Закрытая и открытая композиция

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

 

Методическое пособие по теме

«Птицы – наши друзья. Смешенная техника с элементами коллажа»

                              2 класс ДХШ,

                               Количество часов 8,

                              Предмет: декоративная композиция

 

 

 

                                                                                          Выполнила

                                                                                          Студентка 4 курса

                                                                                          Группы 4 «Д»

                                                                                          Панина Алина

                                                                                          Олеговна

 

ВОРОНЕЖ 2020г.

Вид занятия: Декоративная композиция

Тема методического пособия: «Птицы – наши друзья. Смешенная техника с элементами коллажа»

Класс: 2

Количество часов по учебному плану: 8 часов

Цели методического пособия:

Выполнить композицию в смешенной технике, применяя законы композиции.

Задачи:

1. Образовательные:

-Научить детей стилизовать;

-Сформировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа.

-Научить понимать и различать основные композиционные законы;

-Учить различать реалистический образ от декоративного на примере произведений декоративно-прикладного искусства;

-Познакомить с принципом стилизации природных форм, их изображению.

2. Развивающие:

-Развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии;

-Развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала.

3. Воспитательные:

-Восприятие уважения к профессиональной деятельности художника;

-Формирование интереса к изучению истории искусства;

-Воспитание чувства о заботе окружающей среды.

Оборудование:

Для учителя: методическое пособие, наглядный материал: примеры иллюстраций других художников и работы педагога.

Для учащихся: бумага А3, простой карандаш и ластик, кисти, стакан с водой, цветная бумага, акварель, ножницы, клей.

Литература:

1. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие / Голубева О.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2001. – 120 с.

2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов вузов / Логвиненко Г.М. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС 2005. — 144 с.

Электронный ресурс удаленного доступа:

1. Стилизация как основа для создания декоративной композиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sch249.ucoz.ru/publ/

stilizacija_kak_osnova_dlja_sozdanija_de korativnoj_kompozicii/1-1-0-16

2. Форма как средство выражения художественного образа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nnosova.ru/kompozitsiya/forma-kaksredstvo-vyirazheniya-hudozhestvennogo-obraza

 

                                     Лист№1 «Аналоги»

На этом листе показаны примеры работ с разной сложностью, техникой и цветовым решением, чтобы учащиеся смогли ознакомиться с основами стилизации птиц и их компоновке в работе. На работах используется разная стилизация. Присутствуют геометрические фигуры, упрощение и обобщение, добавление деталей и узоров, которых нет на настоящих птицах, используются довольно яркие и интересные сочетания цветов.

 

Лист№2 «Цветовые решения»

В работе очень важно сочетание цветов, поэтому нужно уделить особое внимание цветовому решению нашей композиции, чтобы добиться цветовой гармонии. Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Вторичные цвета - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично. Чтобы добиться гармоничного сочетания цветов, нужно опираться на такие схемы, как:

1. Монохроматическая: состоит из разных теней, тональностей и оттенков одного цвета, например, синего, начиная от светлого и заканчивая темным. Этот тип палитры считается более нежным и консервативным.

2. Аналоговая: сочетает от двух до пяти цветов, которые находятся радом в цветовом круге. Это универсальный тип палитры. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

3. Комплементарная: сочетает цвета, которые находятся друг напротив друга в цветовом круге, например, красный/зеленый или синий/оранжевый. Комплементарные цвета смотрятся контрастно и ярко, но их достаточно трудно сбалансировать и гармонично соединить (особенно в чистом виде).

4. Расщепленная комплементарная: включает любой цвет из цветового круга плюс еще два, которые находятся по бокам от комплементарного цвета. Эта палитра тоже обладает достаточно сильным визуальным воздействием, однако она не так режет глаз, как комплементарная. Например красный/сине-зеленый/желто-зеленый.

5. Троичная: сочетает в себе любые три цвета, расположенные на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. Например красный/желтый/синий. Цвета расположены таким образом, что один из них играет доминантную роль, а остальные дополняют его. Композиция в любом случае будет интересна, даже если используются мягкие пастельные тона.

6. Четвертная/двойная комплементарная: включает две пары комплементарных цветов. Например зеленый/синий/красный/оранжевый. Это красочная и яркая палитра, но с ней еще сложнее работать, чем с комплементарной, ведь чем больше цветов, тем сложнее их сбалансировать. Если вы выбрали этот тип, сделайте один из четырех цветов доминирующим и поэкспериментируйте с яркостью и насыщенностью остальных цветов, чтобы они хорошо гармонировали с другими элементами.

