Типология политических систем

Тема 9. Политическая система общества и ее функционирование

План:

1. Сущность, структура и функция политической системы общества

Типология политических систем

 

Важнейшей составной частью общественной надстройки любого общества выступает политическая система, включающая в себя те надстроечные элементы (государство, политические и общественные объединения граждан и др.), в которых отражаются коренные политические интересы и цели социальных и национальных групп, их деятельность в политическом процессе.

Сущность, структура и функция политической системы общества

Существуют разные теории политических систем. В их основе лежит представление о политике как определенной самостоятельной целостности. Такое ви́дение политики отличает многих мыслителей прошлого – Аристотеля, Платона, Т. Гоббса и др. Однако первым мыслителем, занявшим сознательно такую позицию, можно считать Н. Макиавелли (1469–1527). Он предполагал, что политика преследует свои цели, не сводимые ни к религии, ни к морали, ни к экономике. За рационалистический анализ политики как особой формы человеческой деятельности Макиавелли считают основателем политической науки.

Однако глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило в середине XX в. Это было вызвано стремлением преодолеть узко эмпирический подход к политике и познать ее как целостность.

Создание теории политических систем порождено логикой развития политической науки. Обретение политологией самостоятельного научного статуса, ее институализация связаны с многочисленными исследованиями разных сторон политической жизни общества. В результате получены колоссальные объемы эмпирической информации, описывающей отдельные виды политического поведения, политические институты и организации. Необходимость систематизации этой информации, создания теоретической основы, представляющей политическую жизнь как целое, стало главной предпосылкой разработки теории политической системы. Вклад в ее развитие внесли системные подходы, у истоков которых были биология и общая теория систем Л. фон Берталанфи. В социальном познании соответствующая ориентация выразилась в теории социальных систем Т. Парсонса.

Существует точка зрения, что основу теории политической системы заложил американский политолог Д. Истон (р. 1917). Созданный им образ политической системы уподобляется развивающемуся и саморегулирующемуся организму, реагирующему на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от среды. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы – требования и поддержка. На выходе системы – политические решения, с помощью которых авторитарно распределяются ценности, а также осуществляются политические действия. Сигналы, поступавшие на вход системы, их характер и интенсивность зависят от способности системы к удовлетворению потребностей граждан и от реакции на жалобы и недовольство. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования людей. В противном случае поддержка системы ослабевает, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. Требования и поддержка должны постоянно поступать в систему, иначе она из-за недогрузки перестает функционировать.

В отличие от Д. Истона Г. Алмонд (1911–2002) представил политическую систему как разные формы политического поведения – государственные и негосударственные, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный и ориентационный. Если первый сосредоточен преимущественно на исследовании политических институтов, то второй направлен на изучение ориентаций на реальные политические структуры.

Существует теория внешнеполитических систем (Г. Паэлл и М. Каплан). Кибернетический подход (К. Дойч и др.) уподобляет политическую систему вычислительной машине, а процесс принятия решения – компьютерным операциям.

Материальной основой политических систем выступают экономические связи. Они, в свою очередь, обусловлены общественным разделением труда, в границах которого обретают устойчивость, предопределяя ею стабильность политических отношений.

Политическая система является важнейшей составной частью надстройки общества и включает в себя те надстроечные элементы, в которых наиболее глубоко отражаются коренные политические интересы классов, социальных групп, их деятельность в политической сфере. К таким элементам можно отнести следующие.

Политические отношения – отношения, складывающиеся между классами, социальными группами, государствами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти. Основную сферу политических отношений в обществе составляет осуществление политической власти. Они связаны с другими видами общественных отношений и формами общественного сознания. Реализуясь в деятельности общественно-политических институтов и организаций, политические отношения характеризуют подвижность и динамичность общественной надстройки, выступают основой функционирования и развития политической системы, определяют ее сущность и социальное предназначение.

Политическое сознание – осознание формы политики ее субъектами. Содержанием политического сознания выступает совокупность соответствующих идей, взглядов, представлений, оценок, социально-политических чувств. По глубине отражения сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания выделяются следующие два взаимосвязанных уровня:

1) теоретический – ориентируется на раскрытие законов политической жизни общества и воплощается в специальных исследованиях, декларациях, программах и т. п.;

2) эмпирический – формируется преимущественно на почве практического повседневного опыта людей, фиксирует непосредственные проявления политической жизни общества, которые отражаются в сумме наблюдений, представлений, настроений и чувств, возникающих у самих субъектов, участвующих в политическом процессе.

Политическое сознание носит, как правило, социально-классовый характер, поскольку выражает политические интересы классов, социальных групп. Оно взаимосвязано с другими формами общественного сознания: экономическим, правовым, нравственным, философским и др. Основным каналом распространения политического сознания являются средства массовой информации, государственные и общественные институты и учреждения, деятельность политических партий и движений.

Политические и правовые нормы – нормы конституции, законы государства, уставные нормы политических организаций. Они выступают регулятором политических отношений в обществе, закрепляют их, воздействуют на политическое сознание масс, определяют принципы деятельности политических институтов. Законы и другие нормативные акты вносят в общественную жизнь элементы упорядоченности, урегулированности общественных отношений, способствуют укреплению порядка, организованности и законности, защите интересов государства, нации, социальной группы, личности.

