МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ У СТАНКА

МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ РУССКОГО ТАНЦА

I. Танцевальные шаги, бег, ходы

Шаги, бег и ходы – это движения, с помощью которых танцующие перемещаются в пространстве. Танцевальные шаги отличаются от бытовых тем, что они ритмически связаны с музыкой, выразительны, в них проявляется как личных характер исполнителя, так и национальных характер русского человека. Шаги и ходы бывают простые, переменные, боковые. С помощью шагов и ходов можно передать удаль, задушевность, лихость, гордость и т.д. Все зависит от содержания и характера танца, от образа, который создает исполнитель. Танцевальные шаги – наиболее характерный элемент народной хореографии. Они являются основой всех русских танцев, как старинных, так и современных.

Разновидности русских танцевальных шагов, бега и ходов.

1. Простой русский шаг с носка.

2. Простой русский шаг с каблука.

3. Переменный шаг. Основной принцип исполнения всех переменных шагов – чередование 3-х быстрых шагов с паузой, которая независимо от техники исполнения шага приходится на конец движения. Переменные шаги бывают:

а. с ударом стопой по VI позиции;

б. на полупальцах, с отбрасыванием ноги от колена назад;

в. с приседанием и подниманием ноги с согнутым коленом вперед;

г. переменный ход с каблука, исполняется в быстром темпе.

4. Припадание – боковой ход. При выполнении движения необходимо следить, чтобы корпус был прямым без наклонов, ширина шага естественная, нога, с которой исполняется припадание, ставится на пол сначала на носок, затем мягко переходит на всю стопу. В медленном темпе припадание исполняется мягко, спокойно. В быстром темпе более активно, энергично. В любом музыкальном темпе исполнитель соблюдает методику исполнения движения: глубокое приседание вниз на одну ногу и жесткий шаг на полупальцы и прямое колено другой ноги. Припадание бывает 2-х видов:

а. припадание из VI позиции;

б. припадание из V позиции.

5. Гармошка – боковой ход. Основной принцип исполнения движения – в одновременном соединении на полу сначала носков, затем пяток. Чтобы ноги не расходились в разные стороны, необходимо поворачивать одновременно одну ногу на носке, другую на пятке, затем ноги меняются ролями.

6. Шаг с каблука с перекатом – боковой ход. Исполняется из III вспомогательной позиции. Исполнитель делает широкий шаг с каблука с перекатом на всю стопу, колено сгибается, другая нога прижимается к щиколотке сзади, затем опускается на пол.

7. Танцевальный бег:

а. простой бег, с отбрасыванием ноги назад;

б. простой бег с ударом стопой по полу;

в. простой бег с подниманием колена вперед.

8. «Молоточки» - основной ход танца «Уральская шестера», в настоящее время бытует в русском танце повсеместно.

Самый простой вариант «Молоточков»: муз.р. 2/4, исх.п. VI,

«раз» - упасть вперед на о.н., р.н., согнутая в колене, поднимается назад;

«и» - р.н. касается носком пола сзади о.н. и отбрасывается назад, стопа вытягивается, одновременно

«два» - на о.н. исполняется небольшой подскок;

«и» - пауза.

9. Подскоки – шаг с проскальзыванием на полупальцах.

Муз.р. 2/4, исх.п. VI.

«раз» - шаг на о.н.;

«и» - проскользнуть на высоких полупальцах о.н., одновременно р.н. поднимается высоко вперед с согнутым коленом, стопа вытянута;

«два и» - движение исполняется с другой ноги.

 

II. Дроби

Дроби – один из самых распространенных элементов русского танца. Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием и девушки, и юноши. В них выражается и удаль, и нежность, они демонстрируют мастерство, ловкость и тонкую музыкальность исполнителя. Дроби могут исполнятся четко, остро, стучаще, а могут быть тихими, журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатей ритмический рисунок, чем виртуозней исполнение, тем интересней дробь. Русская дробь очень разнообразна по технике исполнения. Красота дроби в ее легкости. Русская дробь имеет наиболее сложный ритмический рисунок по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.

По методике и технике исполнения дроби делятся на 2 основные группы: пятко-носковые и дроби с ударом всей стопой по полу.

