Мифологическая концепция мира Древней Греции и мифологическое сознание

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

Институт истории и социологии

 Кафедра истории Удмуртии, археологии и этнологии.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Этнология и социальная антропология»

НА ТЕМУ «Мифологическое сознание в Древней Греции»

 

 

                                                     Выполнил: студент группы ЗАБ-46.03.01-11

Чепурных К.Ю.

                                     Проверила: к.и.н., доцент

Зайцева Е.Н.

 

Ижевск 2021

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

СКЛАДЫВАНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ М ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В АНТИЧНОЙ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ... 4

Сущность понятия «мифологическое сознание». 4

Мифологическая концепция мира Древней Греции и мифологическое сознание 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.... 10

 

 

ВВЕДЕНИЕ

У каждого из нас своя система взглядов и оценок, образ мыслей и способ восприятия, иными словами, свое мировоззрение. На протяжении длительного периода становления, человеческое сознание, его взгляды на жизнь, понимание происходящего вокруг менялось. Этому способствовали многочисленные факторы, которые на различных исторических этапах менялись.

Тему своей работы: «Мифическое сознание в Древней Греции» считаю достаточно актуальной. Исследование позволит нам заглянуть в сферу взаимодействия между несколькими культурными факторами: социальное устройство, философия, история, литература, имеющие историческую важность. Анализ представлений о мифах в эпоху античной Греции необходим для ознакомления с содержанием основных теорий интерпретации мифа, а это, в свою очередь, позволит более полно понять сущность и содержание мифологического сознания.

Объектом данного исследования является  мифологическое сознание древних греков

Предметом исследования – факторы, повлиявшие на формирование мифологического сознания древних греков.

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить объективные причины складывания мифологического сознания в древней Греции, понять его сущность и влияние на последующую историю греческого народа.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- определить значение понятия «мифологическое сознание»;

- определить особенности трансформации сознания древних греков на определенных временных отрезках.

СКЛАДЫВАНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ М ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В АНТИЧНОЙ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

Сущность понятия «мифологическое сознание»

Мифологическое сознание – это один из самых древних видов восприятия мира. Русский философ, деятель советской культуры Алексей Федорович Лосев определял мифологическое сознание как особую форму человеческого сознания, для которой «миф - это не фикция, не выдумка, но специфическим образом осознанная действительность»[1]        

Что же такое сознание? До сих пор ученые не пришли к единому мнению, нет единого точного определения. Пересмотрев многие вариации, мне импонируют следующие: «сознание – это «аналитическая работа» мозга на основе того, что человек видит, слышит, ощущает, осязает и может описать[2]»; «это все то, что находится в поле нашего видения и ощущения: эмоции, мысли, чувства, весь тот материал, который мы можем назвать, обозначить как присутствующий в нашей душе».[3] Чтобы определить и понять сущность сознания с мифологическим типом, необходимо правильно представлять само явление мифа. Если простыми словами, то миф - это рассказ, который объясняет процесс или явление окружающего мира. Древние мифы имеют черты художественности и иногда передавались в поэтической форме. Несмотря на это, они содержат элементы научного знания, философии и религии. Такое объяснение мифа делает его мало отличимым от сказки, однако между ними существует большая разница в восприятии слушателя: человек воспринимает миф как истину, которая основывается на вере и сопереживании героям.

Таким образом, мифологическое сознание – это совокупность представлений, основанных на эмоциональном восприятии действительности и вере фактам, которые изложены, но не подтверждены и основаны на догадках.

 

Мифологическая концепция мира Древней Греции и мифологическое сознание

 Мифологические представления относятся к очень ранней ступени развития человеческого общества. В первобытнообщинном строе природные процессы, явления, катаклизмы объяснялись с помощью родственных отношений. Человек не отделял себя от природы, небо, воздух, земля, вода, подземный мир – все это для него являлось огромной родовой общиной, представители которой являются живыми существами и находятся в родственных отношениях. Зная эту особенность человеческого сознания первобытнообщинной формации, можно понять мифологию.

Древнегреческой принято называть мифологию цивилизации, развивавшейся с VI в. до н. э. на территории современной Греции. Древнегреческая мифология являлась отражением повседневной человеческой жизни, тесно связанной с религиозными верованиями. Она показывала человеческие потребности, стремления, отношение к прошлому, настоящему и будущему. По сути то, что мы сейчас называем мифами, для греков того периода времени, являлось истинной. Если Гефест есть только кузнец, перенесённый с земли на небо, то в нём нет ровно ничего мифологического, как и в обыкновенном кузнеце на земле. Но как только общинно – родовые отношения переносились на природу, а по – другому и не могло быть, потому что для первобытного человека они были самыми близкими и понятными, она становилась мифической, наполнялась живыми существами, обладавшими магической силой, как правило, они получали вид чудовищ и их силы превосходили силы человека.

«Марксистско – ленинская теория учит, что мифология есть мышление на определенной ступени человеческого развития, а мышление невозможно без обобщения. Марксистско – ленинская теория говорит о единстве языка и мышления. Ленин отмечает: «Всякое слово (речь) уже обобщает». Миф по – гречески и значит не что иное как «слово»[4]

Мифологическое сознание древних греков менялось и находило отражение в греческой мифологии, оно проходило свои этапы «взросления.

 На доолимпийском периоде, его еще называют хтоническим, процесс жизни воспринимается греками первобытным сознанием, все окружающее материализуется, одушевляется и населяется высшими силами. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей, так и земля воспринимается как источник всего мира: богов, демонов и людей. Этап характеризуется наличием религиозного фетишизма, но по мере развития человек начинает интересоваться вопросами происхождения вещей, их составом, смыслом, принципами их строения. Происходит переход к анимизму (animus в переводе «дух» , anima – «душа»). Боги и демоны греческой мифологии мыслятся как существа материальные, имеющие чувства, обладают телом (хотя из разных видов материи). Гесиод – первый исторически достоверный древнегреческий поэт подробно рассказывает о порожденных Ураном (небо) и Геей (земля) титанах, циклопах и сторуких (100 рук и 50 голов).

