Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела



34. Ребенок ложится на спину (или стоит, сидит). Его просят закрыть глаза и сосредоточиться только на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого ды­хания в индивидуальном темпе. Затем ему надо напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проде­лать то же самое с каждой частью тела (психолог называет поочередно части тела, останавливаясь на каждой в отдельности, — правая рука, шея, спина, живот, поясница, правая нога и т.д.). По позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места.      

Ребенка просят «прислушаться» к своему телу и при необходимости допол­нительно поработать с напряженными участками тела и локальными зажимами

35. «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимае­те штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тес­но переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

36. «Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони — чашечки весов, держащие груз. При необходимости реально нагрузить «весы», надавли­вая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз».

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задер­жать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, повернув пальцы от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положе­ние рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.

37. «Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стиха­ет, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исход­ное положение, потянуться вверх).

38. По этому же принципу строится упражнение «Раскачивающееся дере­во» (корни — ноги, ствол — туловище, крона — руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

39. «Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведе­ны; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках.

Подул ветер, и парус расправился, надулся (на вдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в и. п.

40. «Насос и надувная кукла». Ребенок — надувная кукла, из которой выпу­щен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Психолог (или другой ребенок) накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воз­духом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Даль­нейшее накачивание воздухом опасно — кукла сильно напряглась и может лоп­нуть. Время окончания надувания определяется по состоянию напряжения тела куклы. После этого из нее вынимают насос, кукла постепенно «сдувается» и «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление — напряжение, а также первый опыт парного взаимодействия на уровне ощущения определенных свойств тела другого человека.

Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движе­ний по следующим параметрам: быстрые—медленные; мягкие—жесткие; силь­ные—слабые; тяжелые—легкие; непрерывные—отрывистые; свободные—с сопротивлением.

41. «Потянулись — сломались». Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Психолог: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), вы сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удоб­но... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».

Растяжки

Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основан­ных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек спо­собствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патоло­гических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и по­вышению уровня психической активности. Когда психолог, помогая ребенку, делает ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно и плавно Упражнения лежа на спине

50. Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, одна рука лежит на солнечном сплетении, другая — на пупке. На вдохе прогибаем спину, опираясь на плечи и копчик; на выдохе — возврат в и. п. Руки надавливают вниз, помогая пояснице коснуться пола.

51. Руки за головой, ноги согнуты в коленях. На вдохе прогибаем спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе поясничный отдел позвоночника опус­кается, а голова и плечи приподнимаются так, чтобы ребенок мог увидеть свои колени.

52. Ноги согнуты в коленях, одна рука лежит вдоль тела, а ладонь другой — под головой. На вдохе спина прогибается вверх с опорой на плечи и копчик, на выдохе локоть руки, которая находится под головой, касается противоположного (или одноименного) колена, при этом поднимается верхняя часть тулови­ща и подтягивается колено 53. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху «ползет» по другой руке), а колени — с другой стороны. Пере­водим руки и колени одновременно в противоположные стороны.

54. Привести колени к груди, руки обхватывают голени, нос дотягивается до коленей.

55. «Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант — перекаты то на правый, то на левый бок. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку.

56. «Бревнышко». Поднять руки за голову, кисти соединены, пальцы «смот­рят» вверх; ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться направо, затем налево, как «бревнышко».

57. Ползание на спине: при помощи рук и ног; только рук; только ног (одновременные и попеременные движения правой и левой конечностями).

58. «Струночка». Ребенок должен почувствовать пол головой, шеей, спи­ной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем — описать свои ощуще­ния. Например, пол может быть твердым, мягким, холодным, гладким, бугри­стым; шее или ногам неудобно и т.д.

Вытянуть руки за голову, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх; ноги вместе, носки оттянуты. Подбородок опустить на грудь так, чтобы задняя сто­рона шеи приблизилась (прижалась) к полу. В этом положении важно, чтобы ребенок почувствовал опору тела (ощущение, что пол держит, что он лежит на полу), а затем расслабился.

Психолог берет одну руку ребенка и немного растягивает ее (другая лежит расслабленно), затем другую. То же — с ногами. После этого ребенок выполняет растяжки самостоятельно.

