Этап – конструктивное построение

Дисциплина: Рисунок с основами перспективы

Д-211

Тема: «Тональный рисунок драпировки»

Драпировка – это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки. Ткань не имеет четкой стабильной формы и принимает форму того предмета, на который она накинута. Если ткань спускается с предмета или с иной точки опоры, то образует различного вида складки – драпируется.

Все складки можно разделить на три основных типа: прямые, диагональные (косые) и радиальные. Поверхность наибольшей выпуклости принято называть гребнем складки, а поверхность наибольшей глубины – дном складки. Расстояние от дна складки до гребня называют высотой, или глубиной, складки.

 При выполнении задания необходимо прочувствовать объемность складок, их конструкцию, постараться на первом этапе «разбить» большие массы, выявить объем за счет толщины линии, удаленность каждой складки. После построения и определения композиционного центра слегка заштриховать все темные места драпировки, штрих кладут по форме движения складок, а в углублениях, дне складок – вдоль натяжения поверхности ткани. Использование мягких материалов позволяет быстро закрывать пятном значительные площади, обеспечивая оперативность и выразительность в работе над рисунком драпировки, помогает учащимся вырабатывать более обобщенный взгляд на натуру, оценивать ее пластические и композиционные особенности. Рисунок становится эмоционально острее, качественно лучше и композиционно разнообразнее.

Выполнение рисунка драпировки графическими материалами дает возможность одновременно изучить форму объекта, структуру и свойства текстильного материала, композиционное многообразие ритмов складок, передать фактуру и характер поверхностей, а также реализовать творческий художественный замысел.

Рисунок драпировки с применением разнообразных графических материалов, является школой мастерства студентов, повышающей интерес к более обобщенному и выразительному рисунку, расширяющей творческие возможности будущих художников - дизайнеров.

Основной задачей рисунка драпировки является построение формы объекта, изучение пропорций, характера и пластики текстильных материалов. Познакомиться с методом выполнения задания.

 

Этапы выполнения построения складок драпировки (это пример):

 

Этап – композиционное решение

Выбор формата, вертикального или горизонтального (определить с помощью видоискателя);

¾ композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа;

¾ определение пропорционального соотношения, самого широкого участка драпировки к ее высоте (с помощью визирования);

¾ определение положения широкого участка (центр или выше/ниже центра).

 

Рисунок 1

 

Проводим вспомогательные линии.

Композиционное решение рисунка тоном драпировки потребует от вас творческого подхода. В отличие от рисунка конструктивного, который по своему графическому содержанию является линейным, тоновой рисунок является пятновым. Это композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа. Выбор расположения листа, вертикального или горизонтального (рисунок 1).

Определить с помощью видоискателя. Определяем пропорциональное отношение, самого широкого места драпировки к ее высоте. При помощи визирования. Так же определяем нахождение широкого места (центр или выше/ниже центра) Проводим вспомогательные линии.

Обратите внимание на пропорциональное соотношение пятен драпировки. Чтобы выбрать точку зрения, с которой вы будете создавать рисунок драпировки, выполните несколько форэскизов. Они выполняются в тоне, небольшого размера (примерно формат А-5 или чуть меньше).

Форэскиз должен представлять собой упрощенный вариант будущей композиции рисунка, в котором основной задачей является создание локальных тоновых пятен и нахождение между ними пропорциональных отношений, направленных на равновесие композиции нашего натюрморта. Далее легкими линиями наметим композиционное решение листа согласно форэскизу. Найдем пропорциональные отношения между формами складок и приступим к конструктивному построению складок в пространстве листа

 

этап – конструктивное построение

Выстраивание конструкции складок драпировки (рисунок 2)

С помощью визирования, определяем, какая складка выше/ниже, тоньше/шире относительно другой. Построение выполняем от самых крупных и основных складок, наиболее выделяющихся на ткани, т.е. построение ведем по принципу: от простого к сложному.

 

Рисунок 2

 

Этап – работа над тоном

После завершения работы над конструктивным построением складок, их пропорциональными отношениями, приступайте к определению источника освещения. Источник освещения должен находиться слева и сверху или справа и сверху. Цель освещения — помочь дальнейшему выявлению объема самого пространства и драпировки в этом пространстве.

Освещение в рисунке передается при помощи тона. Определите собственные, падающие тени и светотени в зависимости от источника освещения.

Моделировка драпировки светом начинается с введения легкого тона в тени и падающие тени (рисунок 3А).

