Христианизация Руси по данным археологи



Проблема появления и распространения христианства на Руси является одной из самых острых в современной Древней Руси археологии. Многие ее аспекты детально рассмотрены Макаровым, Седовым, Петрухиным и многие др., цельные обзоры содержат работы Мусина.

Первые материальные следы, позволяющие говорить о проникновении христианства на Русь, фиксируются в памятниках с IX века (Мусин) или с середины X века (Петрухин и др.) и представлены т. н. фризским кувшином с изображением креста из погребения в урочище Плакун, византийскими монетами-привесками (т. н. крестильные дары?), крестами и крестовидными накладками из листового серебра, византийскими крестами-энколпионами. Параллельно распространению этих предметов появляется и постепенно усиливается традиция ингумации, пришедшая на смену кремации и с XI века безусловно преобладавшая (при сохранении обычая погребений в курганах и на общих языческих некрополях вне поселений, зачастую с ориентировкой головой на запад). С 3-й четверти Х века наметилась тенденция к погребениям в деревянных камерных (срубных) гробницах с использованием восковых свечей, в могильных ямах и, возможно, в деревянных гробах; появляются отдельные находки (печатка с изображением Иисуса Христа), указывающие на присутствие христиан (на этом этапе в основном женщин). В период, непосредственно предшествовавший крещению равноапостольного великого князя Владимира, в составе христианских древностей были найдены крестики-тельники с изображением Распятия (в XI веке они были широко распространены), изменилась топография находок: с дружинных могильников они переместились в города и на селища.

С Крещением Руси материальные свидетельства христианства воплощались в монументальных памятниках архитектуры, в сооружении некрополей (с грунтовыми могилами и гробами, с ингумациями с соответствующей ориентировкой) при храмах внутри городов или при освящении старых курганных некрополей постройкой на них храмов (как в случае с Десятинной церковью), в новых объектах погребальной обрядности (саркофагах с христианской символикой), в памятниках эпиграфики, связанных с христианством и Церковью (в т. ч. рисунках и надписях на бересте и деревянных церах (дощечках для письма), граффити на стенах, кирпичах и т. п.). Несравненно шире были распространены предметы личного благочестия, найденные в погребениях, слоях городов и селищ (металлические кресты-тельники, украшенные геометрическим орнаментом, а также круглые иконки, змеевики, византийские кресты-энколпионы и местные копии с них и др.); в XII-XIII веках к ним добавляются крестики янтарные, каменные, перламутровые, но общее количество тельников, особенно в погребениях, сокращается (смотрите подробнее в статьях Берестяные грамоты; Археология церковная; Декоративно-прикладное искусство; Крест).

Сведения о Древней Руси XIII века, предоставленные археологией

XIII век был эпохой культурных изменений. В связи с монголо-татарским нашествием в конце 30-х - начале 40-х годов начался упадок и дезинтеграция «древнерусской ойкумены». Военная катастрофа 1237-1240 годов традиционно рассматривается в отечественной археологии как рубеж, разделяющий 2 периода социально-политической истории Древней Руси и 2 обособленных пласта ее материальной культуры, вызвавший изменение традиций и уклада жизни, утрату навыков и технологий городского ремесла, подорвавший материальный и демографический потенциал русского общества. Картина разорения древнерусских городов монголами открылась во время первых любительских раскопок в Киеве, Вщиже, Старой Рязани. Широкие археологические исследования в южной и центральных областях Древней Руси во 2-й половине XX века позволили систематизировать основные категории древностей. Клады последней трети XII - 1-й половины XIII веков доминируют среди кладов домонгольского периода; в XIII веке десятки древнерусских городищ прекратили существование. Катастрофические последствия нашествия подтверждают обнаруженные в усадьбе Михайловского Златоверхого монастыря сгоревшие постройки с человеческими останками, открытые в Киеве братские могилы, заполненный скелетами погибших людей тайник под Десятинной церковью, слой пожарищ с человеческими скелетами на Райковецком городище и в Изяславле, сгоревшие усадьбы с кладами ювелирных украшений на городище Старой Рязани. В 1985-1986 годах в Чернигове был изучен разрушенный княжеский двор, в кусках свинцовой кровли застряли наконечники стрел; в Московском Кремле найдены 2 клада серебряных украшений (1988, 1991 годы), связанные с событиями 1237-1240 годов, аналогичные найденным на Старорязанском городище (1992, 2001 годы). Открытый в Торжке слой пожарища 1238 года имеет толщину до 1,5 м и содержит человеческие кости и спекшиеся от огня остатки икон. Но не все слои пожарищ на городищах юга и центра Руси и найденные клады связаны с монгольским нашествием, часть оставлена при др. конфликтах. Однако явные археологические свидетельства военных разрушений заставляют считать, что именно монгольское вторжение разрушило традиционные культурные формы, прервало естественный ход развития Древней Руси.

