Б) Скотоводческие народы Африки



Материальная культура народов Африки

Хозяйственно-культурные типы.

А) Народы присваивающей экономики

Б) Скотоводы

В) Земледельцы

Материальная культура.

А) Ремесло.

Б) Поселения и жилища

В) Одежда

Хозяйственно-культурные типы.

Хозяйственно-культурная классификация предполагает введение понятия хозяйственно-культурного типа (ХКТ), т. е. комплекса особенностей хозяйства и культуры, исторически сложившегося у народов, живущих в сходных естественно-географических условиях и близких по уровню их социально-экономического развития. Русские исследователи Б. В. Андрианов и Н. Н. Чебоксаров выделили 34 таких ХКТ во всем мире. Из них лишь некоторые имели распространение в Африке южнее Сахары. Из ХКТ, основанного на присваивающей экономике, у пигмеев и бушменов, сложились ХКТ бродячих охотников-собирателей саванн и лесов жаркого пояса и бродячих охотников пустынь и сухих саванн.

Производящие типы хозяйства были более разнообразны, и именно они характеризуют африканское хозяйство в целом. Здесь можно выделить типы с преобладанием скотоводства либо земледелия. В первую группу попадают скотоводы-охотники саванн жаркого пояса (фульбе-бороро, масаи и др.), полуоседлые и полукочевые скотоводы-земледельцы жаркого пояса (фульбе, галла и др.), кочевники и полукочевники аридной зоны жаркого пояса (туареги, тубу и др.).

Во второй группе можно выделить оседлых мотыжных земледельцев-рыболовов-охотников жаркого пояса (сорко, балунда и др.); оседлых мотыжных земледельцев жаркого пояса (с тропическим переложным земледелием) у йоруба, хауса, баконго и других; оседлых мотыжных земледельцев аридной зоны с орошаемым земледелием, оседлых пашенных земледельцев и скотоводов (амхара, тигре и другие народы Эфиопии) аридной зоны с ирригацией.

 

А) Народы присваивающей экономики

В Африке до наших дней сохранилось население, живущее охотой и собирательством. Это бушмены, занимающие опустыненные саванны и пустыни юга континента, а также пигмеи, живущие разбросанно в лесах тропического пояса.

Бушмены когда-то составляли основное население Восточной и Южной Африки. Образцы наскальной живописи этого народа разбросаны по многим уголкам этих регионов. Ныне они живут в Намибии, Ботсване, ЮАР, Анголе. Бушмены не имеют ни собственного самоназвания, ни общего самосознания. Принятое в литературе название происходит от слова «буш» — «кусты»; бушмены — «люди кустарников». Соседи их готтентоты называют бушменов «саан». Общую численность их можно определить лишь приблизительно: более 50 000 человек.

У бушменов, ведущих традиционный образ жизни, сохраняется половое разделение труда. Охота считается чисто мужским делом. Женщины не только никоим образом не принимают участие в охоте, но им даже запрещено дотрагиваться до охотничьего оружия. Методы охоты бушменов — самые примитивные. Практически единственный вид охоты — вдогон, однако в нем бушмены достигают удивительного мастерства и поражающей выносливости. В сухой безжизненной пустыне они могут выследить животное, преследовать его 30—40 км без отдыха, а потом добивают. Уже с 7—8 лет они охотятся самостоятельно. Основной объект охоты — разные виды антилоп. Единственный иной вид охоты — засады у колодцев, куда животные приходят на водопой. Только на птиц (в основном цесарок) бушмены ставят силки.

Единственным охотничьим оружием бушмена был и остался лук со стрелами. Лук у этих охотников — простой, с тетивой из сухожилий животных. Стрелы делаются из двух частей. Наконечник сплетенными сухожилиями привязывается к палочке размером с карандаш. Ее вставляют в полый стебель длиной в 30 см. Часть стрелы с наконечником могла легко отделяться от основы стрелы, и даже если раненое животное, продираясь через кусты, в дороге сбивает стрелу, наконечник остается в ране.

