Прокопий Кесарийский (между 490 и 507 – после 565 гг.), «Война с готами», «Война с персами», «Война с вандалами».



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Считается, что историческая наука начинается в Древней Греции с Гекатея Милетского (550-490 гг. до н. э.), «Генеалогии» и Геродота Галикарнасского (484-425 гг. до н. э.), «История». Первый относится к так называемым логографам (от logos – слово, прозаическое произведение и grapho – пишу) – авторам первых сочинений древнегреческой исторической прозы (первые логографы появились в Ионии в середине V в. до н. э.). Последний же объясняет, почему он взял на себя труд написать свою Историю: «Чтобы память о подвигах людей не потерялась в глубине веков». Он хотел сохранить память о деяниях, совершенных греками и варварами. Мотивы творчества других историков античности будут иными.

Самая ранняя из дошедших до нас исторических работ появилась в Древней Греции. Это была «История» Геродота, который позже получил от Цицерона прозвище «отца истории». Геродот только излагал известные ему исторические события, не ставя перед собой задачу установления достоверности изложенных рассказов.

В древности ещё до появления письменности исторические представления и некоторые элементы исторических знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков. Возникновение классов и государства расширило потребность в исторических знаниях, а появление письменности позволило приступить к их накоплению. В раннеклассовых обществах были подготовлены некоторые условия для развития исторического познания (например, разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи исторического содержания: исторические надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование исторических событий оказывала религия. Все исторические события объяснялись «волей богов». Такие исторические представления закреплялись в «священных книгах» (например, в Библии).

Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древним народам, был исторический пессимизм – идея о том, что «то, что было раньше, – лучше, чем сейчас». Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В целом история Человечества представлялась им как проявление воли божества: Рок определял судьбу народов.  Однако, Фукидид, описывая Пелопоннесскую войну, практически не ссылался на волю богов, производя все причины событий из деяний людей, чем стал образцом для последующих историков, придерживающихся рационалистических позиций.

Среди известных историков эпохи Античности:

Древняя Греция:

Фукидид, (V в. до н.э.), «История Пелопоннесской войны».

Ксенофонт (не позже 444 – не ранее 356 гг. до н. э.), «Анабасис Кира», «Греческая история».

Каллисфен (ок. 360 – 328 гг. до н. э.), летописец похода Александра Македонского.

Манефон (конец IV – первая половина III вв. до н. э.), «История Египта».

Филарх (III в. до н.э.), «История Эллады».

Полибий, (?201 – ?120 гг. до н. э.), «Всеобщая история».

Диодор Сицилийский, (прим. 90 – 30 гг. до н. э.), «Историческая библиотека».

Страбон (ок. 64/63 до н. э. – ок. 23/24 н. э.), «История» (не сохранилась), «География».

Плутарх (ок. 45 – ок. 127 гг.), «Сравнительные жизнеописания».

Древний Рим:

Дионисий Галикарнасский (I в. до н. э.), «Римские древности».

Корнелий Непот (между 99 и 24 гг. до н. э.), «О знаменитых людях».

Гай Саллюстий Крисп (86-35 гг. до н. э.(?)), «О заговоре Катилины», «Югуртинская война».

Николай Дамасский (ок. 64 до н. э. – после 4 г. н. э.), «История».

Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г.), «История от основания города».

Гай Веллей Патеркул (?19 до н. э. – ?31 г.), «Римская история».

Валерий Максим (l в.) «Достопамятные деяния и изречения».

Квинт Курций Руф (l в.), «История Александра Великого Македонского».

Плиний Старший (23-79 гг.), «Естественная история».

Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100 гг.), «Иудейская война», «Иудейские древности».

Публий или Гай Корнелий Та́цит (ок. 56 – ок. 117 гг.), «О происхождении германцев и местоположении Германии», «История», «Анналы».

ЛуцийА́нней Флор (?70 – ?140 гг.), «Эпитомы Тита Ливия».

Гай Светоний Транквилл (между 75 и 160 гг.), «Жизнь двенадцати Цезарей».

Луций Флавий Арриан (ок. 89 – ок. 175 гг.), «Поход Александра», «Индика».

Аппиан Александрийский, (ок. 95 г. – после 170 г.), «Римская история».

Дион Кассий (155 – 235 гг.), «Римская история».

Геродиан, (?180 – ?250 гг.), «История от Марка Аврелия»

Евсевий Кесарийский (ок. 263 – 340 гг.), «Церковная история», «Хроника».

Секст Аврелий Виктор (IV в.), «О цезарях», «Извлечения о жизни и нравах римских императоров», «Происхождение римского народа», «О знаменитых людях».

Флавий Евтропий (IV в.), «Краткая история от основания Города».

Аммиан Марцеллин (около 330 – после 395 гг.), «Деяния».

Сульпиций Север (363-410 или 429 гг.), «Сочинения».

Павел Орозий (ок. 385 – 420 гг.), «История против язычников».