Олимпийский период (ранний) характеризуется переходом к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудищами, некогда пугавшими воображение людей. Персей убивает Медузу, Беллерофонт – Химеру, Апполон пифийского дракона. Патриархальная община выстраивается сознанием греков и на небе. Появляется один главный, верховный бог – Зевс.  Появляются боги нового типа. Женские божества получили новые функции. Например, Гера – стала покровительницей брака и моногамной семьи, Деметра – культурного земледелия, Афина Паллада – честной, организованной войны. Природа, которая раньше была для греков наполнена страшными силами, преображается. Возрастает власть человека над природой. Так как человек умеет в ней достаточно хорошо ориентироваться, преодолевает трудности, не прячется, как раньше. Вот пример, все стихийные силы были изначально у Зевса. Он был ужасным громом и ослепительной молнией, не было такого божества, который бы мог помочь в борьбе с ним. Теперь гром и молния всего лишь атрибуты Зевса.             Греки считали, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для каких целей он ими воспользуется.

Поздний героизм – еще один из этапов складывания греческой мифологии, охватывает приблизительно VI – IV века до н. э. Николай Разумов пишет в своей статье: «В V-IV веках до н. э. многие эллины задумывались о том, что рассказывают их мифы и эпические предания. Их ум не удовлетворяли истории о полулюдях – полумонстрах, и они пытались истолковать свои предания без участия в них сверхъестественных сил. Легенды переосмысливали такие люди как один из первых историков Гекатей, Геродор Гераклейский, Геродот»[5]. Греки становятся равнодушней к религии. С чем это может быть связано? Диомед вступил в рукопашный бой с Аресом и Афродитой. Почему греки критикуют авторитетнейших богов, пытаются им противостоять, вступают в бой? Скорее всего, это связано с тем, что на данном этапе истории Греция претерпевает процесс разложения родовых отношений. Человек владеет уже определенными знаниями, умениями, которые помогают ему выживать, не боятся природных стихий, он выделяется из природы. Начинают формироваться раннеклассовые государства.

Таким образом, мифологическое сознание древних греков, на мой взгляд, в большинстве своем, складывалось исходя из уровня развития человека, оно трансформировалось вместе с ним.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сделать некоторые выводы. Тема моей работы достаточно интересна,  актуальна, но не до конца изучена., в связи с этим возникали трудности при ее написании.

Что же такое «мифологическое сознание»? Если определение что такое миф понятно многим, то определить что такое сознание оказалось сложной задачей. Философия, психология, медицина дают свою трактовку данного определения, проанализировав их можно сказать что «мифологическое сознание» - это совокупность представлений, основанных на эмоциональном восприятии действительности и вере фактам, которые изложены, но не подтверждены и основаны на догадках. Конечно, трансформация сознания происходила постепенно, росли потребности человека, он познавал окружающую действительность, получал новые знания, менялся человек и менялись его представления.

На мой взгляд, цель моей работы достигнута. Одной из объективных причин формирования мифологического сознания в Древней Греции, на мой взгляд, был уровень развития жителей данного государства, во всех смыслах этого слова. Человек родоплеменной формации отличался от человека античности прежде всего уровнем мышления. События, происходящие в его жизни, он воспринимал, прежде всего, соответственно своему уровню интеллектуального развития.

Подводя итог, хочу отметить, что в Древнегреческих мифах отражается история человеческого мира, и, поскольку мы являемся частью этого мира ее нужно изучать.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Кун Н.А. Легенды и сказания Древней Греции. – М.;1987

2 Лосев А.Ф. «Диалектика мифа». – М. Издательство «Мысль», 1994

3 Лосёв А.Ф. «Философия. Мифология. Культура». – М.: Издательство политической литературы, 1991

Интернет источники

1 Вольская А. Сознание и подсознание. Метод осознанной жизни. [электронный ресурс] // Проза. ру - Режим доступа: https://proza.ru/2013/01/12/2027 (дата обращения 04.03.2021)

2 Лосев А.Ф.Мифология греков и римлян [электронный ресурс ]// ЛитМир. Электронная библтотека. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=159781&p=2 ( дата обращения 06.03.2021)

3 Разумов Н. Мифы Древней Греции: Как их объясняли древние эллины [Электронный ресурс] // Дилетант – Режим доступа https://diletant.media/articles/45266707/ ( дата обращения 05.03.2021)

4 Ярин С.В. Сознание и бессознательное. Общие понятия.[электронный ресурс] // Психологи на b17.ru. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/290112/ ( дата обращения 04.03.2021)

 


[1] Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. – М. Мысль, 1994 С.9

[2] Вольская А. Сознание и подсознание. Метод осознанной жизни. [электронный ресурс] // Проза. ру           - Режим доступа: https://proza.ru/2013/01/12/2027 (дата обращения 04.03.2021)

[3] Ярин С. Сознание и бессознательное. Общие понятия.[электронный ресурс] // Психологи на b17.ru.                   – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/290112/ ( дата обращения 04.03.2021)

[4] Лосев А.Ф.Мифология греков и римлян [электронный ресурс ]// ЛитМир. Электронная библтотека. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=159781&p=2 ( дата обращения 06.03.2021)

[5] Разумов Н.Мифы Древней Греции: Как их объясняли древние эллины [Электронный ресурс]//Дилетант.           – Режим доступа https://diletant.media/articles/45266707/ ( дата обращения 05.03.2021)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!