей и животных, имеющих много общего как с древними египетскими образцами, так и с кустарными изделиями средневековой Европы, а также с декоративным искусством России XVII–XIX веков.

В народной игрушке этих мест слились как бы две тенденции, одна – идущая из древности, а другая – отражающая особенности быта и мировоззрения людей XVIII–XIX веков. Изготовляли мастера прибрежных волжских, узольских и керженских деревушек игрушки из осины, сосны, березы и липы при помощи топора и ножа, бережно храня семейные традиции. Такая топорщина обладала обобщенной лаконичной формой, весьма выразительно передававшей облик коней, птиц, разных типов людей.

Деревянный конек с крутым выгибом шеи – особо излюбленный мотив у мастеров игрушки Заволжья. Вырезанные из куска дерева лошадки, колёсики – своеобразные каталки (плашка с двумя конскими головами и с палочкой посередине, прикрепленная к колесам), коники со всадниками, стилизованные кони-колоды, лошадки-каталки на колесиках, каретки и тарантасы, всадники – множество вариантов коней бытовало в России, символизируя собой то солнечные колесницы Даждьбога, то само солнце ясное или темную ночь; то олицетворяли они зиму и лето, или просто передавали особенности той или иной модели конного транспорта XIX века.

Готовые игрушки окрашивали и расписывали незатейливым узором. Что сии узоры означали, мастера не всегда могли объяснить, но, руководствуясь традицией, ничего не меняли: деды так пестрили, то есть украшали, и нам незачем выдумывать другое, считали они.

«Городецкая деревянная игрушка»

Городецкая игрушка – это особенное явление в русской культуре.

Много общего было у мастеров игрушечного ремесла, корни-то единые. Поначалу даже не Городец, а окружающие его деревни и села славились игрушечным товаром. В Курцеве, Коскове, Ахлебаихе, Репине, Жбанникове, Савине, Серкове и других местах изготовляли деревянную и глиняную игрушку, фигурки коней с возками и коней-каталок, барынек, всяких деревянных и глиняных зверюшек, да в город на базары и ярмарки товар свозили. Но впоследствии именно в Городце этот промысел закрепился и развился до большого искусства со значительным товарооборотом. Именно здесь окончательно стилистически оформилась оригинальная городецкая роспись, которая стала не менее знаменитой, чем хохломские и семеновские узоры, сформировались основные типы городецкой игрушки.

Интересна и расписная звуковая или музыкальная игрушка Городца: птички-свистульки, свистульки-матрешки, дудочки и сопелки, погремушки, трещотки, балалайки и колокольчики доставляют малышам радость не только производимыми с их помощью звуками и шумами, но и яркостью красок затейливого городецкого узора. Шарообразные погремушки наполняли горохом, маленькими камушками, пуговками – и звук получался разный. Погремушки и трещотки, барабаны, бубны, по поверьям, отгоняли злых духов и беду, а свистульки и дудочки притягивали добро и достаток, способствовали выздоровлению. Играя на дудочках и свистульках, малыши развивали дыхательную систему, а погремушки и различные ударные инструменты, как уже говорилось, способствовали развитию чувства ритма, музыкального слуха.

Красочна и необычна городецкая детская мебель.

«Ермиловская игрушка Ковернинского района»

 

 

Детям на радость, взрослым на удивление создают народные мастера свои произведения. Ковернинский район, наряду с Семеновом, является центром так называемой хохломской росписи. Он известен, прежде всего, древним торговым селом Хохлома, давшим название уникальной расписной посуде. Ни в каком другом месте не найти такого изумительного травного орнамента на деревянной посуде и мебели, которые изготавливались иногда в детском игрушечном варианте.

Ковернинцы предпочитали украшать деревянную посуду только травкой; именно такими узорами расписывались и ермиловские игрушки: большие и маленькие кони, мишки, собачки, петушки и курочки, уточки и гусачки, слоны, соловьи, сороки и другие изделия. Интересен сам способ изготовления прессованной игрушки, он дает возможность создавать продукцию различных форм: от сильно стилизованных до почти натуралистичных. Роспись игрушек травкой под лак в сочетании золота с черным и киноварью, белого, зеленого и коричневого – баканового – цвета, придает игрушечному товару праздничный нарядный характер.

Ермиловская игрушка, уникальная, яркая, самобытная, истинно нижегородская, заслуживает особого внимания.

«Полховмайданские тарарушки»

Полховмайданские тарарушки отличишь от любой другой народной игрушки, настолько они своеобразны.

Возник этот промысел народной игрушки на юго-западе Нижегородского края в селе Полховский Майдан, что на границе с Мордовией.

Говоря о полховмайданском народном промысле, нельзя не сказать доброго слова о токарях и изготовителях щепной игрушки – топорщиках.