 Пятко-носковые дроби. Основной принцип исполнения дробей этой группы состоит в ритмическом чередовании ударов носком и пяткой. На сильную долю такта выстукивается удар носком, на слабую – удар пяткой. Все движения, относящиеся к этой группе, исполняются, сохраняя маленькое приседание. Удары носком и пяткой исполняются с перескока с ноги на ногу, легко и ритмично.

Разновидности пятко-носковой дроби:

а. одинарная дробь;

б. с двойным ударом пяткой;

в. перескоки с ударом пятки;

г. с синкопированными ударами.

III.  «Веревочки»

Движение под названием «Веревочка» - прочно вошло в русский танец. Оно имитирует процесс завивания веревки. В то время как ноги энергично «вьют веревочку» - исполнитель стоит на одном месте, не продвигаясь ни вперед, ни назад. Корпус прямой и почти неподвижный.

При выполнении «Веревочки» необходимо следить за тем, чтобы удары полупальцами в пол были крепкими, четкими. Исполнитель на протяжении всего движения сохраняет маленькое приседание. Простая одинарная «Веревочка» является основой других видов «Веревочек» с различными усложнениями и вариантами. Поэтому мы опишем методику этого движения.

Простая одинарная «Веревочка»: муз.р. 2/4, исх.п. V. На вступление исполнитель выполняет маленькое приседание и поднимается на полупальцы.

«и» - рабочая нога исполняет retire спереди о.н. и фиксирует passé у колена, стопа вытянута, одновременно опорная исполняет проскальзывание на полупальцах немного вперед;

«раз» - р.н. переводится назад приемом retire и опускается сзади опорной ноги в V позицию;

«и два» - движение исполняется с другой ноги.

Разновидности «Веревочки»:

а. синконированная «раз» - подъем ноги к колену, «и» - опускание р.н. вниз.

б. «Косичка» - вариант простой «Веревочки», где «заплетение» происходит без проскальзывания на опорной ноге;

в. двойная «Веревочка»;

г. «Веревочка» с переступанием по V позиции, IV позиции, на ребро каблука, на полупальцы;

д. «Веревочка» с «Ковырялочкой»;

е. «Веревочка» с переборами мелкими дробными ударами по V позиции;

ж. «Веревочка» с перескоками по V позиции;

з. «Веревочка» с выбрасыванием ноги в сторону на 450;

и. «Веревочка» с соскоками по II позиции;

к. «Веревочка» с «Ножницами»;

л. «Веревочка» с синкопированными ударами.

IV. «Моталочки»

Это группа элементов основана на движении ног от колена вперед-назад, вправо-влево, от себя - к себе («мотать», «шаркать» ногами). Движения можно исполнять одной ногой несколько раз подряд и поочередно то одной, то другой ногой. Мазки носком чередуются с подскоками на полупальцах или на всей стопе о.н. «Моталочка» с подскоками на всей стопе характерна для исполнителей-юношей. Движение исполняется ритмично, легко, четко, может выполняться на месте, а также с небольшим продвижением вперед или в сторону. «Моталочка» хорошо комбинируется с «Ковырялочкой», дробями, «Хлопушками». Основой всех разновидностей движения является простая «Моталочка» с поочередным движением ног от себя – к себе. Опишем методику исполнения этого движения.

«Моталочка» с поочередным движением ног от себя – к себе: муз.р. 2/4, исх.п. VI. На вступление выполняется маленькое приседание.

«раз» - подскок на полупальцах о.н., р.н. сгибается в колене и отводится назад;

«и» - мазок носком р.н. по полу от себя, нога выпрямляется и выводится вперед;

«два» - подскок на полупальцах о.н., р.н. сохраняется открытой вперед;

«и» - мазок носком р.н. по полу к себе, колено сгибается и отводится назад.

На сильную долю следующего такта исполняется перескок на полупальцах п.н. и движения повторяются с левой ноги.

Разновидности «Моталочки»:

а. «Маятник» - нога делает взмахи вперед-назад, из стороны – в сторону, в открытом и перекрещенном положении. Несколько раз подряд;

б. «Моталочка» из стороны – в сторону по VI и по V позициям;

в. «Моталочка» перед собой от колена, согнутого и поднятого вперед.

