О запретности злословия сердца, что выражается в дурных мыслях о людях

О том, что побуждает людей к злословию

Одной из причин этого может стать желание свести счеты, если у одного человека есть основания сердиться на другого. В подобных случаях он радуется, когда упоминает о недостатках другого, а его язык, в силу своей природы, спешит делать это, если только религия не удерживает его от подобного. Вместе с тем, если что-либо удерживает разгневавшегося человека от проявления раздражения, это может привести к тому, что гнев застоится у него внутри и превратится в устойчивую ненависть, которая будет постоянно подталкивать его к упоминанию о недостатках другого. Таким образом, ненависть и гнев относятся к числу важных факторов, побуждающих человека к злословию. В достоверном хадисе Посланника Аллаха  передается: «Того человека, который проглотит ненависть, будучи в силах отомстить, Всевышний Аллах в Судный день вызовет перед всеми народами, для того чтобы выбрал себе любую из райских гурий» (Абу Давуд и ат-Тирмизи).

Причиной может стать также одобрение действий товарищей и оказание им поддержки в том, что они говорят. Имеются в виду такие случаи, когда своими шутками они задевают честь других людей, а человек считает, что, если он выразит своим товарищам порицание или покинет их, это покажется им неприятным и они от него отвернутся. В результате этого он начинает поддерживать их, полагая, что в этом и заключается настоящая дружба. Иногда же бывает так, что их охватывает гнев, и человек оказывается вынужденным проявлять гнев вместе с ними, чтобы показать, что он поддерживает друзей в горе и в радости, в результате чего он вместе с ними начинает упоминать о недостатках и пороках других.

Причиной может стать также желание украсить себя и похвастаться перед другими, чтобы возвыситься за счёт умаления достоинства другого.

Причиной может стать также зависть, когда человек завидует тому, о ком люди отзываются с похвалой и кого они любят и уважают. Завистнику видеть это тяжело. Завистник желает, чтобы этот человек лишился подобной милости, и не видит иного пути для того, чтобы заставить людей перестать хвалить этого человека и оказывать ему уважение, кроме попыток опорочить его в глазах других.

Причиной может стать также желание поиграть, пошутить и весело провести время. Человек рассказывает о недостатках другого, передразнивая его и выражая свое удивление в такой форме, и это смешит людей. И, наконец, причиной может стать желание высмеять человека и поиздеваться над ним с целью выразить ему свое презрение. В подобных случаях корнем зла является высокомерие того, кто считает невежественным подвергаемого осмеянию человека.

Есть и неясные случаи, когда дело не обходится без козней шайтана. Так, человек может удивляться, проявлять жалость или гнев ради Аллаха Всевышнего, говоря, например, такие слова: «Я удивляюсь, как может такой-то учиться у такого-то, ведь он – человек невежественный!» И человек может удивляться тому, что другой не верит в его правдивость, и искренне говорит: «Несчастный! Меня огорчает его положение и то, что его постигло!» И у кого-либо может вызывать гнев то порицаемое, что совершает другой человек. В связи с этим он проявляет свое раздражение, упоминая имя этого другого, тогда как в подобном случае имя следует скрывать, а называть его нельзя ни при каких обстоятельствах, так как оправданий этому нет.

О том, что позволяет удерживать язык отзлословия

Знай, что все нравственные пороки лечатся исключительно с помощью знания в сочетании с практическими действиями. Для того чтобы полностью отказаться от злословия необходимо пройти определенный курс лечения. Прежде всего, человеку

необходимо узнать о том, что, если он станет злословить о других, то навлечет на себя гнев Аллаха Всевышнего за совершение того, что было запрещено Аллахом. Ведь если раб Аллаха уверует в то, что было сказано относительно хулы, он уже никого не станет хулить из страха перед тем, что узнает. Пользу ему может принести также размышление о собственной душе, ибо если он обнаружит недостатки в самом себе, то будет заниматься ими. Посланник Аллаха  сказал: «Радость тому, кто занят своими недостатками от недостатков людей!» (Баззар). И после того как человек узнает о собственном недостатке, стыд уже не должен позволять ему прекращать порицать самого себя и начинать порицать других, ибо это должно убедить его в том, что внутренняя неспособность другого избавиться от данного недостатка подобна его собственной неспособности. Передают, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если тебе захочется рассказать о недостатках твоего товарища, вспомни о своих собственных недостатках».

