Глава 3. Особенности проявления готического стиля в разных странах

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

 

 

 

Курсовая работа на тему:

“Готический стиль в Архитектуре ”

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса ИРГ

Группы Арх/б-20-1-о

Афанасьева Валерия Аркадьевна

Проверила:

Доцент кафедры “Архитектура и Дизайн”

Кандидат философских наук

Попкова Марина Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

Севастополь

2021

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………

 

Глава 1. История возникновения готической архитектуры……………

 

Глава 2. Признаки готического стиля………………………………………

 

Глава 3. Особенности проявления готического стиля в разных странах 

3.1. Франция…………………………………………………………………

3.2. Англия…………………………………………………………………...

 

Заключение …………………………………………………………………...

 

                                                  Введение

 

 

О готическом стиле немало написано в научной литературе. Изучением этого направления в мировой культуре занимались такие видные архитекторы как Пьер де Монтеру , Жжен Монапасьен и др. Этот стиль своеобразен, он буквально видоизменил средневековое зодчество. Храмовые постройки обрели готическую вертикаль. Для многих людей этот стиль привлекателен тем, что храмы избавились от грузности, тяжести, массивности. Помещения стали казаться более светлыми и просторными, стены стали как бы незаметны. Соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Громада собора как бы избавилась от своей тяжести, чуть ли не ажурно для нашего глаза прорезались ее стены, вся она наполнилась воздухом и засверкала. Готическая архитектура вызывает восторг у всех, кому довелось увидеть ее проявления. Смотря на величественные соборы невольно задумываешься, как возможно, чтобы человек такое придумал, откуда взялась эта идея? И почему она проявилась именно в странах Западной Европы, а не в России к примеру?Исходя из выше написанного можем сформулировать тему исследования:«Готический стиль в архитектуре Западной Европы»

 

 

Объект исследования- готическая архитектура.

Предмет исследования- готическая архитектура в Западной Европе.

Задачи исследования:

1 Подбор и систематизация литературы по теме.

2. Ознакомление с проявлением готического стиля в архитектуре Франции, Италии, Германии, Англии.

3. Определить причины возникновения и распространения готического стиля в архитектуре Европы.

4. Исследовать национальные особенности готического стиля в разных государствах

 

 

       Глава 1. История возникновения готической архитектуры.   

 