«Хлопушки»

Для русской народной пляски исстари характерны разно рода хлопки в ладони, называемые летописцами «битием в долони» (ладони), «рукоплесканием», «плесканием». Кроме хлопков в ладони в русской пляске существовали различные удары ладонями по корпусу, бедру, голенищу сапога и т.д. Со временем «рукоплескания», «плескания» достигали все большей виртуозности и превратились в существенную часть мужской пляски, получив название – «Хлопушки». «Хлопушки» состоят из самых разнообразных сочетаний хлопков и ударов. Хлопок делается одной ладонью о другую, а удар ладонью по бедру, голенищу, подошве. Хлопки и удары выполняются на сильную и слабую доли такта. При выполнении «Хлопушек» хлопки и удары должны быть сильными, четкими, а ладонь при этом – крепкой и напряженной. После удара или хлопка руки быстро и широко разводятся в стороны, локти не должны быть «привязаны» к корпусу, они не прикасаются к нему. «Хлопушки» сложны по технике исполнения, богаты и разнообразны по ритмическому рисунку. Исполняются они сильно, четко в среднем и быстром темпе. «Хлопушки» хорошо сочетаются и комбинируются со всеми элементами русского танца. В некоторых танцах («Карачанка» Саратовской области) «Хлопушки» исполняются совместно юношей и девушкой в паре.

 

Присядки

Разнообразные и многочисленные приседания занимают значительное место в русском народном танце. Присядки требуют хорошей физической подготовки, силы, выносливости, крепких мышц ног. Это самый трудный элемент лирической пляски. Присядки необходимо разучивать постепенно, делать их правильно и исполнять регулярно, тогда все мышцы и связки коленного сустава будут укрепляться, и ноги становятся сильнее. В основе всех присядок лежит глубокое приседание. Присядки делятся на 2 вида: полуприсядка, когда исполнитель из глубокого приседания поднимается в полуприседание, и полная присядка, когда исполнитель находится в глубоком приседании и исполняет все движения, не выходя их этого положения. В момент глубокого приседания надо легко и красиво, корпус прямой и подтянутый, без наклонов. Все движения присядки исполняются на полупальцах с небольшого упругого прыжка, пятки надо держать вместе. Прежде чем изучать непосредственно движения, необходимо дать тренировку ногам с помощью подготовки к присядке. Исполняется, держась обеими руками за станок. Исполнитель за 4 постепенных приседания на полупальцах с прыжком опускается в глубокое приседание и, таким образом, возвращается в исх.п. Исх.п. выполнения присядки – VI или I выворотная.

Разновидности присядки:

1. Полуприсядка с отрыванием ноги на ребро каблука;

2. Полуприсядка с отрыванием ноги на воздух;

3. «Разножка»:

a. в стороны на ребро каблука обеих ног,

b. вперед-назад на ребро каблука и полупальцы

4. «Гусиный шаг»;

5. «Мяч»;

6. «Ползунок»;

7. «Закладки».

V. Подбивки, «Ковырялочки»

1. Подбивки – движения, смысл и характер которых в том, чтобы подбивать одну ногу другой. Подбивки исполняются в полуприседании, на месте и с продвижением вперед и в сторону. Ноги подбиваются внутренними сторонами стоп. Разновидности подбивки:

а. с 2-мя последующими переступаниями;

б. подбивка подряд (на месте)

2. «Ковырялочка» - самый популярный элемент в русском танце. «Ковырялочка» - это движения с переводом ноги с носка на каблук. Исполняется только в сторону. «Ковырялочка» хорошо комбинируется любыми движениями русского танца: припаданиями, «Моталочкой», «Веревочкой», дробями и т.д.

«Ковырялочка» исполняется:

а. без подскоков;

б. с подскоком.

