Объяснение политического участия.
Демократия и политическое участие
Правление должно осуществляться народом. В этом суть демократического идеала. Защитники прямой демократии полагают, что если граждане не участвуют непосредственно в делах государства и не принимают сообща государственные решения, то они не могут претендовать на то, что живут в демократическом государстве. Более практичные наблюдатели утверждают, что народ может править опосредованно, через избранных им представителей. И они настаивают на том, что выбор лидеров посредством института выборов — формализованной процедуры голосования — является единственным работоспособным подходом к демократии в большой сложной стране.
Выборы являются необходимым условием демократии, но они отнюдь не дают гарантии демократического правления. До падения коммунизма в Советском Союзе регулярно проводились выборы, в которых принимали участие более 90% избирателей. Но, конечно же, его нельзя было считать демократией, так как здесь существовала только одна партия. И мажоритарная, и плюралистическая модели демократии полагаются, хотя и в разной степени, на голосование. Однако обе модели считают, что граждане могут участвовать в политике и другими способами. Например, они предполагают, что граждане обсуждают проблемы политики, формируют группы интересов, контактируют с политиками, участвуют в избирательных кампаниях политических партий, выставляют свои кандидатуры на выборах и даже протестуют против решений власти.
|
|
Мы определяем политическое участие (political participation) как «такие действия частных граждан, посредством которых они стремятся повлиять на власть и политику или поддержать их». Это определение охватывает как традиционные, так и нетрадиционные формы политического участия.
Традиционное участие (conventional participation) — достаточно рутинное поведение, которое использует установленные институты представительной власти, особенно участие в избирательных кампаниях определенных кандидатов и голосование на выборах.
Нетрадиционное участие (unconventional participation) — относительно необычное поведение, которое бросает вызов установленным институтам или доминирующей культуре или отвергает их (и таким образом оказывает стрессовое воздействие на участников и их оппонентов).
Голосование и обращение к политикам с письмами являются примерами традиционного политического участия; проведение сидячих забастовок в общественных зданиях и скандирование лозунгов под окнами официальных лиц — примеры нетрадиционного поведения. Политические цели еще более четко прослеживаются в терроризме. Терроризм [1] в век массмедиа можно определить как «вооруженную пропаганду», использующую насилие для того, чтобы передать политическую информацию. Терроризм следует рассматривать как экстремальную форму политического участия.
|
|
Политические демонстрации могут быть традиционными (шествия с транспарантами перед клиниками, где проводятся аборты) или нетрадиционными (сцепление рук с тем, чтобы воспрепятствовать входу в здание). Различные формы нетрадиционного участия используются для получения политических выгод группами, не обладающими достаточными ресурсами, которые, однако, действуют в рамках существующей системы. Голосование и другие методы традиционного участия важны для демократического правления. Не менее важны и нетрадиционные формы участия.
Традиционное участие. Могут ли граждане повлиять на политику государства, действуя через его институты: встречаясь с политическими деятелями, поддерживая кандидатов, голосуя на выборах? Этот вопрос является практическим тестом на демократию для любой страны. Граждане не должны рисковать своей жизнью и собственностью, участвуя в политике, и им не обязательно нужно прибегать к акциям прямого действия, чтобы власть услышала их мнение. Цель демократических институтов состоит в том, чтобы сделать политическое участие традиционным — дать возможность обычным гражданам с помощью относительно рутинного, не представляющего угрозы поведения заставить государство прислушаться к их мнению, интересам и потребностям.
|
|
В демократической стране группа, собравшаяся у государственного здания или здания муниципалитета, чтобы обратить внимание на свою позицию по какой-то проблеме — например, проблеме роста налогов, — не является чем-то необычным. Такая демонстрация относится к формам традиционного поведения. Группа не бессильна, и ее члены не рискуют личной безопасностью. Но насилие может вспыхнуть между противостоящими группами. В таких случаях обстоятельства часто определяют, каким станет организованный протест, традиционным или нетрадиционным. Традиционное политическое поведение подпадает под две главные категории: а) действия, которые демонстрируют поддержку политики государства, и б) те, что стараются изменить политику или повлиять на нее.
