ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Различные определения композиции

КОМПОЗИ́ЦИЯ от лат. compositio — «составление, сочетание, приведение в порядок, соединение, приготовление, связывание»

КОМПОЗИ́ЦИЯ — важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

КОМПОЗИ́ЦИЯ — построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, замыслом художника, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Знание законов композиции – основа творчества художника, средство и результат творческого мышления, посредством которого создается художественный образ в произведении искусства.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – способ и форма отражения действительности в искусстве, результат художественного обобщения; реальность, осмысленная художником и отраженная с определенной точки зрения.

Композиция как инструмент гармонизации структуры и формы объектов дизайна

КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ – методическая система гармонизации формы объекта разработки, позволяющая реализовать принцип органичности формирования объекта как системы взаимосвязанных элементов формы и содержания.

ГАРМОНИЯ стройность, упорядоченность, соразмерность элементов формы и диалектическая взаимосвязь компонентов формы и содержания в системе единого органичного целого.

КОМПОЗИЦИЯ это средство, процесс и результат гармонизации структуры и формы разрабатываемого дизайнером объекта – изделия, набора изделий, комплекса, ансамбля, предметной среды.

Цель композиции - достижение целостности (гармонической организованности) формы и ее выразительности – образного отражения в эстетически значимых признаках формы утилитарно-технической и социально-культурной сторон сущности объекта дизайна.

Результат процесса композиции - эстетическое совершенство объекта разработки – единство содержательности, выразительности и образности формы (гармония содержания и формы) с ее композиционной целостностью (гармонической организованностью) при условии совершенства производственного изготовления изделия.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ любых объектов дизайна, учет которых призван обеспечивать достижение их композиционной целостности:

· единство целого и частей формы;

 

· соподчиненность элементов формы;

 

· уравновешенность элементов формы;

 

· соразмерность элементов формы;

 

· наличие композиционного центра.

Виды композиции

I. Деление композиций (художественных произведений) на виды по принципу связи с пространственной средой и наличия утилитарной функции

Станковое искусство Род художественного творчества, предполагающий создание произведений, не связанных с конкретной пространственной средой, которые могут и должны восприниматься самостоятельно, отдельно, независимо друг от друга. Промежуточное положение между станковым и декоративно-прикладным искусством Художественная деятельность, результатом которой являются произведения, способные украшать архитектурную среду, но в то же время могут выступать и как самостоятельные художественные произведения.  

Декоративно-прикладное искусство

Вид художественной деятельности, границы которой определяются не предметом, а спецификой творческого метода,  состоящего в приведении к единству утилитарной и художественной функции бытового предмета.

  Произведения живописи, графики, пр..   Мозаика, панно, гобелены, декоративные статуи, пр..   Предметы обихода (мебель, утварь, посуда, одежда)   Предметы декоративного назначения (сувениры, панно, декоративные вазы)

II. Деление композиции на виды на основе объемно-пространственного принципа

- ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Характеризуется распределением элементов формы в одной плоскости в двух направлениях по отношению к зрителю – в вертикальном и горизонтальном (панно, стенды, картины, ткани, резьба по дереву, чеканные панно, скульптурные рельефы, т.д.).

- ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Представляет собой замкнутую трехмерную форму, которая воспринимается со всех сторон (скульптура, произведения ДПИ, костюм, т.д.).

Одно из условий выразительности объемной формы - взаимодействие с окружающей средой.

Основная роль отводится объемно-пространственной структуре и тектоническим закономерностям.

 

ТЕКТО́НИКА (греч. tektonike — "строение, искусство построения", от techne — "ремесло, делание") — качество формы, определяемое отражением на ее поверхности внутренней конструкции (функциональной структуры).

Тектоника – отражение в форме закономерностей работы конструкции и материалов, используемых для создания объекта дизайна. Тектоника определяет, насколько форма изделия будет соответствовать его конструкции (или внутренней структуре), а также технологии изготовления и природным свойствам материала. Тектоника обуславливает связь важнейших характеристик промышленного изделия — его функционально-конструктивной основы и внешней формы во всех её проявлениях, например, в пластике, пропорциях, метро-ритмической структуре.

Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — главное строение) — построение художественного произведения. Часто употребляется, в том же значении, что и термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам. Родственным, но более узким понятием в применении к искусству является термин тектоника.

ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Объединяет материальные элементы, объемы, поверхности, пространства (инсталляции, выставки, оформление улиц, площадей,).

Рассчитана на восприятие зрителя при движении в глубину пространства в интерьере и экстерьере.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!