 Период, получивший в истории искусства Европы название готического, связан с ростом торгово-ремесленных городов и укреплением в некоторых странах феодальных монархий. В 13—14 столетиях средневековое искусство Западной и Центральной Европы, особенно архитектура церковная и гражданская, достигло своего высшего подъема. Стройные,устремленные ввысь огромные готические соборы, объединявшие в своем Помещении большие массы людей, и горделиво-праздничные городские ратуши утверждали величие феодального города — крупного торгово-ремесленного центра.Исключительно широко и глубоко разрабатывались в западноевропейском искусстве проблемы синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Образы величавой, полнойдраматической выразительности архитектуры готического собора получали свое развитие и дальнейшую , сюжетную конкретизацию в сложной цепи монументальных скульптурных композиций и витражей, заполнивших проемы огромных окон. Чарующая мерцающим сиянием красок живопись витражей и особенно проникнутая высокой одухотворенностью готическая скульптура наиболее ярко характеризуют расцвет изобразительного искусства средневековой Западной Европы.В готики большое значение приобретали ,наряду с чисто феодальными, новые, более прогрессивные представления, отражавшие рост средневекового бюргерства зарождение централизованной феодальной монархии. Монастыри утрачивали роль ведущих центров средневековой культуры. Возрастало значение городов, купечества, ремесленных цехов, а также королевской власти ,как главных строителей-заказчиков, как организаторов художественной жизни страны. Готические мастера широко обращались к ярким образам и представлениям, порожденным народной фантазией. Одновременно в их искусстве сильнее, чем в романском, сказалось влияние более рационального восприятия мира, прогрессивных тенденций идеологии того времени.В целом готическое искусство, отражающее глубокие и острые противоречия эпохи, было внутренне противоречиво: в нем причудливо переплетались черты реализма, глубокой и простой человечности чувства с набожным умилением, взлетами религиозного экстаза. В искусстве готики возрастал удельный вес светской архитектуры; она становилась разнообразнее по назначению, богаче по формам. Кроме ратуш, больших помещений для купеческих гильдий строились каменные дома для богатых горожан, складывался тип городского многоэтажного дома. Совершенствовалось строительство городских укреплений, крепостей и замков. Все же новый, готический стиль искусства свое классическое выражение получил в церковной архитектуре. Наиболее типичной для готики церковной постройкой стал городской собор. Его грандиозные размеры, совершенство конструкции, обилие скульптурного убранства воспринимались не только как утверждение величия религии, но и как символ богатства и могущества горожан. Изменялась и организация строительного дела — строили городские ремесленники-миряне, организованные в цехи. Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия. Всякий ремесленник — оружейник, сапожник, ткач и т. д.— работал в своей мастерской, в определенном городе. Артели каменщиков работали там, где возводились большие постройки, куда их приглашали и где они были нужны. Они переезжали из города в город и даже из страны в страну; между строительными ассоциациями разных городов возникала общность, шел интенсивный обмен навыками и знаниями. Поэтому в готике уже нет того обилия резко различных местных школ, какое характерно для романского стиля. Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Однако существенные особенности и различия исторического развития каждой из европейскихстран обусловливали значительное своеобразие в художественной культуре отдельных народов. Достаточно сравнить французский и английский соборы, чтобы почувствовать большую разницу между внешними формами и общим духом французской и английской готической архитектуры

 

                   Глава 2 . Признаки готического стиля

 

Сохранившиеся планы и рабочие чертежи грандиозных соборов средневековья (Кельнского, Венского, Страсбургского) таковы, что не только составлять их, но и пользоваться ими могли лишь хорошо подготовленные мастера. В 12—14 вв. были созданы кадры архитекторов-профессионалов, подготовка которых стояла на очень высоком по тому времени теоретическом и практическом уровне. Таковы, например, Виллар де Оннекур (автор сохранившихся записок, оснащенных обильными схемами и рисунками), строитель ряда чешских соборов Петр Парлерж и многие другие. Накопленный предшествовавшими поколениями строительный опыт позволил готическим архитекторам решать смелые конструктивные задачи, создать принципиально новую конструкцию. Готические зодчие нашли и новые средства для обогащения художественной выразительности архитектуры.Иногда считают, что отличительным признаком готической конструкции является стрельчатая арка. Это неверно: она встречается уже в романской архитектуре. Преимущество ее, известное,например, еще зодчим бургундской школы, заключалось в меньшем лобовом распоре. Готические мастера лишь учли это преимущество и широко воспользовались им.

 

 

Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным. Готические архитекторы сделали эти ребра (иначе называемые нервюрами, или гуртами) основой сводчатой конструкции. Возведение крестового свода начинали, выкладываяиз хорошо отесанных и пригнанных клинчатых камней ребра — диагональные (так называемые оживы) и торцовые (так называемые щековые арки) . Они создавали как бы скелет свода. Получившиеся распалубки заполняли тонкими темными камнями при помощи кружал.Такой свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление и боковой распор. Нервюрный .свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть «погашен». Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел еще и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы.Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — так называемые лиерны. (в нервюр ном своде: короткое дополнительное ребро, связывающее другие нервюры, но само не связанное ни с пятами свода,ни с замковым камнем.) Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающиелиерны посередине,— так называемые тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами. Особенно рано и широко стали пользоваться этим приемом английские зодчие.Так как на каждый столб-устой приходилось несколько нервюр, то, следуя романскому принципу, под пяту каждой нервюры ставилась особая капитель или консоль, или колонка, примыкающая непосредственно к устою. Так устой превращался в пучок колонн. Как и в романском стиле, этот прием ясно и логично выражал художественными средствами основные особенности конструкции. В дальнейшем, однако, готические зодчие выкладывали камни устоев так, что капители колонн полностью упразднялись, и опорная колонка от основания устоя продолжалась без перерыва кладки до самой вершины свода.Боковой распор нервюрного свода, строго локализованный, в противоположность тяжелому романскому своду не требовал массивной опоры в виде утолщения стены в опасных местах, а мог быть нейтрализован особыми столбами-пилонами — контрфорсами. Готический контрфорс является техническим развитием и дальнейшим усовершенствованием контрфорса романского. Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Поэтому они начали придавать контрфорсам ступенчатую форму, относительно узкую вверху и более широкую внизу. Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах не представляло трудностей, так как высота и ширина их были сравнительно невелики, а контрфорс можно было поставить непосредственно у наружного столба-устоя. Совершенно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе.Готические зодчие применяли в таких случаях особую арку из клинчатых камней, так называемый аркбутан; одним концом эта арка, перекинутая через боковые нефы, упиралась в пазухи свода, а другим — на контрфорс. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым шаклем. Первоначально аркбутан примыкал к пазухам свода под прямым углом и воспринимал, следовательно, только боковой распор свода. Позднее аркбутан начали ставить под острым углом к пазухам свода, и он принимал, таким образом, на себя частично и вертикальное давление свода .При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала. Стена как конструктивная часть здания становилась излишней; она либо превращалась в легкий простенок, либо заполнялась громадными окнами. Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами — до 40 м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины. Возрастали и темпы строительства. Если не было помех (отсутствия средств или политических осложнений), то даже грандиозные сооружения возводили в относительно короткие сроки; так, Амьенский собор в основном был построен менее чем за 40 лет . Строительным материалом служил местный горный камень, который тщательно оттачивали. Особенно старательно пригонялись постели, то есть горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Связующим раствором готические зодчие пользовались весьма умело, достигая при его помощи равномерного распределения нагрузки. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца.

В некоторых странах, как, например, в Северной и Восточной Германии, где не было пригодного строительного камня, здания воздвигали из хорошо отформованного и обожженного кирпича. При Этом мастера виртуозно создавали фактурные и ритмические Эффекты, используя кирпич различной формы и размеров и разнообразные способы кладки.Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. Первоначально одному пролету среднего нефа соответствовали два звена — пролеты боковых нефов. При этом основная нагрузка ложилась на устои АВСБ, тогда как промежуточные устои Е и Р выполняли задачи второстепенные, поддерживая пяты сводов боковых нефов. Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение. Но с начала 13 в. стало обычным иное решение: все устои делали одинаковыми, квадрат среднего нефа делился на два прямоугольника, и каждому звену боковых нефов соответствовало одно звено среднего нефа. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также и трансепт) состояло из ряда единообразных ячеек, или травей.Готические соборы строились на средства горожан, они служили местом городских собраний, в них давались представления мистерий; в соборе Парижской Богоматери читали университетские лекции. Так повышалось значение горожан и падало значение клира (который в городах был, кстати, не столь многочисленным, как в монастырях). Названное явление отразилось и на планах больших соборов. В соборе Парижской Богоматери трансепт намечен не так резко, как в большинстве романских соборов, ввиду чего несколько смягчается граница между святилищем хора, предназначенным для клира, и основной продольной частью, доступной для всех. В соборе Буржа трансепт совсем отсутствует. Но такая планировка встречается только в ранних произведениях готики. В середине 13 в. в ряде государств началась церковная реакция. Она особенно усилилась тогда, когда в университетах обосновались новые нищенствующие ордена. Маркс отмечает, что они «снизили научный уровень университетов, схоластическое богословие снова заняло первенствующее положение» :. В то время по требованию церкви в уже построенных соборах устанавливалась перегородка, отделявшая хор от общедоступной части здания, а во вновь строившихся соборах предусматривалась иная планировка. В основной — продольной — части интерьера вместо пяти стали строить три нефа; снова развивается трансепт, по большей части — трехнефный. Восточную часть собора — хор — стали увеличивать до пяти нефов. Большие капеллы окружали венком восточную апсиду; средняя капелла была обычно больше других. Однако в архитектуре готических соборов того времени имела место и другая тенденция, отражавшая в конечном счете рост ремесленных и торговых цехов, развитие светского начала, более сложное и широкое мировосприятие. Так, для готических соборов стало характерным большое богатство декора, нарастание черт реализма, а временами и жанровости в монументальной скульптуре.