Поддерживающее поведение [2] (supportive behavior) — действия, выражающие приверженность правительству и стране. Когда американцы произносят Клятву верности флагу или вывешивают национальный флаг по праздникам, они тем самым демонстрируют поддержку своей стране и, соответственно, ее политической системе. Такие ритуальные действия обычно требуют мало инициативы от граждан. Простой факт явки на выборы сам по себе также является демонстрацией поддержки политической системы. Другие формы поддерживающего поведения, такие, как участие в объективном расследовании претензий к результатам выборов или организация праздничного парада, требуют гораздо большей инициативы.
|
|
Временами то, как люди воспринимают патриотизм, заставляет их перейти черту между общепринятым и нетрадиционным поведением. В горячем стремлении поддержать американскую систему они прерывают собрания и срывают митинги группы, которая, как они считают, является радикальной или в чем-то «неамериканской». Радикальные группы могут угрожать политической системе болезненными изменениями, но суперпатриоты также представляют угрозу, хотя и другого рода. Их избыточная преданность отрицает право других на ненасильственные методы несогласия.
Граждане используют влияющее поведение [3] (influencing behavior) для того, чтобы изменить политику государства или даже повернуть ее в другом направлении в соответствии со своими политическими интересами. Одни формы влияющего поведения стремятся извлечь частную выгоду, другие имеют более широкие политические задачи.
Наиболее распространенной формой политического участия является голосование на выборах за определенного кандидата. Электоральный процесс составляет основу демократической политической системы. Проводятся ли в стране выборы — и если проводятся, то какого рода, — этим определяется критическое различие между демократической и недемократической системами. Выборы в демократической системе институционализируют массовое участие в управлении государством в соответствии с тремя нормативными принципами процедурной демократии: избирательное право определяет, кто допущен к голосованию, как много весит голос одного человека и сколько голосов требуется для победы.
Наряду с этим выборы служат официальной процедурой принятия групповых решений. Голосование является актом, в который вовлечены индивиды, когда они выбирают между альтернативами на выборах. Формализуя политическое участие посредством установления правил голосования и подсчета голосов, электоральная система позволяет большому числу людей, каждый из которых в отдельности обладает ничтожной политической властью, получить в свои руки огромную власть. Избирательная система коллективно решает, кто должен править, а в некоторых случаях — что должно делать правительство. Сам по себе акт проведения выборов менее важен, чем специфические правила и условия, которые управляют голосованием. В соответствии с демократической теорией каждый должен иметь возможность голосовать. На практике, однако, всеобщего права голоса нет ни в одной стране. Во всех странах существуют ограничения по возрасту, и все страны ограничивают в правах кого-то из своих жителей по различным причинам: отсутствие гражданства, криминальное прошлое, умственная неполноценность и т.д.
Объяснение политического участия.
Исследователи установили, что социоэкономический статус является хорошим индикатором для большинства видов традиционного политического участия. Люди с более высокими образованием, доходами и белые воротнички или люди престижных высокооплачиваемых профессий (врачи, юристы, журналисты, преподаватели и пр.) обычно лучше осведомлены о влиянии политики на их жизнь, больше знают о том, что следует делать, чтобы повлиять на действия правительства, и имеют ресурсы (время и деньги), необходимые для того, чтобы предпринимать какие-либо усилия. Таким образом, они в большей мере предрасположены к участию в политике, чем люди с низким социоэкономическим статусом. Эта связь между социоэкономическим статусом и традиционной вовлеченностью в политику называется стандартной социоэкономической моделью [4] участия.
Неконвенциальное политическое поведение менее четко соотносится с социоэкономическим статусом. Исследования неконвенциального поведения в других странах показали, что протестное поведение связано с низким экономическим статусом и особенно присуще молодежи. Однако некоторые исследования неконвенциального поведения, проведенные в Соединенных Штатах, обнаружили, что участники протестных акций (особенно черные) часто имеют более высокий социоэкономический статус, чем те, кто в них не участвует (пример массовых выступлений в России в декабре 2011 – марте 2012 гг.).
