Пункт 5. Алиса в Стране чудес. Мрачные тени. Франкенвини. Большие глаза. Дом странных детей.



Пункт 1. Первые работы.

 

В школьные годы он снимал несколько короткометражек, но известно только «Острове доктора Игора» (1971). Ещё несколько работы были сняты во время обучения в Калифорнийском институте искусств. Это «Гудини» (1976), «Добро пожаловать в мои кошмары» (1978), «По следам монстра-сельдерея» (1979) и «Гибельный доктор» (1979). Сняты они по заданному в институте материалу и сейчас считаются утерянными.

 

«Винсент» (1982) - первый мультфильм, снятый на киностудии Дисней и именно он задает тон дальнейшему творчеству Тима Бёртона. Это история о мальчике Винсенте Маллое, который мечтает стать Винсентом Прайсом и погружается в свои мрачные и печальные фантазии. Это кукольный чёрно-белый мультфильм, снятый в стилистике ранних немецких кино-экспрессионистов и является, скорее пародией на первые фильмы ужасов. Это картина плотно переплетается с детством режиссёра и можно смело сказать, что этот мультфильм снят о Бёртоне и его детских грёзах. Также озвучкой занимался лично Винсент Прайс, который позже заявил, что это - его лучшая работа в кино. Также в этой короткометражной работе можно увидеть отсылки к последующим работам Бёртона, таким как «Франкенвини», а также там и «Трупе Невесты» появится кошка, которая в «Винсенте» пробегает по стене в титрах.

 

Дальше был независимый фильм «Луау — вечеринка по-гавайски» (1982), снятый во время десятимесячной забастовки художников-аниматоров студии Диснея. Долгое время этот фильм считался утерянным и о нём ничего не было известно, но в 2001 году отрывки из него были показаны по французскому телевиденью и сейчас его можно найти в интернете, правда в не самом хорошем качестве. Фильм состоит из множества небольших, зачастую абсурдных, отрывков, мало связанных между собой: сёрферы, выясняющие, кто же из них кахуна, голова инопланетянина, бизнесмен, устраивающий себе рабочее место на пляже, захват чужих тел и голов. Смысла в нем нет и не должно было быть.

 

В 1982 и 1985 году Бёртон снимает два проекта для телевидения – «Гензель и Гретель» и «Аладдин и его волшебная лампа». Уже тогда отношение с киностудией были натянутые. Для Диснея его стиль был очень мрачный и они не доверяли ему крупные проекты. В 1984 он снимает короткометражный фильм «Франкенвини» о мальчике, который оживил своего мёртвого пса. Это вольное переложение «Франкенштейна» для детской аудитории. После тестового просмотра руководство студии решило, что этот фильм будет оказывать слишком пугающее влияние на детей, и отложило его выход на неопределенное время. На вопрос, что именно из фильма следует удалить, чтоб он вышел в прокат, автору ответили, что «сама по себе атмосфера фильма пугает» и перемонтаж не поможет. В этой работе также просматриваются автобиографичные черты и именно она дала Бёртону дорогу в большое кино.

 

Пункт 2. Большое приключение Пи-Ви. Битлджус. Бэтмен.

 

Мультфильм «Франкенвини», несмотря на официальный запрет, попал к известному комику Полу Рубенсу и привлек его внимание. В результате Тим снимает полнометражный фильм «Большое приключение Пи-Ви». Он повествует о Пи-Ви Германе, милом парне с детским взглядом на жизнь. У него похищают его любимейший велосипед. Его поиски превращаются гротескное путешествие, во время которого ему предстоит встретить самых неожиданных людей: жуликов, хулиганов, ковбоев, экстравагантных официанток и многих других. Сюжет типичной детской картины, но за счёт абсурда, действительно приятной визуальной составляющей и хорошей актёрской игры фильм, подходит для всех возрастов. Кино смотрится легко и может заинтересовать даже современного зрителя. Тогда на фоне не самых качественных детских картин того времени «Большое приключение Пи-Ви» получило положительные отзывы и привлекло внимание к Тиму Бёртону.

