Творческий потенциал профессионального педагогического работника.

Источники и условия исследовательского поиска

Границы между традиционным поиском по ключевым словам и исследовательским поиском довольно размыты. В своей классической работе 2006 года Гари Марчионини определяет исследовательский (или разведочный) поиск от противного, сопоставляя его с традиционным поиском.

Задача традиционного поиска возникает, когда необходимо найти факты или ответы на чётко сформулированные вопросы. Результаты традиционного поиска легко интерпретируемы и сравнительно компактны. Примеры запросов, характерных для традиционного поиска: сегодняшний курс валют, симптомы ковида, в каком году была Куликовская битва и тому подобные.

Однако не все поисковые задачи можно свести к традиционному поиску. Часто пользователь поисковой системы до конца не понимает, что именно хочет найти, заранее не знает ключевых слов, изучает интересующую его тему уже в процессе поиска. Такого рода поиск может иметь сразу несколько целей, которые при этом могут изменяться по мере знакомства пользователя с предметной областью. Марчионини называет поиск такого рода поиском для обучения. Другая область исследовательского поиска связана с проведением исследований, когда пользователю требуется провести анализ, синтез, сопоставление данных из разных источников и т.д. Примером такого поиска может быть поиск с целью выбора товара для покупки или выбор места для отпуска.

Согласно Уайту и Роту, исследовательский поиск – это такой поиск, для которого контекст проблемы является открытым, постоянным и многоаспектным, а процесс поиска является оппортунистическим («следование своим интересам»), итеративным («заключающий в себе значение повторяющегося действия, многократный») и мультитактическим.

Исследовательский поиск – это специализация исследования информации, которая представляет действия, выполняемые поисковиками, которые:

- не знакомы с областью своей цели (т.е. нуждаются в изучении темы, чтобы понять, как достичь своей цели) или

- не уверены в способах достижения своих целей (технология или процесс) или

- не уверены в первую очередь в их цели.

Исследовательский поиск отличается от поиска по известным элементам, для которого ищущий имеет в виду конкретную цель.

Следовательно, исследовательский поиск охватывает более широкий класс действий, чем традиционный поиск информации, такой как исследование, оценка, сравнение и синтез, когда новая информация ищется в определенной концептуальной области.

Таким образом, определение исследовательского поиска достаточно размыто, и многие инструменты, относимые к исследовательскому поиску, сегодня внедрены в традиционные поисковые системы.

На сегодняшний день необходимо использовать источ­ники, подпитывающие исследовательский поиск, родники, из которых можно почерпнуть для творческой переработки подходы, образцы, идеи, методы и технологии.

Можно выделить, по крайней мере, пять таких источников.

1. Общечеловеческие гуманистические идеи и идеалы, отраженные в философии, религии, искусстве, народных традициях. Воспита­ние, активное стимулирование и поддержка развития личности невозможны без формирования нравственного идеала. Между тем после крушения официальной коммунистической идеологии и ком­мунистических идеалов в обществе и в среде педагогов ощущается острый кризис идеалов. Он в определен­ной мере компенсируется религиозной идеологией и религиоз­ным сознанием. Однако такой выход приемлем не для всех. «Во что же верить людям? Как можно воспитывать, если все идеалы сброшены, разрушены?»

Педагогические идеалы должны быть связаны с непреходящи­ми гуманистическим ценностями, с идеалами человеколюбия, с культом личности (не отдельной, а личности каждого). Вера в человека, поиск путей его максимальной реализа­ции, уважение к растущей личности ребенка, к его своеобразию и индивидуальности, к его праву на свободное развитие и счас­тье – это ядро любых прогрессивных педагогических концепций прошлого и настоящего.

2. Достижения всего комплекса наук о человеке, а также реко­мендации, вытекающие из современных научных подходов, осо­бенно рекомендации медицины, валеологии (учения о здоро­вье), психологических и педагогических наук, в том числе соци­альной педагогики, социальной, педагогической и возрастной психологии.

Существует мнение, что научные педагогиче­ские знания не столь уж важны, так как педагогика – не столько наука, сколько искусство, а недостаток знания педагог компен­сирует опытом. Практическая педагогика, конечно, великое ис­кусство, где очень много зависит от Мастера, но в основе этого искусства лежат научные принципы, подходы, системы. Если они выявлены, если они используются, практика существенно вы­игрывает, уменьшается вероятность потерь и ошибок. Противопо­ставлять научную теорию и практику (искусство) – все равно, что противопоставлять теорию музыки, музыкальную компози­цию, в конечном счете – музыкальную грамотность искусству исполнения.

И несколько слов о медицине и валеологии (науки о здоровье). В полезности рекомендаций этих наук мало кто сомне­вается. Однако вся практика воспитания и обучения очень мед­ленно и неполно учитывает советы и рекомендации, нацелен­ные на сохранение здоровья, ищет способы здоровьесберегающего образования.

3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе нова­торский.