Конечно, социоэкономический статус является не единственным фактором, определяющим, какой способ даже традиционного участия в политике выбирают люди. Другой важной переменной служит возраст. Как уже отмечено, молодые люди больше склонны участвовать в политических протестах, чем в традиционных формах политического участия.
Уровень участия в голосовании имеет тенденцию расти по мере того, как люди становятся старше, примерно до 65 лет, после чего физическое состояние начинает снова снижать его.
Две другие переменные — раса и пол — в прошлом были связаны с участием, но со временем содержание этой связи изменилось. Черные в США, доля участия которых в 1950-е годы была невысокой, ныне участвуют в политике наравне с белыми с поправкой на различия в социоэкономическом статусе. Если в прошлом женщины демонстрировали низкий уровень участия, то сегодня гендерные различия в политическом участии почти исчезли. (Единственное исключение — женщины менее, чем мужчины, склонны пытаться убедить других, как тем следует голосовать. Недавнее исследование социального контекста поведения избирателей показало, что состоящие в браке мужчины и женщины более склонны голосовать, чем те, кто не женат или не замужем.
Из всех социальных и экономических переменных образование является самым сильным самостоятельным фактором в объяснении большинства типов конвенциального политического участия.
Участие и свобода.
С точки зрения нормативной теории связь между участием и свободой достаточно ясна. Индивиды должны обладать свободой участвовать в управлении государством и в политическом процессе тем способом и в той мере, в какой они пожелают. Они также должны иметь свободу не участвовать.
В идеальном случае все препятствия участию в выборах (такие, как ограничения регистрации для голосования или установление пределов финансовых затрат на проведение избирательной кампании) должны быть устранены, так же как и любые варианты обязательного голосования. Теоретически свобода участия означает еще, что индивиды должны иметь возможность использовать свои деньги, связи, знания, организационные ресурсы (включая количество организованных протестов) или любые другие возможности влияния на решения правительства при условии, что они делают это легально. Из всех этих ресурсов индивидуальный голос, возможно, самое слабое и, соответственно, наименее важное средство оказания политического влияния. Отсюда следует, что свобода как ценность дает в политическом участии больше преимуществ тем, кто обладает ресурсами для продвижения своекорыстных политических интересов.
Участие и равенство.
Связь между участием и равенством также достаточно очевидна. Возможность гражданина влиять на государство должна быть равна возможности любого другого гражданина, чтобы различия в личных ресурсах не могли оказать отрицательное воздействие на бедных или уязвимых в каком-то другом качестве. При этом условии выборы служат идеалу равенства лучше, чем любые другие средства политического участия. Принятые правила подсчета голосов, в частности один человек — один голос, нивелируют различия между индивидами в обладании ресурсами.
В то же время группы людей, каждый из которых в отдельности располагает небольшими ресурсами, могут объединить свои голоса, чтобы получить политическую власть. Различные этнические группы европейского происхождения использовали этот вид власти в США в конце XIX и в начале XX века, когда их голоса обеспечили им вхождение в социополитическую систему и позволили воспользоваться всеми ее преимуществами. Позднее черные, испаноязычные американцы, гомосексуалисты и инвалиды использовали силу своих голосов, чтобы получить политическое признание. Однако, чтобы добиться права голоса, меньшинства часто были вынуждены прибегать к неконвенциальным формам участия. Как выразились два авторитетных исследователя политического участия: «Протест является великим уравнителем, политическим действием, в котором интенсивность значит столько же, сколько простое число участников».
Участие и порядок.
Связь между участием и порядком имеет достаточно сложный характер. Одни виды участия (Клятва верности флагу, голосование) утверждают порядок и поэтому приветствуются теми, кто считает порядок ценностью; другие виды способствуют беспорядку и поэтому ими не поощряются. Так, многие граждане — мужчины и женщины — сопротивлялись предоставлению избирательного права женщинам из-за страха, что это нарушит социальный порядок, изменив традиционные роли мужчин и женщин.
Как традиционное, так и нетрадиционное участие могут привести к смещению отдельных должностных лиц государства, но для режима — самой политической системы — большую угрозу представляют нетрадиционные формы участия.