среднего нефа. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также и трансепт) состояло из ряда единообразных ячеек, или травей.Готические соборы строились на средства горожан, они служили местом городских собраний, в них давались представления мистерий; в соборе Парижской Богоматери читали университетские лекции. Так повышалось значение горожан и падало значение клира (который в городах был, кстати, не столь многочисленным, как в монастырях).Названное явление отразилось и на планах больших соборов. В соборе Парижской Богоматери трансепт намечен не так резко, как в большинстве романских соборов, ввиду чего несколько смягчается граница между святилищем хора, предназначенным для клира, и основной продольной частью, доступной для всех. В соборе Буржа трансепт совсем отсутствует.Но такая планировка встречается только в ранних произведениях готики. В середине 13 в. в ряде государств началась церковная реакция. Она особенно усилилась тогда, когда в университетах обосновались новые нищенствующие ордена. Маркс отмечает, что они «снизили научный уровень университетов, схоластическое богословие снова заняло первенствующее положение» :. В то время по требованию церкви в уже построенных соборах устанавливалась перегородка, отделявшая хор от общедоступной части здания, а во вновь строившихся соборах предусматривалась иная планировка. В основной — продольной — части интерьера вместо пяти стали строить три нефа; снова развивается трансепт, по большей части — трехнефный. Восточную часть собора — хор — стали увеличивать до пяти нефов. Большие капеллы окружали венком восточную абсиду; средняя капелла была обычно больше других. Однако в архитектуре готических соборов того времени имела место и другая тенденция, отражавшая в конечном счете рост ремесленных и торговых цехов, развитие светского начала, более сложное и широкое мировосприятие. Так, для готических соборов стало характерным большое богатство декора, нарастание черт реализма, а временами и жанровости в монументальной скульптуре башни часто фланкируют западный фасад, богато украшенный скульптурой. Размеры портала значительно увеличились.Готические соборы как бы вырастают на глазах у зрителя. Очень показательна в этом отношении башня собора во Фрейбурге. Массивная и грузная в своем основании, она охватывает весь западный фасад; но, устремляясь ввысь, она становится все стройнее, постепенно утончается и завершается каменным ажурным шатром.Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. ЭТОМУ способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных шаклами контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны- крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.Большие изменения претерпел и орнамент, украшающий капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Возникли витражи, по-видимому, в каролингскую эпоху, но полное развитие и распространение они получили лишь при переходе от романского к готическому искусству.Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы также отличались яркостью красок.Прозрачные витражи, сияющие краски алтарной живописи, блеск золота и серебра церковной утвари, контрастирующие, со сдержанной суровостью колорита каменных стен и столбов, придавали интерьеру готического собора необыкновенную праздничную торжественность.Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций , отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ.Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета.Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась, основным типом готической пластики была статуя.Правда, готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого много фигурного рельефа. Все же, когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения, и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, обрамляющих портал, и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. В интерьере же скульптурные фигуры, если их ставили на выступающие из столбов консоли, были обозримы с нескольких сторон. Полные движения, они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую выразительность.По сравнению с романскими готические скульптурные композиции отличаются более ясным н реалистическим раскрытием сюжета, более повествовательным и назидательным характером и,главное, большим богатством и непосредственной человечностью в передаче внутреннего состояния. Совершенствование специфических художественных средств языка средневековой скульптуры (экспрессия в лепке форм, в передаче духовных порывов и переживаний, острая динамика беспокойных складок драпировок, сильная светотеневая моделировка, чувство выразительности сложного, охваченного напряженным движением силуэта) способствовало созданию образов большой психологической убедительности и огромной эмоциональной силы.В отношении выбора сюжетов, равно как и в распределении изображений, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам, установленным церковью. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводках средневековой схоластики — «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове.

Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно — Мадонне, левый — святому, особенно чтимому в данной епархии. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д.Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Если портал был посвящен Христу, изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы; в отдельной зоне, под ними, изображен ангел, взвешивающий души; слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай; справа — демоны, завладевающие душами грешников, и сцены мучений в аду; еще ниже — разверзшиеся гробы и воскресение мертвых.При изображении Мадонны тимпан заполнялся сценами: Успение, Взятие Мадонны на небо ангелами и ее небесное коронование. В порталах, посвященных святым, на тимпанах развертываются эпизоды из их житий. На архивольтах портала, охватывающих тимпан, помещали фигуры, развивавшие основную тему, данную в тимпане, или образы, так или иначе идейно связанные с основной темой портала.Собор в целом представлял собой как бы собранное в едином фокусе религиозно преображенное изображение мира. Но в религиозные сюжеты незаметно вторгался интерес к реальной действительности, к ее противоречиям. Правда, жизненные конфликты, борьба, страдания и горе людей, любовь и сочувствие, гнев и ненависть выступали в преображенных образах евангельских сказаний: преследование жестокими язычниками великомученика, бедствия патриарха Иова и сочувствие его друзей, плач Богоматери о распятом сыне и т. д.И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Так, тема труда воплощена в серии месяцев года, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, так и через изображение трудов, характерных для каждого месяца. Труд — основа реальной жизни людей, и эти сцены давали готическому художнику возможность выйти за пределы религиозной символики. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднеримского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств.

В позднеготической книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен. Было бы, однако, неверно свести всю эстетическую ценность, все своеобразие реалистической подосновы готической скульптуры только к чертам реалистически точного и конкретного изображения жизненных явлений. Правда, готические ваятели, воплощая в своих статуях образы библейских персонажей, передавали то чувство мистического экстаза и волнения, которое не было им чуждо. Их чувства носили религиозную окраску и были тесно связаны с превратными религиозными представлениями. И все же глубокая одухотворенность, необычайная интенсивность и сила проявлений нравственной жизни человека, страстная взволнованность и поэтическая искренность чувства в значительной мере определяют художественную правдивость, ценность и неповторимое эстетическое своеобразие скульптурных образов готики.По мере роста новых буржуазных отношений, развития и укрепления централизованного государства гуманистические, светские, реалистические тенденции росли и крепли. К 15 в. в большинстве стран Западной и Центральной Европы прогрессивные силы вступили в открытую борьбу против основ феодального общества и его идеологии. С этого времени великое готическое искусство, постепенно исчерпав свою прогрессивную роль, утрачивало художественные достоинства и творческую самобытность. Наступал исторически неизбежный перелом в развитии европейского искусства — перелом, связанный с преодолением религиозных и условно-символических рамок, сковывающих дальнейшее развитие реализма, с утверждением искусства светского, сознательно реалистического по своему методу. В ряде областей Италии, где города смогли добиться относительно ранней и относительно полной победы над феодализмом, готика не получила полного развития, кризис же средневекового мировоззрения, средневековых форм искусства наступил значительно ранее, чем в других странах Европы. Уже с конца 13 в. итальянское искусство вступило в ту полосу своего развития, которая непосредственно подготовила новую художественную эпоху — эпоху Возрождения.

