Хинон-тиосульфатпый усилитель



Урок 87 -88 виды и назначение ретуши цветных фотоснимков. Основные недостатки негативов.

ЗАДАНИЕ. СОСТАВИТЬ СПИСОК ДЕФЕКТОВ ПРИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЕТСЯ УСИЛЕНИЕ.

Под ретушью можно понимать практически любую обработку фотографии. В этом отрывке приводится теоретическая классификация видов и способов ретуши, с которой начинается рассмотрение этой большой темы.

В соответствии с классификацией дефектов логично выделить следующие варианты ретуши:

  • техническая ретушь - выполняется с целью устранения глобальных и локальных технических дефектов;
  • художественная ретушь - выполняется с целью устранения глобальных и локальных художественных дефектов. Она, в принципе, более сложная и может быть подразделена на две категории: косметическую и композиционную.

Косметическая ретушь

Рис. 6.1. Основные места косметической ретуши

Косметическая ретушь используется в основном в портретной фотографии и дает ретушеру возможность почувствовать себя художником-визажистом или театральным гримером. Возможно, это один из немногих случаев, когда приветствуется приукрашивание действительности (особенно дамами!). Косметическая ретушь предполагает устранение наиболее заметных дефектов объекта и/или выявление его наиболее выразительных черт. Она требует особой тщательности, вкуса и даже деликатности. Иногда, подчеркнув особенности или дефекты натуры (например, фактуру кожи лица), можно добиться особенной художественной выразительности фотографии. Однако будьте осторожны - это может серьезно обидеть человека на снимке, и вам просто повезет, если он не агрессивен, живет далеко и/или слабее вас физически.

Типовые позиции для косметической ретуши портрета показаны на рис. 6.1:

  • места, придающие особую выразительность портрету и требующие иногда дополнительного подчеркивания (волосы, зрачки глаз, ресницы, брови, губы) - показаны черными стрелками;
  • места, обычно нуждающиеся в определенной маскировке (морщины, складки и тени на лбу и переносице, в уголках глаз и рта, на шее и на подбородке, под глазами и у ноздрей, а также различные шрамы, родинки, пигментные пятна, бородавки, волосы на лице и т. п.) - показаны белыми стрелками.

Композиционная ретушь

Композиционная ретушь (кадрирование, удаление лишних объектов или элементов, вставка недостающих деталей, регулировка освещения, корректировка цвета, фона и т. п.) требует знания основ композиции и наличие определенного художественного вкуса. Сюжет с правильно построенной композицией привлекает внимание к замыслу автора, создает ощущение гармонии, законченности формы, соответствия ее содержанию, формирует у зрителя определенное позитивное или, наоборот, негативное отношение. Ошибки в композиции при съемке приводят к тому, что изображение "разваливается" или "сбивается в кучу", результат получается как бы незаконченным, неубедительным и неинтересным для зрителя. Перед таким снимком обычно долго не задерживаются, так как не возникает никакого желания рассмотреть его подробнее, проникнуть в суть изображения. Однако если композиция во время съемки не очень удалась по объективным и/или субъективным причинам, это еще не повод для великой грусти. Перефразируя великого комбинатора Остапа Бендера, смеем утверждать: "Photoshop нам поможет". В этом вы скоро убедитесь сами.

ПРИМЕЧАНИЕ
Законы композиции, характерные для живописи, не всегда справедливы для фотографии. Уравновешенность композиции, гарантирующая спокойствие восприятия, не всегда отвечает жанру и творческому замыслу фотографа. Часто идут на сознательное нарушение равновесия для придания тревожности, динамики, чувства внутренней неуверенности, беспокойства. В фотографии иногда даже несоблюдение правил может обернуться творческой удачей.

ВНИМАНИЕ
Скрупулезный учет и выполнение правил построения композиции не являются гарантией того, что композиция получится удачной, однако их нарушение чаще всего гарантирует, что хорошая композиция не получится. Важно, чтобы все приемы применялись не формально, а работали на содержание снимка, на его основную идею. Тогда композиционная ретушь принесет свои плоды, и снимок "зазвучит" по-новому!

Классические способы ретуши

Традиционная ретушь предлагает следующие основные способы борьбы с дефектами фотографий:

  • механические - с помощью инструментов (скребки, растушевки, тампоны, кисточки, грифели, скальпели, аэрографы и т. п.): удаление пятен, царапин, высветление и подчеркивание отдельных мест, затушевывание дефектов или мешающих элементов и т. п.;
  • химические - с помощью реактивов, прозрачных и кроющих красок: усиление или ослабление плотности негатива, вытравливание отдельных элементов на позитиве, тонирование, закраска и т. п.;
  • оптические или световые.