Столь легкое оружие не может быть достаточным средством для убийства животного, особенно крупной антилопы, поэтому стрелы отравляют ядами. Почти все яды бушменов обладают нервнопарализующими свойствами. Получив даже легкую царапину стрелой с таким ядом, небольшое животное умирает через несколько минут, а крупные антилопы — за час-два. Важно, что, парализуя нервную систему, яд не распространяется по крови, мясо остается неотравленным.

Охотничья добыча принадлежит всей группе. Женщины выделывают шкуру (кожу), высушив ее и затем по несколько часов растирая и разминая ее в руках. Они надувают и высушивают пузыри, которые служат потом сосудами, вырезают, чистят, вытягивают, протирают золой сухожилия, готовя из них ремешки, разбивают на осколки различной формы и величины кости, делая заготовки для будущих инструментов: игл, скребков и т. д.

Но эти занятия женщин — временные, зависящие от охотничьей удачи. Основная же их деятельность — собирательство. Женщины в совершенстве знают полупустыню и пустыню, редкие участки диких растений, сроки их созревания, время, когда выгодно собрать коренья, ягоды или плоды. Именно женское собирательство дает основной пищевой рацион, надежный и постоянный, тогда как охотничья добыча зависит от случая. 80% пищи бушменов — продукты собирательства женщин.

Женщины собирают дикий лук, колючие огурцы, сочные и сладкие семена травы, корнеплоды, дикие дыни и арбузы, ягоды и орехи, дикий мед. Собирают бушменки и мелких насекомых и личинки: саранчу, медовых муравьев, кузнечиков, термитов, дающих надежную белковую пищу. Когда в Южной Африке появились фермерские хозяйства, бушменки воспринимали огороды как обычные участки земли и занимались на них тем же собирательством, тогда как мужчины охотились на фермерский скот, как на диких животных. В ответ фермеры жестоко истребляли бушменов и вынудили их к уходу еще дальше в глубь пустыни.

Овладение охотничье-собирательским хозяйством позволило бушменам выжить и сохранить свое своеобразие в крайне тяжелых природных условиях. В настоящее время традиционный образ жизни сохраняет примерно половина бушменов. Там, где места их обитания попали в территории Национальных парков (в ЮАР и Ботсване), они живут на пенсионе правительства. Им запрещается охота на крупных животных, разрешается ловить только мелкую дичь (кроликов, некоторые виды птиц). Взамен они получают паек: кукурузную муку, табак и сахар. В некоторых странах (Намибия, Ботсвана, Ангола) бушмены работают на золотых и алмазных рудниках, причем их очень охотно берут на эти работы, так как бушмены обладают зорким зрением и особо чувствительными пальцами. Часть бушменов, особенно в Танзании, под влиянием соседних народов, переходит к земледельческому или скотоводческому образу жизни.

Пигмеи, как и бушмены, когда-то заселяли значительно более обширные области, чем ныне: они жили в центре континента в саваннах к югу и северу от тропического леса. Позднее бантуязычные народы оттеснили их в глубь лесов.

Пигмеи также не имеют ни общего самоназвания, ни общего самосознания. Отдельные группы их живут очень разбросанно и никак не связаны между собой. Не имеют они, в отличие от бушменов, и общего языка, употребляют языки своих высокорослых соседей. Название, под которым они известны за пределами континента,— производное от греческого слова «пигме» — «локоть». Так Гомер назвал в «Илиаде» полуфантастических карликов, боровшихся с журавлями. Достоверные упоминания о существовании низкорослых людей к югу от известных древним земель относятся к III тыс. до н. э., когда при дворе египетских фараонов появились карлики-танцоры с юга. Позднее упоминания о них содержатся в трудах Геродота и Страбона. Однако лишь в конце XIX столетия европейцы впервые встретились в глубине Африки с охотниками небольшого роста, столь отличными от окружающих народов. Их считали прямыми потомками известных в античности карликов и дали им гомеровское название.