МЕТОДИКА ИСПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ У СТАНКА

1. Приседание малое и большое. Музыкальный размер 3/4, 4/4. Методика исполнения упражнения полностью совпадает с методикой исполнения demi grand plie. В народном танце приседание исполняется по I, II, IV, V выворотным и I, II, IV, V, VI невыворотным позициям. Методика исполнения этого упражнения заключается в плавном сгибании коленей и голеностопов с равномерным упором на обе ступни, при этом достигается предельное сгибание коленей и голеностопов, но пятки от пола не отрываются. Выпрямляемся плавно, двигаясь вверх до полного выпрямления коленей. Упражнение выполняется выворотно, без завала на большой палец ступни, колени раскрываются в стороны, движение выполняется свободно и эластично, сильно опущенные плечи давят на пятки параллельно полу. Как элемент приседание входит в методику исполнения почти всех движений русского танца. Приседания развивают и укрепляют коленный и голеностопный суставы, вырабатывает эластичность мышц ноги. Это упражнение развивает медленную динамическую силу икроножных мышц, а также помогает укрепить и развить гибкость и эластичность мышц и связок суставно-связочного аппарата и выворотности в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Упражнение способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесово сухожилия. 

2. Скольжение стопой. Музыкальный размер 2/4. Упражнение заключается в выворотном и невыворотном скользящем отведении ноги из 1 или 5позиции во всех направлениях: вперед, в сторону, назад, и в выворотном скользящем возвращении ноги в исходную позицию. Движение выполняется строго по прямой линии, идущей от пятки опорной ноги к носку рабочей ноги и обратно. Никакие отклонения от этого направления не допустимы. Скольжение ноги начинается всей ступней с постепенным отделением пятки от пола и доведение ступни легко, без упора на носок или на каблук в конечной точке. При выполнении упражнения из 5 позиции, ступня примыкает к другой ступне легко и сразу, всей боковой частью. Обе ноги вытянуты в колене, сохраняют выворотность. Центр тяжести корпуса, при исполнении упражнения, находится на опорной ноге. При работе рабочей ноги вперед, взгляд головы обращен в центр зала. При работе в сторону — прямо, перед собой. При работе назад — в центр зала с наклоном головы вперед. Простейшая схема выполнения этого упражнения — «крест». В экзерсисе народного танца данное упражнение исполняется в двух вариантах: скольжение стопой по полу с переводом ноги с носка на ребро каблука и скольжение стопой по полу с отрывом опорной пятки. Упражнение развивает выворотность, гибкость и подвижность в стопе, силу и крепость голеностопного сустава, развивает общую и специальную ловкость.

3. Малые броски. Музыкальный размер 2/4. Малые броски исполняются легкими, скользящими движениями всей ступни по полу от себя и к себе, нога выбрасывается на высоту 35°, 45°. Задержав «точку» на высоте в предельно вытянутом состоянии, рабочая нога возвращается обратно, энергично прикасаясь к полу вытянутыми пальцами. Стопа закрывается в исходную позицию приемом battement tendu. Выбрасывание и закрывание рабочей ноги должно быть энергичным и сильным. Это упражнение имеет ярко выраженную особенность, так как исполняется с отрывом пятки опорной ноги от пола. Поэтому движение исполняется в маленьком приседании. Опорная нога сохраняет приседание на протяжение выполнения всего движения, а рабочая нога вытягивается во время броска и сгибается в колене при возвращении в 5 позицию, обе ноги сохраняют выворотность и точность позиции. Центр тяжести корпуса находится на полу пальце опорной ноги. Главное в упражнении – удержать неподвижно рабочую ногу на высоте 45°.

Малые броски дают большую нагрузку на голеностопный сустав и икроножные мышцы, что позволяет значительно развивать их силу и крепость. В процессе исполнения малых бросков развивается скоростная динамическая сила, скоростные качества, такие как быстрота, лёгкость, и четкость исполнения движений