 

Так как «Большое приключение Пи-Ви» - это весёлый детский фильм, Бёртону предлагают снимать второсортные комедии. Но он берётся за чёрную комедию с элементами фильма ужасов «Битлджус». Мрачная и одновременно весёлая сказка понравилась как зрителям, так и критикам. Великолепная и уникальная визуальная составляющая, хороший юмор и интересный сюжет. Китон великолепно сыграл Битлджуса, в то время как игра Джеффри Джонса и Кэтрин О’Хары подверглась критике. Но ничего подобного в то врем не снимали, и в итоге фильм собрал кассу и стал культовым. Позже киноделы, стараясь заработать на популярности Битлджуса, использовали образ странного быстро говорящего сверхъестественного существа во многих фильмах того периода.

 

И вот, после успеха «Битлджуса», Бёртона назначают режиссёром на мрачных проект «Бэтмен». Хочу отметить, что в то время экранизации комиксов не воспринимали серьёзно и относились к их экранизациям спустя рукава. И именно фильм Бёртона показал, что кино о супергероях может быть серьёзным, интересным и красивым. Именно благодаря этому фильму у нас сейчас есть «Тёмный рыцарь» и «Человек из стали».

 

Бэтмен – один из самых мрачных супергероев в истории комиксов и готический, нуарный стиль Бёртона был тут как нельзя кстати. Преступный Готэм-сити получилось воссоздать великолепно, а также многим фанатам нравится Джокер в исполнении Николсона. Интересные визульные приёмы, великолепный визуальный саундтрек и Бэтмен, который по образу оказался очень близко к оригинальным комиксам - до сих пор этот фильм считается одним из самых лучших экранизаций «Бэтмена» на большом экране.

 

Пункт 3. Эдвард Руки-ножницы. Разговоры с Винсентом. Бэтмен Возвращается. Эд Вуд. Марс атакует! Сонная Лощина.

 

Через год после успешного «Бэтмена» Бёртон выпускает «Эдвард Руки-ножницы», который рассчитан уже на совершенно другую аудиторию. Это волшебная сказка, придуманная и созданная Бёртоном. В этом фильме визуальные приёмы ярко отражают типичный Бёртоновский стиль – с одной стороны минимализм, с другой - множество сложных образов и деталей. Но, не смотря на некоторую готичность декораций и сюжета, фильм не ощущается мрачным, а скорее романтичным и печальным. Поэтому это кино привлекло внимание женского пола к творчеству режиссёра. Фильм собрал множество положительных рецензий, но, так как он не являлся кино-аттракционом, многим показался скучным. Фильм принёс не так много денег, и студия решила продолжить франшизу о Бэтмене.

 

В 1990 году Бёртон берётся за документальный фильм о своём любимом актёре Винсенте Прайсе под названием «Разговоры с Винсентом», но фильм не был окончен из-за смерти актёра.

 

И вот в 1992 году выходит долгожданное продолжение «Бэтмена» под названием «Бэтмен возвращается». Фильм получился не хуже первого и во время проката окупился трижды. Всё тот же мрачный стиль, Китон в роли Бэтмена, ДеВито в роли Пингвина, Пфайффер в роли Женщины-кошки, действительно неплохой сценарий с осмысленными и полноценными диалогами и саундтрек, который, как и к первой части, писал Дэнни Эльфман. После выхода фильма Тим Бёртон вел переговоры о третьей части Бэтмена, но представители студии дали понять о своём нежелании продолжать совместную работу, и он берётся за осуществление своих собственных проектов.

 

В 1994 году выходит фильм «Эд Вуд». Это драмедийный чёрно-белый фильм о «худшем режиссёре всех времён и народов» Эдварде Вуде-младшем, показывающий его скорее, как странного мечтателя, нежели ужасного режиссёра. Тут намного во много раз меньше готики, но больше нуара, как в сценарии, так и в визуальной составляющей. Хотя фильм больше сторается походит на работы самого Эда Вуда. При этом история всё ещё об аутсайдере (а большинство фильмов Бёртона именно о них) и всё ещё есть отсылки к первым фильмам ужасов. Великолепный актёрский состав, действительно затягивающий сюжет и хорошо прописанный главный герой – фанаты творчества Бёртона считают этот фильм одним из самых качественных его проектов. Но в прокате фильм провалился, хотя критики оценили картину положительно.

 

И через два года Бёртон выпускает на большие экраны кино-аттракцион - чёрную комедию «Марс атакует!». Это нелепый научно-фантастический фильм, в основе которого лежит одноимённая серия коллекционных карточек. Тут Бёртон впервые использовал компьютерную графику. Здесь сильнее ощущается тот самый «бёртоновский» стиль: полосатые узоры, чёрный юмор и абсурд происходящего. Из всех его картин, по стилю это кино ближе всего к «Битлджусу». Но критики сочли фильм безвкусны, неплохой актёрский состав и юмор спасли эту картину, и он себя окупил.