Общая численность пигмеев в Центральной Африке превышает 100 тыс. человек.

Основными занятиями пигмеев остаются охота и собирательство. Виды охоты очень разнообразны. Охота — сугубо мужское занятие. Помимо загонной охоты пигмеи занимаются охотой «вдогон» с собаками, используют при охоте сети и особенно широко — ловушки и западни. Основное оружие пигмеев — луки со стрелами и небольшие копья (только у пигмеев Камеруна не известны луки). Пигмеи — искусные охотники, прекрасно знающие как свой лес, так и повадки населяющих его животных.

Охотничья добыча, однако, не может быть надежным источником питания. Более 70% пищевого рациона составляют продукты собирательства. Куда бы ни шли пигмейские женщины или девочки, они обязательно несут с собой сплетенный из тростника и листьев мешок, закрепляемый на голове. Грибы, гусеницы, сотовый мед, съедобные корни, трава, листья, орехи — все попадает в мешок. Начинают пигмеи заниматься и рыбной ловлей. В качестве удочек применяются гибкие, тонкие прутья с насаженными на них крючками.

Поскольку охота и собирательство являются основными занятиями пигмеев, они вынуждены вести кочевой образ жизни. По мере сбора дикорастущих растений на охотничьей территории и исчезновения дичи они покидают старые стоянки и переходят на новые.

Основа хозяйственной и общественной жизни пигмеев, как и у бушменов — группа из 6—7 малых семей, живущих и кочующих совместно. Она может распадаться и возникать вновь с другими членами в зависимости от обеспеченности территории обитания продуктами собирательства и охоты. Охотничья добыча делится между всеми членами группы. Больных и слабых обеспечивают всем необходимым.

Наследование и счет родства идут по мужской линии, поселение у всех групп пигмеев — вирилокально. При браке чаще всего происходит обмен классификационными сестрами. За детьми присматривают и мать, и отец. Примерно с 10 лет дети поселяются отдельно, строя детские небольшие хижины.

Жизнь регламентируется обычаем и советом, в который: входят старшие мужчины и женщины. Самый старший и самый мудрый обычно признается старейшиной. Поскольку собственность коллективная, не существует воровства. Ссоры разрешаются устным разбором на совете охотничьей группы. Наиболее серьезными проступками считаются и влекут наиболее суровое наказание действия, неразумные с точки зрения охотника: неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище; нанесение животному раны; рубка деревьев; загрязнение проточной воды. Серьезным нарушением считается несправедливое распределение пищи между членами группы. Самая суровая кара — запрещение охотиться вместе со всей группой, изгнание. Наиболее распространенное наказание за проступки — всеобщее осуждение, что считалось вполне достаточным.

Во всех странах своего расселения пигмеи издавна занимались обменом с негроидными народами охотничьей добычи на сельскохозяйственные продукты или ремесленные изделия — глиняные горшки, калебасы, а главное, — наконечники стрел и копий. В последние годы в некоторых районах они сами стали выковывать из кусков проволоки медные наконечники.

Б) Скотоводческие народы Африки

Значительная часть народов Африки занимается скотоводством. Приблизительная численность скотоводческих кочевых и полукочевых народов Западной и Восточной Африки — более 7,5 млн. (по данным 60-х годов). Это значительная часть фульбе, туареги, арабы, сомали, данакиль, баккара, масаи, нуэр, шиллук, динка и другие народы. Живут они в Верхней Вольте, Мали, Мавритании, Нигере, Нигерии, Чаде, Центрально-Африканской Республике, Эфиопии, Кении, Танзании и др.

Большинство скотоводческих народов Африки разводят крупный рогатый скот. Многие породы скота, как можно судить по наскальной живописи, имеют местное происхождение. В Западной Африке распространены в основном короткорогие породы, особенно «лагун» на всем Гвинейском побережье и «сомба» в Дагомее. В верховьях Нила, в странах Межозерья, в северо-восточной части континента встречаются длиннорогие. По всему Судану и Восточной Африке разводят горбатых зебу. Повсюду выпас крупного рогатого скота сочетается с выпасом коз и овец. Коневодство не получило значительного распространения в Африке. На рубеже нашей эры из Азии были завезены верблюды, это привело к быстрому распространению верблюдоводства в засушливых зонах.

