П. Брейгель Старший. Охотники на снегу. Масло. Нидерланды. XVI в.
Изображение пространства
Сегодня нам понятно, что пейзаж — это прежде всего изображение пространства. Но понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи.
В эпоху Древнего Египта изображения никогда не создавали иллюзию прорыва стены, а следовали вдоль ее плоскости, располагаясь рядами, подобно строкам письма, — фризами. Изображения словно мерно шествовали, ритмически повторяя жесты. При этом величина фигуры указывала на ее значимость: самыми крупными были боги и фараоны.
В этой системе изображалось всегда «что-то», то есть то, что предметно, а даль, протяженность земли и воздуха не передавались, будто сами по себе и не существовали. Пространство в древнем искусстве было пустотой, то есть «ничем», ведь оно не вещь, а отсутствие веши. И каждая часть изображения переносилась на плоскость не в том виде, в котором она предстает глазу, а в том, который наиболее выражает ее суть.
Настенная роспись. Древний Египет
Древние египтяне совмещали в одном изображении вид сверку, вид спереди и вид в профиль.
Сад и пруд. Настенная роспись. Древний Египет. II тыс. до н, э.
В эпоху Древней Греции и Древнего Рима пространственными стали изображения человека: развернулись в пространстве плечи, правдоподобными стали движения людей, между нх действиями на рисунках появились пространственные связи. Но изображали только то, что имеет телесную, предметную форму.
|
|
В позднее римское время в росписях стен появился своеобразный пейзаж. Однако нарисованное пространство не выглядело единым — оно украшало стены и легко переходило в орнамент.
Девушка, собирающая цветы. Фреска Древний Рим. I в.
Искусство Средних веков стало по преимуществу религиозным и по сюжетам, и по назначению. Изображения несли символический и рассказывающий, повествовательный смысл. При этом они должны были воздействовать на чувства воспринимающего, поэтому их музыкальная, ритмическая организация поднялась на высочайший уровень.
Неизвестный мастер. Райский сад. Германия. XV в.
У пространства иконы свои законы построения. Икона будто открывается навстречу стоящему перед ней человеку. Линии в иконе, если их продолжить, сходятся впереди — на молящемся человеке, как бы замыкаются им и, наоборот расширяются в пространстве иконы. Такой метод принято называть обратной перспективой.
Чудо архангела Михаила о флоре и лавре. Икона. Россия. XV в.
В эпоху Возрождения в европейском искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Эти устремления потребовали создания нового изобразительного языка на основе обращения к искусству Античности. И вот появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, и родились понятия точка зрения и линия горизонта — линия положения глаза человека, наблюдающего все видимое из определенного мсста. Художники стремились изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Пространство, уходящее вдаль, стало изображаемой реальностью,
|
|
Теперь пространство в картине стали строить по строгим законам перспективы, размещая в нем в соответствии с этими правилами и людей, и здания, и горы. Чтобы этому научиться, итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти придумал такой способ изображения; «Перспектива есть не что иное, как наблюдение местности или предметов сквозь прозрачное стекло, на поверхности которого и рисуются лежащие за ним предметы». То есть художник представляет себе картинную плоскость как бы прозрачной, а все, что изображается на ней, — расположенным позади этой плоскости.
«Сетка Альберти» для исследования перспективных сокращений
Правда, очень скоро художники осознапи, что плоскость картины не «прозрачная завеса» и не «открытое окно». Пространство, изображаемое в картине при помощи перспективы, это особый мир, построенный и организованный художником так, чтобы вызвать у нас определенные впечатления, а соответственно мысли и переживания. Именно умение объединить изображение в единую композицию есгь воплощение виртуозности мастера.
|
|
П. Брейгель Старший. Охотники на снегу. Масло. Нидерланды. XVI в.
Теперь ты знаешь, что только неискушенному в живописи человеку может показаться, что художник пишет «просто, как видит». В действительности способов передавать пространство на плоскости существует множество. Применение того или иного способа изображения пространства является формой выражения определенного содержания. Оно обусловлено мироощущением художника и его эпохой.
Задания
1. Рассматривая репродукции к теме, постарайся объяснить, как в каждом случае художник понимает пространство.
2. Объясни, как ты понимаешь понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «точка схода», «линия горизонта», «высота линии горизонта».
3. Изготовь себе «сетку Альберти» — рамку с прозрачной пленкой, на которую нанесены прямые перпендикулярные линии. Теперь провели исследовательскую работу с использованием этой рамки и промерь для себя правила перспективы, наблюдая их в помещении, глядя вдаль нз окна и на улине. Сделай графические наброски своих наблюдений.
Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!