Государственное устройство Древнего Египта

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1. Основные периоды развития государства в Древнем Египте.

2. Общественный строй Древнего Египта (основные категории населения).

3. Государственное устройство Древнего Египта.

4. Особенности права Древнего Египта.

Основные периоды развития государства в Древнем Египте.

Генезис древнеегипетской государственности. Единое древнеегипетское государство возникло в северной части долины Нила приблизительно в IV—III тыс. до н.э., одна­ко эта и прилегавшая к ней территория была заселена уже в эпоху палеолита племенами охотников и собирателей, этниче­ски принадлежавшие к протосемитам, берберам и кушитам. Не­олитическая революция привела в V—IV тыс. до н.э. к появле­нию земледельческих культур, среди которых Меримде, Маади на юге, Бадари и др. — на севере. Египтяне, по мнению египто­логов, не были коренным населением, а являлись пришельцами, слившимися с местным населением и положившими начало но­вой этнической общности.

Процессы социального расслоения привели в середине IV тыс. до н.э. к возникновению 42 протогосударственных образований — номов (от греч. nomys — страна, область), которые по-египетски назывались сепатами. Со временем в период объединения Егип­та номы превратились в административные округа. Во II поло­вине IV тыс. до н.э. произошло образование двух более крупных ранних государств — Нижнего (Северного) Египта в дельте Ни­ла и Верхнего (Южного) Египта в нильской долине до первого порога.

Следующий этап становления древнеегипетского государства связан с объединением Верхнего и Нижнего Египта, которое про­изошло около 3 тыс. до н.э., когда царь Верхнего Египта, проис­ходивший из восьмого (Тинитского) нома, Менес (Нормер), за­воевал Верхний Египет, став первым царем I династии в объеди­ненном Египте со столицей в Мемфисе («белая стена»).

История египетского государства после условной даты его объединения (династическая эпоха) традиционно подразделяет­ся на периоды, связанные с существованием различных царств и правящих династий. Это деление было предложено древнееги­петским жрецом и историком рубежа IV—III вв. до н.э. Манефоном в его «Истории Египта». Это ставшее классическим де­ление выглядит следующим образом:

• Раннее царство (Тинитский период) (I и II династии) — 3000-2800 гг. до н.э.;

• Древнее царство (III—VI династии) — 2800—2250 гг. до н.э.;

• первый распад (VII—XI династии) — 2250—2050 гг. до н.э.;

• Среднее царство (XI—XIII династии) — 2050—1700 гг. до н.э.;

• второй распад (XIV—XVII династии) — 1700—1580 гг. до н.э.;

• Новое царство (XVIII—XX династии) — 1580—1070 гг. до н.э.;

• поздний (Ливийско-Саисский и Персидский) период (XXI—XXXI династии) - 1070-332 гг. до н.э.;

• греко-римский период — 332 г. до н.э. — 395 г., в том чис­ле Птолемеевский период (304—30 гг. до н.э.) и Римский (30 г. до н.э. — 395 г.).

Политическая история Древнего Египта может быть пред­ставлена как чередование периодов объединения и распада, свя­занных, по всей вероятности, с рядом внутренних и внешних факторов. С одной стороны, имел место сепаратизм отдельных номархов, который вел к ослаблению центральной власти и рас­паду государства. С другой — внешняя опасность и социальная нестабильность в обществе приводили к осознанию необходи­мости единства в рамках сильного государства.

В 525 г. Египет был завоеван персидским царем Камбисом и включен в состав его империи (XXVII персидская династия). После кратковременного восстановления независимости под властью египетских правителей (XXVIII—XXX династии) Египет вторично (343 г. до н.э.) был захвачен Ахеменидами (XXXI пер­сидская династия. В 332 г. до н.э. страна была включена в со­став державы Александра Македонского и после его смерти пере­шла к эллинистической династии Птолемеев (лагидов). В 30 г. до н.э. Египет превратился в римскую провинцию. В 395 г. н.э. страна вошла в Восточную Римскую империю.

Общественный строй Древнего Египта

Гос­подствующим классом были рабовладельческая знать и жре­чество. Три условия определяли социальный статус знатного че­ловека: 1) происхождение (древность рода); 2) размер земельной собственности; 3) занимаемая должность. Последнее условие бы­ло решающим, поскольку Египет был страной рабства, и все под­данные именовались «мерет» (слуги царя). Теряя должность, че­ловек мог лишиться не только собственности, но и головы.

В конце Древнего царства центральная власть ослабевает, про­винциальная аристократия добивается почти полной независимо­сти. Наступает распад.