В Полховском Майдане и в Крутце хороших токарей особенно уважали и почитали. Несмотря на то, что, работая на токарном станке, мастер ограничивает свои творческие возможности цилиндрической, круглой или овальной формой, фантазии народного мастера мог позавидовать любой современный дизайнер. Разнообразной формы посуда, каталки с птичками или кони на колесиках, детские из точеных элементов коляски или шкатулки-яблоки, точеные фигурки, пирамидки, свистульки в виде птичек и дудочки, абстрактной овальной формы свистульки, грибки и шкатулки, пирамидки и яйца, куколки, пистолеты-пугачи, к котором прикреплялись на ниточках пробки, сборно-разборные и целиковые, составные и комбинированные игрушки – все это вытачивают мастера, соединяя формы, придавая интересные очертания изделиям, фантазируя, забавляя себя и радуя детей.

При всем многообразии и непредсказуемости полховмайданской росписи, сюжетно ее можно разделить на два основных вида: это растительный орнамент, где ведущим элементом является дикая роза – шиповник – и пейзаж с сельским видом, с закатным состоянием в природе – заря. Тот и другой вид росписи существуют как в чистом виде, так и в сочетании, образуя третью разновидность росписи – орнаментально-тематическую композицию. Растительные узоры у полховмайданцев – фантастические, как в райском саду, то простые, то сложные, сочетающие в себе элементы нескольких растений, например, шиповника и розы, колокольчика и ромашки, мака и мальвы; вариантов сочетаний так много, что только приходится удивляться фантазии художниц. Любопытно, как с одной боковой линии бутона или с сердцевины цветка начинает постепенно формироваться узор, обогащая элементами роспись, полностью заполняя поверхность изделия.

При росписи яиц и маленьких шкатулочек привлекают мастерицы и анималистический жанр. Изображения домашних животных, а также оленей и других лесных зверей, птиц домашних и диких, голубей и курочек с петушками динамичны и выразительны, и тут дело не столько в правильности воспроизведении натуры, сколько в занимательности образа, построенного на его характерных признаках.

«Нижегородские матрешки»

 

 

Cреди народной промысловой игрушки Нижегородского края особую известность и, пожалуй, самое широкое признание получили матрешки: мериновские, семеновские, полховмайданские, крутецкие, вознесенские; теперь появились и городецкие куколки-матрешки.

Матрешки – это красочно расписанные куколки, выточенные из дерева на токарном станке, разъемные, полые, внутри которых находятся такие же матрешки, только меньше росточком. В одной такой деревянной форме может находиться от трех до семидесяти и более матрешек, мал мала меньше.

Как свидетельствуют многие источники, первая в России матрёшка появилась в Москве в конце XIX века. В начале XX века она перекочевала в Подмосковье, в Сергиев Посад, а всемирную славу в середине столетия ей принесла Нижегородская земля.

«Феномен семеновской матрешки»

Нижегородская красавица, семеновская матрешка, уже второе столетие держит первенство среди деревянных кукол. Семеновская матрешка имеет свои тонкости и своеобразные нюансы в форме и в росписи. Семеновская матрешка красива по абрису, то есть своему силуэту, где мягкая линия головы плавно перетекает, как у античной амфоры, в покатые плечики. Посредине высоты у этой куколки имеется небольшое утолщение, а книзу ее форма сужается и заканчивается закругленным валиком – поддоном. Форму семеновской матрешки можно назвать классической, столь она пропорциональна и гармонична.

«Крутецкие красавицы»

Недалеко от Полховского Майдана есть другое село, где также издавна токарили посуду, делали детские игрушки и по-своему расписывали куколок-матрешек. С 60-х годов XX века матрешечный промысел в Крутце уже четко обозначился и стабильно развивался до 90-х годов. Крутецкие матрешки, в отличие от полховмайданских, долгое время расписывались маслом, затем здесь тоже перешли на анилиновые красители, хотя некоторые мастера продолжали и в более позднее время использовать первоначальную технологию письма.

Крутецкая матрешка несколько отличается по форме и росписи от полховмайданской. У крутецских мастеров присутствует непреодолимая тяга к экспериментам, к большей свободе в выборе сюжетов, к вариативности орнаментики, к большей дробности узора, к живописному письму маслом, построенному на динамичном мазке кистью.

В Крутце какой-то мастер точит матрешек несколько вытянутой формы, другой тяготеет к более округлым объемам, некоторые подражают мериновской или сергиевопосадской формам куколок, а иная красавица столь полна, что приближается по форме к шару. Такое же разнообразие и в росписи: у кого-то изделия яркие, цветастые, кто-то любит более приглушенные и темные тона, а иные предпочитают писать в два, три цвета. Матрешки строгие и веселые, с руками и без рук, глазастые, с пушистыми густыми ресницами и глазами в виде запятой, с губками бантиком и в виде галочки, с одной косой, двумя, без кос, но с кудрями, с прямым пробором и на косой рядок. Куклы в нарядах с крупными и мелкими цветами, с завитками, точками, ромашками и со сказочными цветами дают множество вариантов композиционного решения – фантазия здесь не знает границ.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!