Соподчинение и равноценность элементов.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

 

Методическое пособие по теме:

«Морская фауна»

1 класс ДХШ,

количество часов 10

предмет «Декоративная  композиция»

 

                                                                     Выполнила:

                                                                              Студентка 4 курса

                                                                         Группы 4 «Д»

                                                                                Назаренко Марина

                                                                    Алексеевна

 

ВОРОНЕЖ 2020

Вид занятия: Декоративная композиция

Тема методического пособия: Создание станковой композиции по теме «Морская фауна» Работа выполняется гуашью.

Количество часов по учебному плану: 10 ч.

 

                                           Цели задания:

 -Создать декоративную композицию на тему «Морская фауна»»;

 -Правильно воспользоваться законами композиции и принципом стилизации природных форм;

 -Раскрыть творческие способности учащихся

 

Задачи:

1. Образовательные:

· научить принципу стилизации природных форм.

· научить различать реалистический образ от декоративного на примере произведений декоративно-прикладного искусства.

· научить формировать устойчивый интерес к искусству.

 

2. Развивающие:

· развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии

· развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала.

· развитие эстетического вкуса и фантазии.

 

3. Воспитательные:

· воспитать уважение к профессиональной деятельности художника

· формирование интереса к изучению истории искусства

· воспитать чувство заботы об окружающей среде.

· воспитать аккуратность в работе с художественными материалами.

 

                                       Оборудование:

Для учителя: Методическое пособие, дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников, а так же работы педагога.

Для учащихся: Образец педагогического рисунка, бумага А2, простой карандаш, ластик, кисти, стакан, гуашь.

 

                                         Литература:

1. О.Л. Голубева. Основы композиции. Учебное пособие Москва 2001

«Изобразительное искусство»

2. Г.М. Логвиненко – Декоративная композиция 2005 Москва

3. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2013.

 

 

Ход выполнения методического пособия:

Лист 1-2 «Аналоги»

 

 

На первых двух листах изображены аналоги декоративной композиции

 

 

Лист 3 «Цветовая теория»

На третьем  листе теория о цвете: цветовая гармония, двойная контрастная гармония.

 

Цветовая гармония включает:

Комплементарная триада (По-другому они называются комплементарные("дополняющие"). Эти цвета находятся точно друг напротив друга в цветовом круге. Это позволяет расширить диапазон цветов в вашей композиции, и в тоже время не уступать от выбранной комплементарной цветовой схемы.

 Самые известные комплементарные пары – желтый-фиолетовый, красный-зеленый и синий-оранжевый. Однако, более точные вариации можно продолжать и дальше. Например, сине-зеленый – красно-оранжевый, желто-оранжевый – сине-фиолетовый и т.д.)

 

•   Двойная разделенная контраста (Прямоугольник, Квадрата) (Имеет четыре цвета в гармонии. Это две пары родственных цветов, контрастные друг другу.)

•   Аналоговые цвета (В аналоговой цветовой схеме используются два цвета, расположенные рядом друг с другом. Обычно один цвет используется как доминирующий, в то время как другие цвета являются вспомогательными. Аналоговая цветовая схема подобна монохроматической, но предлагает больше нюансов.)

•   Контрастные цвета (Это самая основная цветовая гармония. В ней точка дополнительного цвета на цветовом круге находятся напротив ключевого цвета. Это дополнительный цвет. Практически все цветовые гармонии, кроме аналоговой, являются причиной по которой цвета объединены в кругу.)

•   Трехцветная (Триадная) (Цветовая гармония триады, гармония в которой три ключевых цвета равноудалены на цветовом круге образуя равносторонний треугольник. Следовательно, вы увеличиваете диапазон гармонии.

 

Теперь выбираем подходящую цветовую гармонию и выявляем цвета, который будем использовать для вашей композиции. У нас двойная разделённая контрастная гармония по типу квадрат.

 

Цветовая гамма состоит из двенадцати базовых цветов. Трех основных (первичных), трех составных и шести третьего порядка. В цветовой гамме эти группы расположены на равном расстоянии друг от друга.

•   Основными цветами являются красный, синий и желтый (их нельзя получить путем смешивания других цветов).

