Основные направления современной философии: психоанализ.



Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

Фрейдом выделяются две схемы психики:

топографическая;

• динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

"Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.

• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.

"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".

Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное человеческое Я") испытывает мощное давление с трех сторон:

бессознательного - "Оно";

• внешнего мира;

• норм, запретов - "Сверх-Я";

и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру"

желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества.

Что является "ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психоаналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — "вторую психоаналитическую систему".

Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит "либидо" — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

в сексуальных действиях;

• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализовантрояко:

• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

• вытеснен в бессознательное;

• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного.

Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.

Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

Согласно З. Фрейду, человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру.

Общество создает заменитель подавленной энергии − ритуалы. Ритуал — коллективное бессознательное — форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

По мере развития цивилизации человеческие страсти подав­ляются все больше и больше. Это приводит:

• к массовым психозам, всенародной депрессии;

• к необходимости конструирования более сложных, изощрен­ных ритуалов.

В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.

Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в "бессознательном" толпы иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности.

Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

Выводы

Современная философия в большинстве своих систем не занимается построением онтологии, т.е. лишена традиционной иерархии проблемных философских полей. Такая философия конституирует себя не только как пост-современная (собственно, post-modernism), но и как пост-философия, что предполагает отказ от традиционных для философии проблемных полей, понятийно-категориального аппарата и классических семантико-аксиологических приоритетов. Например, по оценке Деррида, современная философия — это философия "на границах философии", и выражение "ad marginem" становится визитной карточкой постнеклассического типа философствования. Так, например, в мыслительном пространстве постмодернистской философии оказывается практически невозможным выделить онтологическую или социально-философскую проблематику, отграничив их от философии культуры, философии языка и т.д.

Основная литература

1.    Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Симферополь: СОНАТ, 2003. – 384 с.

2.    Ратников, В. П. Философия : учебник для студентов вузов / В. П. Ратников, Э. В. Островский, В. В. Юдин ; под редакцией В. П. Ратников. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 671 c. — ISBN 978-5-238-02531-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66306.html

3.    Философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.П. Коновалова [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2014. – 216 c. – 978-5-7996-1162-0. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68503.html

Дополнительная литература

1.    Братникова, И. Б. Философия : учебное пособие / И. Б. Братникова. — Новороссийск : Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова – филиал «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2016. — 67 c. — ISBN 978-586216-173-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57359.html

2.    История философии. Запад-Россия-Восток. Книга третья. Философия XIX-ХХ вв [Электронный ресурс] : учебник для вузов / А.Ф. Грязнов [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М. : Академический Проект, 2017. – 447 c. – 978-5-8291-2549-3. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36374.html

3.    История философии. Запад-Россия-Восток. Книга четвертая. Философия ХХ в. [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Н.В. Мотрошилова [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М. : Академический Проект, 2017. – 431 c. – 978-5-8291-2550-9. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36375.html

Интернет-ресурсы:

−     Университетская электронная библиотека In Foliohttp://infolio.asf.ru/index.asp

−     Библиотека гуманитарных наук – http://www.gumer.info/

−     Электронно-библиотечная система издательства «Лань» - http://e.lanbook.com

−     Электронно-библиотечная система "ЭБС IPRBooks" –http://www.iprbookshop.ru

−     Библиотека учебной и научной литературы. Русский Гуманитарный Интернет Университет – WWW.I:U.RU

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!