В период Среднего царства усиливается централизация, рас­тет влияние царской власти при одновременном сохранении привилегий представителей номовой и родовой столичной ари­стократии, объединенных общим названием «серы» (егип. — именитые, вельможи). Титулы, должности и имения становятся наследственными, имение аристократа («дом отца моего») — неприкосновенным. Высоким было положение номархов, из их среды даже вышли две царских династии — XXIV и XXX. Им воздвигали статуи, для них строили роскошные гробницы, их прах покоился в дорогих саркофагах. Обладавшие значительной властью на местах, в периоды упадка власти фараонов, серы до­бивались расширения своих прав и полномочий, вплоть до пра­ва самостоятельно принимать законы (при X гераклеопольской династии). При усилении центральной власти фараоны стреми­лись ограничить могущество серов, выдвигая на руководящие посты людей из низших сословий (выдвиженцы из немху при Аменхотепе IV (Эхнатоне).

С усилением социального расслоения общества растут част­ные хозяйства, в общинах также наблюдается расслоение и обо­собление мелких собственников. Постепенное усиление номов приводит к распрям внутри страны, что делает Египет легкой добычей гиксосов.

В период Нового царства усиливается власть фараона и жре­чества. Достигает высокого уровня государственный бюрокра­тизм. Позиции аристократии постепенно ослабевают, и она вы­нуждена считаться с усилением царского деспотизма и ростом влияния жречества.

Огромную роль во всех сферах общественной жизни играли жрецы. Помимо отправления культовых функций, они занима­лись медициной и воспитанием молодежи, выступали в роли советников власти и прорицателей, обеспечивая себе роль за­щитников душ людей в царстве мертвых, руководили строитель­ством инженерных сооружений, осуществляли тайные обряды посвящения и т.д. Жреческое звание становится наследствен­ным, назначение на церковные должности в их руках. Однако усиление жречества вступало в противоречие с царской властью, которая, как это было в большинстве стран, стремилась к огра­ничению влияния религиозных деятелей на государственное управление при безусловном сохранении ее влияния на народ­ные массы.

Влияние жречества не вполне успешно пытался ограничить Аменофис (Аменхотеп IV), царь из XVIII династии, женатый на Нефертити, вошедшей в историю в качестве одного из эталонов женской красоты. Вступив на престол молодым человеком, Аменхотеп IV предпринял религиозную реформу, суть которой заключалась в замене пантеистической традиции монотеизмом. Им было создано учение о едином боге Атоне, изображавшемся в виде солнечного диска с распростертыми для благословения руками. Аменхотеп IV перенес столицу во вновь построенный для этой цели г. Эхетатон («Светлое место Атона»), а себя стал называть Эхнатоном («Угодный Атону»). Однако, увлекшись ре­лигиозными преобразованиями, Эхнатон проглядел усиливаю­щуюся позицию хеттов и внутреннее сопротивление своим ре­формам. Двое его преемников не смогли закрепить реформ, а Тутанхатон («Подобающий жизни Атон») сменил имя на Тутанхамон («Подобающий жизни Амон»), что означало отход от ли­нии его тестя (у Эхнатона не было сыновей). Впоследствии эти фараоны были преданы анафеме как еретики, а реформа Эхна­тона полностью заглохла.

Огромное значение играла сельская община. Это было связа­но прежде всего с трудностями ведения сельского хозяйства, что являлось главной причиной ее живучести. Община была коллек­тивным собственником земли и различного рода угодий, управ­лялась общим собранием, советом и старейшиной. Особые об­щинные советы (джаджаты) регистрировали акты продажи, сле­дили за состоянием каналов, рассматривали имущественные тяжбы. Семьи, входящие в общину, наделялись землей.

Общинный сектор в Египте постепенно поглощаетя дворцово-храмовым хозяйством, основанном на рабском труде, а среди общинников (неджес — маленькие) намечается серьезное рас­слоение. Одни разорялись по мере дробления земли между на­следниками, теряли землю, а вместе с тем и свободу, переходи­ли на работу в имения знати и дворцово-храмовые хозяйства. Порой их положение приближалось к положению раба. Другие (сильные неджес) поднимались до уровня среднего достатка, сливаясь по своему социальному статусу с мелким жречеством и чиновничеством, ремесленниками, зажиточными горожанами. Они составляли основу войска. Нередко местная знать исполь­зовала их в борьбе за усиление своего влияния в противовес центральной власти, что также способствовало превращению их в представителей господствующего класса.

