Художественные материалы, используемые при изображении натюрморта.



Работа над натюрмортом выполняется различными живописными материалами:

Акварельная живопись: акварель – водяные краски, от латинского agua - вода. Бывает твердая - в плитках, полумягкая в чашечках, мягкая - в тюбиках. Основное свойство акварели – прозрачность красящегося слоя. Это свойство следует учитывать и при наложении одного цвета на другой. Высветление насыщенного тона происходит путем разбавления акварели водой. Живопись акварели построена на том техническом приеме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно вводят насыщенные цвета. В процессе изучения акварели на первоначальных этапах следует избегать постановок из предметов с очень темной окраской. Работа акварелью характеризуется чистотой, прозрачностью и интенсивностью красочного слоя и возможности передавать тончайшие оттенки цвета. В акварельной живописи используется четыре способа работы:

Гризайль – одноцветная живопись в нейтральных тонах. Эта техника подходит для выполнения начальных упражнений по освоению методики работы акварельными красками, по изучению свойств и особенностей изобразительных материалов, закономерностей светотени и общего тона предметов натуры. В этой технике нужные тональные градации по форме предмета достигаются наложением краски сразу в полную силу, т.е. для каждой поверхности рисунка или даже для каждого мазка, составляется свой раствор краски. Красочная смесь готовится на палитре. Повторные прописки можно делать как по просохшему, так и по влажному красочному слою. Работу вести лучше от темного к светлому.

Лессировка – многослойная живопись, основанная на использовании прозрачности краски и свойстве изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой путем оптического сложения цветов. Но необходимо соблюдать, чтобы нанесенный красочный слой высыхал окончательно, и наложений было не более трех слоев. Только с этим условием достигается глубина, чистота и насыщенность цвета. Каждый мазок краски наносится сразу на место, не двигая кистью по одному месту несколько раз, чтобы не нарушить фактуру бумаги. Метод лессировки используется в длительных по времени натюрмортах.

«Алля прима» (alla prima) – живопись в один прием, без предварительных прорисовок и подмалевка. Все цвета берутся в полную силу, использую механическое смешение красок. Цвета получаются свежие и звучные. Данный метод чаще всего используется для эскизов, но имеет место и в самостоятельных работах.

Четвертый метод письма акварелью – «по сырому». Мазки накладываются на увлажненную бумагу без предварительного рисунка в полную силу, используя механическое смешение красок. Чтобы бумага быстро не высыхала, ее кладут на влажную фланелевую ткань, либо стекло. Окончательная прописка переднего плана идет уже по просохшему слою. Фактура бумаги имеет немаловажное значение в акварельной живописи. Шероховатость, зернистость бумаги придают акварели особую живописную выразительность, богатство цветовых оттенков. «Сочный» мазок краски, положенных на такую поверхность, стекая с бугорков, несколько светлеет на них, а накапливаясь во «впадинах» (порах) зернистой бумаги, темнеет. В результате свет, падая под тем или иным углом к поверхности бумаги, создает дополнительную игру цветовых оттенков.

Гладкие, глянцевые сорта бумаги малопригодны для работы акварелью. На гладкой поверхности бумаги краска ложится плохо, скатывается. При повторных перекрытиях она, размокая, смывается кистью. Непригодны для живописи акварелью и тонкие, рыхлые сорта бумаги. Рыхлая бумага быстро впитывает воду из положенного мазка краски. В результате образуются пятна, цвета с жесткими краями.

Для работы акварелью лучшими являются кисти из волоса колонка, белки, пони. Они обладают мягкостью и эластичностью и в то же время прочны, упруги. Хорошей кистью для акварели считается та, волоски которой, если их смочить водой и встряхнуть вниз, собираются вместе в конусообразную по форме массу с острым кончиком. Нужно иметь три четыре кисти разных размеров. Большие кисти нужны для заливки крупных плоскостей, а маленькие для проработки мелких деталей, уточнении рисунка.

