Принцип системной детерминации

Системный антропологический подход и Теория Психологических Систем как вариант развития постнеклассической психологии

Виталий Евгеньевич Клочко

 

Теория противопоставляет себя классическим и неклассическим концепциям прошлого, в развитии которых имеется несколько серьёзных противоречий:

1. Практически все теории ХХ века исходят из понимания психики как субъективного отражения объективной реальности (гносеологическая формула в психологии). В них происходит разделение явлений на субъективные (психические) и объективные (существующие вне и независимо от субъекта), на внутренние (имеющие отношение к Я) и внешние (не-Я), идеальные и материальные, и т.д.

Реальный, живой, развивающийся человек оказался гораздо более сложным по своему устройству, чем могла предполагать классическая психология, сделавшая своим предметом психику (субъективное), постоянно находящаяся в поисках объективных (естественнонаучных) методов изучения "субъективной реальности".

Естественнонаучные методы предназначены для исследования явлений, которые можно описать в четырехмерной системе координат – три пространственные координаты и время. Между тем уже Л С. Выготский заметил, что эти методы не очень соответствуют психологии. Субъективное, если оно имеет какую-то представленность во времени, пространственных координат не имеет вовсе. Действительно, в каком пространстве может быть локализована психика? Если оно ограничено пространством человеческого тела, то психика ничем не будет отличаться от души в ее исходном наивном понимании. Если за пределами человека, то что это означает?

Иначе говоря, необходимо либо менять представление о "размерах" человека и искать собственно человеческое за пределами его телесного бытия, либо пользоваться какой-то странной моделью "человек и его психика", устанавливая при этом их взаимоотношение и взаимосвязь. (Что делает психика? Для чего она нужна?).

2. Второе противоречие – как раз роль, отведённая психике в классической науке.

Казалось самоочевидным предназначение психики – она "регулирует" взаимоотношения человека с миром, "ориентирует" его в окружающем мире, "строит образ" того, что есть в мире, и т.д. Тем самым происходило невольное "очеловечивание" психики, вплоть до приписывания ей роли субъекта особой "психической деятельности".

(Вы часто можете встретить абсурдное словосочетание «психическая деятельность». Что это значит??? Кто субъект «психической деятельности»? Неужели психика, а не сам человек?).

Антропоморфизация (очеловечивание) психики, понимаемой в функции регулятора, встроенного в человека (коль регулирует, то и принимает решения, оценивает, избирает), превращает человека в регулируемое психикой тело. Психика превратилась в самостоятельный субъект, "живущий" в человеке, который и "действует" на человека, "воздействует" на него. Существующие принципы детерминизма до сих пор закрепляют этот антропоморфизм: "внешнее действует посредством внутренних условий" (слова С.Л. Рубинштейна), "внутреннее, взаимодействуя с внешним, само себя развивает".

 

В системной антропологической психологии эти противоречия снимаются усложнённым пониманием человека, его психики и её роли.

 

Психика рассматривается не как подкожное образование (в этом случае оно ничем не отличалось бы от наивно понимаемой души), а как то, с помощью чего обеспечивается дальнодействие человека в его предметных ценностно-смысловых полях, осуществляется и удерживается переход субъективного (текущие состояния человека) в предметный мир и обратное движение мира в сознание человека.

 

Про дальнодействие в «предметных ценностно-смысловых полях» очень точно высказался Л.С. Выготский, назвав психику «своеобразным решетом», вычерпывающим из мира то, что необходимо для организма, и что в результате происходит «искажение» реальности «в пользу организма». Каким образом мы отсеиваем из мира то, что нам полезно? С помощью смыслов и ценностей.

 

Человек – сложная, самоорганизующаяся психологическая система, открытая как в социум, так и в объективную (природную, физическую, «вещную» среду. Психическое рассматривается как то, что порождается, возникает в процессе функционирования психологических систем и обеспечивает их самоорганизацию и саморазвитие. Взаимопревращение противоположностей (субъективного и объективного) в процессе их взаимодействия, есть одновременно и производство, порождение психологической реальности, которая и становится предметом научного исследования.

