Рационализм Р. Декарта. Пантеизм Б. Спинозы. Монадология Г. Лейбница.



Особенности философии Нового времени.

Специфика философии Нового времени была обусловлена научной революцией XVII века. Эпоха Возрождения подготовила экономические, политические и социальные изменения, ознаменовавшие переход к новой философской парадигме. Если до этого научные знания выступали в разрозненной, фрагментарной форме, то, начиная с XVII века, стал наблюдаться их бурный рост и произошло подлинное рождение науки как формы общественного сознания. Отсюда – новая постановка основной проблемы философии. Если в эпоху Средневековья главенствовал теоцентризм, а в эпоху Ренессанса – гуманизм, то теперь в центре внимания мыслителей оказалась проблема научного познания мира. Открытия в области природоведения, астрономии, математики актуализировали вопросы о сущности, характере и возможностях человеческого познания и способствовали смене мировоззренческих постулатов.

Именно в эпоху Нового времени был интенсифицирован поиск научных смыслов бытия. Стремление к систематизации знаний вызвало развитие теоретического мышления, которое не только изучало причинно-следственные связи между отдельными явлениями, но и было направлено на создание целостного образа мира. При этом одни ученые ориентировались на преимущества чувственного познания, в основе которого лежит живое созерцание, другие – на приоритет рационального (логического) познания, в основе которого лежит абстрактное мышление. Полиментальность новой философской парадигмы обусловила появление не просто европейской философии, а в ее рамках – философии английской, французской, немецкой и т. д.

Эмпиризм Ф. Бэкона. Сенсуализм Т. Гоббса и Дж. Локка.

Эмпиризм (эмпирио – опыт) – это учение о преимущественной роли опытного познания, опирающегося на наблюдение и эксперимент. Основателем эмпиризма является английский ученый Ф. Бэкон, основоположник философии Нового времени. Фрэнсис Бэкон (1561–1626) считал, что философия должна приносить практическую пользу. Поэтому он был противником схоластики и непримиримым критиком Аристотеля, создавшим, по его мнению, «бесполезную» философию (учение о категориях, которые можно наполнить любым содержанием). Критикуя созерцательный стиль философствования, Ф. Бэкон стремился соединить философию с результатами деятельности. Он обосновал метод индукции как основной метод научного познания (ход исследования от частного к общему), в основе которого лежит синтез (сведение частей в единое целое). Главное, считал основатель эмпиризма, – получить как можно больше знаний о природе и поставить их на службу человеку. Широко известен его афоризм «Знание – сила».

По мнению Ф. Бэкона, человеческий разум подвержен заблуждениям (идолам), которые мешают ему приобретать правильные знания. Эти идолы выступают в четырех видах: идолы рода (заблуждения, проистекающие из врожденного несовершенства разума), идолы пещеры (заблуждения, порожденные субъективностью восприятия окружающей действительности), идолы рынка (заблуждения, обусловленные неправильным употреблением слов, имен, понятий) и идолы театра (заблуждения, порожденные преклонением перед авторитетами). Идолы рода мешают человеку правильно воспринимать и оценивать мир, так как разум его несовершенен. Человеку свойственно ошибаться, поэтому заблуждения нередко принимаются за истину. Идолы пещеры затемняют картину мира, ибо каждый человек видит ее по-своему. Все люди разные, на любой предмет есть множество точек зрения, и каждый уверен в своей правоте. Идолы рынка проявляются в том, что люди забывают первоначальное значение слов и вкладывают в них тот смысл, который на самом деле им не принадлежит. Не случайно Джульетта, обращаясь к Ромео, говорит: «Не ты мой враг, мой враг – твое имя». В итоге не люди владеют словами, а слова владеют людьми. Идолы театра заставляют нас некритично воспринимать теории известных мыслителей, бездумно преклоняться перед ними, в результате чего истина становится дочерью «авторитета». На самом же деле истина – это дочь времени, которое рано или поздно разоблачает ложные учения.