59. «Линейные растяжки». Ребенок (сначала с вашей помощью) растягива­ет все тело, потягиваясь одновременно двумя руками и ногами; затем — только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом — только левой. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. На выдохе — расслабление. Спросите его о том, вытянулись ли его спина, руки и ноги.

60. «Звезда». Ребенок ложится в позу «звезды» — слегка разведя руки и ноги, а затем выполняет растяжки аналогично предыдущим, но не линейные, а диагональные. Оттягивается пятка правой ноги и левая рука по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться на выдохе. Затем то же выполняется по другой диагонали.

Растяжки «Струночка» и «Звезда» нужно делать не только на спине, но И на животе.

Упражнения лежа на животе

61. «Лодочка». Вытянуться всем телом. Ребенок по инструкции психолога подни­мает прямую руку (ногу); обе руки (ноги); одноименные и разноименные руку и ногу. Затем вместе с конечностями поднимаются и опускаются голова и глаза.

62. «Кобра». Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе как кобра, медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены и лежать на полу». На выдохе — медленный возврат в и. п. и расслабление. 63. И.п. — упор лежа. Поднять бедра и таз как можно выше, опираясь на стопы и ладони, пока верхняя и нижняя части туловища не составят букву «Л». Вес тела должен быть равномерно распределен между стопами и кистями рук, пятки — на полу, ноги прямые, смотреть вперед. Дети пробуют двигаться в такой позе (вперед, назад, вправо, влево), при этом пыхтя и громко топая.

64. «Гусеница». Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, дети выгибают туловище вверх. Ноги «подходят» к рукам, затем руки продвигаются вперед, снова ноги шагают к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и подошвы ног не отрывать от пола.

65. «Корзиночка». Схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностоп­ные суставы. Качаться на животе вперед-назад, направо-налево. По команде ребенок замирает на каком-либо боку.

66. «Кошка». Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на коле­ни и ладони; бедра и руки перпендикулярны полу. С вдохом отвести голову назад и прогнуть позвоночник вниз. С выдохом зашипеть; подбородок — к гру­ди, спина выгибается вверх.

67. Ползать и ходить на четвереньках, изображая, как двигаются различ­ные животные, издавая характерные для них звуки (змея, крокодил, собака, ящерица, пантера и т.д.).

68. Ползание на животе: при помощи рук и ног; только рук или ног (одно­временные и попеременные движения правой и левой конечностями).

Упражнения сидя на полу

69. Сидя на полу, скрестить ноги; спина прямая, руки на голенях. Вдыхая через рот, выгнуться вперед, одновременно выставляя вперед нижнюю челюсть. С выдохом через рот опустить нижнюю челюсть на грудь, выгнуть спину назад. Голова при этом по возможности остается на одном уровне.

70. «Бабочка». Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам, мыш­цы бедер расслаблены. Движение бедрами ног подобно взмахам крыльев бабочки.

71. Ноги вытянуть, наклониться вперед с прямой спиной и захватить рука­ми большие пальцы ног. При этом указательный и средний пальцы обхватыва­ют большой палец ноги, а большой надавливает на ногтевую пластинку. Обяза­тельно колени держать прямыми (если не получается схватиться за пальцы ног, возьмитесь за щиколотки или за икры).

72. «Лев». Сидя на пятках, немного наклониться вперед, опираясь руками о колени (пол). Широко открыть рот,.максимально высунуть язык и издать гром­кий и страшный «львиный рык».

73. Сидя, скрестить ноги, спина прямая; привести руки к плечам (четыре пальца направлены к шее, большой палец назад, плечи параллельно полу). Выполнять свободные повороты налево-направо; по возможности максималь­но скручивать позвоночник. Голову поворачивать сначала в одну сторону с те­лом, затем — в противоположную.

74. Сесть так, чтобы на колено правой ноги легла левая пятка, упор на пальцы левой руки. Правая рука держится за левое плечо. Смотреть за левое плечо, разворачиваясь всем туловищем. То же — в другую сторону.