•   Составные цвета: зелёный, оранжевый, фиолетовый (их получают путем смешивания двух основных цветов) 

•   Третичные (цвета получаются при смешивании основного и составного цветов: красно- фиолетовый, красно-оранжевый, желто- зеленый, желто-коричневый)

 

Дополнительные цвета в цветовом круге расположены строго напротив друг друга и при смешении дают нейтральные цвет

 

 

 Лист 4-5 «Законы композиции»

 

 

На четвертом и пятом листе показаны законы композиции. Выучив их вы сможете передать настроение, форму и цвет предметов.

 

Законы композиции:

Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.

Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.

Основные черты закона целостности:

1) Неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи

2) Необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга).

 

Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

 

Соподчинение и равноценность элементов.

Соподчинение – это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты).

 

В зависимости от количества уровней доминантов, выделяют две степени иерархии между элементами:

 1) двухуровненный (доминанта и второстепенный[-ые] элементы или доминант и акцент).

 2) трехуровненный( например: доминант, акцент и второстепенные элементы).

 

Композиционный центр зависит от:

1) Своей величины и величины остальных элементов.

 

2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные

 

3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

 

4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

 

5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

 

6) Проработки элементом. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

 

7) Освещения элемента.

 

 

Лист 6 « Стилизация рыбы»

 

 

Стилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению черт другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного приема предметы либо фигуры обретают упрощенные формы. Её также используют в музыке и литературе. Стилизация делает объект искусства понятным и сейчас широко используется также в дизайне интерьеров.

Стилизация – это своего рода имитация, декорация. Например, в литературе можно изменить стихотворение под фольклор. Юмористы и пародисты способны выступать в манере пародируемого человека. Использовать его мимику, речь. В изобразительном искусстве, дизайне и фотографии также широко используется этот метод. Например, создание картины под старину, использование шрифтов в определенной манере. Стилизация цветов для включения их в орнамент – это тоже изменение их внешнего вида под культуру определенной страны. Например, изображение синих цветов в манере написания «гжель».

 

 

Виды стилизации:

 Этот прием бывает двух видов: внешняя поверхностная стилизация; декоративная.

· Первый вид построен на подражании готовым образцам, имитации манеры какого-либо автора, жанра, течения. Как пример можно привести создание современных мотивов с хохломской росписью.

· Второй вид подразумевает обязательную связь элементов создаваемого произведения с пространственной средой. Здесь декоративные формы преобладают над реалистической передачей образов и действительности. Стилизация формы может быть настолько переполнена нереалистическими деталями, что превращается в абстрактную. Она, в свою очередь, подразделяется на такие виды: имеющие натуральный образец и вымышленные.

 

 

Стилизация животных

 Стилизация - это процесс декоративного оформления, который из обычных животных, например, может сделать ярких, красочных и сказочных персонажей. Здесь опять на помощь приходит фантазия, воображение и импровизация. Декоративная стилизация животных имеет определенные границы. Если необходимо изобразить лису, волка или рыбу, то все эти объекты должны быть узнаваемыми. Обычно стилизация применяется в мультипликации, декоративном оформлении помещений, в иллюстрировании сказок.

 

Лист 7 «Композиционные поиски»

 

 

На седьмом листе показаны поиски композиций и эскизы.

 

Лист 8 «Компановка на листе»

 

На восьмом листе показан 1 этап методического пособия. Простым карандашом намечаем основные фигуры рыб, растения и другие элементы композиции.

 

Лист 9 «Заливка цветом»

 

На девятом листе показан 2 этап методического пособия. Начинаем заливать голубым цветом фон. Работаем гуашью.

 

Лист 10 «Прописка фигур»

На десятом листе показан 3 этап методического пособия. После того,как заполнили цветом фон, начнем прописывать основные фигуры и растения.

 

 

Лист 11 «Выделение деталей»

На одиннадцатом листе показан 4 этап методического пособия. Продолжаем работу надо декоративной композицией. После того, как залили цветом основные фигуры и растения, преступим к выделению и прорисовке деталей. На рыбах показываем чешую, черным цветом обозначем ветки растений, добавляем пузыри воздуха светлым цветом.

 

 


Дата добавления: 2021-04-06; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!