Категорию людей, связанных с хозяйством фараона, владев­ших царской землей или ее арендующих на льготных условиях, составляли хентиуше (егип. — находящиеся перед прудом-садом). Высшие хентиуше состояли в штате дворца в качестве поставщи­ков продовольствия, низшие населяли припирамидные поселения и выполняли функции служителей при умершем фараоне (совер­шали жертвоприношения и т.д.).

Остальное свободное простонародье именовалось немху (егип. — сироты). Все представители низшего (второстепенного) сословия именовались семдетами (егип. — профессия) и дели­лись по профессиональному признаку (земледельцы, ремеслен­ники, охотники, пастухи). В Египте существовало своеобразное кастовое деление (жрецы, воины, пастухи коров, свинопасы, мелкие торговцы, толмачи, кормчие). Хотя кастовость и не име­ла такого значения, как в Индии, где это был системообразую­щий фактор, но была заметно ощутимой. Так, свинопасы не могли вступать в брак с представителями других профессий, хо­тя в целом браки между представителями так называемых второ­степенных сословий, а также между представителями разных каст, включая рабов, не были запрещены. Особое положение свинопасов объясняется тем, что свинья считалась нечистым животным, хотя свинина употреблялась в пищу. Особое поло­жение было у касты воинов. Ее представители — каласирии (ну­бийские пехотинцы) и гермотибии (кавалеристы) не могли зани­маться никакой иной деятельностью, кроме военной службы. Помимо этого, они служили телохранителями высших представи­телей власти. За службу они наделялись земельными участками, не облагаемыми налогами, а также получали продукты питания.

В эпоху Нового царства периодически производились смот­ры трудового населения для насильственного назначения на ра­боту в государственных или храмовых имениях, в ремесле и пр. Урожай земледельца подлежал строгому учету и контролю. Так, на одном из дошедших до нас рисунков изображена сцена нака­зания земледельца, укрывающего от власти ячмень.

Государственное устройство Древнего Египта

Египетское государство представляло собой образец древне­восточной деспотии. Во главе государства стоял монарх, наде­ленный высшей религиозной, законодательной, исполнитель­ной, судебной и военной властью. Царь первоначально носил титул инсибайа, но в период Нового царства (XVIII династии) возник титул пер-оо (большой дом, греч.— фараон), который до этого времени обозначал царский дворец. Это было связано и с тем, что имя фараона, даже его титул старались не упоминать, дабы не навести на него злые силы, предпочитали иносказания типа «Во дворце сказали», «Во дворце решили» и т.д. Фараон считался сыном бога Солнца Ра, наследником Осириса и земным воплощением божественного Гора. При вступлении на престол фараону присваивалось пять имен, что, по мнению египтян, должно было сохранить владыку от влияния злых духов. Только царю разрешалось курить, а так­же жениться на сестрах и дочерях, которые являлись главными женами среди других жен и многочисленных наложниц.

Власть фараона была абсолютной, в общественном сознании носила божественный характер. Египтяне были убеждены в том, что каждую весну царь приказывает Нилу разливаться, солнцу — всходить и садиться. При докладе ему менее знатные чиновники лежали на животе, передвигались ползком. Только избранным дозволялось целовать ноги фараона или место, где он восседал. Был детально разработан ритуал поклонения богу-фараону. Од­нако жизнь фараона была строго регламентирована предписания­ми закона, носящими священный характер и не подлежащими кор­ректировке во времени. Это касалось как его официальной дея­тельности, так и частной жизни. По часам было расписано ис­полнение государственных и судебных дел, прогулки, даже обще­ние с женой. В пищу фараон по обычаю мог употреблять только телятину и гуся, выпивать определенное количество вина. Фараон обязан был следовать религиозно-моральным нор­мам справедливости (маат). Строгое соблюдение маат фараоны ставили себе в заслугу. В «Книге мертвых», своеобразном путе­водителе в потустороннем мире, содержится одна из заповедей- клятв:

Главой государственного аппарата (с XXVIII в. до н.э.) был джати, который иногда обозначается арабским термином «ви­зирь». Джати (сначала это был жрец города-резиденции прави­теля) в период Нового царства сосредоточивал в своих руках управление страной, включая военную сферу, а также исполнял функции верховного судьи, возглавляя судебное ведомство «шесть великих домов», являлся градоначальником столицы. В отдельные периоды (например, при XVIII династии) его функ­ции разделялись между джати Верхнего и Нижнего Египта. От периода XVIII династии сохранились тексты, содержащие пол­ный перечень функций и полномочий джати. Чаще всего эту должность занимал кто-то из сыновей либо иных самых близких родственников фараона.