Большинство городов Древней Руси вошли в XIII веке как быстро растущие и развивающиеся центры: во 2-й половине XII - 1-й трети XIII веков городские территории расширялись, строились новые оборонительные линии во многих крупных городах (Киев, Чернигов, Смоленск, Владимир, Старая Рязань, Псков). Этим временем датированы наиболее яркие производственные комплексы, свидетельства материального достатка городской элиты. С середины XIII века раскопки дают картину упадка и стагнации жизни в городах: на Нижнем городище Торжка после 1238 года в течение 50 лет не восстанавливались ни фортификация, ни мощение улиц; городская территория Владимира, разгромленного зимой 1238 года, не вышла за пределы укреплений домонгольского времени до конца XV века; во 2-й половине XIII-XV веков запустели большие богатые городские усадьбы конца XII - начала XIII веков, находившиеся в Ветчаном городе Владимира. Признаки кризиса ощутимы в 1-е десятилетия XIII века в развитии Пскова, оказавшегося в зоне экспансии крестоносцев (строительство здесь активизировалось с 40-х годов при стабилизации внешнеполитической обстановки).

Однако не все города запустели или пришли в упадок. Разоренный Батыем Серенск после пожара был восстановлен, возобновила работу крупная ювелирная мастерская; следов разгрома и последующего упадка пока не обнаружено в Городце-на-Волге; комплексы зданий 2-й половины XIII века открыты в Переяславле Рязанском и Ростиславле Рязанском. Раскопки показали, что в Москве во 2-й половине XIII века укрепления восстановили и реконструировали после нашествия 1238 года, а обширная территория, включавшая значительную часть Китай-города, была заселена именно в XIII веке. Этим же веком датируют древнейшие культурные напластования Вологды, Великого Устюга, Нижнего Новгорода.

В XIII веке не так резко, как думали ранее, изменился материальный мир Древней Руси. Многие типы вещей (стеклянные браслеты, шиферные пряслица, литые колты, створчатые браслеты) по-прежнему изготовляли и использовали до 1-й половины XIV века. Однако ряд ремесленных изделий и предметов импорта в 40-х годов XIII века исчез. Отсутствие византийсикх амфор свидетельствует о том, что из Византии более не ввозили вина и оливкового масла. Прервалась традиция местного гончарного производства (например, во Владимире). В ювелирном производстве изменилась рецептура сплавов и источники сырья, исчез ряд технических приемов и стилистических особенностей филиграни, в женском уборе перестали использовать некоторые украшения из драгоценных металлов.

Некоторые поселения, возникшие в Х - 1-й половине XII веков, оказались заброшены или перенесены в др. места. Основным типом сельского поселения стала малая деревня. В сельской местности сузился ассортимент бытовых вещей, уменьшилось количество предметов из цветного металла, исчезла значительная часть привозных вещей и металлических украшений костюма, ранее служивших знаками высокого социального положения.

В 1-й половине XIII века в большинстве древнерусских областей исчезли курганные погребения и грунтовые могильники, сохранявшие память о язычестве и о cвязанном с ним типе общественных отношений. Появились кладбища у приходских церквей.

В сельском ландшафте заметны и прогрессивные элементы. Так, поселения возникли на водоразделах и на широких территориях после расчистки там лесов. В центре и на севере Древней Руси расселение охватывает зоны, ранее не освоенные как сельскохозяйственные угодья. Выросла их площадь, увеличилось число сельских поселений и жителей, появилось разнообразие в устройстве поселений и организации хозяйства. Недостаток пахотных земель в освоенных зонах, потребность увеличения пищевых ресурсов, связанная с ростом населения, неэффективность традиционных систем землепользования, климатические изменения и др. причины заставляли консервативное средневековое общество идти на перемены в расселении и землепользовании. XIII-XIV века отмечены существенным похолоданием и увеличением годовой нормы осадков, о чем свидетельствуют летописи (1230 год) и данные дендрохронологии (1-е десятилетие, 20-30-е и 70-80-е годы XIII века). Во 2-й половине XIII-XIV веках жители давно освоенных районов, интенсивно эксплуатировавшихся в период температурного оптимума, столкнулись с дефицитом ресурсов пищи, истощением почв, недостатком строительного леса, исчезновением отдельных видов диких животных.

