Альтерация, знаки альтерации.

Материал для повторения по сольфеджио 1 класс.

 

Ноты 1, 2 и малой октав. Скрипичный и басовый ключи

Скрипичный ключ:

 

Басовый ключ:

Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.

Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники (главного, опорного звука) до её повторения в другой октаве. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Всего ступенек у нас семь, обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы даётся по главному звуку, тонике, I ступеньке.

Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию. Это I, III и V ступени.

Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться. К неустойчивым относятся II, IV, VI и VII ступени. Они стремятся перейти, разрешиться в устойчивые ступени.

Вводные звуки – звуки, окружающие тонику, то есть VII и II ступени, окружающие I ступень.

Опевание – опеть ступени – это значит спеть соседей ноты сверху и снизу. Опевание I ступение – VII и II ступени. Опевание III ступени – II и IV ступени. Опевание V ступени – IV и VI ступени.

Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V.

В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.

Вот главные ступени До мажора:

Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие. Для примера рассмотрим ля минор, здесь будут уже другие главные ступени:

На каждой главной ступени лада строится своё главное трезвучие лада. Одно главное трезвучие мы с вами строили уже не один раз – Тоническое трезвучие (T53). Оно, как вы помните, строиться на I ступени, а также в его состав входят III и V ступени. Не забывайте, что в каждой тональности (гамме) эти ступеньки будут относиться к разным нотам. Например, в До мажоре Тоническое трезвучие (T53) будет строиться на I ступени – это нота «до», также в его состав войдут III ступень – нота «ми» и V ступень – нота «соль».

А в ля миноре будет иначе: I – нота «ля», III - нота «до», а V – нота «ми».

                                                           

Следующее главное трезвучие лада – Субдоминантовое трезвучие (S53) – строиться на IV ступени, а также в его состав входят VI и I ступени.

Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре IV ступень – это нота «фа», значит от неё и начинаем строить трезвучие. Далее идут VI ступень – это нота «ля»в До мажоре и I ступень – это нота «до» в До мажоре.

В ля миноре иначе. IV ступень в ля миноре – это нота «ре», от неё и будем строиться субдоминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VI ступень – это нота «фа» в ля миноре и I ступень – это нота «ля» в тональности ля минор.

                                                               

И последнее главное трезвучие лада – Доминантовое трезвучие (D53) – строиться на V ступени, а также в его состав входят VII и II ступени.

Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре V ступень – это нота «соль», значит от этой ноты и начинаем строить трезвучие. Далее идут VII ступень – это нота «си» в До мажоре и II ступень – это нота «ре» в До мажоре.

В ля миноре иначе. V ступень в ля миноре – это нота «ми», от неё и будем строиться доминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VII ступень – это нота «соль» в ля миноре и II ступень – это нота «си» в тональности ля минор.

                                                                      

Размеры: 2/4, 3/4 и 4/4.

Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел.

Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.).

Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.).

Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, четыре четверти.

Длительности. Затакт

Основные длительности:

Не забывайте о том, что восьмые и шестнадцатые можно писать с хвостиками, а можно собирать в группы под одно ребро.

Вспомним, как делятся длительности, как считать их в размере 4/4.

Затакт – это не полный такт.

Затакт - это начало музыки со слабой доли.

Запомните! В основе музыкального времени лежит постоянное чередования сильных и слабых долей такта (метра).

Сильная доля – это всегда начало нового такта, а слабая доля – это все остальные ноты такта.

Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.

По смотрите, например, на песенку «В лесу родилась ёлочка», в первом такте только одна восьмая, а размер данной песенки 2/4, а значит в такте должно быть целых 4 восьмых. Соответственно раз в 1 такте, только одна восьмая – это и есть затакт, неполный такт.

Альтерация, знаки альтерации.

Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени звукоряда – до, ре, ми, фа, соль, ля и си).

Что же изменятся? Меняется высота, и немного изменятся название ступени (ноты).

Давайте, вспомним уже известные нам знаки альтерации. Это диез, бемоль и бекар.

После того, как мы изменили ноту повысив (использовав диез) или понизив (использовав бемоль), изменяется название ноты. Как же изменятся название ноты? К названию ноты просто добавляется слово «диез», если вы повысили ноту, а если вы понизили ноту, то добавляется слово «бемоль». Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль и так далее. Если же вы отменяли альтерацию, то нота называем двумя вариантами:

1. с использованием слова «бекар», например, фа-бекар, си-бекар и так далее;

2. без использования дополнительного слова, например, до, ля и так далее.

ВНИМАНИЕ! Если перед нотой стоит знак «бемоль», а вам необходимо её повысить, то вам необходимо поставить «бекар», тогда нота повысится на полтона. Если перед нотой стоит знак «диез», а вам необходимо её понизить , то перед нотой ставиться знак «бекар», тем самым нота будет понижена на полтона.

Примеры применения знаков:

Интервалы

Всего интервалов у нас восемь (даны названия интервалов и их обозначения через тире):

прима –1;                              квинта – 5;

секунда – 2;                          секста – 6;

терция – 3;                           септима – 7;

кварта – 4;                            октава – 8.

В каждом интервале разное количество ступеней: количество ступеней в интервале соответствует цифре, обозначающей интервал.

Пример построение интервала от звука ВВЕРХ.

1. Нам дано построить интервал 4 (кварта) от звука «ре».

2. Считаем на клавиатуре ступеньки (они обозначаются цифрой интервала, то есть в нашем случае 4) вверх от ноты «ре». Получаем ноту «соль».

3. Полученную ноту «соль» записываем над данной нам нотой «ре». Интервал 4 (кварта) построен.

Пример построение интервала от звука ВНИЗ.

1. Нам дано построить интервал 6 (секста) от звука «до».

2. Считаем на клавиатуре ступеньки (они обозначаются цифрой интервала, то есть в нашем случае 6) вниз от ноты «до». Получаем ноту «ми».

3. Полученную ноту «ми» записываем под данной нам нотой «до». Интервал 6 (секста) построен.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!