Здесь есть и почти чисто скотоводческие, кочевые народы, и сочетающие в равной степени земледелие и скотоводство, и занимающиеся скотоводством лишь как подсобным занятием по отношению к главному — земледелию. В то же время можно выделить черты, единые для всех видов скотоводческого хозяйства. Это отсутствие выраженной мясной или молочной селекции, исключительно пастбищное содержание скота, отсутствие заготовки кормов, низкая товарность. Традиционным для всех скотоводов Африки является отношение к скоту, особенно крупному рогатому как к форме накопления богатства. Главным является не продуктивность, а величина стада: чем оно больше, тем больший социальный вес имеет его владелец. Скот режут очень редко, лишь по поводу исключительных случаев: рождение ребенка, свадьба или посещение особо уважаемых гостей.

Кочевое скотоводство

Большая часть туарегов, тедда, группа бороро у фульбе в Западной Африке, более половины сомали, беджа, галла, баккара, динка, нуэр на северо-востоке континента; карамоджин, сук, нанди, масаи в Восточной Африке; часть зулу в Южной Африке, гереро и готтентоты в Юго-Западной и Южной Африке и другие народы еще ведут кочевой образ жизни.

Для кочевника скот — главное достояние и основа его существования. С одной стороны, скот самая высокая ценность, количество его определяет место человека в обществе. С другой, скот — это пища: молоко и реже мясо, а также одежда, обувь, утварь из кожи и шерсти. Очень мало используют животных как верховой транспорт (верблюдов и лошадей на западе и северо-востоке континента, на юге и востоке — иногда быков) и лишь в Эфиопии и Республике Судан быков и верблюдов применяют как тягловую силу в земледелии.

Перекочевки скота — сезонные. Они связаны с обеспеченностью пастбищами и водой, а также с движениями в зависимости от сухого и влажного сезонов мухи цеце, очень опасной для крупного рогатого скота. Пути перекочевок складывались в течение многих веков и традиционно продолжают использоваться и сейчас, несмотря на государственные границы.

Один из самых многочисленных кочевых народов Западной Африки — туареги. Традиционно сложившиеся занятия туарегов — верблюдоводство и контроль над караванными путями через Сахару. С потерей значения этих путей захват новых пастбищ и защита собственных владений от соседей остались главными их заботами. Ранее у туарегов существовала четкая военная организация и распределение хозяйственных функций. Выделялись имхары (благородные роды) и их вассалы — имрады. Главными собственниками стад были именно имхары-воины, поручавшие уход за своим скотом имрадам. В обмен они были обязаны защищать имрадов, оказывать им в случае нужды материальную помощь. Именно имхары, гордые, элегантные, независимые, с правильной речью, дали повод называть туарегов «аристократами» и «рыцарями» пустыни. Имрады (козьи люди) первоначально пасли только коз и овец, но уже давно добились права на разведение и верблюдов, как и права носить то же оружие, что и «рыцарские» племена.

Когда-то кочевым народом были фульбе, широко расселившиеся в разных странах Западной Африки. Ныне лишь одна группа — бороро кочует со своими стадами в Нигере, Верхней Вольте, Нигерии. Как и все африканские скотоводы, фульбе не запасают кормов, скот круглый год находится на подножном корму. В особенно сухие и жаркие месяцы выпас производят по ночам. Практикуется сейчас наем пастухов.

Фульбе-бороро разводят преимущественно крупный рогатый скот — зебу, но держат также овец, лошадей, верблюдов. В районе Борну и Сокото (Нигерия) живут группы, которые занимаются исключительно овцеводством. Как правило, крупный рогатый скот режут лишь в исключительных случаях, мясо овец служит пищей, из шкур и шерсти делают одежду. Подавляющее число скота (примерно 90% поголовья) в Северной Нигерии сосредоточено именно у фульбе.