Первые два типа издавна использовались профессионалами и "продвинутыми" любителями для ретуши как негативов, так и позитивов. Но в связи с все более широким внедрением автоматизированных фотолабораторий, эти способы ретуши неуклонно переходят в разряд чисто профессиональной деятельности.

Третий тип связан с предварительной (перед съемкой) подготовкой портретируемого, гримировкой, выбором соответствующих фотоматериалов, источников освещения и т. п., а также корректировкой отдельных частей или специальной художественной обработкой всей фотографии при печати.

Принципиальную сложность для традиционной ретуши представляет цветная фотография, поскольку эмульсия цветных фотоматериалов является многослойной, что практически исключает применение механических способов ретуши.

Успех в ретуши, во-первых, зависит от профессионализма ретушера, его опыта, знаний, навыков. Во-вторых - от качества и разнообразия инструментов и материалов. В любом случае, классическая ретушь - очень трудоемкий и длительный процесс, выполняемый методом проб и ошибок

УСИЛЕНИЕ

Усилением называется процесс фотографической обработки, в результате которого увеличивается общая оптическая плотность и повышается контраст проявленного серебряного изображения, а прозрачность его уменьшается.

Желательность усиления негатива может возникнуть в следующих случаях.

1. Недостаточный контраст негатива при отсутствии подходящего позитивного материала.

2. Малая общая плотность негатива, требующая слишком короткой выдержки при позитивном процессе, практически неосуществимой или неудобной.

3. Отдельные участки негатива настолько прозрачны, что на отпечатках эти места получаются слишком темными и лишенными подробностей.

Следует помнить, что в результате усиления усиливаются слабо выраженные подробности в тенях, но тех подробностей, которые вовсе отсутствуют на негативе, нельзя вызвать никакой химической обработкой. Усиление помогает тогда, когда негатив содержит все нужные элементы изображения, слабо выявленные недостаточным проявлением; там же, где свет при съемке не произвел минимально необходимого воздействия на фотослой, усилитель бессилен.

Рис. 72. Схема действия усилителя

Действие усилителя схематически показано на рис. 72, Перед усилением завуалированного негатива нужно удалить вуаль (поверхностным ослабителем), иначе одновременно с усилением изображения станет усиливаться и вуаль.

РЕЦЕПТЫ УСИЛИТЕЛЕЙ

Хромовый усилитель

Рекомендуем читателям в первую очередь хромовый усилитель ввиду его надежности в работе, прочности усиленного им изображения. Хотя он дает сравнительно умеренную степень усиления, ценным его качеством является действие преимущественно на слабо выработанные участки негатива. В результате обработки хромовым усилителем к частицам металлического серебра, составляющего изображение, добавляется новое непрозрачное вещество, вследствие чего увеличиваются оптические плотности негатива (примерно на 50%).

Обработка делится на два этапа: отбеливание и чернение.

Сначала серебряное изображение отбеливается раствором двухромовокислого калия (хромпик) и соляной кислоты. После отбеливания негатив должен быть чернен (вторично проявлен) проявителем нормального состава. Затем следуюг промывка и сушка.

Отбеливатель

Вода 250 мл
Двухромовокислый калий 2,5 г
Соляная кислота (10%-ный раствор) 5 мл

Негатив погрузите в отбеливатель и оставьте там до исчезновения черных следов изображения (наблюдение ведите по оборотной стороне негатива). Полное отбеливание занимает от 30 секунд до 3 минут; при неполном отбеливании может получиться относительно более высокая степень усиления небольших плотностей по сравнению с более плотными участками негатива.

По окончании отбеливания промойте негатив в проточной воде до полного удаления из слоя следов двухромовокислого калия (до исчезновения желтоватой окраски фотослоя), что достигается обычно в полчаса.

После этой промежуточной промывки отбеленный негатив следует чернить в нормальном проявителе, работающем быстро и не окрашивающем негатив: метоло-гидрохиноновом, метоловом, параминофеноловом .

Проявитель должен быть еще неиспользованным и после чернения выливается.

Чернение длится от 3 до 15 минут (при 20o) в зависимости от состава проявителя и от желаемой степени усиления. В течение всей обработки проявителем негатив в ванночке нужно освещать полным дневным светом (не прямыми лучами солнца) или возможно более ярким электрическим светом, иначе усиление не будет полным.

После чернения негатив ополосните в воде и перенесите на 5 минут в закрепитель (лучше кислый), затем основательно промойте и высушите.