В целях поддержания порядка государство стремится при любой возможности перевести нетрадиционное участие в традиционное. Так, в США во время Вьетнамской войны тысячи студентов выражали свой протест, перекрывая движение транспорта, занимая здания, разрушая имущество, а также участвовали другими неконвенциальными способами. Столкнувшись с этой гражданской смутой и беспорядком, Конгресс принял меры. 23 марта 1971 года он разослал штатам предложение по Двадцать шестой поправке к Конституции, понижающей возраст голосования до 18 лет. Чтобы поправка стала частью Конституции, ее должны ратифицировать три четверти законодательных собраний штатов. Как ни удивительно, тридцать восемь штатов (требуемое число) уже к 1 июля согласились с предложением Конгресса, установив рекорд быстроты ратификации поправки к Конституции. Как утверждал один обозреватель, право голоса было распространено на восемнадцатилетних не потому, что этого потребовала молодежь, а потому, что «люди в правительстве сочли, что расширение права голоса станет средством институционализации участия молодежи в политике, которое, в свою очередь, обуздает беспорядок».
Очевидно, что выборы являются институциональным механизмом, который приводит в действие демократию, позволяя гражданам выбирать между кандидатами или проблемами. Но выборы служат также другим важным целям.
Выборы социализируют политическую активность. Возможность добиться перемен через голосование поощряет граждан воздерживаться от уличных демонстраций. Выборы трансформируют в рутинную публичную функцию то, что в ином случае могло бы стать спорадическими актами, инициированными гражданами. Это помогает сохранить стабильность власти посредством сдерживания и направления в иное русло потенциально подрывных или опасных форм массовой политической активности.
Выборы институционализируют доступ к политической власти. Они позволяют обычным гражданам баллотироваться на политические должности или играть важную роль в отборе политических лидеров. Участие в избирательной кампании кандидата дает возможность идентифицировать проблемы или предлагать решения вновь избранному должностному лицу.
Выборы укрепляют власть и авторитет государства. Возможность участвовать в выборах дает гражданам убеждение, что государство чувствительно к их нуждам и пожеланиям, и тем самым укрепляет его легитимность.
Важно учитывать результативность и пределы политического участия разных политических типов. Очевидная истина состоит в том, что чем ближе человек к власти, тем больше у него возникает возможностей оказывать влияние на принятие властных решений. Практическое же влияние рядовых граждан (обывателей, политиков по случаю, политических наблюдателей) на структуры власти даже в условиях демократических режимов не является значительным. Граждане находятся на достаточно дальних подступах к реальной политической власти и не могут оказывать воздействие на принятие конкретных решений.
Во-первых, это связано с таким объективным фактором как естественная удаленность рядовых граждан от реальной политической власти. Особенно это проявляется в том случае, когда властные структуры, политические институты берут на себя большую долю ответственности и компетенции в осуществлении власти. Некоторые политические институты могут вообще оставаться за пределами влияния населения. Не секрет, что существуют закрытые политические зоны. К тому же и возможность эффективного политического участия у представителей разных слоев населения в силу многих причин также будет различной.
Во-вторых, в большинстве своем сами граждане не в состоянии взять на себя соответствующую долю гражданской, политической ответственности. К. Ясперс задается вопросом, способен ли вообще средний по своей природе человек фактически быть ответственным государственным подданным, участвовать в принятии решений по основным направлениям политики. По его мнению, политический потенциал граждан используется недостаточно, а сами они в своих действиях руководствуются иллюзорными представлениями. В частности, К. Ясперс убежден, что:
· сегодня избиратели в подавляющем большинстве следуют не основанному на знании убеждению, а не проверенным иллюзиям и ложным обещаниям;
· пассивность тех, кто не участвует в выборах, играет большую роль;
· колеблющееся меньшинство, бюрократы или отдельные лица господствуют благодаря сложившимся ситуациям.
Следовательно, реальность такова, что граждане в силу различных причин не могут оказывать соответствующего влияния на властные структуры и, соответственно, коэффициент их политического участия невелик.
