Разгуляева Марина Владимировна



Контрольная работа № 3

«Народное и декоративно-прикладное искусство»

1. Назовите области народного искусства.

Выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву Хохлома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново), матрешек (Сергиев Посад, Полхов - Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи).

Основными областями народного искусства являются:

- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская,

Мезенская;

- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой

породы;

- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская;

- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро,

Ростовская финифть (роспись эмалью по металлу), Жостовская роспись по

металлу;

- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика,

Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево;

- Роспись по ткани - Павловские платки и шали;

- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

2. Соотнесите термины с их определениями: 1) культурные традиции; 2) народные традиции; 3) обряды; 4) обычаи:

А) Одобряемые и соблюдаемые у всех народов мира обычные (так же и различные) привычки, вкусы, образцы поведения, взгляды, нравы и бытовой уклад жизни. -4

Б) Распространенная у всех народов совокупность культурных ритуалов в главные моменты жизни человека (семейно-бытовые: родины, крещение, инициация, свадьба, поминки и др.) и хозяйственно-бытовой жизни (календарно-аграрные для русского народа) - 3

В) Привычный бытовой уклад жизни, обряды, обычаи, магия, верования, народные праздники, все то, что унаследовано культурой от одного поколения и передается другому. - 2

Г) Символические массовые действия, праздники, в т. ч., и религиозные, возникшие у народа в давние времена, относящиеся ко всем слоям населения, укрепляющие духовные связи между людьми. – 1

Ответ: А-4, Б-3, В-2, Г-1.

3. Назовите народные художественные промыслы росписи по дереву, которые изучают дети в начальной школе.

Городецкая, Хохломская, Мезенская.

4. Назовите центры народного промысла хохломы. Одним из центров промысла является город Семёнов Нижегородской области, В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и деревня Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник».

5. В хохломской росписи используются разные виды орнаментов, один из которых «кудрина». «Кудрина» - это:

а) узор из крупных и мелких травинок; б) листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне; в) геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами?

6. Хохломские мастера используют две росписи. Как они называются:

А) по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т. д.) красным и черным цветом) – это «Верховую» роспись

Б) сначала намечается контур орнамента, потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым – это роспись «под фон»

7. Что изображают на своих рисунках городецкие мастера? Назовите или изобразите последовательность выполнения элементов городецкой росписи: розана и купавки.

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. Традиционная городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами и т. д

Последовательность выполнения:

- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют "подмалевка".

- Следующий этап называют "теневка", т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

- Завершающий этап росписи называют "оживка", т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. "Оживку" делают белой и черной краской.

8. С какими видами русской глиняной игрушки знакомятся младшие школьники на уроках технологии и изобразительного искусства?

дымковской глиняной игрушкой; с филимоновской глиняной игрушкой; с абашевской глиняной игрушкой; каргопольской глиняной игрушкой.

9. Где, в каком месте, родилась Дымковская игрушка? Дымковская игрушка родилась в слободе города Кирова за речкой Вяткой.

10. Почему Дымковские игрушки имеют белый фон? Назовите последовательность их изготовления.

Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.

Основной этап.

- Из небольшого кусочка глины скатаем шар, чтобы он помещался в ладошку.

- Далее проделываем в его основании отверстие, продавленное пальцем, и начнем обжимать. Так мы делаем колокол юбки.

-Для туловища фигурки нам нужно скатать колбаску, из которой скульптурным способом лепки мы сформируем голову. Между двумя указательными пальцами зажимаем колбаску и покатываем несколько раз, так у нас получается шея нашей игрушки. Туловище аккуратно примазываем к колоколу юбки.

- Для рук нам тоже понадобится скатать небольшую колбаску. Чтобы руки получились одной длины, колбаску скатаем чуть толще и разрежем ее вдоль, перед тем как соединять их с туловищем сгладим углы.

