ГЛАВА IY . РОЛЬ   ЭЗОТЕРИЗМА В  СОВРЕМЕННОЙ



Й уровень


1. Основы герметической философии

2. Принципы ритма, поля, причин и след­ствий, ментализма, соответствия

3. Эволюция человечества

4. Закон перевоплощения

5. Закон Кармы

6. Закон жертвы


 

7. Оккультное строение человека

8. Существование человека в физическом, астральном и ментальном мирах

9. Общая теория чакр

 

10. Астральные и ментальные тела

11. Умственные начала человека

12. Духовность


 


10. Пути посвящения и ученичества

11.Иерархия Света

12.Шамбала

 

1. Первичная религия

2. Рама. Ведантизм

3. Кришна. Браманизм

4. Маздеизм


Й уровень

4. Люциферианство

5. Астральный и ментальный планы

6. Путь к новому рождению

Й уровень

5. Буддизм. Дзэн-буддизм

6. Египетские посвящения

7. Древний Завет. Миссия Моисея

8. Христианство


58


9. Масонство

10. Масонство в России


. Мессианская роль России


Й уровень (эзотерическая психология)

5. Психологические методы осознавания личных Эго (методы Г. Гурджиева и ин­ститута "Арики-тренинг" (США)

1. Методы духовной практики личности

2. Путь к личной свободе программ

3. Осознание ментальных ограничений

4. Внутренние конфликты и противоре­
чия


Основными направлениями в учебных курсах различных эзотерических школ и групп являются;

- эзотерические основы мироздания;

- всеобщие космические законы (перевоплощения, кармы, цикличности,

жертвы и т.д.);

- космические структуры, управляющие жизнью планеты (Шамбала,

Космический Разум, люциферианская система); - умение жить по космическим законам;

- смысл жизни и смерти человека;

- посмертное существование человека; -духовная эволюция планеты;

- эзотеризм в мировых религиях, эзотерический анализ религий 5-й белой расы

(ведантизм, браманизм, буддизм, религии Египта, христианство, еврейские эзо­терические течения)

- история тайных сект;

- практика духовного и физического самосовершенствования;

 

- эзотерическое объяснение экстрасенсорных способностей человека и паранор­мальных явлений;

- эзотерическая астрология, магия, хиромантия, нумерология;

- эзотерическая психология;

- ознакомление с трудами Н.К. и Е.И.Рерихов, Е.П.Блаватской, А.Безант,
А.Бейли, Р.Штейнера, Г.Ауробиндо, О.Раджниша, Р.Генона, Г.Гурджиева, Эль
Мория, К.Кастанеды и др.


159

Как видно из тематики и данного перечня направлений учебных курсов, в понятие эзотеризма включаются разнообразнейшие знания и представления.

Ядром философского понимания сущности эзотеризма как явления культуры яв­ляется, на наш взгляд, определение его как связующего звена между основными куль­турными формами и имеющего ярко выраженную специфику познания мира.

С одной стороны эзотеризм признает априорными знания, полученные путем от­кровений. Этот подход характеризует эзотеризм как религиозно-философское миросо­зерцание, своеобразную духовно-идеологическую систему. Современные эзотерики счи­тают, что только 30% всех достигнутых успехов цивилизации в любой сфере антропо­генной деятельности следует отнести за счет полученных на современном уровне знаний. Остальные 70 % - за счет чисто высокоразвитого интуитивного искусства восприятия1.

С другой стороны, эзотеризм соотносится с наукой, так как часто придерживается научного метода - эмпирического, построенного на опыте и умозаключениях. Тайные "науки" активно используют открытия общедоступных наук и дисциплин.

Эзотеризм претендует (и это ему в основном удается!) на место золотой середины между искусством, наукой и религией:

Религия  )


Философия


ЭЗОТЕРИЗМ


Схема 7. Место эзотеризма среди основных форм познания мира.

Формирование эзотерического знания не исчерпывается особым типом воспри­ятия, но включает в себя исходную мифологическую структуру, технику так называемой "трансиндукции", практические сведения о лекарствах, минералах, растениях, металлах, человеческой психологии и физиологии, движении планет, биоритмах и т.д. В основе

1 См. Орлов ВТ. Биоэнергетический баланс открытых систем в физическом пространстве. - М.: Изд. МАИ. 1995.


160

мировоззрения того или иного вида эзотеризма всегда лежит определенная мифологиче­ская парадигма. Особую роль играет понимание природы как упорядоченного и органи­зованного целого, со своим смыслозадающим центром, который выступает как образ Великого духа, Абсолюта, Единого, Всевышнего и т.д.

Таким образом, несмотря на разнообразие конкретных проявлений, форм и ви­дов, мы приходим к выводу о единой культурно-исторической сущности эзотеризма и его месте в общекультурном поле на стыке между искусством, религией и наукой, глубоких социально-психологических и гносеологических корнях.

Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена, вклю­чающая ценностные ориентации и установки, внутренние правила и нормы поведения в эзотерическом объединении, понятийный аппарат соответствующего учения, принципы построения организационной структуры, порядок экзегезы, по своей структуре является многоуровневой конструкцией. Модель включает в себя также функционально-ролевую сторону феномена, элементы, определяющие его жизнеспособность и приспосабливае-мость к новым историческим условиям, закономерности развития, социально-психологические корни.

Данная модель позволяет выявлять концептуальное ядро в любой эзотерической доктрине. Следует отметить, что несмотря на несколько абстрактный характер, она вы­полняет роль методологического средства в идеализации, систематизации, выделении сущностных характеристик исследуемого нами объекта и может выступать как рабочий инструмент философского и культурологического анализа сферы эзотерических явле­ний.

 


161

ГЛАВА IY . РОЛЬ   ЭЗОТЕРИЗМА В  СОВРЕМЕННОЙ


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!