Музыкальная культура Возрождения.



От древней Греции до эпохи барокко.

 

Музыка возникает путем долгих изменений превращаясь в искусство из того, что искусством не было.

В эпоху первобытнообщинного строя музыка была «вплетена» в каждодневную жизнь. Ее назначение – объединять людей в труде. Музыка имела магическое значение способное защищать от злых чар.

 Первые государства Древнего Востока: Вавилон, Египет, Финикия (IV – III тыс. до н. э.) – зарождаются первые науки: астрономия, математика, медицина, возникает письменность. Искусство служит славлению власти. Происходит деление искусств на народное и профессиональное.

В Вавилоне, Сирии, Египте существуют ансамбли профессиональных музыкантов. Развиваются инструменты струнной группы (арфа, лира, лютня), духовой (продольная флейта, свирель, труба, рог), ударной (большой и малый барабаны и др.).

Вырабатываются приемы хорового и сольного пения.

Музыка занимала большое место в общественной жизни Древнего Греции. Она сопровождала праздники, звучала на театральных представлениях, помогала людям трудиться.

Греки были хорошими танцорами, водили плавные хороводы, знали быстрые танцы с прыжками.

Высокими достижениями античной культуры стала трагедия (соединяла драму, танец и музыку), комедия.

Значение античной музыки неоценимо, до сих пор музыканты пользуются понятиями и терминами, как: «мелодия», «музыка», «ритм», «темп», «гамма», названиями некоторых музыкальных ладов.

Значительный отпечаток эллинистическая музыка наложила на древнеримскую музыкальную культуру. В Рим приглашались музыканты из Греции, Сирии, Египта, Вавилона — исполнители на кифаре, инструменталисты-виртуозы, певцы, танцовщики. Большой популярностью пользовалась у римлян пантомима: артист танцевал под аккомпанемент хора и оркестра. Большие духовые оркестры входили в состав римской армии. И греки и римляне придавали музыке большое значение в воспитании гармонически развитого человека. В знатных семьях детей обучали пению и игре на кифаре. Профессия учителя музыки, танца была особенно почетна.

 

Музыка эпохи Средневековья (приблизительно IX век по XIV век) – это период характеризуется соперничеством церкви с властью королей и феодалов.

Основа музыкального быта этого времени – искусство странствующих артистов, которые были универсальными мастерами (владели всеми искусствами). Во Франции такого мастера называли жонглером и менестрелями, в странах немецкого языка – шпильманами, а в России – скоморохами. Они были постоянными участниками любых праздников. Вскоре жонглеры и шпильманы сосредоточились в какой-то одной среде, так возникают профессиональные «цехи».

С IX века начинают записывать музыку специальными знаками на пергаменте. Большинство из ранних нотных записей — одноголосные церковные песнопения, исполнявшиеся хором в унисон или солистами. Это так называемый григорианский хорал (по имени папы римского Григория I, которому легенда приписывает утверждение этого певческого жанра). Затем появляются записи светского музыкального искусства (IX в. – XIV в) – это песни трубадуров – во Франции, труверов и миннезингеров – в Германии.

К IX – X векам относятся первые записи полифонических произведений – органумы, мотеты.

Позднее Средневековье выдвинуло следующих композиторов Франческо Ландино (Италия), Гильом де Машо (Франция).

 

Музыкальная культура Древней Руси.

Древнерусская музыка охватывает очень большой отрезок времени с IX по XVIII век.

Развитие русского музыкального искусства делилось на два направления – народное и церковное.

К числу древнейших видов народного искусства принадлежат обрядовые и трудовые песни, т. е. жанры связанные с жизнью человека. В народной среде выделился слой профессиональных музыкантов – скоморохов, которые пели, играли на различных музыкальных инструментах разных групп: духовой (свистульки, сопель, дуда, труба, рог), струнных (скрипка, гудок), а также устраивали представления. Русская народная музыка хоровая и инструментальная существовала в устной форме.

Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без сопровождения. Музыкальные инструменты запрещались, кроме игры на колоколах.

Русское культурное пение записывалось особыми знаками – знаменами. Расшифровка которой до сегодняшнего дня продолжается.

 

 

Музыкальная культура Возрождения.

 

Возрождение, или Ренессанс – период в истории культуры, охватывающий примерно XIV-XVI вв. Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени.

Развитие культуры Возрождения связано с подъемом всех сторон жизни общества. Родилось новое мировоззрение — гуманизм (от латинского «гуманос» — «человеческий»). Раскрепощение творческих сил привело к бурному развитию науки, торговли, ремесел, в экономике складывались новые, капиталистические отношения. Изобретение книгопечатания способствовало распространению образования. Великие географические открытия и гелиоцентрическая система мира Н. Коперника изменили представления о Земле и Вселенной.

Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература.

Музыка эпохи Возрождения развивается в двух направлениях – церковном и светском. Основные жанры церковной музыки – месса и мотет – многоголосные произведения для хора без сопровождения или с сопровождением инструментального ансамбля. Главный инструмент – орган.

Развитию светской музыки способствовал рост любительского музыкознания. Музыка звучала всюду. Появляются первые исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, виоле. В произведениях композиторы рассказывают о любви, обо всем что встречается в жизни.

Появляются национальные музыкальные школы: нидерландская (Дюфаи, Жанекен, Обрехт, Лассо), итальянская в частности Палестрина.

 

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!