Военный удар 1237-1240 годов совпал с эпохой внутренних сдвигов в древнерусском обществе 1-й половины XIII века, обострил и ускорил их течение, но не был единственной причиной происшедших изменений. Материальные и природные ресурсы, служившие основой стремительного подъема Древней Руси в X-XII веках, к XIII веку во многом были исчерпаны, стереотипы хозяйствования и социальные механизмы не обеспечивали экономического роста, сократились объемы дальней торговли, изменились традиционные формы сельского расселения, часть жителей Древней Руси была вынуждена перейти к более скромному потреблению. Через 100-150 лет были освоены новые источники роста и найдены способы восстановления русской культуры, генетически связанной с традицией Древней Руси.

 

 

Задание.

1. Расскажите об основных философских системах античности и крупнейших их представителях.

2. Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. Расскажите об их творчестве.

3. Расскажите о науке в античных государствах.

4. Какие эпохи можно выделить в истории Древней Греции и Древнего Рима?

5. Охарактеризуйте достижения науки в античных государствах.

6. Назовите виды искусства в Древней Греции и Древнем Риме.

7. Охарактеризуйте развитие театра, воспитания и образования в Древней Греции и Древнем Риме.

Культура позднего Рима

В период поздней империи изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий).

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.

Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии - спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Образ мессии - Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце 1 в. и в первой половине И в. н. э., появились жизнеописания основоположника новой религии - Евангелия. (Евангелия (от греч. euanglilion - благая весть) - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Авторы Евангелий - апостолы или их ученики. Время написания - 2-я пол. 1 в. - нач. И в. н.э.)

В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин (272- 337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325 г. Константин созвал в Никое первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.

 

 

В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время еще творили такие поэты, как Авзоний (ок. 310 - ок. 395) и Клавдиан (ок. 375 - после 404), и такой выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин (ок. 330 - ок. 400), но они все же подражали старья образцам и чрезмерно увлекались внешней формой.

В IV в. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными здания. Наряду с базиликами в раннехристианскос время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности. (Катакомбы (лат. coemeteria - кладбище) - подземные искусственного или естественного происхождения сооружения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев.)

 

 

Восточная Римская империя продолжала существовать до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, Античности, началом Средневековья.

Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основан европейской культуры.

Вопрос 81. Римская империя в 5 в. Падение Западной Римской империи: причины и историческое значение.

Окончательный раздел империи был предопределен особенностями исторического развития двух регионов Средиземноморья – романизованного Запада и эллинистического Востока. В западных провинциях некогда единой державы ускоренными темпами развивались протофеодальные отношения, из-за непосильного фискального гнета приходили в упадок города, а с ними товарное производство, ремесло и торговля, прогрессировала натурализация хозяйства, наблюдались общий экономический спад и разорение податного населения, слабела центральная часть и усиливалось влияние магнатов, нарастала варваризация населения, которая вела у деградации военной машины и упадку культуры. Напротив, на Востоке существовала сильная императорская власть, восточные провинции были менее разорены, чем западные, развитие протофеодальных отношений не достигло здесь такой глубины, как на Западе, да и городской строй (в социально-экономическом и культурном плане) сохранился в гораздо большей степени. Эти объективные обстоятельства обусловили разные исторические судьбы двух частей бывшей Римской империи.

В 395 – 396 гг. восставшие вестготские федераты под предводительством конунга Алариха подвергли страшному разгрому Македонию и Грецию. Выступивший против вестготов полководец и опекун императора Гонория вандал Стилихон разгромил полчища Алариха на юге Греции. Тем не менее правительство Восточной империи поспешило заключить с Аларихом договор, признав его правителем и верховным военачальником иллирийских провинций (397 г.). Под знамена Алариха со всех концов Восточной империи стекались отряды варваров, беглые рабы и колоны. К началу 5 в. он располагал уже внушительным войском.