Палитра для живописи акварелью должна иметь чистый белый тон. Подбираю на палитре нужный цвет, рисующий соотносит его с тем, как он будет звучать на белой поверхности бумаги. В качестве палитры можно использовать белые керамические плитки, тарелки, пластмассовые палитры. Обычно учащиеся в качестве палитры используют бумагу. Однако бумага, особенно мягких сортов, для этих целей не пригодна. От воды она быстро размокает, в красочную смесь попадают частички бумаги, которые загрязняют живопись.

Следующим живописным материалом является гуашь – французское слово gouache – непрозрачные акварельные краски. Гуашь по технологии производства близка к мягким сортам акварели, а отличается от нее непрозрачностью. Обладает хорошим кроющим свойством. Благодаря этому можно наносить один цвет на другой. Высветление цвета достигается путем добавления белил. Получение производных цветов осуществляется предварительным смешиванием красок на палитре. После высыхания гуашевые краски светлеют и приобретают красивую, бархатистую, матовую поверхность. Поэтому важно при письме гуашью подобрать необходимый цвет и тон. Знакомство с техникой гуаши следует начинать с натюрморта, в котором ясно намечены цветовые отношения.

Способы и приемы работы гуашью очень разнообразны. Гуашь позволяет вести живописный процесс длительно, переписывать и смывать неудачные места, вносить уточнения в конце работы. Влажный красочный слой легко размывается, позволяет вписывать один цвет в другой.

Для выполнения работ гуашью пригодны плотная бумага, картон. Хорошее сцепление гуашевые краски имеют с шероховатой поверхностью. Надо имеет в виду, что рыхлые и мягкие поверхности впитывают гуашь, ослабляя тем самым прочность красочного слоя.
Для работы гуашью лучше пользоваться щетинными и колонковыми кистями. Они упруги и достаточно мягки. Кисти из волоса белки не подходят, они мнутся и сгибаются. А слишком жесткие, с коротким волосом кисти плохо набирают краску и оставляют полосы. Так же, как для работы акварелью, следует иметь несколько кистей разных размеров.

Самая удобная палитра для работы гуашью это пластмассовая белая палитра со специальными чашечкообразными углублениями, которые заполняются красками. Но можно использовать и стекло, хорошо пропитанную маслом фанеру или загрунтованный картон. Подходят также и белые керамические плитки и тарелки. Бумаги не используют, так как она размокает от воды, дает ворс.

Масляная живопись — одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества. Масляные краски бывают всех мыслимых и немыслимых цветов, с различными эффектами и структурами. Они хорошо смешиваются на палитре, что помогает добиться нужных цветов и оттенков. Картины, написанные масляными красками, долго сохраняются. Масляные краски дают возможность лучше передать цветовые тона, глубину пространства.

Масляными красками обычно пишут по холсту, но также можно использовать деревянные доски, фанеру. Холст достаточно прочен, эластичен, легок, имеет хорошую фактуру. Для живописи холст должен обладать рядом качеств – быть прочным, плотным, с ярко выраженной зернистостью поверхности. Лучшими холстами, обладающими перечисленными свойствами, является льняной и пеньковый. Холст перед работой проклеивают и грунтуют.

Высветление красок достигается при добавлении белил, а густота регулируется использованием разбавителей. Это может быть скипидар или льняное масло. Работа масляными красками начинается с выполнения подмалевка. Подмалевок - это тонкослойная цветовая подготовка холста с расчетом на последующее письмо. В нем обобщенно прописываются основные тональные и цветовые отношения, отношения больших объектов, главных поверхностей.

Способы и приемы наложения красочного слоя различны. Писать можно толстым или тонким слоем, мазками или растушевывать краску кистью, делать смеси с другими красками, белилами или класть в чистом виде, жидко разводить краски и накладывать прозрачными слоями, чтобы просвечивали нижние слои, и тем самым создавался новый цветовой тон.
В масляной живописи широко применяются кисти из щетины. Также хорошим качеством обладают кисти из волоса белого медведя. Они достаточно мягки, эластичны, упруги. У хорошей кисти волосяной пучок должен быть к концу компактно собран, а не торчать в стороны. После работы кисти обязательно промывают разбавителем, а затем теплой водой с мылом. Чистую кисть при высыхании заворачивают в мягкую бумагу, чтобы при высыхании она сохранила нужную форму.

