Детский дизайн, его особенности, типы и виды.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

143988 Московская обл., г.о. Балашиха,

мкр. Павлино, д. 1 корп. 2 blsh_artschool@mosreg.ru +7(916)317-25-57

                                                              

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 

Тема: «Изображение интерьера»

 

 

 

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Составила и провела:

педагог дополнительного образования

МАУ ДО Художественная школа

Топчий Ирина Леонидовна

 

 

г.о.Балашиха

2021 г.

Пояснительная записка

Каждый ребенок - художник.

Трудность в том, чтобы остаться

художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

 

    В наше время инновационных технологий, современных художественных направлений и креативных течений в мире искусства большое значение должно уделяться храму умственного, культурно-нравственного и эстетического воспитания маленького человека.

   Именно художественная школа является таким храмом, где происходит формирование личности ребёнка, формируется его отношение к миру, к людям окружающим его. Ребенок учится видеть себя в этом мире, оценивать свою пользу для окружающих, учится быть общительным, учится отстаивать свою позицию в коллективе. Но дети, в отличие от взрослых, не всегда могут выразить свои чувства и эмоции какими-то подходящими словами. В таких случаях детские психологи советуют родителям только одно – дать детям в руки лист и краски и оставить их наедине с собой. Дать возможность ребёнку, как художнику, выплеснуть на чистый лист свои переживания. При этом оставляя за ним право решить, какую палитру красок он для себя выбирает.

   Пабло Пикассо сказал когда-то: «Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует». Именно через цвет, какие-то хаотичные мазки кистью по листу бумаги и зарождается творческое начало в любом маленьком человеке. Через цвет, пятна и линии ребенок «разговаривает» с окружающим миром, пытаясь заявить о себе, показывая всем, что он личность. Со временем у маленькой личности появляется свой художественный стиль, почерк.

   Задача педагогов дополнительного образования – помочь ребенку адаптироваться в большом, сложном, стремительном «водовороте» жизни и сохранить целостность своего внутреннего мира. Другими словами: найти себя в этом мире, свой стиль.

  Педагог выступает «проводником» между ребенком и искусством, помогает своему воспитаннику различными техническими средствами выразить себя в разных направлениях искусства. Помогает найти свой стиль.

  Хочется обратиться к словам дизайнера Анны Винтур: «Создай свой собственный стиль. Пусть он будет уникальным для тебя и недосягаемым для других».

  Обращаясь к теме детского дизайна, я столкнулась с проблемой полного отсутствия научной литературы по данному вопросу. И хотя многие педагоги считают необходимым введение обучения дизайн-деятельности в учреждениях дополнительного образования, и представляют свои мысли в различных статьях в Интернете и журналах, однако, книг по детскому дизайну практически нет.

   Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дополнительного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.

Дизайн как вид искусства и

Художественно-конструктивная деятельность.

   История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной.

   В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. «Disegno» - это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн - это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

  В истории нашей страны встречались также и такие обозначения дизайна, как «Декоративное искусство» или «Техническая эстетика». Восприятие и разнообразное использование термина «дизайн» в разных странах говорит об уникальности каждой из культур и об их особом отношении к этому виду искусства.

Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует:

· дизайн интерьера

· дизайн одежды

· дизайн книги

· ландшафтный дизайн

· предметный дизайн

· выставочный дизайн.

    Известный исследователь детского дизайна Пантелеев Г. Н., дает свое определение этого понятия: дизайн - это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты». Ярыгина А. в статье «Графический дизайн» дает несколько иное определение данного понятия - «это вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом».

    На сегодняшний день приобретают особую роль визуально-информативные системы: компьютерная графика, телевидение, фото-, поли- и голография, глобальная сеть Интернет. И дизайн-культура в этом аспекте является интегративным способом познания мира.

Анализируя различные работы исследователей дизайна можно выяснить, что сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится в том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ.

Также дизайн нельзя рассматривать вне архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства (интерьер, мебель, посуда, одежда, ландшафтное озеленение и др.).

  В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность - все средства, которыми мастер достигает выразительности.