Если достигнутую степень усиления вы найдете недостаточной, то процесс усиления можно повторить (уже усиленный негатив снова отбелить и еще раз проявить), однако производить эту обработку одного негатива более двух раз нецелесообразно, так как дальнейшая степень усиления будет незначительной.

От прибавления к 100 мл отбеливателя 5 мл 10%-ного раствора бромистого калия скорость отбеливания увеличится и степень усиления повысится.

Двухромовокислый калнй (а следовательно, и приготовленный с ним отбеливатель) ядовит и опасен даже в самых малых количествах; поэтому необходимо наклеить на сосуды с ним ярлыки с надписью "яд", содержать вещество и раствор под замком, применять их с осторожностью и следить, чтобы крупинки хромпика не попали в порезы и царапины на пальцах, тщательно мыть руки мылом после обработки.

Хинон-тиосульфатпый усилитель

Этот новый и потому еще малоизвестный однорастворный усилитель дает наибольшую степень усиления на высокочувствительных негативных материалах. Он весьма полезен для очень слабых, сильно недодержанных негативов, полученных при съемках в неблагоприятных световых условиях (быстрые съемки в пасмурную погоду, моментальные съемки при искусственном освещении).

Сущность усиления состоит в том, что печатная плотность серебряного изображения повышается в результате прибавления к нему нового вещества, имеющего коричневатую окраску и являющегося продуктом взаимодействия окислившегося гидрохинона и хромовых соединений. Усиленное фотоизображение имеет коричневатый цвет, оно менее долговечно, чем негативы, усиленные хромом, но в нормальных условиях сохраняется не менее 5 лет.

Усиленное изображение разрушается подкисленным тиосульфатом, поэтому негативы, обработанные хинон-тиосульфатным усилителем, не должны случайно быть положены в закрепитель или в промывную воду с остатками закрепителя.

Перед усилением или в процессе обработки не касайтесь пальцами фотослоя во избежание появления пятен на нем.

Хорошо промытый негатив перед усилением должен дубиться в щелочном формалиновом дубителе (см. "Правила дополнительной обработки негативов" в начале этого урока) в течение 5 минут при 20o и затем (без обработки в закрепителе) промываться 5 минут.

Результаты усиления постепенно ухудшаются при содержании более 1 части хлористого натрия на 40000 частей воды, используемой для приготовления трех растворов, составляющих этот усилитель. Поэтому при сомнении относительно содержания хлорида лучше пользоваться дистиллированной или дождевой водой. По этой же причине сосуды для приготовления, хранения и применения усилителя должны быть совершенно чистыми.

Предварительно приготовьте три запасных раствора, В закупоренных бутылках они сохраняются месяцами.

Запасный раствор N 1

Вода (около 20o) 200 мл
Серная кислота (10%-ный раствор) 100 мл
Двухромовокислый калий 7,5 г
Вода до 335 мл

Запасный раствор N 2

Вода (около 20o) 250 мл
Метабисульфит калия 1,3 г
Гидрохинон 5 г
Вода до 335 мл

Запасный раствор N 3

Вода (около 20o) 250 мл
Тиосульфат натрия безводный 5 г

(или тиосульфат кристаллический 7,5 г)

Вода до 335 мл

Рабочий раствор усилителя составляется путем смешения трех запасных растворов в следующем порядке:

Рабочий раствор

Запасный раствор N 1 1 часть
Запасный раствор N 2 2 части
Запасный раствор N 3 2 части
Запасный раствор N 1 1 часть

Запасные растворы прибавляйте один за другим медленно, при непрерывном размешивании. Указанная последовательность смешения (растворы N 1, N 2, N 3 и затем снова N 1) имеет очень существенное значение и потому обязательна.

Смешивать рабочий раствор лучше непосредственно перед обработкой (хотя без использования он может сохраняться два-три часа).

Обрабатывайте в ванночке одновременно только по одному негативу. Во время обработки почаще покачивайте ванночку с негативом, чтобы предотвратить возникновение полос и неравномерностей.

Обычно наибольшая степень усиления достигается после обработки усилителем в течение 10 минут при температуре раствора в 20o; для меньшего усиления надо сократить это время. Однако встречаются фотослои, негативные изображения на которых продолжают еще усиливаться и по истечении десятиминутного срока. Проверьте это практически на ненужном негативе.

После усиления промойте негатив в течение 10-20 минут в проточной воде и высушите.

Рабочий раствор усилителя следует использовать только один раз, а затем вылить, так как уже использованный однажды смешанный раствор может вызвать появление серебряного налета на поверхности негативного фотоизображения.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!