 

Глава 3. Особенности проявления готического стиля в разных странах

 

Франция

Французская готика — это стиль архитектуры, распространенный во Франции с 1140 по 1500 гг. Готику разделяют на четыре стиля:

*Ранняя готика или примитивная готика (1130–1230)

*Высокая готика или классическая готика (1230–1330)

*Районант (14 век)

*Пламенеющая готика (15 век)

*Поздняя готика (16 век)

Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе парижский Нотр-Дам, собор Реймса, собор Шартра и собор Амьена. Его основными характеристиками были поиск вертикальности или высоты, а также инновационное использование летающих опор и других архитектурных нововведений для распределения веса каменных конструкций на опоры снаружи, что позволяет получить беспрецедентную высоту и объем здания. Новые методы также позволили добавить больших окон, в том числе огромных витражей, которые наполняли соборы светом. Французский готический стиль широко копировался в других частях Северной Европы, особенно в Германии и Англии. В середине 16-го столетия готику постепенно вытесняется архитектурой французского Ренессанса.

 

Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр- Дам) — самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, которым и открывается новая эра в истории западноевропейской архитектуры. Почти шесть веков прошло с тех пор, как был он воздвигнут, и Париж преобразился благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за эти века столица Франции, украсилась многими другими памятниками, знаменитыми на весь мир, но Нотр- Дам по-прежнему главенствует над ней, по-прежнему как бы служит ее символом, воспринимается нами как одно из высочайших воплощений французского художественного гения. Давно уже далеко на запад переместился центр города, давно уже этот собор не центр его общественной и политической жизни, и мы забываем, что призван был некогда олицетворять собой идею монархии, восторжествовали при покровительстве церкви (первый камень собора был заложен в 1163 г.) французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а много веков спустя тоже в присутствии папы в Нотр- Дам короновался Наполеон).Подобно пирамидам Египта, подобно Парфенону в Афинах или константинопольской Софии, парижский собор Нотр- Дам достоин только в веках, но и в тысячелетиях свидетельствовать об идеалах и вековой художественной культуре создавшего его народа. Восхищение Виктора Гюго западным фасадом Нотр- Дам нам понятно. Какая величавая ясность и размеренность! Это только начало готики, и потому горизонталь еще соперничает с вертикалью. Но именно это соперничество создает здесь такую несравненную четкость. Стена еще не исчезла, но не она уже определяет облик этой грандиозной пятинефной базилики. Главный фасад ее легок, причем горделивая высота башен как бы находит свое завершение в тонком, изящном шпиле (над средокрестием), стремительно возносящемся к небу. Огромное ажурное окно, так называемая роза, сияет в центре второго яруса над устремленными ввысь стрельчатыми арками углубленных порталов. И же длинная горизонталь «галереи королей» не в силах сдержать вертикальный ритм вытянутых королевских изваяний. Готическая скульптура имела огромную роль в готическом храме.

 

 

Англия

Англия была одним из первых государств, заимствовавших готическую архитектуру Франции во второй половине 12 века.

В процессе развития готической архитектуры в Англии можно выделить три основных периода, не полностью совпадающие с периодами ранней, классической и поздней готики континентальной Европы.

*Первый период - ранняя готика - датируется приблизительно 1170 - 1240 годами. На этом раннем этапе был создан хор собора в Кентербери, строительство которого началось под руководством французского архитектора из Санса, использовавшего здесь элементы архитектуры собора в Сансе, церкви Сен-Дени и других образцов французской готики.

*Второй период, приблизительно с 1240 по 1330 год, называют “украшенной” готикой. Он начался с реставрации Вестминстерского аббатства, участники которой ориентировались в основном на собор в Реймсе.

*Третий период “перпендикулярной” готики, последний и самый продолжительный из всех, относится приблизительно к 1330 - 1530 годам. Несмотря на то что в конечном счете “перпендикулярная” готика восходит к французскому “лучистому” стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.