В качестве палитры используются деревянные дощечки. После работы палитру следует тщательно мыть.

Пастель. Слово пастель произошло из латинского языка от слова "паста" - "тесто", именно такое впечатление производят невысохшие пастельные мелки. Пастель это своего рода мел, его разновидность со своими специфическими свойствами, она лучше ложится на бумагу, штрихи сделанные пастелью создают впечатление бархатистости и мягкие размытые края.

Техника рисования пастелью требует определенных навыков, линии должны проводиться мягко, почти невесомо. Пастель не любит многократного переписывания, вмешательства в красочный слой. Чаще в подобных случаях пастель теряет свои качества, выразительность. Удачно найденные мазки, линии, штрихи желательно сохранять. При непродуманном, неосторожном вмешательстве все это можно безвозвратно потерять. Поэтому в пастели очень важно предварительно, до начала работы многое обдумать, уяснить. В этих целях необходимо выполнить несколько маленьких этюдов-набросков. Пастелью можно добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике. Получаются мягкие, нежные, воздушные полутона, возникает ощущение, будто изображение окружено сиянием. Невесомое восприятие и чувственность - вот спутники пастели. [Приложение 1.10]
Бумагу для работы пастелью берут шероховатую, а выполненную работу закрепляют фиксативом, так как пастель имеет свойство осыпаться. Хорошо рисовать пастелью на цветной бумаге. Цвет основы используется как основной тон, колористически объединяющий цветовое построение. Кроме того, на тонированной основе рисунок смотрится более мягко, чем на белом фоне.

Использование при рисовании различных художественных материалов и техник дает возможность детям творчески подойти к решению образной характеристики натурной постановки. Каждая техника обладает только ей присущими художественными достоинствами и вместе с тем ограниченными возможностями в передаче окружающей действительности. Так, масляной краской практически невозможно достичь особой прозрачности и воздушности красочного слоя, подобно акварели, или мягкой бархатистости, подобно пастели.

 

 

Заключение.

 

Каждый живописец видит в натюрморте средства для выражения собственного поэтического мира. Своеобразие жанра натюрморт заключается в его больших изобразительных возможностях. Через материальную сущность конкретных предметов художник может в образной форме отразить собственные стороны жизни, вкусы и нравы, социальное положение людей, важные исторические события, а иногда и целую эпоху. Через целенаправленный отбор объектов изображения и их трактовку, он выражает свое отношение к действительности, раскрывает свои мысли и чувства. В натюрморте художник обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего большинства окружающего его мира. В натюрморте нет предмета как такового, но героями стали сами предметы натюрмортной группы. Можно оценить их материальные качества – их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой – их жизнь в среде. За счет именно своей материальности предметы будут интересны детям, а, значит, несложно будет организовать процесс восприятия, рассматривания картин. Совершая воображаемое путешествие в картину-натюрморт, ребенок различает планы в картине, понимает и принимает некоторые условности, диктуемые плоскостью холста. «Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний, натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной – только так постигается истинное содержание любой картины, её образ.» (И.С. Болотина)

Главной целью художественного развития должно быть пробуждение у детей «не отчужденного» и ответственного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. Содержанием преподавания предметов художественного цикла следует считать не список произведений искусства, не освоение терминологии, понятий, умений, а те особые мысли, чувства, отношение к жизни и к искусству, которые ребенок открывает в себе и людях, авторах художественных произведений в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художественных образов, и приобщение ребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства.

 

 

Используемая литература.

Кузин В.С. Изобразительное искусство учебник. М.: Дрофа, 2011

Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 2004.

Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – М.: Просвещение, 1998.

http://clck.yandex.ru/redir

http://ru.wikipedia.org

http://festival.1september.ru

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 771; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!