 

 

 

Рисунок 3А

 

выполнить конструктивно-тональный рисунок:

¾ показать наиболее контрастную часть, показать разницу тоном в тенях (рисунок 3Б);

¾ выбрать правильное направление штриха для наибольшего отображения формы и объема складок

 

 

Рисунок 3Б

 

 

Этап – завершающий

Посмотрите на выполненный рисунок драпировки в целом и проанализируйте её. Соответствует ли рисунок вашему первоначальному замыслу, представленному в форэскизе? Наверное, «соответствует, но как-то все дробно»? Просто, рисуя драпировку, вы потеряли ощущение её композиционной целостности.

Сколько бы ни было складок в драпировке — это все же единый организм, погруженный в среду. Вспомним, с чего начиналась композиция листа: с нахождения в его пространстве единой массы складок в драпировке. Увлекаясь проработкой и детализацией складок, вы забыли, что они являются частями целого, так как смотрели на драпировку широко открытыми глазами и видели все подряд.

 

Рисунок 4

А теперь прищурьте (в прямом смысле!) глаза и посмотрите, что вы должны были нарисовать. Падающие, собственные тени складок стремятся объединиться в причудливое темное пятно; освещенные части складок стремятся организовать свое пятно; дальний план темнеет; первый план становится контрастным. Немного усильте тон в углах драпировки, чтобы, читая рисунок, скажем, по кругу, ваш взгляд не задерживался на них.

Вы прошли путь от общего к частному, а теперь проделайте путь обратный — к общему, то есть произведите обобщение тонового рисунка драпировки. Не забывайте о возможностях воздушной перспективы. Темная драпировка, уходящая в пространстве натюрморта от передней части стола в глубину, конечно, теряет тоновую интенсивность по мере удаления (и не только она!). На переднем плане драпировка будет иметь более темный тон тени и светотени по сравнению с дальним планом, что вызовет эффект ярко освещенной поверхности драпировки. Следите за тем, чтобы тоновые пятна находились в равновесии. В противном случае, «тоновое опрокидывание» композиции в какую-либо сторону вызовет неприятное впечатление от вашего рисунка.

 

Задание

 

1) Выполнить конспект на тему «Метод визирования»

 

В конспекте отобразить следующие моменты:

¾ Понятие «метода визирования»;

¾ Цель, задачи и итог применения этого метода;

¾ Что выступает в качестве инструмента в «методе визирования»;

¾ Понятие форэскиза, его виды и назначение (представить примеры по каждому виду).

 

2) Выполнить практическое задание на тему:

«Тональный рисунок драпировки» (на основе выше представленного примера)

Выполнить в карандаше линейно-конструктивное построение в угловой перспективе своей композиции из 2 бытовых предметов с соблюдением формообразования и пропорций объектов, с включением драпировки (складки приблизить по примеру выше). Формат А-3 (вертикальное или горизонтальное ориентирование на формате). Объекты должны находиться предметной плоскости.

 

Ход работы:

1) разметка большой формы (фото композиционного решения – 1 этап);

2)  проведение линий основных складок и нахождение линий изгибов (фото конструктивного решения – 2этап);

3)  показать объём при помощи светотени (работа над тоном – 3 этап, легкое нанесение тона, определение пятновых пятен).

4)  работа в тоне, обобщение работы (итоговый вариант)

 

Примечание:

Практическая работа выполняется только мягкими материалами на усмотрение студента (простые карандаши серии В(М), пастель, уголь, соус, сангина и пр. одного тона - желательно ахроматического) на плотной бумаге для рисования формата А-3, вертикального или горизонтального ориентирования

Конспект выполняется в электронной версии, шрифтом Times New Roman, 14 кеглем, межстрочный интервал 1,5 пт, выравнивание по ширине окна.

На оборотной стороне практической работы подписать номер группы, фамилию и инициалы.

Задания, выполненные неточно или не соответствующие заданию, будут отправлены на доработку (уточнить и проконсультироваться по выполнению работы в целом можно в ВК или WatsApp, итоги высылаем только на почту!).

 

Выходные файлы

¾ 1 Документ Microsoft Word под названием «Метод визирования»

¾ Итоговая работа в тоне на формате А-3;

¾  1 форэскиз на формате А-5

¾ 3 фото фиксации этапов данной работы;

¾ Предоставить фото композиции бытовых объектов и драпировки с заданным светом, с которого выполнен рисунок.

 

Срок выполнения: 15 мая;

За несвоевременное выполнение оценка снижается на балл.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!