В Англии соборы воздвигались не в центре города, как во многих европейских странах, а за городом, где находился монастырь. Если в Германии и во Франции готические соборы величественно возвышались над неказистыми домиками горожан, то в Англии собор представлял собой гармоничное дополнение пейзажа, который служил ему живописным окружением, поэтому и разрастался не в высоту, а в стороны. Готический стиль все же требовал преобладания вертикали. Английские архитекторы воплотили это стремление ввысь по-своему.

Английские соборы строились вытянутыми в длину, в них прослеживается обилие стрельчатых дуг над всеми часто встроенными окнами. Фасады украшали такое же обилие настенных вертикальных переплетов. В английском храмостроении появилась третья башня, которая располагалась над средокрестием. Горизонтальная протяженность храмов на фоне живописных равнинных пейзажей с их упором на вертикальность не всей конструкции, а лишь декора фасада и интерьера составили главное отличие английского готического зодчества. Ведь как поражают воображение своими фасадами соборы в Солсбери или в Линкольне, облаченные в несчетное количество вертикальных форм, соединенных мастерством в одно целое.

 

● Солсберийский собора в Англии

Начало строительства Солсберийского собора приходится на 1220 год. Тогда было решено построить кафедральный храм в красивой зеленой низине вблизи селения Старый Сарум. За время строительства вокруг собора выросло поселение Новый Сарум. Позже оно получило название Солсбери.

Основные конструкции здания были возведены за 38 лет. Тогда же собор освятили в честь Девы Марии. Но дальнейшие строительные работы и оформление храма продолжалось до первой половины XIV века.

Знаменитый шпиль собора в Солсбери был возведен только через сто лет от начала строительства.В середине XV века к зданию пристроили Библиотечный корпус.Убранство храма пострадало во время правления Оливера Кромвеля в середине XVII века. Английские протестанты пуритане осквернили кафедральный собор, повредив его святыни.

Великолепный храм — яркий пример утонченной готики. Его шпиль пытались наследовать многие архитекторы Европы. Но создать точную копию не удалось никому. Вес шпиля составляет около 6 тысяч килограмм.Благодаря готическому стилю, кажется, что огромное здание стремится в небо. Такое впечатление создается из-за высоких сводов и вытянутых фигур в нишах фасада. Фигуры с длинными драпировками изображают королей, епископов и рыцарей.Одна из знаменитостей собора в Солсбери — старинные механические часы. Уникальный механизм часов был разработан и изготовлен тремя часовщиками еще во второй половине XIV века. Сначала часы были размещены на колокольне. Но после ее разрушения их перенесли в собор. В середине XX века древние часы собора Солсбери отреставрировали и поместили на изначальное место.Собор построен из местного известняка, спрессованного под высоким геологическим давлением. Он очень прочный, хотя мягче мрамора. Стены из известняка имеют интересную особенность: они немного меняют свой цвет в зависимости от освещения. Благодаря этому собор кажется пластичным и «живым».

Внутренне убранство храма восхищает красотой. Великолепные витражи, ряды с ликами святых, декорированные изящной резьбой деревянные скамейки.

Обращают внимание готические ниши с элегантными пилястрами, которые заканчиваются тонкими и высокими капителями. Наверху капителей можно рассмотреть Stiff Leaf — орнамент в виде закрученных резных листьев, символ ранней английской архитектуры.

В центре собора расположены колонны из темного известняка, поддерживающие массивный шпиль. Внутри шпиль застроен лесами. Чтобы рассмотреть его изнутри, следует подняться на высоту 68 м. Для этого придется преодолеть 332 ступени.