Политическая организация – единство государственных органов и общественных организаций, посредством которых господствующий класс осуществляет власть. Политическая организация складывается при определенной разнокачественности политической структуры, обеспечивающей достойную устойчивость связей между ними. Основным условием достаточности является наличие среди них государственных структур.

Политическая организация выполняет функцию непосредственного управления обществом, реализует политические отношения, воплощает в конкретную деятельность политические идеи и теории. Будучи главным средством политического руководства и управления обществом, субъектом политической власти, политическая организация придает политической системе необходимую устойчивость, стабильность, определяет основное направление ее развития, оформляет и закрепляет существующие в обществе политические отношения и формы сознания, политические и правовые нормы, реализует через свои институты интересы субъектов политики.

Функции политических систем могут определяться разными способами, что вызвано сложностью политической жизни. Политическая система может выполнять следующие функции:

• политическое руководство и управление процессами общественного развития;

• определение внутренней и внешней политики государства;

• выработка программ деятельности по реализации интересов различных слоев населения;

• организация и регулирование общественных отношений;

• укрепление социально-политического единства общества;

• обеспечение национальной безопасности страны.

Г. Алмонд различает входные и выходные функции. К первым относятся политическая социализация и политическое рекрутирование, артикуляция (выражение) интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. Ко вторым – нормотворчество, применение правил, норм, контроль над их выполнением.

Политическая социализация выражается в приобщении членов общества к политической деятельности. Политическое рекрутирование предусматривает заполнение ячеек в политической системе.

Артикуляция интересов – это предъявление требований к вырабатывающим политические решения.

Агрегирование интересов выражается в обобщении и согласовании претензий и требований, превращении их в политическую платформу, заявление, программу.

Политическая коммуникация осуществляется в форме разных взаимодействий между элементами политической системы.

Нормотворчество предполагает разработку правил и законов, регулирующих поведение.

Типология политических систем

Политическая система любой страны при всех особенностях ее исторического развития не может быть произвольной комбинацией тех или иных ее составных частей. Тип политической системы, формы и методы политической деятельности, пути и цели развития каждой страны определяются многообразием форм собственности на средства производства, государственной властью и управлением, а также историческими, национальными, экономическими, социально-классовыми и духовно-идеологическими особенностями развития, степенью зрелости сознания масс.

Распространенным является деление политических систем на демократические, тоталитарные и авторитарные, основанные на характере политического режима, под которым понимается система осуществления политической власти, функционирования государства и регулирования отношений в обществе.

Под демократией понимается государственное устройство, при котором осуществляется правление народа, признаются принципы свободы и равенства граждан. Демократия как форма государственно-политического устройства возникла вместе с появлением государства, заменившего первобытнообщинное родовое и племенное самоуправление. В отличие от других форм государственного устройства в демократической признаются власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, осуществляется выборность основных органов государства, граждане имеют права и политические свободы, а также условия для их реализации. Философская основа демократии – соотношение свободы и равенства как социально-политических ценностей, реальное воплощение которых происходит в соответствующих политических институтах. Различают непосредственную и представительную демократию. В первом случае основные решения принимаются избирателями (например, на собрании, посредством референдума), во втором – выборными учреждениями (например, парламентом).

Полное развитие государственные институты демократии получают в правовом государстве, которое характеризуется следующими признаками:

• государство обладает верховной властью;

• власть имеет свои границы и не распространяется на права личности, охраняющие не только жизнь человека, но и его свободу от возможных бюрократических злоупотреблений;

• государство гарантирует права граждан через разделение функций власти – законодательной, исполнительной и судебной;

• существует децентрализация в социально-экономической и культурной сферах.

При этом защиту прав граждан берут на себя демократические ассоциации – гражданские и политические. Они становятся посредниками между центральной властью и разными слоями общества, представляя интересы последних, отстаивают неотчуждаемое право граждан на независимость и свободную инициативу. Свобода слова, суд присяжных – одна из форм применения свободы, воплощения права, при котором граждане приобретают опыт политического участия в жизни общества.

Согласно современным западным теоретикам демократии (У. Ростоу и др.) эти черты наполняются реальным содержанием только при активном участии масс в политической жизни. Однако реальное воплощение затруднено концентрацией экономической власти в руках властвующей элиты, создающей олигархическую модель власти и политики.

Тоталитаризм (от лат. totus – весь, целый, совокупный) – политическая система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной, в определенной степени бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в военно-бюрократический государственный аппарат и возглавляемой лидером (фюрером, дуче и т. д.).

В политический язык термин «тоталитаризм» ввел в 1920-е гг. Б. Муссолини для характеристики руководимого им движения и режима. Он использовал идеи о тоталитарном государстве как воплощении нравственного духа народа. Социальной опорой тоталитаризма являются люмпенизированные слои населения, отличающиеся социальной аморфностью, дезориентированностью, ненавистью ко всем остальным общественным слоям и группам из-за наличия у них стабильного жизненного уклада, определенных этических принципов, собственности и т. д.