На современном этапе развития демократии, как полагает большинство западных политологов, признаком нормально функционирующей системы политических отношений является не всеобщая политизация населения, а нормальная деятельность граждан и политиков в своих сферах, причем индивид, успешно занимающийся своим делом и полноценно обеспечивающий свою жизнь, как правило, не вмешивается в политику. Подобного типа люди ограничивают свою политическую деятельность участием в выборах, референдумах. Более активное участие и включение в политическую деятельность они проявляют лишь в том случае, если их существование и деятельность испытывают ограничения и давление со стороны существующей власти (несовершенство законодательства, чрезмерное налогообложение, расовая дискриминация).
Г. Алмонд и С. Верба пришли к выводу, что «хотя норма, требующая от человека участия в общественных делах, широко распространена, активное участие в них отнюдь не является наиболее важной формой деятельности для большинства людей. Оно не является ни основным их занятием в свободное время, ни главным источником удовлетворения, радости и волнения».
Многие зарубежные исследователи отмечают, например, слабый интерес жителей ряда европейских стран к политике, их политическую пассивность, ограничение гражданской активности лишь голосованием.
Наряду с определенным политическим безразличием к формированию верхних эшелонов власти, граждане западных стран проявляют достаточную гражданскую активность на муниципальном уровне и в производственной сфере деятельности. Они участвуют в местном самоуправлении по наведению порядка в домах, общественных местах, т. е. их политический интерес смещен в сторону повседневных проблем жизнедеятельности.
Согласно результатам одного из исследований, 32 % американцев участвуют в деятельности хотя бы одной местной организации, 30 % — в решении какой-либо проблемы своей общины, при этом 20 % вступали в контакт с представителями местных властей, а 14 % — сами проявляли инициативу в создании группы активистов из числа своих соседей, друзей, членов общины. В целом членами различных общественных организаций являлось 57% взрослого населения США.
Таким образом, спектр политического участия может быть весьма подвижным, динамичным в зависимости от решаемых задач. Сами политические участники проявляют различную степень заинтересованности в политике. Они включаются в политическую деятельность на различных уровнях и в зависимости от их компетенции, характера решаемых вопросов, потребностей, интересов и политической ситуации. Допуская определенную условность, можно выделить три уровня участия граждан в политической жизнедеятельности.
Первый уровень предполагает принятие гражданином существующей политической системы, ее норм, конституционных законов, правовых предписаний. В этом случае индивид выступает как подданный, законопослушный гражданин, не проявляющий недовольства по отношению к политическому режиму и стремящийся к его активной поддержке, поскольку он заинтересован в нем.
Второй уровень предполагает совместные действия граждан в целях достижения групповых интересов. Это может быть деятельность по организации и осуществлению местного или производственного самоуправления, когда гражданин соотносит свои действия с интересами социальной группы, организации, объединения. К примеру, сегодня в России возникают новые движения, связанные с реализацией интересов различных социальных групп. Это объединения обманутых вкладчиков, членов ликвидированных жилищно-строительных кооперативов, общество защиты прав потребителей и т. д. Люди отстаивают свои насущные интересы, обращаясь нередко к политическим методам.
Третий уровень отражает нацеленность граждан на решение общеполитических государственных вопросов. Конечно, диапазон проявления данного уровня может быть достаточно широк и определяется не столько результатами деятельности граждан, сколько их притязаниями, фактом активного участия в обсуждении законопроектов, избирательных компаниях, поддержкой или критикой политики, проводимой правящей элитой.
Данный уровень политического участия соответствует политической активности, которая представляется сложным, многогранным социально-психологическим и политическим явлением.
До недавнего времени в отечественной литературе понятие «политическая активность» использовалось для обозначения сознательной включенности личности в политические структуры. Это вполне объяснимо, поскольку именно активность отражала постоянную нацеленность идеологизированного общества на достижение очередных рубежей в строительстве социализма за счет энтузиазма, инициативы, различного рода починов и т. д.
В принципе же политическая активность присуща личности, участвующей в политическом процессе, когда она проявляет инициативные действия, более высокую степень деятельности по сравнению с обычной. Она включает систему качественных и количественных показателей, к которым следует отнести интенсивность, импульсивность, рациональность, оперативность, ответственность, инициативность, неординарность, исполнительность, самодеятельность, последовательность и т. д.