Недалеко от центрального прохода расположена удивительная купель. Ее установили в 2008 году, потратив на проект и монтаж около 10 лет. Рециркуляция воды в купели проведена таким образом, что создается впечатление зеркальной поверхности.В соборе Солсбери можно увидеть гробницы многих английских аристократов. Особенно выделяется красотой захоронение Ричарда Момпессона и его жены Кэтрин. Также здесь находятся гробницы Эдуарда Сеймура и леди Кэтрин Грэй, епископа Осмунда, Уильяма Длинный меч.Библиотечный корпус собора вызывает восхищение вытянутыми арочными окнами с чудесными витражами. Его средневековый резной бордюр украшен сценами из Ветхого завета. В этом помещении хранится экземпляр “Великой хартии вольностей” — первого законодательного акта Англии, который ограничивал королевскую власть. Он был издан в начале XIII века.

По периметру внутреннего дворика проходит прекрасный клуатр — крытая галерея в готическом стиле.В комплекс собора входят красивые старинные здания. Среди них особо выделяется Момпессон-Хаус (постройка начала XVIII века), колледж святой Девы Марии (возведен в конце XVII века), Епископский дворец (построен в первой половине XIII века).

 

 

● Линкольнский Собор

Линкольнский собор Девы Марии (The Cathedral Church of the Blessed Virgin Mary of Lincoln) — готический собор одноименного диоцеза церкви Англии в городе Линкольн, Великобритания. Является третьим по величине храмом средневековой Англии. Надо отдать должное его строителям - собор великолепен. Три его колоссальные башни, напоминающие башни сказочного замка, гордо возвышаются на вершине холма и далеко видны со всех точек окружающей равнины.

Ценители средневекового искусства по достоинству оценивают архитектурную составляющую этого величественного сооружения.У собора сложный несимметричный план, в котором порталы, трансепты и ряды капелл расположены беспорядочно и в, казалось бы, несвойственных местах. Восточная часть храма, которую украшают изысканная резьба по камню и линия контрфорсов, считается лучшим образцом в английской архитектуре второй половины XIII века. Западный фасад представлен двумя башнями, между которыми расположен притвор с огромными порталами. В скульптуре западного фасада прослеживаются французские мотивы. Оттуда же был заимствован мотив «Галереи королей», который сооружен в XIV столетии. На северном фасаде основного трансепта заметным украшением является окно-роза, которое известно как «Глаз настоятеля». На южном фасаде можно видеть аналогичное окно, названное «Глазом епископа». На окне с южной стороны сохранились остатки подлинных витражей, дошедших до нас из Средневековья. В интерьере собора отмечают благородство архитектурных форм. Особо известен «Ангельский хор», построенный во второй половине XIII века. Здесь ощущается зрелость английской готики с высокой сложностью декора. Очень необычна форма свода, расположенного над хором. Именно отсюда пошло возведение сложных сводчатых систем. Эта часть храма украшена 30 монументальными скульптурами. Здесь же расположены и деревянные скамьи, на спинках которых представлена резьба, изображающая уснувших римских солдат. Благодаря окнам с витражными стеклами внутреннее пространство храма постоянно переливается всеми цветами радуги.

Линкольнский собор всегда славился своими органами и органистами. Когда-то здесь играл крупнейший композитор времен Елизаветы Уильям Берд. Сегодня в соборе находится орган викторианского происхождения.

 

Заключение

 

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. Витражей)Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни. В нём наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания, символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, творческое величие усилий человеческого коллектива.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире. Осным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

 

Приложение

● Каркасная система

 

 

● Амьенский собор

 

● Собор Буржа

 

● Собор Парижской Богоматери   .     

    

 

● Башня во Фрейбурге

     

 

● Собор Шартре

   

 

 

● Амьенский Собор

  

 

● Солсберийский Собор

 

● Линкольский Собор

 

 

 

Список литературы

 

1.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры, Москва, 1972 г. 2.Крыжановская М.Я. Искусство западного средневековья, Москва, 1963 г. 3.Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков, Москва, 1973 г

4.Малая история искусств. Тяжлов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе., Москва, 1964 г.

5.Советский Энциклопедический словарь, Москва, 1988 г.

6.Хезинга Й. Осень средневековья, Москва, 1988 г.

7.Советская энциклопедия, Москва, 1986


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 505; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!