 

 

Лист№3 «Основные законы композиции»

Лист№4 «Основные законы композиции»

Композиция – не менее важная часть в работе. Это построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением и замыслом художника. Это важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, цельности и завершенность. Рассмотрим основные законы композиции:

Статика и динамика

Динамичная композиция – композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Статичная композиция – создает впечатление неподвижности, покоя. Чтобы создать динамику в композиции, используют диагонали, чтобы передать статику в композиции - используют вертикальные и горизонтальные линии.

Закрытая и открытая композиция

Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит закрытая композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции – четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.

Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий – от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм. В свободной композиции отсутствует фокусирование взгляда на центре композиции. Взгляд свободно уходит за пределы композиции, домысливая продолжение.

Самый большой элемент

Этот закон говорит о том, что в композиции должна быть доминанта (она должна быть больше других элементов), которая является смысловым центром. Главный элемент сразу бросается в глаза, роль второстепенных – оттенить, подчеркнуть, выделить доминанту и направлять взгляд зрителя при рассматривании.

Симметрия и асимметрия

Симметрией называют одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Простейший вид симметрии – зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зеркальным отражением другой. Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диагонали.

Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия. В искусстве она помогает выразить динамичность действия, показать естественность и непринужденность движения, разнообразить композицию. В асимметричной композиции симметрия либо слегка нарушена, либо отсутствует полностью. Предметы могут быть расположены в одной части изображения и нести там большую нагрузку.

Соподчинение

Самое яркое, большое, светлое, темное или выделенное другим способом пятно, имеющее для композиции наибольшее значение, называют композиционным центром, который чаще всего совпадает со смысловым и сюжетным центром композиции.

Равновесие

Этот закон говорит нам о том, что каждая композиция должна быть устойчивой. То есть местонахождение элементов не должно вызвать сомнений и желания передвинуть их куда-либо.

 

Лист№5 «Птицы наших лесов и их стилизация»

Здесь представлены фотографии птиц и их разные варианты стилизации, которые мы будем использовать в нашей композиции. Сначала я сделала упрощенные зарисовки каждой птицы с сохранением их особенностей. После, уже с помощью этих рисунков, я составила примерные образы птиц для моей работы.

 


Лист№6 «Композиционные поиски»

На этом листе изображены эскизы с различными вариантами расположения элементов композиции. Опираясь на законы композиции, я составила пару эскизов. Кроме птиц я также решила, что сделаю скворечник и ствол дерева из бумаги. Можно сделать опор только на птиц и выполнить их стилизацию из бумаги более сложной. Учащиеся должны с помощью законов композиции и цветовой теории придумать эскиз.

 

Лист№7 этап 1, компоновка

Работа выполняется на формате А3. Намечаем основные детали, выполняем схематичное построение, определяем формы и пропорции. Не забываем, что в декоративной композиции формы, соотношения пропорции могут и должны искажаться для придания вашей работе более интересного вида. Наша работа как бы разделится на 2 этапа. Первый этап – работа над фоном красками, а второй – работа над главными предметами нашей композиции с помощью цветной бумаги. Следует сразу продумать, какие части будут из бумаги, а какие выполнены акварелью.

 

Лист№8 этап 2, добавление деталей

Когда общая форма построена, то мы можем приступить к прорисовке деталей. Рисуем уже более проработанные детали, уделяем внимание всему. Далее стоит обвести на цветной бумаге через световой стол и вырезать детали рисунка, в соответствии с эскизом. Пока эти детали стоит отложить для дальнейшей работы. На участках, где будет использоваться краска, можно слегка стереть карандаш. Там, где мы будем клеить бумагу - карандаш можно оставить. Он понадобится нам, чтобы видеть, куда клеить бумагу.

 

 

Лист№9 этап 3, работа с красками над задним планом

Когда эскиз готов можно приступать к работе с цветом. Заливаем участки краской, которые нужно по эскизу. Стоит брать не слишком насыщенные цвета, чтобы впоследствии фон не выделялся слишком сильно и не был главным в этой работе. Можно немного заходить цветом за контур, где будет находиться цветная бумага, так как она это перекроет. На готовые участки листвы можно добавить контур.

 

Лист№10 этап 4, работа с цветной бумагой над передним планом

Когда работа с цветом закончена, то можно приступать к наклеиванию цветной бумаги. Так как мы уже все заранее вырезали, то нам останется только все детали приклеить на свои места. Стоит аккуратно наклеить сначала скворечник со стволом дерева, всех птичек и кусты на переднем плане. Так же можно украсить дерево листиками, вырезав их также разного размера и формы из цветной бумаги. Если контур (куда клеить элементы) перекрыт цветной бумагой, то можно всегда просмотреть работу через световой стол. Так как мы оставили карандаш, то его будет видно через уже приклеенную бумагу.

 


Дата добавления: 2021-04-07; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!