75. «Крылья птицы». Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать руками как крыльями («Какую птицу ты изображаешь?»).               •

76. Опираясь на колени и сидя на пятках, схватиться за голеностопные суставы или пятки, прогнуться всем телом (подать таз вперед и вверх, голова

свободно откинута назад). Облегченный вариант: то же, но стоя на коленях (колени на ширине плеч) и поставив ладони на поясницу.

77. И. п. то же. Наклониться вперед, пока лоб не коснётся пола. Руки ладо­нями вверх вдоль туловища, кисти рядом со стопами

78. И. п. то же. Постепенно опуститься назад, сначала опираясь на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат вдоль туловища. Постепенно выпрямлять­ся, меняя положения в обратном порядке.

79. Сидя на полу, слегка наклониться назад и опереться на согнутые в локтях руки, приподнять согнутые в коленях ноги. Перебирая руками и покачи­ваясь вперед-назад, крутиться вокруг своей оси.

Упражнения стоя

80. «Потягивание». Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к пле­чам и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело, как «струнку» (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягивае­тесь). Вернуться в и. п., выполняя движения в обратном порядке.

81. «Тянемся к солнышку». Встать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Делая вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание — кончиками пальцев рук тянемся к солнышку. При этом необходимо тянуться вверх всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтя­ми, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряже­ния и не отрывая пяток от пола. (Вначале психолог должен дать почувствовать ребенку ощущение от вертикальной растяжки тела, слегка потянув его вверх за пальцы рук.) Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

82. Правая нога впереди, согнута в коленном суставе, пальцы стопы направлены прямо вперед, опора на эту ногу. Левая нога выпрямлена, стопа повернута под углом 90 ° вовне. Правая рука вытянута вперед, как-будто держит лук, левая — макси­мально отведена назад, натягивая тетиву лука. Руки растягивают лук так, чтобы в груди чувствовалось напряжение. Повторить, поменяв положение ног и рук.

83. «Растяжки для ног». Ноги на ширине плеч; поднять прямые руки в сторо­ны на уровне плеч ладонями вниз:

• медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой. Остаться в этом положении пять секунд и вернуться в и. п. Стараться не сгибать ног и рук. То же — для правой руки и ноги;

• медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой ру­кой. Остаться в этом положении пять секунд и вернутьс»в и.п. Не сгибать ног и рук. То же — для левой руки и правой ноги.

84. «Повороты в стороны». И. п. то же. Поворот влево — левая рука движется назад, правая рука лежит на области сердца; поворот вправо — правая рука назад, левая на сердце и т.д. Движения свободные и размашистые. Голова также поворачивается вместе с туловищем в одну, а затем в другую сторону.

85. «Скручивание корпуса». И.п. то же, колени слегка согнуты, стопы парал­лельны друг другу. Тело полностью расслаблено. Скручивать тело вправо и вле­во, захлестывая расслабленные руки за спину. Подошвы ступней полностью, не отрываясь при поворотах, касаются пола; позвоночник — вертикальная не­подвижная ось вращения. Голова сначала неподвижна, затем поворачивается вместе с руками, потом — в противоположную от рук сторону.

Релаксация

Прежде чем перейти к описанию упражнений, непосредственно направ­ленных на релаксацию (полное расслабление), хотелось бы отметить важное влияние музыки, цвета и запахов на соматическое и психическое состояние человека. Известно, что сочетание перечисленных выше факторов может ока­зывать различное воздействие — тонизирующее, стимулирующее, укрепляю­щее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т.д. Поэтому про­думанное применение музыки, цвета и запахов может повысить эффектив­ность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тони­зирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, как и зеленый, голубой, синий цвета.

При выполнении специальных упражнений на релаксацию, а также в нача­ле, середине или конце занятия, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется: принять удобную позу, рас­слабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствующую музыку и вызывая в воображении (визуализируя, представляя) нужные цвета или образы.

Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интегра­ция в теле — релаксация, самонаблюдение, вспоминание событий и ощуще­ний — является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в рисунке (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для осознания ребенком ощуще­ний и навыков, усвоенных в ходе занятия.

