Традиционны и современные (модернизированные, инновационные) культуры. Восточный и западный тип культуры



Традиционная культура - это, во многом, культура отсутствия выбора. Доминирующее мировоззрение и устойчивая традиция предоставляет индивиду четкую систему духовных и поведенческих ориентиров. Окружающий мир понятен человеку, не вызывает вопросов. Иными словами, не происходит его проблематизации.Современная культура, в силу своей глубокой дифференцированности и внутренней противоречивости, погружает человека в ситуацию постоянной неопределенности и ставит его перед необходимостью выбора: мировоззрения и поведенческих стратегий. Отсутствие общепринятого мировоззрения делает окружающий мир проблематичным, лишает его устойчивости и очевидности. (Такая ситуация, собственно, и привела к появлению наук о культуре, к осознанию самого факта существования феномена "культуры").Следует также отметить огромную информационную насыщенность современной культуры по сравнению с традиционной. Современная культура содержит такое обилие информации, что ни один человек не в состоянии освоить ее полностью. К тому же объем информации постоянно возрастает и обновляется. В традиционном обществе индивид, принадлежащий к интеллектуальной элите, в принципе, способен овладеть всем значимым культурным багажом, которым общество располагает. В эпоху современности на это не способен никто. Разрыв между "объективной" и "субъективной" культурой приобретает в современном обществе угрожающий характер. Возникает тип современного "дикаря" - индивида, живущего в информационно насыщенной среде, потенциально обладающего возможностью приобщения к невиданным культурным богатствам, но вполне довольного минимумом культурных содержаний, которые он получает из популярных телепередач и непосредственного, неизбежно ограниченного, жизненного опыта. Перечисленные выше тенденции еще более усиливаются при переходе обществ к состоянию постсовременности.

Восточный тип культуры.Под восточной культурой понимаются, прежде всего, две ее разновидности: индийская культура и китайская культура.
Индийская культура - это, прежде всего, ведическая культура. Она основана на ведической литературе, на древних текстах - Ведах, написанных на санскрите и относящихся ко П тыс. до н.э. Древнейший период индийской культуры называется ведическим. В Ведах содержатся первые представления людей о реальности. Веды (от санскритского слова "веда" - "знание") - это знание о человеке и мире, о добре и зле, представление о душе. Здесь впервые сказано о законе кармы, т.е. о зависимости жизни человека от его поступков. В Ведах сообщается знание о системах достижения совершенства и освобождения человека от разного рода зависимостей. В Ведах же даны и предметные символы (такие, как круг, свастика - знак бесконечности, колесо Будды и иные символы вечного движения). Восточная культура во многом опирается на мифологию. Так, древнеегипетская скульптура производит религиозно-мистическое впечатление. Величие пирамид и загадочные сфинксы внушали мысль о ничтожестве человека перед могущественными силами мироздания. Духовный потенциал древнеиндийской культуры, ее нравственные ценности сохранились почти в неизменном виде до сегодняшнего дня. Индия дала миру культуру буддизма, прекрасную литературу. Любовь к человеку, преклонение перед природой, идеалы терпимости, всепрощения и понимания нашли отражение в учении великого гуманиста современности - М. Ганди. Красота и неповторимость индийской культуры воплотились в творчестве русских и европейских художников и мыслителей.
Древнекитайская культура - другая важнейшая культура Востока. Сопоставление ее с индийской показывает, как различные этносы способны создать качественно различные культуры. Китайский этнос породил социально-ориентированную культуру, в отличие от индийской, ориентированной в основном на внутренний мир человека и его возможности.
Такую же роль, как в индийской культуре играли буддизм и индуизм, в китайской культуре играло конфуцианство. Конфуций продолжил традиции китайской культуры, заложенной еще во П тыс. до н.э. Особое внимание он уделял не вопросам космологии, а практической философии: что нужно делать человеку, чтобы жить со всеми людьми в мире и согласии.
Основное содержание книг Конфуция связано с нравственными поучениями и обоснованием этических норм. В рамках конфуцианства была выработана система государственно-политической и индивидуальной этики, нормы регламентации и ритуальной жизни.
Помимо конфуцианства в древнекитайской культуре особую роль играл даосизм, идеалы которого были во многом сходны с нравственными поисками ведической культуры Индии.
 Западный тип культуры.Соотносимая с Востоком европейская (западная) культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха и на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпох такова:классическая эллинская культура;эллинистически-римская ступень;романо-германская культура христианского средневековья;новоевропейская культура.
Важнейшими изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия в указанном выше значении этого понятия и наука как специфическая форма познавательной деятельности, характерная для последней эпохи существования западной культурной традиции. С учетом других критериев, и, прежде всего представленности в европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно в этом случае говорят (имея в виду первый большой период) об эпохах античной, греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуре Возрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчет новоевропейской культуры). В рамках второго большого периода часто выделяют культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху конца XVIII - начала XIX в. Этот начальный отрезок новоевропейской культуры совпадает хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он является также временем утверждения экономическое формации общества (капитализма).Вторая половина XIX - XX в. характеризуются по-разному. Но совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации - несмотря на постоянный поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных катаклизмов - стабилизируется. В том числе и в отношении все более широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. В итоге современная западная культура оценивается то в русле шпенглеровской мифологемы "Заката Европы", то в оптимистических и одновременно явно евроцентристских тонах.