- Приступаем к декорированию. На плечи нашей игрушки сделаем оборку. Для этого нам нужно раскатать блин, диаметром 10 сантиметров, нарезать полоску, из которых и будем складывать оборку. Чтобы оборка с двух сторон вышла одинаковой, можно полоску отрезать в 2 раза шиши и после того как ее свернем поделить по палам. Сворачиваем полоски гармошкой.

- Для шубки так же раскатываем блин и вырезаем его по форме полумесяца. Окантовку шубы можно перфорировать любым предметом, оставляющим красивый след.

- Укладку нашей даме делам из скрученных колбасок и укладывает их на голове в гульку.

- Головной убор делаем из раскатанного кусочка глины. Края шляпы так же можно декорировать, как и шубы.

Теперь игрушке надо высохнуть, на это нам понадобится 3-4 дня, чтобы ускорить этот процесс ее можно поставить над батареей. После высыхания игрушку надо будет отшлифовать наждачной бумагой, загрунтовать белой краской и только после полного высыхания краски наносить карандашный эскиз и работать в цвете.

- Наша фигурка высохла и теперь ее можно покрыть белой акриловой краской. Наносим 2-3 слоя, каждому слою даем просохнуть и только после этого наносим следующий слой. Краске надо как следует высохнуть!

Заключительный этап.

- После полного высыхания белой краски можно начинать работать в цвете. Сперва, красим шляпу нашей дамы, потом спускаемся ниже к укладке и шубе. Наносим 2слоя краски, это позволит избежать белых просветов на игрушке.

- Пока краска высыхает, займемся лицом нашей игрушки. Так как нос мы сделали еще на начальном этапе лепки, нам остается нарисовать губы, глаза и румяна, чтобы придать ей яркости.

- Начнем детальную прорисовку одежды. Нарисуем воротник, манжеты, окантовку шубы декорируем синей краской при помощи веерообразной кисти, добавим пуговицы, бусы украсят нашу изящную шею.

- Когда с верхом игрушки мы закончили, начинаем расписывать юбку. Карандашом нанесем эскиз будущего узора, подберем ярки цвета. Чтобы скрыть карандаш краску следует наносить в 2 слоя. Маленькие круги на юбке можно сделать при помощи ватной палочки, для этого ее необходимо обмакнуть в краску и поставить «штамп» в нужном месте. Работа готова. Краске надо как следует высохнуть.

11. Из какой глины делали Дымковские игрушки: красной, белой или голубой?

 Дымковские игрушки делали из красной вятской глины.

12. Какие узоры и цвета предпочитают мастера при росписи Дымковских игрушек?

В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Традиционные цвета дымковских игрушек: малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой

Узоры дымковских игрушек: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки.

13. Назовите отличительные особенности Каргопольской игрушки (используемые образы, формы, роспись, цвет).

Прежде всего, каргопольская игрушка отличается своим сюжетом. Самыми архаичными фигурами были баба, мужик, фигурки животных: лошади о двух головах, лев, птица Сирин, птички-свистульки и Полкан. Полкан, иногда его называют еще Полихан – характерная фигура в каргопольской традиции, полуконь-получеловек, изначально получеловек-полупес. Фигура изображается с бородой, орденами и эполетами

Расписывают так: на белом фоне достаточно условно рисуется лицо и цветные орнаменты. Среди раскрашенных деталей много древних элементов вроде кругов, крестов, точек. Крест с точками символизировал засеянное поле, волнообразные линии – дождь, крест в ромбе – это земля, крест в круге – солнце.

Еще одна любимая древняя сюжетная фигура – медведь. Лепили его обычно не «с пустыми руками», а обязательно с предметом – с зеркалом или рыбой. Возможно, это был подарок-подношение лесному хозяину. приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки. Цвета: черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий.

14. Как можно узнать Филимоновские игрушки? Назовите их отличительные признаки.

Филимоновские игрушки имеют следующие формы для своего изображения: формы - имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными. чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Главная отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции, бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко». Основные цвета: малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый. Ниже приведен рисунок Филимоновских игрушек:

 

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!