Речь идет о таких случаях, когда недостаток имеет отношение к поступкам человека и его собственному выбору. В том случае, когда дело касается внешнего облика человека, порицать его всё равно, что порицать Творца, ибо порицающий изделие тем самым порицает того, кто его сделал. Если же раб Аллаха не обнаружит недостатков в самом себе, пусть возблагодарит Аллаха Всевышнего и не загрязняет свою душу тягчайшим грехом, ибо человек, порочащий людей и поедающий мертвечину, совершает один из таких грехов. Проявив беспристрастность, человек обязательно поймёт, что его представления о себе как о человеке, лишённом недостатков, указывают лишь на то, что он плохо себя знает. И каждому полезно будет узнать, что, если он станет злословить о другом человеке, это доставит тому точно такие же страдания, какие испытал бы он сам от злословия других. Но если сам человек не желает, чтобы о нём злословили другие, то он не должен желать и другому того, чего не желает себе. Одним словом, человек, обладающий твёрдой верой, злословить о других не станет.

О запретности злословия сердца, что выражается в дурных мыслях о людях

Знай, что дурные мысли являются столь же запретными, как и дурные слова. Таким образом, тебе не только запрещается рассказывать одним людям о недостатках других, но даже плохо думать о своём брате. В данном случае я имею в виду убеждённость сердца и его решение относительно того, что другому человеку присуще нечто дурное; если же говорить о случайных мыслях и обычных речах души, то это простительно. Запретными являются подозрения, представляющие собой то, чему доверяет душа и к чему склоняется сердце человека, а Аллах Всевышний сказал (смысл): «O те, кто уверовал! Избегайте частых подозрений (ведь), поистине, некоторые подозрения греховны...» (Сура «Аль-Худжурат», аят 12). Причиной этого запрета является то, что о тайнах сердец осведомлён один лишь Знающий о сокрытом, а это значит, что ты не должен приписывать другому ничего дурного, если только это не станет настолько очевидным, что двух мнений об этом составить будет невозможно. Если же однозначно судить об этом будет нельзя, значит, подобные мысли внушает тебе шайтан, но ты не должен верить ему, ибо он является самым нечестивым из нечестивых.

Аллах Всевышний сказал (смысл): «О те, кто уверовал! Если нечестивец принесет вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить (правда ли это), чтобы по неведению не повредить (каким-нибудь невинным) людям ...» (Сура «Аль-Худжурат», аят 6).

Следовательно, каждый раз как шайтан станет внушать тебе дурные мысли о человеке, тебе следует отвергать их, исходя из того, что истинное состояние его тебе неведомо, а тому, свидетелем чего ты стал, можно дать как хорошее, так и дурное истолкование.

Если же ты спросишь: «Каким же образом можно узнать об убеждённости сердца, когда возникают сомнения, а душа ведёт свои речи?» - мы ответим: «Признаком убеждённости становится то, что состояние сердца изменяется, и оно уже не относится к другому человеку так же, как прежде, в определённом смысле избегая его, тяготясь его обществом и отказываясь проявлять о нём заботу, оказывать ему уважение и огорчаться из-за него». Выход из подобного положения состоит в том, чтобы человек не делал ничего этого, иначе говоря, в том, чтобы он не был убежден в этом и не предпринимал никаких действий и чтобы это никак не отразилось ни на его сердце, ни на прочих частях тела. Шайтан может внушать тебе, что причиной дурных мыслей о людях является твоя проницательность, способность схватывать на лету и сообразительность, а также то, что верующий видит благодаря свету Аллаха Всевышнего, но если человек предпримет какие-то шаги в этом направлении, значит, видит он под воздействием обольщения и мрака шайтана. Таким образом, если ты увидишь заслуживающее оправдания упущение мусульманина, дай ему добрый совет втайне от других, и да не обманет тебя шайтан, и пусть не удастся ему заставить тебя злословить об этом человеке!

Среди прочего дурные мысли о людях побуждают человека заниматься выслеживанием, так как сердце не довольствуется одними только подозрениями, но хочет еще и удостовериться в их правильности, в силу чего и начинает заниматься этим.

Это также является запретным, ибо Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Избегайте частых подозрений (ведь), поистине, некоторые подозрения греховны, и не выслеживайте и не злословьте друг о друге!» (Сура «Аль-Худжурат», аят 12). Таким образом, в одном аяте объявляются запретными злословие, подозрения и  выслеживание. Под выслеживанием подразумеваются действия того, кто не оставляет рабов Аллаха под покровом Аллаха, ухитряясь узнавать то, без знания чего его сердце и его религия были бы в большей безопасности.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!