Таким образом, в сфере изобразительно пространственных искусств дизайн не имеет никаких границ. Дизайн постоянно расширяет и укрепляет свои позиции, происходит разделение дизайнеров по специальностям: одни проектируют игрушки, другие мебель, одежду и посуду и т. д. Сегодня для дизайна характерны тенденции интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры, фотографии, литературы, музыки.

  Понимая декоративность как форму выражения красоты, как особый тип художественного мышления следует признать правомерность использования индустрии дизайна для детей и в детском творчестве.


«Дизайн для детей» и «детский дизайн».

Дизайн – в переводе с английского языка – проект, чертеж, замысел. Дизайн – это особый метод проектирования, при котором объекту, кроме его прямого предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности, физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации.

  Уилл Моррис, английский теоретик современного дизайна, предложил программу создания нового стиля жизни, представив картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным ремесленническим трудом , как особым проявлением народного творчества. При этом он определяет художественные ремёсла как первооснову, из которой вышли и развились все остальные виды пластически искусств.

  Дизайн играет важную роль в продукте индустриального творчества. Область дизайна – это бытовые приборы, посуда, мебель, транспортные средства, графика одежды, фито дизайн, дизайн интерьера и многое другое.

Занятия по теме «Дизайн» направленны на разностороннее развитие личности ребёнка в возрасте от 7 лет и старше, через привитие интереса к процессам творческого созидания в области технического моделирования, конструирования и изобретательства. В тайны искусства дизайна помогут проникнуть занятия изобразительным искусством, макетированием, конструированием.

  Актуальность занятиями дизайном заключается в том, что центром работы является обучающийся со своими способностями, которые педагог направляет в нужное русло.

  Здесь можно рассмотреть два понятия – «дизайн для детей» и «детский дизайн». Г.Н. Пантелеев указывает на то, что в совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически и др.

Таким образом, дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, материальной среды.

  Что же касается детского дизайна, то он ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования обучающегося. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, декорируют посуду, разрабатывают коллекции одежды. Детская дизайн-деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее называют дизайн-рукоделием в таких странах как Япония, Италия, США, Франция.

  Детский дизайн даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа.

  Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка,

его саморазвитии на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов без запретов и категорических обращений.

 

Детский дизайн, его особенности, типы и виды.

  Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др

  Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Также автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три - плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитектурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).

  Первое направление - «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

Второе направление - «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам и младшим школьникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя - одежды повседневной и праздничной.

Третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров помещений. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

  Таким образом, искусство дизайна активно входит в жизнь. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.

     Из занятий они черпают знания и уже по одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. Наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.

    Ребенок 7-9 лет в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

      В процессе обучения детей элементам дизайна О. В. Кузнецова также советует знакомить их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема «набрызг»; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи. Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

   Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

  Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

  И вот, уже к 9-10 годам, дети, имея опыт изобразительной деятельности, могут стать неплохими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогами они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами .

 

Тема: «Изображение интерьера»

1 Цель занятия:

· ознакомление с законами перспективы: угловая и фронтальная;

· изучение принципов построения изображения интерьера.

 

2 Задачи:

1) Образовательные:

· стремление к освоению новых знаний;

· умение грамотно выполнить рисунок интерьера;

· научиться выстраивать фронтальную и угловую перспективу;

· научиться правильно, работать с пространством листа.

2) Развивающие:

· получение представления и понимания перспективы;

· развитие объёмно-пространственного мышления;

· освоения новых техник выполнения интерьерных работ;

· развитие фантазии и творческих способностей.

 

3)  Воспитательные:

· развить творческую индивидуальность, личностную свободу в процессе создания художественного образа;

· развить зрительную и вербальную память;

· наблюдательность образное мышление и воображение;

· потребность общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

· умение видеть прекрасное в окружающей жизни;

· аккуратность и настойчивость в работе;

· развитие мелкой моторики рук;

· умение планировать практическую деятельность,

· определять последовательность выполнения заданий.

УУД:

Регулятивные УУД:

· Определить цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно искать средства ее осуществления;

· Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

· Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с педагогом;

· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью педагога;

· В диалоге с педагогом учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходящих из имеющихся критериев;

Коммуникативные УУД:

· уметь участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формировать ответы на вопросы.

Личностные УУД:

· оценивать и анализировать результат своего труда, определить то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в работу.

