Вопрос. Чем знаменит русский гравёр начала XVIII века Алексей Зубов?
Русское искусство XVIII века
На рубеже XVII и XVIII веков в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Стремительно, в течение жизни одного поколения религиозная доминанта русского искусства сменилась обращением к светским формам, развитым в Западной Европе. За несколько десятилетий начала XVIII века русские художники освоили новые темы и жанры (портрет, натюрморт, пейзаж, мифологический, исторический жанры). Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но и культуру, так как одной из целей молодого царя было поставить русское искусство рядом с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами, умевшими работать в европейской манере.
Пётр I приглашал в Россию иностранных мастеров и одновременно посылал талантливых русских молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Петровские «пенсионеры» (учившиеся за счёт государственных средств – пенсиона) возвращались в Россию, привозя новый художественный опыт и мастерство европейского толка.
По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде – с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали размахом и роскошью старейшим европейским коллекциям.
Самым распространённым и доступным видом изобразительного искусства в петровскую эпоху (первая четверть XVIII века) стала гравюра. Гравюра была предметом особого внимания Петра I в силу её тиражности, и развитие гравирования было связано с книгопечатанием, изготовлением карт, чертежей и изображением сражений. Пётр I даже брал с собой гравёров к месту боя (и они были живыми свидетелями событий). Нужные для гравюры мастера были отобраны из гравёров – серебряников и чеканщиков по оружию Московской Оружейной палаты. Пётр I пригласил из Голландии гравёров на меди – Адриана Схонебека и Питера Пикарта, у которых успешно и «неленостно» учились русские мастера. В 1711 году группа образовавшейся школы русских гравёров была переведена из Москвы в Петербург, в типографию. Их работами и создавалась гравюра петровского времени.
|
|
Знаменитым русским гравёром начала XVIII столетия является Алексей Зубов. Все награвированные Зубовым баталии документально точны и демонстрируют перед зрителем расстановку сил исторических морских сражений России со Швецией – «Баталия про Гренгаме 27 июля 1720 года» (1721), «Баталия при Гангуте» (1715). В какой-то мере эти листы похожи на чертежи – водное пространство развёрнуто вверх, линия горизонта очень высока. Но вместе с этой чертёжностью нас захватывает взволнованность художника, изображавшего важное событие, праздничность и ликование по случаю одержанной победы и радость возможности передать это ликование.
|
|
Алексей Зубов работал в основном в технике офорта (вспомните особенности этой техники). Темпераментность гравюр Зубова, динамическая выразительность его манеры наиболее очевидны при изображении Петербурга.
Именно Алексей Зубов был первым видописателем Петербурга, первым художником, влюблённым в новый, строящийся на Неве город. Его многочисленные изображения города («Васильевский остров», «Торжественный ввод в С.-Петербург взятых шведских фрегатов», «Вид Петербурга» и другие) демонстрируют умелое владение линейной перспективой и всеми приёмами западноевропейского видописания. Они заставляют нас по прошествии двух с половиной столетий почувствовать деятельный ритм жизни новой столицы, особый праздничный дух победы, восторг художника перед красотой города.
|
Раскованность и наполненность жизнью, чувством отличает Алексея Зубова от современных ему западных «видописцев». Эти качества искусства Зубова особенно очевидны в его «Панораме Санкт-Петербурга» (1716) – изображении «царствующего града Санкт-Петербурга», выполненном на 8 листах по указу государя императора Петра Великого. В длинной ленте панорамы города Алексей Зубов сумел сохранить качество зрительного единства. Выбрав для изображения мотив праздника, Зубов в отличие от «баталий» с их высоким горизонтом, много места отводит изображению неба с бегущими облаками. Взгляд охватывает город сверху, обозревая его целиком во всём его праздничном великолепии: ветер гонит облака, надувает паруса кораблей, развевает флаги судов – свежий ветер как бы заново увиденного мира. «Россия вошла в Европу как спущенный корабль – при стуке топора и при громе пушек», – эти слова А. С. Пушкина так же точно выражают смысл петровского времени, как и зубовская панорама.
|
|
|
Обратившись к изображению конкретных реальных событий, Зубов вводит в русскую гравюру изображение протяжённого пространства и движения. Мир зубовских гравюр – это не узкий мир отдельных мест или улиц Петербурга, в его гравюрах мы всегда ощущаем широту мира – и в движении облаков, и в энергичной динамичной манере штрихов и линий, и во всей внутренней напряжённости образов.
|
|
В гравюре «Свадьба Петра I и Екатерины» художник более традиционен (гравюра прилагалась к описанию пира 9 февраля 1712 года, после бракосочетания). В ритме париков и дамских причесок можно найти отголоски строгановского письма, как и в общей, почти ювелирной отделке гравюры. Свадебный стол в композиции – как большой праздничный кубок. Кажется, что офортная игла гравёра движется по металлу в свободном плавном ритме, объединяя все детали, и то, сгущая, то, разряжая штрихи, создаёт красивейшую игру чёрного и белого как тонкое чернение по серебру.
Вопрос. Чем знаменит русский гравёр начала XVIII века Алексей Зубов?
Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!