Важно отметить, что степень интенсивности участия, равная активности, не является постоянной величиной, а зависит от выполняемых социально-политических функций, конкретных форм и направленности политической деятельности, а также отношения человека к ней. На политическую активность оказывают влияние социально-экономические обстоятельства. В зависимости от них активность может быть фоновой, т. е. в пределах необходимого участия граждан в системе политических институтов, а также экстраординарной, особенно в периоды кардинальных общественных изменений и кризисных ситуаций.
Фоновая политическая активность часто приобретает нормативный характер и регулируется социальными институтами, которые поддерживают равновесие политической системы. Сохранению такого стабильного состояния способствует законопослушный, лояльный по отношению к власти гражданин. Его активность, как правило, не выходит за рамки нормативно-правовых требований, но он является надежной опорой существующего режима.
Определяющим показателем политической активности является деятельное, конструктивное, целенаправленное, результативное поведение участников политического процесса. При характеристике активности необходимо учитывать не только функциональный аспект, но и мотивационную структуру поведения, которая побуждает личность действовать.
Политическая активность на личностном уровне или автономная активность — это не только настоящая (состоявшаяся), но и потенциально-ожидаемая активность. В этом отношении приемлемо употребление понятия «политически активная личность». Оно генерирует уже реализованную политическую активность личности, фиксирует состояние активности в каждый данный момент, показывает потенциальную готовность личности к проявлению активности.
Таким образом, политическая активность отражает наиболее высокий уровень политической деятельности и участия.
Следовательно, уровни политического участия граждан и, соответственно, степени их эффективности неравнозначны. Но любой из них, даже незначительный по результативности, не является бесполезным. В конце концов, все политические действия способствуют формированию политической культуры и создают потенциальную политическую силу, с которой вынуждены считаться властные структуры.
Наиболее перспективной представляется демократия участия (или демократическое участие), позволяющая оказывать реальное воздействие на властные структуры и включаться в различные сферы политической жизни.Она призвана обеспечить повседневное, постоянное и разнообразное включение граждан в деятельность политических институтов.
Но это возможно либо в малых сообществах, где все граждане могут осуществлять властные функции, никому их не делегируя, либо в обществе с большим политическим опытом и высокой политической культурой, где граждане ощущают себя не только частными лицами с частными интересами, но и носителями общего (публичного) интереса. Для них участие в его реализации является потребностью. Естественно, необходима при этом и достаточно разветвленная сеть политических связей и институтов, через которые такое участие осуществимо. Но данный тип участия представляется скорее делом будущего.
Политическое участие, по мнению западных политологов, имеет свои разумные пределы, необходимые для стабильного развития общества. В этом случае ограниченное участие или даже неучастие могут рассматриваться в качестве стабилизирующего фактора, т. к. активизация аполитичных слоев населения, включение их в политический процесс могут привести к дестабилизации политической системы. Разрушающий характер деятельности ранее аполитичных слоев населения позволяет сделать вывод о том, что опасно расширять масштабы участия за пределы традиционных форм демократической активности граждан.
Подобно политическим партиям, группы интересов в современных обществах образуют одно из важнейших звеньев, связывающих государство (правительство) и граждан. Они и появились на свет во многом по тем же причинам, по каким в свое время сложились партии. Являясь детищем новой эры представительного управления, они возникли с тем, чтобы выражать интересы, позиции и мнения все более многочисленных категорий и слоев нарождающегося постиндустриального общества. Но если главная задача политических партий — победить на выборах, для чего им требуется мобилизовать в свою поддержку как можно больше сторонников, группы интересов в известном смысле действуют противоположным образом, выражая устремления более узких категорий общества и потому выдвигая более четкие, конкретные и ясные цели.
Группы интересов широчайшим образом различаются между собой, а их цели и способы деятельности и вовсе необозримы, охватывая широчайший диапазон - от добровольной работы в госпиталях и иных институтах такого же рода до участия в правительственных программах или, напротив, проведения кампаний гражданского неповиновения и маршей протеста.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 2005; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!