86. Поставить ноги шире плеч, немного согнуть их в коленях, носки слегка развернуть внутрь. Руки не касаются тела, слегка округлены, опущены вниз, ладони развернуты назад. Спина прямая. Глаза закрыты. Сохраняя позу, макси­мально расслабиться, представляя, как напряжение «стекает» по телу вниз. Шея отдыхает, голова соответственно занимает свободное, произвольное положе­ние, удобное для ребенка (откинута назад или к плечу, слегка опущена вниз).

Приведем несколько возможных сценариев для релаксации продолжитель­ностью около 5 мин. Дети ложатся на пол, закрывают глаза, каждый принима­ет одну из предложенных педагогом или просто удобную для себя позу, дела­ет 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе.

87. «Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удоб­но ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максималь­но удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте предста­вить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза)... Потягиваем­ся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем».

88. «Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Для выхода из длительной (более 10 мин), глубокой релаксации, чтобы вер­нуться в состояние «здесь и сейчас» и подготовиться, мобилизоваться для даль­нейшей работы, рекомендуется, лежа на спине, выполнить последовательно пять упражнений, каждое из которых занимает около 30 с:

• сделать 3—5 циклов глубокого дыхания;

• потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и носки ног от себя;

• поднять одно колено, перекинуть его через другую ногу и постараться достать им до пола. Плечи при этом должны оставаться на полу. Повторить движения несколько раз в каждую сторону;

• потереть ладонь о ладонь и подошву о подошву;

• подтянуть колени к груди и обхватить их руками. Прокатиться несколько раз на спине вперед-назад, раскачиваясь, как «корзиночка» («качалка»), или перекатываясь, как «бревнышко». Само по себе это одно из лучших упражне­ний для позвоночника и всей спины, но делать его нужно на ровной и доста­точно мягкой поверхности.

Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Речевой аппарат

(ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИ ЛОГОНЕВРОЗЕ)

Работа над расширением сенсомоторного репертуара речевого аппарата все­гда начинается с массажных упражнений которые подробно описаны в логопедической литературе, поэтому мы перечислим лишь некоторые из них:

• открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с закрытым ртом и обнаженными зубами; вытягивание губ вперед (влево-вправо) «трубочкой»; че­редование положений губ: в улыбке — «трубочкой» — спокойное; разнообраз­ные движения (вперед-назад, вправо-влево, круговые) нижней челюстью и сложенными в «трубочку» губами;

• язык широкий, узкий, «трубочкой», «катушкой»; движения языком — «жало змеи», «часики», «качели»; чередование всех этих положений и движений;

• движения языка по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов; в глубь рта — к передним нижним резцам; облизывание губ в разных направлениях; имитация щелканья и цоканья.

n Следующий блок упражнений (каждое выполняется 3—6 раз), заимствован­ный из актерской практики, помогает бороться с вялостью речевого аппарата («кашей во рту») и, кроме того, расширяет репертуар соответствующих кине­стетических (артикуляционных) и кинетических возможностей.

Тренировка нижней челюсти

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

96. И.п. голову держать прямо. Подбородок в обычном удобном положе­нии, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Все внимание сосредоточено на опус­кании челюсти. На счет «два» фиксируется открытое положение рта; «три» — рот закрыт.

97. И. п. то же. На счет «один» челюсть опускается; на счет «два» челюсть двигается вправо (рот  раскрыт); на счет «три>^ челюсть опущена на место; на счет «четыре» челюсть двигается влево; на счет «пять» челюсть опущена; на счет «шесть» челюсть выдвигается вперед; на счет «семь» челюсть возвращает­ся в и. п. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

Тренировка губных мышц

98. И. п. — зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимают форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы осо­бенно сильно в стороны не следует).

99. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо; «три» — снова вперед; «четыре» — «пятачок» двигается влево. Круговые движения «пятачком» вправо и влево.

100. И. п. — зубы сомкнуты. На счет «один» нижняя губа опускается и обна­жаются зубы, верхняя губа спокойна; «два» — губа возвращается в и. п. На счет «три» верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы; на «четыре» — губа

опускается.

101. Губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под сильной струёй выдыхаемого воздуха губы размыкаются и рот широко раскрывается.

Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В их образовании большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, его передняя часть, спинка, корень.

