Сверхъестественное богопознание.

Поиск Бога.

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». (Рим.1:20)

 Добрый день. Я рад приветствовать всех слушателей нашего дистанционного курса. Во втором туре медиафестиваля к которому вы все сейчас готовитесь, вам потребуется подготовить творческую работу по духовно -нравственной тематике. Девизом этой темы стали слова «Познание себя и мира есть начало Богопознания.» Поэтому в первой части нашего курса мы с вами познакомимся с тем, что же такое Богопознание? Какие бывают виды Богопознания? И какими способами человек сегодня, может познавать Бога? 

Что такое Богопознание?

В Богословии принято различать два пути познания Бога: рациональный, теоретический и духовно-опытный. Познание воли Божией первоначально усваивается как теория, Бог в это время держится в уме как идея. В настоящее же боговедение вводит только личный опыт духовной жизни. Но как начинается такое опытное Богопознание?

 Все откровения Бога о которых мы узнаем из Священного Писания носят личный характер. Бог открывается человеку (не как абстрактная сила, но) как живое Существо – говорящее, слышащее, видящее, мыслящее, помогающее.

Мы видим, что Бог — это не какая-то безликая космическая сила, это прежде всего Личность, которая всегда готова вступить в непосредственный контакт с человеком. Познание Бога, поэтому, скорее напоминает познание человеком человека. Ведь узнать человека можно только вступив с ним во взаимоотношение, встретившись с ним лицом к лицу, заглянув ему в душу, обратившись к нему «ты». По отношению к Богу, это означает обратиться непосредственно к Нему, в личной молитве и услышать ответ…

Истинное богопознание – это всегда плод живого общения с Самим Богом, непосредственное переживание Бога. Этот личный духовный опыт нельзя приобрести, изучая богословские труды или прочитав Библию. Такое знание будет отвлеченным, теоретическим знанием о Боге, но не опытным знанием Бога. (Бог познается не словом и логикой, а опытом непосредственного внутреннего созерцания, осуществляемого в молчании всех чувств и движений ума.)

Этот способ познания происходит через взаимодействие, изменяющее самого человека. Такое познание через единение, в отличии от теоретического знания, задействует не только рассудок человека, но и все силы его души и тела, весь целостный состав. Происходит некое новое рождение человека, «рождение свыше», изменяющее состояние человеческой души.    

 (Многие философы и ученые дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали. Иное дело веровать, что есть Бог, и иное-знать Бога.)

Виды Богопознания.

Богопознание становится доступным человеку благодаря тому, что Бог Сам открывает знание о Себе различными способами. В богословии выделяются два вида Богопознания, основанные на естественном и сверхъестественном откровении.  Господь открыл Себя и Свою волю не сразу, а постепенно. (Сначала Он дал, через чудесные и дивные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем, дал начатки сверхъестественного откровения через ветхозаветных пророков и чудесные явления в человеческой истории. И наконец, в полноте и совершенстве Божие откровение принес на землю Сам воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по всей земле через Своих апостолов и учеников.)

 Сначала человек встает на некую предварительную ступень богопознания, подготавливающей человека к истинному живому богопознанию. Это

2.1 Естественным богопознанием, открывается человеку естественным путем на основании познания им окружающего мира, самого себя и человеческой истории. Оно предоставляет человеку начальные знания о свойствах и действиях Бога.

 Бог открывает Себя в Своём творении, подобно тому, как художник открывает себя в своей картине. В окружающем мире человек способен узреть Бога, потому что весь сотворенный мир является Откровением Бога.

 1). Что мы можем узнать о Боге из окружающего мира ?

В нашем многообразном мире все так гармонично и целесообразно, что древние назвали его «космосом», то есть красотой, порядком, гармонией. Мы видим, что космос является огромным механизмом, действующим по единым законам. А значит и его Автор Бог один. Нет многих богов. Иначе бы мир пребывал в хаосе, дисгармонии и был бы давно разрушен.

Бог всемогущ, потому что управлять этой огромной вселенной можно только обладая огромной силой. Он всеведущ, так как без знания обо всем как управлять этим миром? Он конечно же премудр, Он вездеприсутствует своими энергиями которые движут и преобразуют мир… Посмотрите, как много понятий о Боге можно почерпнуть, просто глядя на окружающий нас мир. Обычно это называют: “Откровение через Природу.”

 2). Еще глубже можно приблизиться к тайне божественного бытия, если остановиться на рассмотрении своей собственной природы, сотворенной по образу Божию.

В человеке есть, то, чего нет в окружающем мире. И если они во мне, то откуда они? Конечно же от того, Кто создал весь мир. Например: весь мир неразумен, а я разумен, значит Бог — это высший ум. Весь мир предопределен, а я свободен, значит Бог тоже свободен. У мира нет воли, а у меня есть, значит тем более она есть у Бога. Весь мир не может любить, а я могу любить. Откуда это у меня? Значит Бог тоже может любить, Он есть – Любовь. Посмотрите сколько важных понятий мы можем почерпнуть, созерцая самих себя и не опираясь на рассмотрение окружающего мира. Поэтому проповедь о Боге представлена во всем творении. Надо только это увидеть.

(В человеческой культуре представлены религии, основанные на созерцательной практике окружающего мира и человека. Это различные восточные практики, такие как индуизм, буддизм, даосизм и др.)