4. Круги носком и каблуком по полу. Музыкальный размер 3/4, 4/4. Это упражнение состоит из действий, направленных на вычерчивание круга по полу. Круг носком и каблуком состоит из двух половин. Первая половина круга вычерчивается скольжением внешнего ребра скошенной стопы рабочей ноги, вдоль стопы опорной ног и по направлению к станку с выведением рабочей ноги вперед на мизинец накрест опорной ноге. Далее рабочая нога переводится на носок в выворотное положение и, сохраняя выворотность, легко и равномерно скользя по полу носком, вычерчивает вторую половину круга до положения в сторону или назад. Полукруг вычерчиваем вытянутой ногой, пользуясь большим пальцем ноги как «мелом». Полукруг вычерчивается по максимальному радиусу, принцип «циркуля». Это упражнение в народном экзерсисе имеет следующие разновидности: полкруга носком, полкруга каблуком, полный круг носком, обводка, «восьмерка». Упражнение развивает выворотность в тазобедренном суставе и укрепляет его. Данное упражнение является координационно сложным, так как в его исполнение задействованы разные части стопы рабочей ноги, корпус и движения головы. Поэтому в процессе освоения и постоянного исполнения круга носком по полу развиваются такое сложное хореографическое качество как координационная выносливость исполнителя, которая характеризуется способностью выполнять продолжительное время сложные по координационной структуре танцевальные движения и упражнения. Особенностью исполнения упражнения является также то, что при умеренном темпе музыкального сопровождения 3/4 или 4/4, сам круг выполняется быстро, резко и четко, поэтому данное упражнение хорошо развивает быстроту и четкость исполнения движений, а также ловкость критериями которой являются координационная сложность двигательного задания и точность его выполнения.

5. Малое и большое каблучное. Музыкальный размер 2/4.   Это упражнение не имеет аналогов среди упражнений экзерсиса у станка классического танца. Оно является весьма специфическим и координационно сложным, так как в его исполнение задействованы и рабочая и опорная нога. Это движение с отрывом опорной пятки. Исполнение каблучного упражнения заключается в выведении рабочей ноги на каблук вперед, назад и в сторону через прижатие к щиколотке сокращенной стопой в малом каблучном или через ее выворотное раскрытие приемом pas develops на 900в исполнение большого каблучного. Каждое движение рабочей ноги сопровождается движением пятки опорной ноги - отрывом от пола или опусканием пятки на пол с ударом каблука. Каблучное упражнение отрабатывает быстрое и точное сгибание и разгибание ноги, выворотность колена, силу, выносливость и крепость мышц и связок голеностопного сустава. Исполняется резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключатся с мягких и плавных движений на резкие. Данное упражнение развивает скоростную динамическую силу, которая характеризуется способностью исполнителя к движению с максимальной концентрацией мышечного напряжения, а также все виды выносливости: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную.

6. Веревочка. Музыкальный размер 2/4. Движение под названием «Веревочка» - прочно вошло в экзерсис народного танца. Оно имитирует процесс завивания веревки. В то время как ноги энергично «вьют веревочку» - исполнитель стоит на одном месте, не продвигаясь ни вперед, ни назад. Корпус прямой и неподвижный. Веревочка встречается в танцах разных народов – Татарстана, Башкирии, Украины, Польши, Венгрии, Мексики и других. Но в первую очередь у станка изучается методика и техника русской веревочки. При выполнении русской веревочки исполнитель находится в 5 позиции, движение выполняется с проскальзыванием на высоких полу пальцах, сохраняя маленькое приседание, колени развернуты в стороны. Рабочая нога резким, быстрым движением поднимается к колену приемом pase retire и фиксируется вытянутой стопой у колена. Движение исполняется подвижно, четко, с энергичным выбиванием ногами различных ритмических рисунков. Русская веревочка имеет много разновидностей и их сочетание с различными элементами русского танца (ковырялочка, переступания, перескоки, переборы, ножницы и другие) образует сложные ритмические рисунки и сочетания движений. Данное упражнение развивает скоростную динамическую силу, координационную выносливость и выносливость к статическим усилиям, ловкость, координационные способности музыкальность и ритмичность.