102. И.п. — рот открыт, язык лежит плоско, его кончик — у нижних перед­них резцов. На счет «один» кончик языка поднимается к верхним передним зубам; на «два» — язык опускается (кончик языка у нижних резцов). На счет «три» кончик языка поднимается к альвеолам; «четыре» — в и. п.; «пять» — кончик языка за альвеолами; «шесть» — в и. п.

103. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней сторо­ны левой щеки; на «два» — внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3—4 раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы ниж­няя челюсть не двигалась.

104. И. п. рот открыт. Положить язык плоско, чтобы была видна задняя стенка глотки (этому помогает глубокий вдох через рот). Упражнение тренирует и нёбную занавеску, которая поднимается кверху при глубоком вдохе через рот. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке,

затем вернуть его в и. п.

105. Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка языка выгибается и направляется вперед толчком от корня.

106. Рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне зубов (!). При толчке от корня язык своей передней частью должен сомкнуться с альвеолами верхних зубов, отчего образуется щелчок.

107. Кончик языка плотно прижат к нижним передним зубам, между верх­ними и нижними зубами должно быть небольшое расстояние (несколько мил­лиметров). Одновременно с выдохом через рот язык прогибается в передней части, приближаясь к верхним резцам, но не прикасается к ним, оставляя небольшую щель. По середине языка образуется небольшая видимая ложбинка. Выдыхаемая струя проходит по ложбинке в щель.

108. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, подобный детскому «под­дразниванию».

109. Тренировка нёбной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик — у нижних передних зубов. Не разжимая губ и вды­хая через нос, как можно ниже опускать нижнюю челюсть при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц нёбной занавески и корня языка. Некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Чтобы зрительно фиксировать результат работы мышц, раскройте губы и посмотрите в зеркальце: маленький язычок и нёбная занавеска поднялись вверх (как бы сократились), корень языка опущен, и хорошо видна задняя стенка глотки.

Проделайте упражнение, стараясь увеличивать время, при котором нёбная занавеска находится в поднятом состоянии, мысленно считая до четырех, пяти, шести, десяти — сколько сможете. Следует тренировать нёбную занавеску и корень языка как при сомкнутых, так и при открытых губах.

Шея, плечи

110. «Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), под­нять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3—5 раз. Аналогично — ладони на лоб.

111. «Разминаем плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все вни­мание — на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления:

1) выполнить контрастное напряжение и рас­слабление плеч;

2) плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед — одновременно и попеременно;

3) вращать плечами вперед и назад — одновре­менно и попеременно, не прогибая и прогибая спину назад и вперед.

112. «Наклоны головы». Сесть или встать прямо. В медленном темпе достать подбородком до груди, затылком до спины, положить ухо на правое плечо, затем — на левое (при этом важно, чтобы плечи и позвоночник оставались прямыми).  Медленно поворачивать голову направо, налево.

113. «Перекаты головы». И. п. то же, что и в упр. 111, ноги на ширине плеч, руки и плечи расслаблены. Все внимание сосредоточено на абсолютно расслаб­ленных мышцах шеи. Наклонить голову вперед и медленно перекатывать ее от одного плеча к другому. Затем наклонить голову назад и снова делать перекаты из стороны в сторону. То же — по кругу в одну и другую сторону.

114. «Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения головы черепа­хи, которая то выглядывает из панциря  (плечи опускаются, подбородок тянет­ся вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок — к груди), то крутит головой по сторонам. Более сложный вариант: движения выполняются с неподвижными расслабленными плечами — голова как бы «вкру­чивается» в плечи.

Эти упражнения помимо снятия напряжения с плеч и шеи способствуют улучшению кровообращения головы, движению спинномозговой жидкости.

134. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и язы­ка. Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные упражнения (по че­тырем основным, четырем диагональным направлениям, от себя и к себе), описанные выше, в сочетании с фиксацией мышц языка и челюсти:

а) сильно сжать челюсти; при необходимости можно попросить ребенка за­жать зубами карандаш и т.п.;

б) максимально открыть рот, язык спрятать;

в) максимально открыть рот, максимально высунуть язык.

135. Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и языком (одно­направленные и разнонаправленные).

136. Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений глаз и языка. Иными словами, движения языка направлены в ту же или в противоположную от взора сторону.

137. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений головы и глаз.

138. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений языка (глаз) с руками и ногами.

Очевидно, что все перечисленные упражнения постепенно, по мере усвое­ния, должны внедряться в описанные выше циклы и выполняться в положе­нии лежа, сидя, стоя. По мере автономизации и автоматизации взаимодействия рук и ног они также включаются в эти блоки упражнений.

143. Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

144. Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с напряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движе­ния головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, перекрест рук и перекрест ног).

145. Фиксированы туловище и руки — руки прижаты к груди в положении тройного сгибания (в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз, языка и ног (так же, как в упр. 144).

146. Фиксированы туловище и ноги в положении тройного сгибания (в та­зобедренных, коленных и голеностопных суставах). Выполняются одновремен­ные движения головы, глаз, языка и рук (так же, как в упр. 144 и 145).

147. Фиксированы глаза, руки и ноги, т.е. те части тела, которые обеспечи­вают пространственно-координационную функцию тела. Ребенок выполняет повороты туловища: сначала медленные повороты в одну, затем в другую сто­рону при фиксированных голове и взгляде, сцепленных руках и ногах. Потом в движение вместе с туловищем вовлекается голова. После этого отрабатываются вертикальные осевые движения (ось «голова — копчик») с поднятием тазового пояса; плечевого пояса; одновременно тазового и плечевого поясов.

Затем все перечисленные упражнения выполняются разнонаправленно во всех вариантах.

148. Язык фиксирован в одном из положений: сильно сжатые челюсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый рот, максималь­но высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные движения рук и глаз:

а) руки лежат на коленях параллельно друг другу; попеременно то правая рука ударяет по правому  колену, то левая — по левому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой, затем в противополож­ную от руки сторону;

б) перекрещенные руки лежат.на коленях; попеременно то правая рука ударяет по левому колену, то левая — по правому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой, а затем в противоположную от руки сторону.

149. Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются сочетанные дви­жения языка и рук аналогично описанным в упр. 148.

150. Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки располагаются на коле­нях параллельно друг другу, а затем перекрещиваются. Ребенок попеременно хло­пает ладонями по коленям, при этом глаза и язык двигаются следующим образом:

а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем от нее;

б) глаза фиксированы прямо перед собой, язык двигается за ладонью, от нее;

в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, глаза двига­ются за ладонью, от нее;

г) глаза двигаются за ладонью, язык — от нее;

д) язык двигается за ладонью, глаза — от нее.

151. Руки, сжатые в кулак, лежат на коленях (вытянуты вперед; в стороны), большие пальцы вверх. Движения руками выполняются однонаправленно и разнонаправленно с глазами и языком. Это же упражнение выполняется стоя с опущенными, поднятыми, вытянутыми вперед или в стороны руками.

153. Сочетанные движения глаз, языка, рук и ног, ползая на четвереньках (вперед, назад, вправо, влево). Руки и ноги двигаются в последовательности, приведенной в упр. 152, при этом глаза и язык совершают следующие движения:

а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем от нее;

б) глаза фиксированы прямо перед собой, язык двигается за ладонью, от нее;

в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, глаза двига­ются за ладонью, от нее;

г) глаза двигаются за ладонью, язык — от нее;

д) язык двигается за ладонью, глаза — от нее.

 

РАБОТА НАД УЛУЧШЕНИЕМ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

Предлагаются задания на различение геометрических фигур по форме, величине, их сличение, выбор. Копирование фигур. Рисование фигур по памяти. Конструирование фигур из СПИЧЕК, потом – с помощью нити, потом – на письме.

Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами, их узнавание.

Узнавание букв, «написанных» на руке.

Игра: «Достраиваем букву» из исходного элемента путем добавления к ней других элементов

Переделывание букв путем добавления или убавления элементов.

Нахождение спрятавшихся букв

Копирование ребенком поз рук, которые принимает родитель.

Распознание перечеркнутого рисунка либо недорисованного изображения.

КАЛЯКИ-МАЛЯКИ (с придумыванием, на что похожи получившиеся линии).