Становление и утверждение тоталитарной политической системы предполагает насильственную организацию общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения», ее милитаризацию. Это достигается применением средств прямого террора, инициируемого сверху, поддерживаемого люмпенизированными слоями общества. Форма вооруженного террора создает модель «социального порядка», в соответствии с которой структурируется все общество. Политические отношения основываются на прямом насилии, поэтому политизация тоталитарного общества неизбежно сопровождается его милитаризацией. Бюрократизация таких отношений в тоталитарном государстве, поддерживаемых с помощью перманентного применения вооруженной силы, остается главным и основным способом «совершенствования» социального порядка.

По мнению западных ученых, в основании идеологии современных форм тоталитаризма лежат, с одной стороны, идеологические концепции Д. Джентиле, Б. Муссолини, А. Гитлера и А. Розенберга, а с другой – идеи «левых коммунистов» и Л.Д. Троцкого.

Авторитарная (от лат. autoritas – власть, влияние) политическая система отличается однопартийностью, принижением роли представительной власти, отсутствием разделения власти или формальным разделением, концентрацией ее в руках бюрократии, преобладающим значением политической сферы над другими, игнорированием законности, наличием и значительным влиянием репрессивного аппарата. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, Средневековья и Нового времени, военно-политические и фашистские режимы.

Авторитаризм – это режим беззакония, насильственной, неограниченной правом власти единоличного правителя (тирана, деспота, фюрера т. п.) или правящей клики. В условиях авторитарной политической системы отсутствует правопорядок, игнорируются политические права и свободы граждан, общественных организаций и народа. Процедура демократических решений или вовсе не существует, или носит фиктивный, показной характер; власть не формируется и не контролируется народом; личность лишена гарантий, безопасности в ее взаимоотношениях с властью; население страны превращено в объект политических манипуляций.

Достаточно распространено деление политических систем на традиционную и модернизированную.Традиционная система характеризуется неразвитым гражданским обществом, слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим способом обоснования власти. В основе системы лежит представление о некой «изначальной традиции», выражающей всеобщий, космический смысл мироздания. Избегать всякого разрыва с традицией, поскольку она является хранилищем истины, сохранять старые формы и ценности, ибо они есть спонтанное выражение подлинных потребностей общества в устройстве политической системы, – такова суть ее. Разумеется, этот взгляд на политическую систему допускает, что исторически сложившийся политический порядок может подвергнуться искажению, но исправление положения мыслится как «возвращение к истокам», снятие наслоений, очищение от искажений.

Существует развитое гражданское общество, для которого характерны разнообразие, изменение политических ролей, рациональный способ обоснования власти. Процесс политического развития представляется как переход от традиционных систем к модернизированным.

Существует типология Ж. Блонделя, разделившего политические системы на следующие пять категорий:

1) либеральная демократия – опирается на либерализм при принятии политических решений. Это выражается в стремлении ликвидировать или смягчить разные формы государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду. Политическая система основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции. Политический либерализм коренится в политико-социалогических учениях эпохи Просвещения: учение об общественном договоре, догосударственном «естественном» состоянии человека, о врожденных человеческих правах;

2) радикально-авторитарная система – предпочитает либерализму равенство в распределении социальных благ;

3) авторитарно-консервативная система – проводится активная политика по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и расширению политического участия;

4) популистская система – стремится к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств;

5) традиционная система – характеризуется господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства.

Системы подразделяют также на открытые , имеющие динамичную структуру и широкие взаимосвязи со средой, и закрытые , в которых жестко фиксируется структура и минимизированы связи с внешней средой. Выделяют завершенные и незавершенные политические системы. Ее авторы считают, что последние характерны для развивающихся стран, где есть государство, но нет партий, есть право как инструмент политического регулирования, но нет политической традиции.

В зависимости от концентрации или распределенности власти выделяют централизованную и децентрализованную политические системы. В демократической системе власть разделена и рассредоточена, в автократической – сконцентрирована в руках одного субъекта, чаще всего президента. Политические системы в зависимости от их уровня подразделяют на микроскопические (в городе), локальные (в регионе), макроскопические (в стране), глобальные (на международном, планетарном уровне).

З. Бжезинский и С. Хантингтон разделяют политические системы на инструментальные и идеологические. Первые (США) возникают как естественный результат социального и политического развития, вторые – создаются принудительно по рационально обоснованной модели.

В основу типологии Д. Коулмена положен принцип политической состязательности. Им выделены традиционные, патриархальные, смешанные и современные системы, в которых политическое развитие находится соответственно на авторитарной, полусостязательной и состязательной стадиях.

Многообразие всех типологий свидетельствует о многомерности политического мира, возможности его анализа с позиций разных критериев. Каждая система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью разных показателей и иметь свои определения и квалификации. Использование многообразных критериев и типологий в анализе конкретной политической системы отдельной страны помогает сделать этот анализ объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.

Контрольные вопросы

1. Каковы понятие политической системы общества и ее структура?

2. Перечислите функции и типы политических систем.

3. Что понимается под многомерностью политического мира?

 


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!