Древний Китай:

Сыма Цянь, (ок. 145 или ок. 135 г. – ок. 90 г. до н. э.), «Исторические записки». Он создал первую всеобщую историю Китая, отойдя от чисто хронологического принципа исторического повествования и пытаясь осветить не только политические, но и др. стороны жизни Древнего Китая.

Повышение статуса христианской церкви в Римской империи, начиная с правления Константина I, привело к отделению нарождавшейся новой христианской историографии от древней античной. Если древние авторы предпочитали записывать устные рассказы об исторических событиях, христианские авторы прежде всего опирались на письменные источники, начиная, разумеется, с Библии. В центре их повествования находились не войны и биографии политиков, а религиозное развитие общества. Первым христианским историком был Евсевий Кесарийский. Христиане видели историю как результат осуществления божественного плана, в котором общество развивается линейно, а не циклически, как это свойственно, например, взглядам китайских историков. Поэтому в своё повествование они обычно включали краткое описание важнейших событий прошлого, после чего переходили к собственно описываемой эпохе.

Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии. В Средние века летописание стало популярным занятием монахов и священников. Они писали также об истории Иисуса Христа, церкви и ее покровителей, династические истории местных правителей. Как исторический жанр летопись была особенно популярна в раннем Средневековье.

Поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле Провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430 гг.).

Провиденциализм (от лат. providentia – провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. Провиденциализм присущ всем теистическим религиям – иудаизму, христианству, исламу. Развитое Августином Блаженным провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому «царству божию» легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

Для историографии эпохи феодализма, когда характер исторического мышления определяла преимущественно феодально-церковная идеология, характерен провиденциалистский взгляд на историю, при котором исторические события рассматривались как результат вмешательства божественной воли, как осуществление «божественного плана». Этой идеей была проникнута и феодально-христианская периодизация всемирной истории по «четырём монархиям» (Ассиро-Вавилонская, Мидо-Персидская, Греко-Македонская, Римская – последнее «земное» государство) – последовательная их смена рассматривалась как результат божественного провидения. На западноевропейскую феодально-христианскую историографию наряду с Библией огромное влияние оказали философско-исторические концепции христианского теолога Августина Блаженного, на мусульманскую историографию – Коран. Наиболее распространёнными формами исторических сочинений наряду с агиографической (житийной) литературой (Жития святых) были анналы, «всемирные истории» (например, западноевропейского хрониста Оттона Фрейзингенского, арабского историка ат-Табари) – обзоры всемирной истории от «сотворения мира». Средневековые авторы, как правило, видели лишь внешнюю связь явлений в виде их хронологической последовательности, отсюда характерная форма исторических сочинений с погодной записью событий – анналы, русские летописи (наиболее известный из ранних русских летописных сводов – «Повесть временных лет»). Постепенно происходило усложнение исторического повествования. На смену примитивным анналам приходят более сложные хроники, по мере развития городов появляются городские хроники; в процессе государственной централизации возникают летописные своды . Одна из ранних в средневековой историографии попыток перейти от чисто повествовательной истории к изложению исторических событий в их причинной связи (на светской основе) была предпринята в XIV в. арабским историком Ибн Хальдуном, отвергшим объяснение истории с позиций религиозной идеологии и рассматривавшим историю как постоянное изменение быта и нравов людей, как непрерывный процесс возвышения и падения государств.

Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539-593 или 594 гг.), Рауля Глабера (985 – ок. 1047 гг.), Михаила Пселла (1018 – ок. 1078 или ок. 1096 гг.). Григорий Турский – автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом варварства».

На арабском Востоке наиболее крупными учеными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (конец IX – начало Х вв.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сыма Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.

Русская историческая наука развивалась как часть мировой историографии. Элементы исторических знаний у восточных славян появились в ответ на практические потребности людей. Они нуждались в накоплении и передаче своего исторического опыта от поколения к поколению. Первоначально исторические знания возникли в виде легенд, преданий, былин, мифов в догосударственный период.

Поскольку передача информации шла через устную традицию, происходило смещение событий, объединение похожих фактов, искажались детали. Однако основная часть информации, шедшей от поколения к поколению, оценка исторических событий и явлений, их роли в жизни общества оставалась верной. Другой важной чертой сознания на этом этапе было стремление людей объяснить факты общественной жизни и явления природы действиями сверхъестественных сил. Система знаний о мире и человеке заключалась в разнообразных мифах, отразивших в поэтической форме накопленный жизненный опыт поколений как результат действий богов, героев, демонов.

Фольклор восточных славян, таким образом, был начальной стадией возникновения у них элементов исторических знаний. У восточных славян первые письменные сочинения, содержавшие исторические записи, возникли после изобретения азбуки великими славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.

В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.

Среди известных историков эпохи Средневековья:

Прокопий Кесарийский (между 490 и 507 – после 565 гг.), «Война с готами», «Война с персами», «Война с вандалами».


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!