7. А dagio . Музыкальный размер 4/4, 3/4. Движения группы аdagio изучаются на уроке классического танца, танцевальные комбинации на уроке народного танца состоят из разновидностей движенийadagio, танцевальных элементов народного танца. Основными движениями здесь являются battement trelevelent (медленно поднимать) и battement developpe (разворачивать). Battement relevelent заключается в плавном поднимании вытянутой ноги в воздух во всех направлениях. На максимальной высоте нога фиксируется в вытянутом состоянии. Опускание ноги производится плавно и равномерно, не задерживая ее на точке пола. Закрывается в 5позицию приемом battement tendu. Все движение исполняется последовательно и сильно. Корпус подтянут в бедре и не разворачивается за ногой, плечи ровные и опущены вниз. Тяжесть корпуса находится на опорной ноге. При исполнении battement developpe рабочая нога сгибается в колене в положении surle cou-de-pied, затем легко скользит по голени опорной ноги спереди или сзади, придерживаясь середины — прием retere — и доводится до колена. Затем рабочая нога от колена, сохраняя выворотное положение колена, раскрывается или разворачивается в заданном направлении до полного выпрямления ноги. Нога поднимается не ниже высоты 90° и затем медленно опускается в исходную позицию. Упражнение выполняется во всех направлениях с сохранением выворотности колена и стороны. Главное в этом упражнение – удержание рабочей ноги на большой высоте. Движения группы аdagio развивают такие хореографические качества, как гибкость, величину растяжки балетного шага, танцевальность, выразительность. Движения выполняются с длительным удержанием вытянутой в колене ноги в воздухе, поэтому здесь так же развивается максимальная изометрическая (статическая сила) показатель которой, проявляется при удержании в течение определённого времени предельного напряжения отдельной группы мышц, а также силовую выносливость.

8. Дробь, flik - flak . Музыкальный размер 2/4. Дробь, flik-flakэто упражнение, которое предназначено для развития техники народного танца. Flik-flak – это мазки носком по полу от себя и к себе, исполняются из 6 позиции прямо; из 5 позиции вперед, в сторону, назад. Мазки носком бывают простые и двойные. В процессе исполнения flik-flak рабочая нога перед началом движения прижимается к щиколотке опорной ноги сокращенной стопой, а исполняя мазки от себя и к себе носком по полу, стопа рабочей ноги расслабляется. Рабочая нога, в момент мазка носком от себя, открывается на 45о, стопа вытянута. Flik-flak называют упражнением с «расслабленной стопой». Смысл исполнения упражнения заключается в четком, быстром и легком выбивании ритма с помощью мазков-ударов носком рабочей ноги и с помощью других самых разнообразных движений: бег, переступание, удары всей стопой, соскоки, дроби. Дроби – один из самых распространенных элементов русского танца. Дроби – это самые виртуозные и технические движения как русского танца, так танцев разных народов. В них выражается и удаль, мастерство, ловкость и тонкая музыкальность исполнителя. Дроби - это стучащие движения, которые исполняются четко, остро. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатей ритмический рисунок, тем виртуозней исполнение и интересней дробь. Русские дроби очень сложны и разнообразны по технике исполнения и имеют наиболее сложный ритмический рисунок. Данное упражнение развивает такие хореографические качества исполнителя как: быстрота, как способность мгновенно действовать с высокой скоростью движений, сложную координацию работы мышц, лёгкость, четкость. Ловкость, как это способность овладевать сложными движениям, быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Музыкальную и ритмическую восприимчивость, то есть способность принимать, понимать и быть чувствительным к таким музыкальным концепциям, как ритм, счёт, фразы.

9. Большие броски. Музыкальный размер 2/4. Данное движение исполняется энергичным броском в быстром темпе на 90°.Рабочая нога из 5 позиции выводится легким, скользящим движением по полу с броском в воздух на 90°. Возвращается сдержанно, тем же путем, через скольжение стопой по полу, в исходное положение. Бросок выполнятся энергично, слитно, выворотно, вытянутой ногой. Тяжесть корпуса расположена на вытянутой опорной ноге. Корпус неподвижен. При броске назад корпус наклоняется чуть вперед и возвращается затем обратно. Упражнение выполняется во всех направлениях. Главное в исполнении больших бросков – притормаживать падение ноги к полу, аккуратно ставить на вытянутые пальцы. Данное упражнение развивает такие хореографические качества исполнителя как: скоростная динамическая сила, скоростно-силовая выносливость, быстрота как показатель, характеризующий быстродействие, как качество, определяющееся временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени – темпом, а также лёгкость на основе гибкости, устойчивости, точности движения и безупречной музыкальности.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 617; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!