 

В 1999 году на экраны выходит «Сонная лощина» - мрачная сказка и возвращение в кинематограф стиля хорроров студии Hammer. Это один из самых готичных и мрачных фильмов Бёртона и один из первых, которые приходит в голову при упоминании стиля этого режиссёра. Сказка вышла действительно жуткой и уникальной, а детективная история притягивала к экрану - в то время такого кино было мало. Романтика и Джонни Депп понравилась женской половине зрителей, а неплохие боевые сцены и элементы фильмов ужасов – мужской. Фильм окупился и получил преимущественно положительные отзывы критиков. Начиная с этого фильма Бёртон стал ассоциироваться у рядового зрителя с готикой и убийствами.

 

Также в 2000 он снимает мультфильм «Стейнбой» или «Мальчик-пятно и его мир», объединяющий шесть несколько мрачных и странных короткометражных анимационных мультфильмов из жизни Мальчика-пятна. Он снят по его стихам и все персонажи выдуманы Бёртоном.

 

Пункт 4. Планета обезьян. Крупная рыба. Чарли и шоколадная фабрика. Труп невесты. Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит.

 

Бёртон давно не снимал что-либо коммерчески успешное, и он взялся за «переосмысление» культового фильма «Планета обезьян». Готовилось что-то грандиозное и трейлер подтвердил ожидания фанатов. Должен был получиться эпичный масштабный фильм о конфликте людей и обезьян с использованием современных технологий, но в итоге фильм разочаровал как фанатов, так и критиков. Фильм окупился трижды и, несмотря на плоских персонажей, глупый сюжет и диалоги, нелепую завязку и концовку, переигрывающих актёров, у него есть фанаты. Из моментов, присущих Бёртону тут только съёмки армии, приведённой в боевую готовность («Марс аттакует!», «Алиса в стране чудес»), трепетное отношение к гриму (в этом фильме он на высшем уровне) и декорациям, но в общем это кино явно выделяется по стилю из списка всех работ режиссёра, так как ни резкого освещения, ни мрачного сюрреализма в картине нет.

 

Через два года Бёртон выпускает очередную сказку «Крупная рыба». Это фантастическая трагикомедия, которая полна великолепных визуальных образов. Кино вышло атмосферным, лёгким и трогательным. Качественные декорации, хорошие актёрские работы и необычный сюжет - его оценили, как зрители, так и критики, но много денег в прокате он не собрал. Этот фильм был далёк от прошлых готических картин и чёрных комедий, поэтому заговорили о кризисе в творчестве режиссёра.

 

И вот на экраны выходит фильм «Чарли и шоколадная фабрика», который также, как и «Планта обезьян», является «переосмыслением» оригинальной истории и первого фильма. Этот фильм получился более мрачным, и персонаж Вилли Вонки получился более плоским за счёт переигрывания Джонни Деппа, поэтом фанаты оригинального фильма посчитали это кино ненужным и слабым. Но зрители, которые не были знакомы с первой картиной, оценили «Чарли и шоколадную фабрику» за красочные, поражающие воображение декорации и занимательный сюжет. Фильм окупил себя несколько раз. В нём ярко проявляются типичные для Бёртона съёмки механизмов и гротескность и некоторая мультяшность декораций. Персонажей прописали неплохо и сильно осовременили их, но в итоге фильм всё равно вытягивает картинка.

 

В 2005 году Бёртон наконец добрался до полнометражной анимации и на экраны вышел кукольный мультфильм «Труп невесты». Готическая, мрачная история с элементами ужастика и чёрным юмором. На фоне мультфильмов от Диснея и Пиксар, которые выходили почти каждый год, «Труп невесты» смотрелся особенно выигрышно. Это было что-то новое и уникальное, с качественным и детализированным визуальным рядом, необычной историей и многогранными персонажами. Также нельзя не отметить работу Дэнни Эльфмана, который написал саундтрек и песни к этому мультфильму. В этом мультфильме особенно ярко проявляется Бёртоновский стиль, за который его полюбили зрители и недолюбливают критики. Но после финансового успеха мрачного фильма «Чарли и шоколадная фабрика» и ещё более мрачного «Трупа невесты» Бёртон решил больше не экспериментировать и продолжать снимать кино, используя всё тот же стиль, который нравится, как ему, так и зрителям.