Наиболее известный скотоводческий народ Восточной Африки — масаи, разводящие коз и овец, крупный рогатый скот. Уход за стадами — исключительно мужское дело. Хозяйственная деятельность регулируется системой возрастных классов. Мальчики-подростки, не вошедшие еще в разряд воинов, пасли мелкий скот. Все неженатые мужчины-воины занимались пастьбой и охраной стад крупного рогатого скота. Временные поселения (небольшие круглые хижины, плетенные из прутьев и обмазанные сверху глиной, смешанной с навозом) были предназначены только для того, чтобы укрыться от ночной прохлады и непогоды. Их ставили по кругу и в центр на ночь загоняли скот. В основных поселениях масаев оставались совсем маленькие дети, старшие воины и старейшины. Воин, хорошо зарекомендовавший себя, получал право жениться, переходил в основное поселение масаев и вел самостоятельное хозяйство. Примерно так же распределялись хозяйственные обязанности и у галла Эфиопии и Сомали. Ныне как масаи, так и галла, переходят к полукочевым формам хозяйства.

Скот принадлежал большим патриархальным семьям, некоторые из которых владели несколькими тысячами голов. Рядом с такими состоятельными хозяйствами были и бедные, имевшие одного-двух быков и нескольких овец или коз. Они были вынуждены работать на хозяев больших стад. Уход за скотом и здесь был обязанностью и гордостью мужчины. Обработкой продуктов животноводства занимались женщины. Основой питания была молочная пища, а необходимая мясная пища обеспечивалась не забоем скота, а охотой.

Кочевники-скотоводы никогда не жили в полной изоляции от земледельческих народов. С давних пор их связывали отношения обмена. В обмен на продукты животноводства: молоко, масло, шкуры, кожи, ремесленные изделия из них — они получали продукты земледелия, прежде всего зерно, а в пустынных зонах — финики.

Скотоводство ограничено в Африке не только традицией и наличием пастбищ, но и распространением мухи цеце. В Заире, Народной Республике Конго, части Замбии, западных областях Танзании, значительной части Анголы, пораженных этим насекомым, укус которого несет гибель крупному рогатому скоту и сонную болезнь человеку, скотоводство развито очень слабо, да и в сопредельных областях это влияет на перекочевки скота. В указанных районах преобладает разведение коз, овец, часто здесь держат свиней.

В современных независимых странах Африки развитие скотоводства — одна из важных проблем. Ни одна страна Африки ныне не может обеспечить своих потребностей в мясе, молоке, масле из-за низкой товарности скотоводческого хозяйства, малой продуктивности, отсталой технологии, распространении эпизоотии, традиционного нежелания расставаться со скотом, продавая или забивая его. Усугубляется положение и сокращением площади пастбищ, которые вытаптываются и погибают, многолетней засухой и наступлением на юг пустыни Сахары, что сопровождалось падежом скота во многих странах Западной Африки. Эти трудности пытаются преодолеть разными путями. Во многих странах создают государственные фермы, оказывают поддержку частным фермерским хозяйствам, пытаются улучшить породы скота, оказывать ветеринарную помощь. Территории пастбищ продолжают сокращаться и ныне, поэтому эксплуатируются все интенсивнее, вытаптываются, выветриваются, не успевают восстановиться, условия выпаса скота все ухудшаются. Все это ведет к сокращению поголовья скота, обнищанию и разорению мелких крестьян-скотоводов. К тому же результату приводит неконтролируемое стихийное вовлечение скотоводов в товарное экспортное производство. Как показали исследования в Сомали, скотоводы либо бросают занятия отцов и уходят на заработки на фермы, в города и порты (то же происходит с туарегами в Сахаре, которые нанимаются на нефтяные промыслы), либо переходят к земледелию, либо влачат жалкое существование полунищих и полуголодных людей. Скотоводы, особенно кочевники — самые отсталые группы населения.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!