 3) Важным звеном в естественном богопознании, является изучение истории человечества. Если мы внимательно посмотрим на историю как богочеловеческий процесс, то можем усмотреть определенные законы, по которым она промыслительно развивается, Божественные замыслы, которые в ней реализуются, и священные цели, к которым она движется. (Сама естественная история человечества является тем пространством, внутри которого осуществляется священная история спасения человека.)

 Но в естественном способе Богопознания, есть один важный и непреодолимый недостаток. Путь познания Бога через исследование Божьих творений осложнен тем, что эти творения после грехопадения человека, повреждены грехом. Не только человеческая природа лишилась совершенства, но и вся Вселенная пришла в расстройство и попала под действие законов разложения и смерти. В настоящем мире мы видим не только отблески божественной красоты, но также разрушительные природные явления, взаимную вражду тварей, грех и страдания в человеческом обществе. Весь существующий мир несёт на себе печать греха, печать тления и разрушения. Поврежденный грехом человеческий ум не только малоспособен к богопознанию, но, как ослепленный грубой чувствительностью, весьма склонен к неверию. И человек растворенный в этом мире, не может выделить его греховную составляющую.

 Для нас всё прекрасно и лето, и зима, и осень, и возрастание, и умирание. Мы сами того не желая, переносим на Бога, наши видения искаженного грехом мира. Например, осень – проповедь тления мира. Человеку необходимо просвещение свыше, чтобы познать в творениях Творца.

Как освободиться от этого плена? Для усвоения богооткровенной истины недостаточно одних естественных способностей человека, а необходима Божественная помощь, божественная благодать, которая сообщается людям Духом Святым. Человеку необходимо перейти в сферу сверхъестественного богопознания.

Сверхъестественное богопознание.

Главное Свое откровение Бог сообщает людям особым, необычным, сверхъестественным образом, непосредственно Сам или через ангелов. Сверхъестественное откровение есть голос Бога, говорящего к человеку. Сверхъестественное знание о Боге – это божественное дар, подаваемый человеческой душе Божественной благодатью. (Божественная благодать пребывает в теле Христовом которое есть Церковь и подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения.)

 (Откровение Божие хранится в Церкви созданной Господом нашим Иисусом Христом. Откровение дано и доступно только в Церкви, только в Церкви оно познаваемо.)

 В православной Церкви Откровение Божие, осуществляется тремя способами:

 1) человек приобретает познание Бога непосредственно, – т.е. когда Дух Святый воздействует на душу человека, в таинствах Церкви прежде всего, затем в молитве, в молитвенных созерцаниях. Но, к сожалению, душа, поврежденная грехом, не способна в полноте воспринимать непосредственные действия духа. Из одних Таинств самих в себе человек ничего не узнает и не поймет. Божественная благодать, воспринятая в Таинствах, остается без плода. Поврежденному человеческому уму нужно ещё и просвещение через божественное откровение, выраженное в человеческих словах. И такое откровение подается человеку

 2) посредством чтения и изучения Священном Писания, которое есть запись услышанного Откровения. В этом и заключается величайшее чудо и тайна Библии, что она содержит Слово Божие на человеческом языке. Библия дана из-за греховной поврежденности людей. Нужда в Священном Писании явилась тогда, когда одни люди уклонились от истинного учения, а другие от чистоты жизни. Писание это-второе врачевство. Библия есть необходимое руководство, пособие для духовной жизни. Библия нужна, чтобы не произошла путаница между словом Божиим и человеческим. Отметим, что Священное Писание не есть самостоятельная величина и является высшей и центральной частью Священного Предания.

 3) Третий способ сверхъестественного Богопознания осуществляется                                                                                                          посредством изучения самой древней формы откровения - Священного Предания. Предание — это передание истины, это «вера Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы, сохранили отцы». Без Священного Предания толкование и правильное уяснение Священного Писания становится невозможным и может привести ко многим разногласием, какие мы видим у протестантов.

Очень важно отметить, что в своей полноте Откровение подается и познается только в Церкви, и только через гармоничное сочетание названных трех способов, и не может быть нами получено, если мы произвольно остановимся исключительно на одном чем-либо.

Заключение.

Человек вставший на путь Богопознания, призван не только внимательно воспринимать истину, но сам быть «светом мира» (Мф. 5, 14). Облекаясь в Божественный свет, он и в себе светит, и всех вокруг просвещает.

У каждого из вас есть какой-то личный опыт исследования окружающего мира, людей или человеческой истории. В своих медиапроектах вы можете взять за основу описание любого известного вам творения или явления окружающего мира. Это могут быть небесные тела: солнце, луна, планеты, кометы, звезды. Стихии мира: вода, земля, воздух, огонь. Природные явления: молнии, снег, дожди, приливы и отливы. Живые творения: растения, животные, птицы и рыбы. Можете обратить внимание на проявления образа Божьего в человеке или исследовать исполнение пророчеств в человеческой истории. Проповедь о Боге представлена во всем окружающем мире. Надо только это увидеть. Ваша задача не только показать сложность, многообразие и красоту этих творений, но и указать те свойства нашего Творца, которые открываются нам при рассматривании Его созданий глазами веры.

У вас есть возможность, применить свой творческий потенциал и профессиональные навыки и передать в ваших медиапроектах тот опыт естественного богопознания, который есть у каждого из вас.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!