Форма проведения: беседа, изучение нового материала, показ обучающего материала;

Оборудование для педагога: конспект занятия, наглядное пособие.

Оборудование для обучающихся: лист А3, карандаши, ластик, цветные карандаши, гелиевые ручки, маркеры.

                                     

Ход занятия.

 

Этапы занятия Цель этапа Учебный материал для обучающихся Деятельность      педагога Деятельность обучающихся
1.Организационный этап. (2 минуты)   1. Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания.       1. Контролирует обучающихся. 1.Подготовка рабочего места.
2. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. ( 5 минут)   2. Мотивация учебной деятельности. «Сегодня, у нас очень интересная тема! Куда бы мы не пошли, в школу, домой, музей, в гости, торговый центр везде нас будет окружать, что? Правильно, интерьер. В переводе с фр.яз. «внутренний» - это внутренняя среда пространства.» Рассказать какие интерьеры бывают, (стили, характеры, назначение, функции).   2.Показ учебных материалов с изображением интерьера.   2.Беседа, вопросы: А) Какие интерьеры  вы знаете, ребята? Б) Как можно изобразить перспективу? В) А какая перспектива бывает?   2. Слушают объяснение и отвечают на вопросы: А) Предметы с росписью расписаны красками двух цветов, красной и черной. Б) Знаки-символы, силуэты расположены рядами, используется только два цвета.  
3. Этап изучения нового материала. (10 минут)   3. Научить выстраивать перспективу.   3. Презентация с обсуждением темы. Материалы с изображением перспективы, на которых показано поэтапное рисование определённых элементов.     3. Учебная беседа. А) Перспектива угловая(Слайд 1). Б) Перспектива фронтальная(Слайд2). В) Этапы построения(Слайд3,4). Г) Техники и материалы выполнения (Слайд 5,6,7)   3. Слушают объяснение и запоминают.      
4.Практическая работа. Этапы рисования интерьера. (25 минут)   4. Выполнение творческого задания: Разработка интерьера в заданном стиле. 1)Построение перспективы интерьера. 2)Выбираем разные элементы для создания данной тематики интерьера. 3) Компонуем элементы интерьера в пространство листа. 4)Работаем в тоне, стараемся передать фактуру предметов.   4. Листы для рисования А3, линеры, чёрного цвета гелевые ручки, цветные карандаши, маркеры.   4. Постановка цели и задачи: Педагог: «Переходим к выполнению практической работы. Нарисуйте интерьер в определённом стиле» -Выбираем тема- тику интерьера. -Определяем тип перспективы для своей работы. -Определяем материалы и технику выполнения»   4. Выполняют задание, обращаются за помощью.  
5. Рефлексия. (5 минут)   5.Просмотр работ полученных в результате занятия. Подведение итога.   5. Вам понравилось рисовать интерьер? Как вы считаете, где может пригодиться умение рисовать интерьеры?  


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. В.Глазычев Дизайн как он есть - М.: Европа, 2006 г.

2. Т.Г. Султанов. «Основы дизайна». Методическая разработка по композиции для подготовительного отделения (в 2-х частях). Казань, 2005 год.

3. О. И. Аплеснина. «Основы графического дизайна», примерные программы для ДХШ и ДШИ (ИЗО), Москва, 2003.

4. Л.М Холмянский, А.С. Щипанов. « Дизайн». Москва. Просвещение, 1985 год.

5. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство – «Основы композиции». Обнинск. Титул. 1996.

6. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. « Основы рисунка». Обнинск. Титул. 1996.

7. Н. М. Сокольникова. Изобразительное искусство. «Основы живописи». Обнинск. Титул. 1996.

8. Н. Платонова, В. Синюков. «Энциклопедический словарь юного художника». Москва. Педагогика. 1983.

9. Ю. С. Лебедев. «Дом – улитка и другие». Москва. Московский рабочий. 1983.

10. Н. Кузьмин. « Художник и книга». Москва. Изд – тво «Детская литература». 1985.

11. Зайцев. «Наука о цвете и живопись», М. «Искусство» 1986 г.

12. В. В. Похлебкин. «Международная символика и эмблематика». Из-во «Международные отношения» М. 1989 г.

   
 
 
 

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!