Негритюд как ключ к пониманию рэпа



Санкт-Петербургский государственный технологический университет промышленных технологий и дизайна

Высшая школа технологии и энергетики

Эссе по философии на тему:

МОРГЕНШТЕРН

И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РЭПА

Иваненко Алексей Игоревич

К.ф.н., доцент кафедры

Истории, философии и культурологии

 

 

Санкт-Петербург

2021

 

Оглавление:

· Моргенштерн и дух времени………………………..……3

· Рэп как выражение неклассического времени…………..3

· Экскурс в историю хип-хопа………………………….….4

· Негритюд как ключ к пониманию рэпа……………….....5

· Моргенштерн и культурно-историческая ситуация…….6

· Семиотика татуировок……………….…………..………..7

· Магия «тачек»……………………………………..……....8

· Шаманизм Моргенштерна…………….……….…….….10

· «Зеленоглазые деффки»………………….………….…..11

· Лакшери-рэп……………………………….…………..…12

· Моргенштерн и классическая западная философия…...13

 

Моргенштерн и дух времени

Мировые СМИ объявили 2020 год годом начала новой ковидной эры и одновременно, по версии русской версии международного журнала GQ, рэпер Алишер Моргенштерн был признан «музыкантом года» [1]. Деятели искусства всегда отличались своим умением тонко чувствовать реальность и воплощать дух времени, в противном случае они не смогли бы достичь успеха и всеобщего признания.

 

Рэп как выражение неклассического времени

Конечно, рэп – это не классическая музыка, но и время сейчас неклассическое. Если мы говорим о русской культуре XIX века, то классическое искусство выражало себя в визуальной, музыкальной и литературной формах. Можно вспомнить шедевры живописи («Девятый вал» Айвазовского, «Последний день Помпеи» Брюллова или «Богатырей» Васнецова), великих композиторов (Мусоргский, Чайковский) и писателей (Пушкин, Гоголь, Достоевский). В XXI веке мы наблюдаем очевидный закат живописи. Картины современных художников знакомы лишь узкому кругу любителей и неизвестны широким кругам населения. Можно сказать, что первенство визуальной формы перешло от живописи к кинематографу. Также широко распространено мнение о закате книжной культуры. Однако музыка остается одним из самых востребованных видов искусства. Классическая музыка сменилась современной, появились новые музыкальные инструменты, композиции стали короче.

В России современная музыка вырастала на основе городского романса («Очи черные»), постоянно испытывая сильные культурные влияния с Запада. Первой такой волной стал джаз («сталинская эпоха»), второй – рок-н-ролл («годы застоя» и «перестройка»). Третьей волной можно по праву считать хип-хоп. Приведенная схема не учитывает электронной музыки, однако в России она либо замыкалась в клубную культуру «рэйвов» 1990-х, либо служила оранжировкой «попсы».

Хип-хоп же в силу своего имманентного демократизма фактически превратился в «голос улиц». Если в 1991 году был актуален образ «рок на баррикадах» (рок-группы «Машина времени», «Алиса», «Коррозия метала»), то к 2019 году музыкой протестных акций стал хип-хоп (рэпер Face) [2].

 

Экскурс в историю хип-хопа

Необходим небольшой экскурс в историю, чтобы понять это явление. Корни хип-хопа уходят в афроамериканскую субкультуру Нью-Йорка 1970-х гг. Помимо рэпа как особой манеры ритмичной декламации рифмованного текста под сбивчивый музыкальный ритм, хип-хоп включает в себя граффити, особую манеру одноименного акробатического танца и стиль свободной мешковатой одежды в сочетании с бейсболками и кедами.

«Одним из первых рэперов в музыкальной истории» считается Африка Баамбаата, который в 1982 году совершил первый хип-хоп тур в Европу [3] – будем считать это датой рождения этой субкультуры.

Понимание африканских истоков хип-хопа невозможно без обращения к самобытной африканской философии, известной как негритюд. Хотя афроамериканцы вследствие длительной политики сегрегации сформировали особую субэтническую группу в США, они никогда не забывали своих африканских корней. Единственный вид собственного искусства, который ими был доступен в условиях угнетения, была музыка. Блюз, джаз и госпел музыка имеют отчетливые афроамериканские корни. Антропологические особенности всегда напоминали американским чернокожим их африканское происхождение, равно как и те условия, по которым они оказались на территории США (работорговля Нового времени).

 

Негритюд как ключ к пониманию рэпа

Философия негритюда сформировалась в XX веке на территории французских колоний в Африке среди туземной интеллигенции. Ярким ее представителем был первый президент Сенегала Леопольд Сенгор (1906-2001). Суть этой философии заключался в поиске африканской самобытности, исследовании особого «африканского» взгляда на мир, который отличен от взгляда белого колонизатора. Отсюда вековая отсталость Африки трактовалась в позитивном ключе как форма гармонии с окружающей природой, как магическое мироощущение, свободное от расчленяющего анализа и губительного европейского техницизма [4].

Африканец всегда воспринимал себя как дитя природы, где джунгли были его родным домом, а животные были с ним одной крови. Отсутствие научного мировоззрения сохранило веру в чудо и радость от простых проявлений жизни. Даже обратившись в христианство, африканцы восприняли не чувство первородной греховности и презрение к плоти, но ритмичную радость музыкальных хвалений.

Самым известным проявлением афроамериканской религиозной культуры стал экстатический культ вуду, дарующий его адептам магическую власть над зомби – живыми мертвецами. Белые американцы прочли этот образ в мрачной апокалиптической перспективе.

Негритюд и вуду задают контекст, в рамках которого можно истолковать африканские корни хип-хопа. Кажущийся примитивизм оборачивается консервацией архаического мышления и в прямом (нерефлексивном) взгляде на мир.

Любопытным символом афроцентризма, который проникает и в русский хип-хоп являются дреды – особая прическа в виде скрепленных воском волос, напоминающие «прическу» греческой Медузы Горгоны. Эту прическу носил известный российский рэпер Децл (Кирилл Толмацкий, 1983-2019). Некоторое время носил дреды и Моргенштерн.

Феномен русского хип-хопа может быть обусловлен родством негритюда и национальных интеллектуальных традиций, которые исходили из противостояния западной цивилизации и поиску особой славянской самобытности. Без благоприятной культурной почвы иностранное влияние не смогло бы дать обильные плоды.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!