В 401 г. Аларих во главе своих полчищ двинулся на Италию. В следующем году ценой крайнего напряжения сил (в частности, для защиты Италии были вызваны войска из провинций, в легионы записывали освобожденных рабов и колонов) Стилихону удалось дважды нанести поражение вестготам и вытеснить их из Италии. По случаю побед Стилихона над полчищами Алариха в Риме в последний раз был отпразднован триумф. Тем не менее правительство Гонория вынуждено согласиться на поселение вестготов в Иллирии. В 405 г. Италия подверглась нашествию союза германских племен под предводительством конунга Радагайса. В кровопролитной битве близ Флоренции Стилихон разгромил варварское войско (сам Радагайс погиб). Тем временем оставшиеся без защиты западные провинции были легко захвачены германскими племенами. Стилихон попытался склонить Алариха к союзу с Гонорием, однако в 408 г. был оклеветан перед императором и при попустительстве ничтожного Гонория предательски убит. В его лице Италия потеряла единственного защитника.

Узнав о гибели Стилихона, Аларих двинулся на Рим и осадил Вечный город. Получив в качестве выкупа 5 тыс. фунтов золота и 30 тыс. фунтов серебра, он ушел из Италии. В следующем году Аларих вновь осадил Рим, но стены города были неприступны, поэтому предводитель вестготов вместе узурпатором Атталом (409 – 410 гг.) отправился в поход на Равенну, где укрылся Гонорий. Равенну варварам тоже взять не удалось, и Аларих в третий раз осадил Рим, брошенный императором на произвол судьбы. В отрезанной от снабжения столице империи стали свирепствовать голод и болезни. В августе 410 г. обреченный город пал (рабы ночью открыли городские ворота) и был разграблен варварами. Падение Рима произвело сильнейшее впечатление на современников. Аларих двинулся на юг Италии, но в пути заболел и умер на 40-м году жизни. Спустя несколько лет вестготы осели в Аквитании, где создали свое королевство.

Бездарного императора Гонория, умершего от водянки, сменил узурпатор Иоанн (423 – 425 гг.), после которого престол перешел к племяннику Гонория, сыну его соправителя Констанция III и сестры Галлы Плацидии, Валентиану III (425 – 455 гг.). Тем временем Западная Римская империя разваливалась на глазах. В 407 г. римские войска узурпатора Константина III покинули Британию, и остров обрел независимость. В юго-восточной Галлии (формально на положении федератов) обосновались бургунды, в северо-западной части Испании осели свевы, в Африке возникло королевство вандалов со столицей в Карфагене (439 г.).

Большую опасность для погибающей империи представляли гунны, расселившиеся в Паннонии. В 451 г. они под предводительством Аттилы вторглись в Галлию. В "битве народов" на Каталаунских полях полководец Валентиана III Флавий Аэций, под знаменами которого сражались вестготы, франки и бургундцы, нанес поражение полчищам Аттилы. В следующем году гунны вторглись в Северную Италию и опустошили ее. В 453 г. Аттила внезапно умер, и кочевой союз гуннов распался. В следующем году Аэций пал жертвой придворных интриг. Несколько месяцев спустя был убит и Валентиан III. В июне 455 г. под предлогом мщений за убийство императора конунг вандалов Гейзерих захватил Рим. Преемник Валентиана III Петроний Максим погиб в уличной схватке, а вандалы в течение двух недель грабили и опустошали Вечный город, в связи с чем позднее возник термин "вандализм", означающий бессмысленное уничтожение культурных ценностей.

Вскоре после ухода вандалов фактическая власть над Римом и Италией перешла в руки полководца Флавия Рицимера. Всесильный временщик по своей воле назначал и смещал императоров: так, один за другим на престоле сменились галл Авит (455 – 456), Юлий Майориан (457 – 461), Либий Север (461 – 465) и грек Прокопий Антемий (467 – 472). Все они были убиты. В 472 г. сначала Рицимер, а затем император Олибрий умерли от чумы. Племянник Рицимера Гундебальд в марте 473 г. провозгласил императором Глицерия (473 – 475), которого вынудил отречься от власти далматинец Юлий Непот, возложивший на себя императорскую диадему (474 – 475). Его низложил иллириец Орест, сделавший императором своего сына-подростка Ромула Августа (475 – 476), который по иронии судьбы носил имена основателя Вечного города и создателя системы принципата. Малолетнего императора римлян насмешливо прозвали "августенком".

В августе 476 г. предводитель скифов Одоакр захватил власть в Риме и стал властителем Италии. Орест был убит, а Ромул Августул низложен (23 августа) и отправлен в ссылку на виллу близ Неаполя, где и умер в том же году. Одоакр добился официального постановления о ликвидации титула императора Западной Римской империи и отослал императорские регалии в Константинополь (формально речь шла о восстановлении единства Римской империи под скипетром императора Востока). Этим незаметным событием завершилась история античного Рима.

 


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!