 

Обратим внимание, что в данном случае меняется предмет науки. От психики происходит переход к человеку. Человек становится предметом психологии. Такое «возвышение», повышение системного уровня анализа и позволяет увидеть миссию психического, понять, в результате чего психическое образуется.

 

Рассмотрение человека как самоорганизующейся системы подразумевает, что эта система порождает психологические новообразования и опирается на них в своем самодвижении. Способность к инициативному поведению, способность «выходить за пределы» (которую разные авторы полагают как свойство субъекта, личности, деятельности, психики, сознания, рассматривая их достаточно изолированно), в теории психологических систем понимается как свойство системы, по отношению к которой перечисленные конструкты сами являются подсистемами.

 

Принцип системной детерминации

Системная антропологическая психология отказывается от традиционного понимания психики как отражения объективной реальности. Она отказывается от принципа детерминизма, как исходного для психологии и единственного в ней, в пользу принципа системной детерминации.

Причинная детерминация в классической психологии постулирует изначальную разделенность всего сущего на две реальности (субъективную и объективную) и закрепляет их противостояние признанием первичности одной реальности над другой.

Системная детерминация предполагает, что во взаимодействии субъекта с объектом рождается новая реальность – сверхчувственная, т.е. не отражаемая органами чувств, системная, т.е. характеризующая всю систему, продуктом функционирования которой она является, "удвоенная", поскольку является качественно новым образованием, не сводимым ни к субъективному, ни к объективному. Через эту реальность человек получает возможность воздействовать на самого себя (самодетерминация) и реализовывать свои возможности.

Существуют такие качества явлений, которые возникают в системе, порождаются системой и обеспечивают ей возможность самодетерминации, самоорганизации. Система расширяется за счет взаимодействия с внешним, делая его внутренним. (Так, маленький ребёнок осваивает психологические орудия, делая их внутренними, начинает использовать слова-значения, находит смыслы окружающих предметов, делая их своими. Это происходит, как говорил Выготский, благодаря вхождению в культуру, проводником для которой является взрослый человек. Изначально ребёнок тянется к предметам и вопрошает – взрослый называет имя предмета. Так предметы (внешнее) обретают значение и смыслы, становятся частью внутреннего).

Только становясь внутренним содержанием человека как психологической системы, внешнее оказывается действительно "внешним" (не-Я) для восприятия человека, его сознания, его Я. Только так человек видит мир отдельным от себя. Животные и ребёнок до трёх лет слиты с миром (поэтому до трёх лет мы себя не помним).

 

Самым точным понятием, способным обозначить эту сложную одновременно объективную и субъективную реальность, было бы понятие "мир конкретного человека". В системной антропологической психологии этот мир понимается как "переходный слой" между объективной и субъективной реальностями, не поняв и не признав который, мы навсегда закрываем путь к познанию механизма избирательности психического отражения, путь к пониманию механизмов возникновения и работы человеческого сознания. Почему именно к трем годам человек "вдруг" начинает видеть мир отдельно от себя? Чтобы ответить на этот вопрос, надо его сформулировать несколько иначе. Что и каким образом происходит с миром ребенка, в силу чего он начинает видеть его отдельно от себя?

Пока нет сознания, мы не видим мир отдельно от себя, но когда оно приходит, мы перестаем видеть себя в мире, перестаем замечать многомерность собственного мира, его пронизанность собственной субъективностью. Не знаем, например, о том, что наше Я, наша субъективность присутствует в нашем мире и тем так искажает его, что мы оказываемся способны видеть только то, частью чего сами являемся, но при этом отдельно от себя – как объективное, внеположенное, реально существующее, локализованное в пространстве, вещь в себе и для себя.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 476; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!