Заслуга Ф. Бэкона состоит в том, что он сделал экспериментальный метод фундаментом новой философии. Вместе с тем, он явно недооценивал роль рационального познания.

Сенсуализм, как и эмпиризм, основан на убежденности в приоритетности чувственного познания. Сенсуализм (сенс – чувство, ощущение) – это учение о главенствующей роли ощущений в процессе научного познания. Представителями сенсуализма являются английские философы Т. Гоббс и Дж. Локк.

Томас Гоббс (1588–1626) систематизировал взгляды Ф. Бэкона и представил механистическую трактовку реальности. Согласно его концепции, человек представляет собой часть природы, функции которой сводятся к простейшей, механической форме движения (сердце – это пружина, нервы – нити, а суставы – колеса). Субстанцией мира является материя, а все предметы и явления понимаются как формы ее проявления. Материя существует вечно, предметы же имеют конечный срок существования. Все наши знания исходят из чувственных представлений. Философия – это достигнутое правильным мышлением познание действий и явлений, их причин и следствий. Она делится на две главные части – философию природы и философию государства. Поскольку Т. Гоббс уделил большое внимание социально-политической теории, он считается, как и Дж. Локк, основателем социологии.

Джон Локк (1632–1704) утверждал, что все богатство знаний человек получает от чувств, ощущений, в которых представлена объективная природа. Ощущения – это единственный связанный с миром канал приобретения знаний, а опыт – их источник. Согласно Дж. Локку, нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях. Сознание человека – это табула раса (чистая доска), лишенная каких бы то ни было врожденных идей. Только в процессе жизненного опыта на этой «доске» появляются определенные знаки: образы, понятия, знания. Опыт выступает в двух формах: внешней и внутренней. Внешний опыт как чувственное восприятие материальных вещей представляет собой совокупность зрительных, осязательных и других ощущений. Внутренний опыт как восприятие деятельности нашего разума выступает в качестве рефлексии (мышления, сомнения, веры и т. д.). Обе формы опыта поставляют человеку идеи, являющиеся объектом познания. Исследуя социально-политические идеи, Дж. Локк принял участие в разработке учения о происхождении общества (теория общественного договора), а также о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную.

В целом, сенсуализм, как и эмпиризм, ориентируясь на опытное знание, акцентировал внимание на проблеме научного познания мира и поставил вопрос о возможностях человеческого разума.

Рационализм Р. Декарта. Пантеизм Б. Спинозы. Монадология Г. Лейбница.

Основателем рационализма является французский философ Р. Декарт (в латинизированном варианте – Картезий), основатель дуализма. Рационализм (рацио – разум) – это учение о преимущественной роли рационального (логического) познания, опирающегося на интеллектуальные способности человека. Если атрибутом чувственного познания является живое созерцание, то атрибутом рационального познания является абстрактное мышление.

Рене Декарт (1596–1650) был убежден в огромных возможностях человеческого разума. Считается, что именно с него начинается культ разума в философии. Ему принадлежит афоризм «Мыслю – следовательно, существую». Мыслящая и материальная субстанции логически не определяют друг друга, но находятся в единстве. Человек силен своим разумом, способностью мыслить. Чувственный опыт неполон и несовершенен, поэтому истину можно вывести только из разума. Два пути познания (природы и разума) полностью равноправны и приводят к одному результату: разум, постигая себя, познает одновременно и природу, обретая в итоге знание о себе. Основной метод научного познания – это дедукция (ход исследования от общего к частному, от неизвестного – к известному, аналитическим путем). Р. Декарт признавал наличие врожденных идей в сознании человека. Будучи блестящим математиком, он разработал рационалистический метод, включающий в себя четыре правила, выполнение которых должно было обеспечить достижение истины в научном исследовании. Первое правило: начинать доказательство необходимо с простейших понятий ума, подобных математическим аксиомам; надо доверять интеллектуальной интуиции. Второе правило: общую проблему необходимо разложить путем анализа на простые составляющие (метод дедукции). Третье правило: после разложения целого на части следует осуществить обратный ход: путем синтеза от частного идти к общему (метод индукции). Четвертое правило: не допускать разрывов в цепочке умозаключений, кропотливо добиваясь достоверного знания.