16. 16. Культурная принадлежность России

Россия и есть огромный Восток и Запад. В 16 в Филафей назвал Москву 3 Римом._Он утверждает,что роль Руси,как центр мирового христианства_Мессианская роль России.П.Л.Чаадаев.Колософические письма.Он критикует общественный строй России.Отсутствуют яркие исторические события.Именно эта переписка Чаадаева и Пушкина родила спор между словянофилами и западниками.Специфическое положение России позволило говорить о ее особом историческом пути и признать пакт исключительности русской культуры. Если придерживаться теории,что в России смешиваются восточные и западные традиции,то именно этот факт становится важнейшим свойством отечественной культуры и предопределяет ее путь и характер развития.На всем протяжении ее существования можно наблюдать борьбу традиций,инновационных и прогрессивных тенденций.Специфические черты русской культуры:-общительность,-Правдоискательство,-перевес этического начала над правовым,-мессианство,-идеализация духовной жизни.


17. 17. Культурная концепция А.С. Ахиезер. Инверсия и медиация

«Россия-критика исторического общества» Рассматривает различия между традиционной и современной культурой.Эти отличия он сравнивает с особенностями людей.Порядок-хаос.Отпимизм-писсимизм.Любовь-ненависть.1.Инверсия-принятие одной из альтернатив.2.Медиация-попытка 3 пути.Инверсивное мышление,апперирует только готовыми суждениями.Опирается на эмоции,ценностью является воспроизводство.Непримеримость к чужому мнению.Борьба со всем,что выходит за рамки привычных устоев.Разное мышление нацелено на образование новых смыслов.Итог медиации «серединная культура».Это новое смысловое поле в котором рождается возможность найти новое решение проблемы не сводимое к старым крайним полюсам.А так же это ядро культуры в отличие от крайностей и девиаций в которую поподают отдельные индивиды и группы людей.В этом смысле серединная культура сближается с культурой повседневности в рамках нормального образа жизни.

Типология культур М. Мид

«Культура и мир детства»1.Постфигуративная.Сохраняется при совместном проживании трех поколений.Патриархальная семья.Старшее поколение-модель для подражания.отношения не всегда хорошие,но даже если новое поколение приходит ко власти,то они не меняют образ жизни и продолжают действовать усвоенных в детстве,поеденческим стандартам.Не осознанность культурных норм,автоматичность и отсутствие..*чего отсутствие?D:*2.Конфгуративная.Дети и взрослые учатся не только у старших,но и у сверсников.Делают предыдущий опыт поколений непригодный для жизни.Приходится формировать новые стили жизни.Сохраняется роль старшего поколения,но она не является непоколебимым образцом для подражания.Нуклеарная семья-дети и родители.Основная роль принадлежит вне семейному воспитанию(школьному и уличному).Конфигурация возникает в том случае если происходят интенсивные технологические сословно-политические трансформации.Завоевания,обращения к другой вере,революция и т.п.3.Предикативная.Взрослые должны учиться у молодых.Это культура еще более быстрых трансформаций.Взрослые не будут в состоянии усваивать новые инновации.

9. 19. Понятие и сущность межкультурной коммуникации
20. 20. Процессы ассимиляции, интеграции и аккультурации
21. 21. Культурные уенности и нормы
22. 22. Символическая теория культуры Э. Кассирера
23. 23. Информационно-семиотичесий подход к культуре
24. 24. Основные типы знаковых систем культуры
25. 25. Вторичные моделирующие системы
26. 26. Типология культуры Н.Я. Данилевского
27. 27. Типология культуры О. Шпенглера
28. 28. Типология культуры А. Тойнби. Концепция «Вызов-ответ»
29. 29. Типология культуры П.А. Сорокина
30. 30. Социокультурная динамика и прогресс
31. 31. Формы распространения культуры. Культурные процессы


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!