 

На экраны выходит готичный мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер м Флит-стрит». Он также используется элементы хорроров студии Hammer и в нём всё также много убийств, мрачности и романтики. Стильный визуальный ряд (глубокие тени, почти полное отсутствие цветов и качественные костюмы), хорошая актёрская работа, интересная история и качественная музыка – всё это дало неплохие сборы, а также достаточное количество положительных рецензий.

 

Пункт 5. Алиса в Стране чудес. Мрачные тени. Франкенвини. Большие глаза. Дом странных детей.

В 2010 году на экраны выходит долгожданный фильм «Алиса в стране чудес». Кто, как ни главный сказочник Голливуда мог бы снять экранизацию этого произведения? На фильм возлагались большие надежды и в то время, как зрители были довольны получившимся фильмом, критики не оценили вольную интерпретацию оригинальной истории. Сюжет тут сильно переделан, персонаж Алисы прописали ужасно, да и вообще ввели в страну чудес правила, хотя в оригинале она существовала без каких-либо правил вообще. Но визуальный ряд был поражающий, хоть и использовалась в основном компьютерная графика (которую Бёртон раньше старался избегать). Зрители влюбились в Джонни Деппа в образе шляпника и Хелену Бонем Картер в образе Красной королевы, и эта была та самая мрачная сказка, которую так хотели увидеть миллионы, несмотря на сюжет, который так далёк от оригинала. Но именно к тому моменту устоялось выражение «бёртоноский» стиль и Бёртон стал неразрывно ассоциироваться с Деппом и Бонем Картер. Критики стали относиться к нему несерьезно и как к человеку, который просто снимает китч.

 

Дальше Бёртон продолжает творить в мрачном, готичном стиле, всё с теми же Деппом и Бонем Картер, но в его творчество возвращается чёрный юмор. На экраны выходит фильм «Мрачные тени». Визуальный ряд остаётся столь же качественным, а вот сюжет и юмор в этот раз были на низком уровне. Даже романтичную линию Бёртон не смог вытянуть, так как отдал предпочтение комичной части фильма, которая оказалась провальной. Над сценарием поработали плохо и в итоге фильм, хоть и окупил себя, получил отрицательные отзывы как критиков, так и зрителей.

 

В этом же году он выпускает долгожданный монохромный мультфильм «Франкенвини», но к тому времени такого типа мультфильмов было много, да и после провала «Мрачных теней» желающих посмотреть эту картину было немного, поэтому он провалился в прокате. Но мультфильм вышел стильным и качественным. Игра света и тени, интересные ракурсы, увлекательный, хоть и в какой-то степени вторичный, сюжет и полноценные персонажи, а также в нём множество параллелей с жизнью Бёртона. Критики оценили мультфильм положительно, но популярность он так и не обрёл.

 

Бёртон решил пересмотреть своё отношение к творчеству, а также на него явно повлияли отрицательные отзывы на последние из его работ. Он застрял в своём «бёртоновском» стиле, без которого его уже никто не воспринимает. И он находит отражение своих проблем в биографии Маргарет Кин и в 2014 году на экраны выходит фильм «Большие глаза». Бёртон полностью отказывается от готичного и мрачного стиля, а также в кинокартине нет Деппа и Бонем Картер. В фильме очень хорошо передана атмосфера 60-х годов, также картинка очень стильная, светлая и приятная глазу. Над сценарием поработали очень хорошо и историю рассказали именно так, как её следовало рассказать, акцентируя внимание только на самом важном. А также Эми Адамс и Кристоф Вальц идеально вжились в свои роли, что в совокупности с качественными диалогами и визуальными элементами помогло раскрыть персонажей в полной мере. Это не то кино, которого ждали от Бёртона зрители, и фильм не собрал много денег, а вот критики были в восторге.

 

В 2016 году вышел фильм «Дом странных детей», снятый по одноимённой книге. Это кино является самой ожидаемой лентой в жанре фэнтези 2016 года. Видно, что Бёртон не возвращается к старым готическим образам, а делает что-то в духе «Крупной рыбы».

Стилистическое влияние.

 

Анализируя фильмы Тима Бёртона, можно выявить два основных направления, повлиявших на его творчество сильнее всего: немецкий экспрессионизм и нуар.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!