Наверху государственной вертикали власти находились семеры (егип. — друзья) — лица, приближенные к фараону в силу своего знатного происхождения. Титула семера удостаивались за особые заслуги выходцы из серов (номархи, судьи, телохраните­ли). Высшим в иерархии семеров был титул «единственных семеров (друзей)» — особо доверенных вельмож. Семеры занима­ли различные управленческие посты, сочетая их с придворными титулами, обозначающими принадлежность к «дому царя».

Вслед за визирем шли главный казначей («заведовал всем, что дает небо, земля и воздух»), носивший титул «начальник над всем, что есть и чего нет»; начальник работ, который наблюдал за оросительной системой; управляющий «домом оружия»; началь­ник обоих «белых домов», начальник обоих «домов золота», «но­ситель сандалий фараона» (белые сандалии являлись ритуальной одеждой высших жрецов и фараона), «кравчий царя» и др. В пе­риод Нового царства введены новые должности: управители гробниц, птичник, брадобрей, царский писец, садовник.

Армия чиновников (писцов) была колоссальна. Карьера чи­новника казалась пределом мечтаний, что особенно отмечалось в «Поучении Хети». Рассуждая о преимуществах чиновничьего сословия, автор поучения с презрением говорит о людях, выну­жденных физическим трудом добывать себе пропитание.

Функции верховного суда выполнял «дом тридцати» — судеб­ная коллегия из крупных чиновников, функции казначейства — «белый дом» и «красный дом» (для Верхнего и Нижнего Египта соответственно). В период Нового царства они объединяются. Комплектованием и снабжением войска ведал «дом оружия».

Власть на местах принадлежала номархам, а в периоды уси­ления центральной власти — начальникам городов и крепостей, назначаемым фараоном. Количество номов не было одинаковым для разных эпох. Так, списки номов периода IV и V династий Древнего царства содержат данные о 37 номах (22 в Верхнем Египте и 15 — в Нижнем). Традиционное подразделение страны на 42 нома (22 — в Верхнем Египте и 20 — в Нижнем, по числу богов, присутствующих на суде Осириса) установилось не ранее середины II тыс. до н.э., в период Нового царства.

Право Древнего Египта

Источниками права Древнего Египта были правовые обычаи, которые, будучи записанными и санкционированными властью, становились обычным правом; религиозные нормы и предписа­ния; законодательные акты фараонов и номархов. Авторство первых египетских законов приписывается Мину, основателю I династии фараонов.

Мы не располагаем документами писаного древнеегипетско­го права, хотя некоторые источники («Предписание о служеб­ных обязанностях джати») содержат указания на использование свитков законов как непременных атрибутов служебных прие­мов и судебных заседаний. О состоянии права Древнего Египта можно судить по косвенным источникам, главным образом по надписям на стенах храмов и гробниц.

Создание первого законодательного свода древняя традиция приписывает богу мудрости Тоту, который якобы вручил жрецам 42 священные книги, содержащие, в частности нормы, которыми следовало руководствоваться при управлении государством. С дос­товерностью можно утверждать, что сборник правовых норм воз­ник при фараоне XXIV династии Бокхорисе. Так, одной из основ­ных его реформ стало запрещение долгового рабства. Известно, что древние греки и римляне использовали в своей практике не­которые положения этого документа.

В области вещного права наибольшее внимание уделялось землевладению. В условиях, когда земля была основным средст­вом производства и главным государственным ресурсом, право собственности на земельные участки регулировалось особенно тщательно. Существовало несколько типов земельной собствен­ности — государственная, храмовая, общинная и частная.

Для крупных землевладельцев не существовало преград для осуществления сделок любого рода — от продажи земли до пе­редачи ее по наследству. Однако в рамках сельских общин част­ная собственность на землю развивалась медленно. Движимое имущество, в том числе рабы, могло быть предметом сделок раз­личных типов.

Обязательственному праву известны различные типы догово­ров и способов их оформления. Так, общераспространенными были договоры купли-продажи, найма, аренды, займа, товари­щества. Сначала договоры заключались в устной форме в при­сутствии свидетелей или представителей местной власти и со­провождалась сложным ритуалом. Позже они приобрели пись­менную форму.

Одна их реформ Бокхориса затрагивала процедуру заключе­ния договора. При заключении устного договора в качестве дос­таточного доказательства использовалась клятва. Скорее всего клятвы, носившей священный характер, было достаточно в древ­неегипетском обществе, жестко детерминированном религиоз­ными нормами.

