Тема 1. Линейная карандашная графика



Лекция 2. Основные этапы графического оформления проекта.

1.  По завершении всех линейных («плоских») проекций чертежа (виды спереди – V, сбоку – W и сверху – Н) проектировщик обязан проставить все необходимые размеры в миллиметрах на всех горизонтальных проекциях Н – планах, видах сверху. Первая линия размеров фиксирует размеры всех мелких членений на поверхности объекта, изделия. Вторая линия, располагаемая ниже первой, показывает общий, суммарный размер.

 

2.  Для вертикальных проекций (виды спереди – V, сбоку – W) возможно использование не только горизонтальных размеров, но и вертикальных уровневых отметок – расстояний от нулевой отметки какой-либо горизонтальной плоскости (уровень пола, земли, дорожного покрытия и т. п.) до той или иной отметки на фасаде здания, сооружения. Эти отметки измеряются в метрах и пишутся в виде десятичной дроби с тремя знаками после запятой.

Все чертежи выполняют линиями различного назначения, начертания и толщины. Толщина линий зависит от размера, сложности и назначения чертежа. Установлены следующие типы линий.

 

· Сплошная толстая основная линия применяется для изображения видимого контура предмета, контура вынесенного сечения и входящего в состав разреза и имеет толщину s=0,5…1,4 мм.

· Сплошная тонкая линия применяется для изображения размерных и выносных линий, линий штриховки сечений, линии контура наложенного сечения, линии выноски, линии для изображения пограничных деталей («обстановки»).

· Сплошная волнистая линия применяется для изображения линий обрыва, линии разграничения вида и разреза.

· Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура. Длина штрихов должна быть одинаковая. Длину следует выбирать примерно от 2 до 8 мм в зависимости от размеров изображения. Расстояние между штрихами 1…2 мм.

· Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий сечения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов должна быть одинаковая и выбирается примерно от 5 до 300 мм в зависимости от размера изображения. Расстояние между штрихами – 3…5 мм.

· Штрихпунктирная утолщенная линия применяется для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью («наложенная проекция»), линии обозначающих поверхности, подлежащие термообработке или покрытию.

· Разомкнутая линия применяется для обозначения линии сечения. Длина штрихов берется в интервале 8…20 мм в зависимости от размеров изображения.

· Сплошная тонкая с изломами линия применяется при длинных линиях обрыва.

· Штрихпунктирная линия с двумя точками применяется для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях, линии сгиба на развертках; для изображения развертки, совмещенной с видом.

 

3.  На третьем этапе проектировщик должен расставить все пояснительные надписи. Это названия проекта («шрифт зодчего»), его основных горизонтальных и вертикальных проекций, обозначения числовых и линейных масштабов, описанных в лекции 6 («стандартный шрифт»). Пропорции, на которых основана конструкция этих шрифтов:

· «Стандартный шрифт» может быть прямым (90 градусов) и наклонным (75 градусов). Высота шрифта равна его размеру. Пропуск между буквами равен 2 ширинам линий, между словами – 2 ширинам букв. Длина буквы равна 1/10 части от высоты шрифта.

· «Шрифт зодчего» состоит из прописных и строчных букв (цифр). Прописные буквы строятся в квадрате, сторона которого = b. Сторона квадрата делится на д частей, 1/9 часть принимают за модуль m, одновременно модуль является шириной основной стойки букв. Ширина тонких элементов прописных букв = 1/3m. Полукружия букв в местах соединения со стойкой имеют ширину 1/3m, а в широкой своей части = m. Центры дуг можно легко найти при помощи дополнительно нанесенных горизонтальных и вертикальных линий.

4.  По окончании простановки всех размеров и пояснительных надписей строятся две или три видовых точки – аксонометрии (изометрии, диметрии), перспектива по двум точкам. Эти трёхмерные изображения служат логическим итогом проекта, наглядной демонстрацией его архитектурно-композиционных достоинств. Эти проекции размещаются ниже либо правее фасадов. На этом чертёжную часть работы над проектом можно считать завершенной.

 

5.  Графическая часть в подаче проекта здания традиционно включает три этапа:

 

- построение собственных и падающих теней на генеральном плане, главном и боковом фасадах, разрезах;

- графическое и цветовое оформление проекций с использованием одного-двух видов графики (карандашная, тушевая, акварельная отмывка (лессировка), гуашевая. На втором курсе необходимо освоить компьютерные графические программы Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, AutoCAD, CorelDraw, 3ds MAX + V-ray, GIMP, Autodesk Revit и др.

- изображение антуража и стаффажа.

          

Слева – конкурсный проект «Жилой дом усадебного типа», автор – студ. гр. № 523 М.А. Ким

Справа – эскизный вариант Тапалчиновой Д.Н. гр. 5026 (2018 г.)  

 

Графическая часть подачи проектаначинается с построения собственных и падающих теней на генеральном плане, фасадах и, по инициативе автора, разрезах.

Тень – неосвещенный участок поверхности объекта или геометрического тела. Различают два вида теней – собственные и падающие.

От тела и от выступающих вперед фрагментов на его поверхность, а также на поверхность земли и на находящиеся рядом предметы проецируются падающие тени. Длина падающей на землю тени от воткнутого в нее шеста равна высоте шеста. В графических работах принято считать, что Солнце находится «слева – сзади – сверху» от наблюдателя, рассматривающего объект или геометрическое тело. Солнечные лучи падают на поверхность земли под углом 45 градусов. При этом все лучи параллельны друг другу.

Дело в том, что Солнце находится от Земли на расстоянии 150 млн. км. Его диаметр (1,391 млн км) в 54,6 раз превышает диаметр Земли (25484 км). Поэтому до поверхности Земли доходит лишь очень узкий пучок солнечных лучей, параллельных друг другу,

В архитектурно-дизайнерских проектах принято главный фасад, обращенный на юг, освещать лучами, падающими под углом 45о от верхнего левого угла к нижнему правому. План кровли на генеральном плане – от нижнего левого угла к верхнему правому. При этом северный и восточный фасады здания остаются в тени. Западный (боковой) фасад освещается лучами, падающими от верхнего правого угла к нижнему левому.

Очертания собственных и падающих теней определяются геометрическими особенностями освещаемого объекта. В плоских телах они проще, в «ломаных» и криволинейных – сложнее. Для быстрого построения теней необходимо грамотно совмещать различные проекции (V, W, H), подключать воображение и не забывать, что солнечные лучи параллельны друг другу. Собственные тени изображаются светлее падающих. Это придает проекциям особую «живость». Необходимо также, чтобы в окраске теней использовались плавные переходы (лессировка). Достигается это с помощью акварельной отмывки с плавными «переходами» от светлого к тёмному тонам и наоборот.

Графическое и цветовое оформление проекций на первом этапе обучения решается с помощью различных художественных техник – карандашной и тушевой график, акварельной отмывки, техники тоновой гуаши. Для освоения этих видов техник выполняется целая серия графических упражнений.

Тема 1. Линейная карандашная графика

Упражнение выполняется на чертежном листе формата А4 (297×210 мм). Оно включает две части: обязательную и произвольную.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!