Голландский философ Б. Спиноза был современником Р. Декарта и разделял его рационалистические идеи. Бенедикт Спиноза (1632–1677) учил, что субстанция – это причина самой себя; поскольку первопричиной всех вещей и причиной самого себя является Бог, то Он и есть субстанция. Бог – не сверхприродное существо, так как Он сливается с природой в единое целое. Природа по своей сути разумна и гармонична, ее сила и могущество – это сила и могущество Бога. Такая философская позиция, когда Бог интеллектуально растворяется в природе, получила название пантеизма (пан – всë, теос – Бог). Будучи представителем рационализма, Б. Спиноза возлагал большие надежды на возможности человеческого разума. По его мнению, человек может идти к истине тремя путями. Первый путь – беспорядочный опыт, в процессе которого достоверное знание добывается длительно и бессистемно. Второй путь – знание понаслышке, когда человек доверяет написанному или услышанному. Третий путь – интеллектуальная интуиция, когда включается логическое мышление. Самым лучшим (разумным) является третий путь, основанный на интеллектуальной интуиции. Б. Спинозе принадлежит рационалистическое обоснование свободы как познанной необходимости: человек обретает свободу по мере того, как познает закономерности мира.

Немецкий мыслитель Г. В. Лейбниц также принадлежит к рационалистической парадигме, хотя он пересмотрел учение Б. Спинозы о единой субстанции. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) разработал свой рационалистический метод, в котором выделил четыре принципа: принцип всеобщих различий, принцип тождественности неразличимых вещей, принцип всеобщей непрерывности и принцип монадной дискретности. Монадология, разработанная философом, представляет собой учение, опровергающее монистический взгляд на субстанцию и противопоставляющее ему плюралистический подход. Монады – это множественные идеальные субстанции, самодостаточные и неповторимые. Они создают своеобразную иерархию: от примитивнейших бессознательных субстанций до самой совершенной монады – Бога. Монады – это зеркало Вселенной; их духовность и гармоничность обеспечивают гармонию в мире. Будучи нематериальным центром деятельной силы, монады постигаются не чувствами, а разумом. Плюралистическая картина мира дает Г. В. Лейбницу возможность более глубоко осмыслить проблему свободы и необходимости. Свобода трактуется как свобода деяния, предусматривающая свои уровни и разновидности.

Заметим, что в философских концепциях рационализм иногда может переходить в иррационализм. Если под рациональным понимается разумное, логически обоснованное, то иррациональное означает недоступное разуму, невыразимое в логических понятиях. В иррационализме основными способами познания признаются интуиция, откровение, вера. В философии Нового времени иррационализм связан с творчеством французского мыслителя Б. Паскаля. Блез Паскаль (1623–1662) известен не только как крупный математик, физик, изобретатель, но и как неординарный философ, сделавший человека исходным пунктом и конечной целью своих интеллектуальных устремлений. Логике головы, считал философ, всегда предшествует логика сердца, то есть духовная познавательная способность. Не разумом, а сердцем можно услышать Бога и постичь космическую бесконечность. В известном афоризме «Человек – это мыслящий тростник» Б. Паскаль выразил одновременно и слабость, и величие человека. В своем знаменитом «пари на Бога» философ попытался рационалистически обосновать преимущество веры в Бога – веры, которая по своей сути иррациональна. Если мы ставим на то, что Бог не существует, то мы ничего при этом не теряем, но ничего и не приобретаем. Если же мы ставим на то, что Бог существует, то мы опять-таки ничего не теряем, но зато приобретаем вечную жизнь. Следовательно, пари решается в пользу существования Бога. Таким образом, ограничив абсолютистские претензии разума логикой сердца, Б. Паскаль отказался от противопоставления истины научной (философской) истине веры (теологической) и успешно их объединил.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!