Отличительной чертой правовой системы Древнего Египта бы­ло почти полное статусное равноправие полов в публичной и част­ной сферах жизни. Это было обусловлено тем, что возникновение классового общества и государства в Египте произошло в период формирования патриархата, не успевшего обрести законченные формы доминирующего социального порядка. Так, женщины име­ли право свободно владеть собственностью и отчуждать ее, само­стоятельно вступать в договорные отношения, вести дело в суде, составлять завещание. Однако такое положение вещей постепен­но изменялось в сторону укрепления патриархального уклада.

Относительное равноправие полов обусловило специфические для древневосточного общества нормы брачно-семейного права. При отсутствии абсолютного доминирования мужа в семье жена имела права на заключение с ним брачного договора. Тем не менее муж мог избить жену, а брат сестру палкой, но за их увечье мужчина нес наказание. Неверность мужа не наказывалась. Жене за невер­ность полагалась смертная казнь. Основания для развода (сведения о котором относятся только к позднему периоду) были одинаковы для супругов. В Новом царстве кровные браки были запрещены. Исключение составляли только фараоны, которые могли жениться на сестрах и дочерях. Существовало многоженство, фараоны и представители знати имели и гаремы. По преданию Рамзес II про­жил 90 лет, правил страной 67 лет, имел свыше 200 детей, пережил 12 сыновей-наследников. Отголоском кровнородственных браков было то, что муж называл жену сестрой, она его —братом. Брак, размер приданого, рождение детей фиксировались в «доме жиз­ни» в присутствии свидетелей.

Право на наследование было возможно как по закону, так и по завещанию. По закону наследство переходило старшему сыну (в отдельные периоды предусматривалось равное наследование для всех детей). При отсутствии прямых нисходящих наследни­ков наследство переходило жене завещателя.

Наиболее разработанным в рамках древнеегипетской право­вой системы было уголовное право. Преступления членились на следующие категории: государственные; религиозные; имуществен­ные; против личности; против чести и достоинства. К преступле­ниям относились восстание против фараона; неповиновение вла­стям; отказ от общественных работ; ограбления; взятки; чародей­ство; убийство священных животных: кошки, льва, крокодила, совы, летучей мыши.

Виды наказаний варьировались от смертной казни до штра­фа и, как правило, носили устрашающий и символический ха­рактер, зависели от положения преступника и тяжести содеян­ного. Покушение на власть и участие в восстании наказывалось полным истреблением либо ссылкой семьи на рудники. За из­мену, разглашение государственной тайны полагалась смертная казнь. Кража наказывалась штрафом, членовредительством (отре­зание рук, носа, кастрация). За подделку документа отсекалась рука. За дезертирство из армии полагалось лишение чести, ста­вившее человека вне закона и делавшее его полностью бесправ­ным, что в условиях древнего общества оставляло его без средств к существованию. За преступления против нравственности на­значались принудительные работы.

За тысячелетия развития древнеегипетского государства су­дебные учреждения и сам процесс претерпели существенные из­менения. Из основных судебных инстанций можно перечислить следующие:

• Главное общегосударственное судебное учреждение («дом тридцати», «тридцатка») — верховный суд.

• Высшие уголовные суды (шесть «великих палат»).

• Областные (номовые) суды (в периоды сильной централь­ной власти они скорее всего рассматривали только хозяйствен­ные и налоговые споры, однако в периоды распада государства количество их функций увеличивалось).

• Специальные военные суды.

В период формирования государства сельские общины имели право решать некоторые дела (родовые и семейные конфликты, земельные споры и т.д.), не обращаясь к вышестоящим судебным инстанциям. Многочисленные жреческие коллегии, очевидно, обладали судебным иммунитетом на принадлежащих им землях.

 

 

Вопросы для контроля

• Что означает название «Египет» и как оно произошло?

• На какие периоды делится история Древнего Египта и в чем за­ключается их специфика?

• Чем объясняется смена исторических периодов в развитии Древ­него Египта?

• Каким был общественный строй Древнеегипетского государства?

• Какое место занимала в общественной жизни Древнего Египта религия и каков был социальный статус жречества?

• Каков был статус древнеегипетского монарха и как восточная деспотия воспринималась общественным сознанием?

• Каков был правовой статус личности в Древнем Египте?

• Каково было соотношение общинного сектора и дворцово- храмового хозяйства?

• Что считалось в Древнем Египте преступлением и какова была система наказаний?

• Какова была система брачно-семейных отношений и система наследования?

• Какие виды договоров существовали в Древнем Египте.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 2810; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!