 

УВЕЛИЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

 

1. Для регуляции своего психоэмоционального состояния важно научиться действовать в ситуации неопределенности и доверять своему подсознанию, интуиции. Для этого есть несколько советов.

- Стараться уходить от разговоров с неопределенным контекстом, с нерешенным вопросом.

- Не реагировать на неопределенную ситуацию мгновенно.

- Расслабиться, лучше побыть одному, взглянуть на проблему со стороны.

- Чтобы не страшиться ситуации неопределенности, не вытеснять ее в подсознание – научиться прорабатывать ее психологически. Опишите проблему через ощущения разных органов чувств: как она выглядит, как звучит, какая она на ощупь, на вкус и запах. На что похожа. Какие в ней есть положительные аспекты.

 2. «Считается, что это – так. А наоборот – правильно?» Увидите, что появится новый ракурс рассмотрения информации. Принцип: сомневаться во всем; ничто не принимать на веру.

3. Поиск аналогий. Аналоговое мышление лежит в основе многих открытий (флейта – гортань; ухо – телефон; колючки репейника – застежка-липучка; банан - легко открывающаяся банка пива).

Найдите аналогии:

Сравниваемые пары Придумать не менее 4-х аналогий
Дубовый лист – человеческая рука - - - -
Смех – узел - - - -
Дикобраз – компьютер   - - - -
Лягушка – Интернет   - - - -
Ковер – психотерапия   - - - -
Мороженое – глаз   - - - -

 

4. Взгляд с большого расстояния. Если бы я был другим человеком (конкретно – кем), как я поступил бы …? как оценил бы мой поступок? Если бы я вырос в другой стране, каким бы я был? И т.д.

5. Прислушиваться к своей речи. Встречаются ли в ней такие слова, как: «должен», «всегда», «никогда», «полностью», как часто встречаются глаголы с частицей «не»? Попробуйте контролировать свою речь.

6. Припомните очень неприятную стрессовую для Вас ситуацию. Найдите в ней положительные стороны.

Научите ребенка не бояться проблемы, ситуации неопределенности. Осознание этой ситуации, ее принятие предотвратит вытеснение стресса в подсознание без проработки с опасностью последующего нервного срыва или соматического расстройства. Для этого нужно представить себе эту проблему, ситуацию. Описать через ощущения разных органов чувств (цвет, звук, осязание, какая часть тела реагирует и т.д.).

7. Для начала - опишите одно чувство в терминах другого чувства (музыкальные звуки – тактильные, цветовые, вкусовые, обонятельные ощущения; вкусовые ощущения – в терминах зрительных, слуховых ощущений). История знает пример, когда первая премия за ассоциации, которые вызывает вкус вина определенного сорта, была присуждена одному бухгалтеру, который сравнил этот вкус с желтым зонтиком в тихий дождь.

8. У меня есть проблема (представьте ее себе). Какая она в моих ощущениях (вкус, запах, осязание, характер движения, цвет, форма, ощущения тела)?

9. Упражнение на саморегуляцию: "…все внимание на лоб. Его коснулось легкое прикосновение ветерка. Легкое касание чистой нежной прохлады… И эта чистая нежная прозрачная хрустальная прохлада движется ото лба к макушке. Голова становится чистой и прозрачной. Прохлада от макушки волной скатывается на затылок….Раскрывается Ваша память. Она сейчас отдыхает, но Вы легко и всегда можете вспомнить все необходимое. Вы легко решаете все проблемы, все вопросы…Вам хорошо и приятно….Вы наполняетесь радостью, добротой, нежностью. Вы наполняетесь любовью. Вам необходимо ею делиться и дарить ее……Вас заполняет энергия радости, энергия движения…Вы хорошо отдохнули…..Вы готовы действовать…Весь организм наполнен желанием жить и решать проблемы….."

10. Составление образов на все алгоритмично сформулированные правила. Например. Как не только запомнить, но и понять любое правило, закон, алгоритм? С помощью смысловой аналогии.

 

                                                                              

 

 

 

 


Какое правило русского языка изображено на рисунке? Конечно, это правописание приставок и предлогов, а вернее, правило проверки раздельного или слитного написания.

                                     Успехов Вам !!!

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!