Передовой опыт является наиболее близким и понятным ис­точником подходов, решений, методов, организационных форм. Его диапазон очень широк. Идет успешное возрождение тра­диций прошлого отечественного опыта. Восстанавливаются част­ные школы, лицеи, гимназии, гувернерство, преподавание рито­рики, бальных танцев, традиции российского милосердия и бла­готворительности. Постепенно открываются для нас и сокровища мирового опыта. Все это чрезвычайно важно. Заметный след в отечествен­ной практике обновления школы оставили педагоги-новаторы или, как они сами себя именуют, педагоги-экспериментаторы, чей опыт широко пропагандировался на рубеже 80-х и 90-х годов «Учитель­ской газетой», «Комсомольской правдой», Центральным телеви­дением и другими средствами массовой информации. В этот же период одна за другой стали выходить книги педагогов-новато­ров, их статьи и статьи о них в педагогических журналах. В послед­ние годы интерес к их опыту снизился, к тому же появился и ряд критических публикаций, содержащих обвинения и негативные оценки их опыта.

Попробуем с позиции современности, когда страсти вокруг новаторов несколько улеглись, дать объективную оценку их опы­та, его значения для обновления школы и развития психолого-педагогических наук.

Для оценки движения новаторов нужно определить, какие кон­кретные задачи они решили, какую роль выполнили.

В чем же конкретный вклад новаторов, их реальные заслуги перед российским и международным образованием?

Первое. Очень разные по творческому стилю (Ш.А. Амонашвили – уникальный философ-гуманист, психолог и педагог-практик, Е.Н.Ильин – яркий импровизатор, В.Ф.Шаталов – аналитик-алгоритмист. М.П.Щетинин – романтик, Р. Г. Хазанкин – эрудит и систематик и т.д.), они в противостоянии с фор­мализмом, бюрократическими ограничениями и унификацией от­стояли право педагога на творческую самостоятельность, на по­иск, на авторскую самобытность.

Второе. Своей практикой они утвердили гуманистические идеи сотрудничества и сотворчества со школьниками, внутренней сво­боды формирующейся личности, целесообразной помощи каж­дому и тем самым проложили дорогу коренным демократическим преобразованиям в образовании, способствовали гуманизации общества.

Третье. Они создали новые педагогические системы, в каж­дой из которых найдено решение определенных, очень актуаль­ных педагогических проблем. В.Ф.Шаталов показал, как с по­мощью системы опорных сигналов можно выучить всех и дать каждому ребенку «точку опоры» в его жизненном самоутвержде­нии. Ш.А. Амонашвили удалось найти средства, чтобы пробудить «серебряные колокольчики» в душе каждого ребенка, не отбить у него тягу к школе, знанию, учителю, обеспечить его развитие. М.П. Щетинин создал особенно ценную для села новую форму образовательного учреждения – школу-комплекс, не без успеха вел поиски путей разностороннего развития личности через эмо­ционально-художественную деятельность.

4. Педагогический потенциал коллектива педагогов и обучаю­щихся, окружающей социальной среды, производственных пред­приятий, учреждений культуры и медицины, правоохранитель­ных органов, родителей, людей самых разных профессий, жиз­ненных судеб и увлечений.

Творческий потенциал коллектива, конечно же, создается твор­ческими личностями. В нем вырабатываются собственные тради­ции, свое отношение к ценностям, к педагогическому поиску. Психологический климат, коллективные установки и оценки, взаимодействия разных по творческому стилю и потенциалу лю­дей оказываются либо стимулом, либо тормозом для развития творчества и инициативы.

Теория и практика социального воспитания исходит из посыл­ки о том, что только организация жизнедеятельности ребенка в реальной социальной среде с участием многих социальных ин­ститутов (семья, предприятия, клубы, ассоциации, творческие объединения, органы правопорядка, учреждения физкультуры, театры, кинотеатры и т.д.) и массы непрофессиональных педаго­гов (прежде всего это родители) позволяет полноценно вести обу­чение и воспитание. Тут, в непрофессиональной среде, можно почерпнуть много идей, подходов, форм, с успехом применимых и в школе, и во внешкольной сфере. Получили уже достаточно широкое распространение научные общества учащихся, руково­димые учеными, спортивные секции, которыми руководят спорт­смены или тренеры, художественные студии и т. д. В образовании «работают» идеи кибернетики, валеологии, герменевтики (наука о понимании), ему нужны новые подходы различных областей науки и техники, человеческой практики.

Творческий потенциал профессионального педагогического работника.

Творческий потенциал личности педагога проявляется во внут­ренних источниках творческого поиска: воображении, фантазии, умении прогнозировать, комбинировании известных способов или элементов, умении видеть предмет в его необычных функциях и связях, принимать нестандартные решения, т.е. во всем, что ха­рактеризует креативность (творческую сущность) самой лично­сти педагога-исследователя. Внешние факторы стимулируют твор­чество педагога, поставляют ему материал и дают образцы реше­ний. Но творческий педагог обладает собственным педагогическим мышлением, способен продуцировать новые идеи и методы.

В заключение, я хочу добавить, что успех исследовательского поиска во многом зависит от того, насколько полно использованы все эти источники.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!