Количество работ по живописному пленеру



Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Тульский государственный университет»

 

Институт горного дела и строительства

Кафедра «Городского строительства архитектуры и дизайна»

 

методические указания к практике (Пленэр)

 

Направление подготовки: 07.03.01 Архитектура

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

 

Формы обучения: очная, заочная

 

Тула 2019 г.

 

Методические указания разработаны

Доцентом кафедры ГСАиД В.Г. Курковой

рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры

«Городское строительство, архитектура и дизайн»

Института горного дела и строительства.

 

Протокол №         от «   »                  20 г.

 

Зав. кафедрой                              К.А. Головин

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение                                                                                    3

2. Блок живопись и архитектурная колористика                    3

Этюд на свежем воздухе                                                      5

Количество работ по живописному пленеру                           7

3. Блок рисунок                                                                             8

Количество работ по рисунку                                               9

 

4. Подготовка к просмотру                                                          9                                       

5. Список рекомендуемой литературы                                   9


6.

Введение

Пленэр является неотъемлемой частью становления архитектора. Именно в этой работе будущий архитектор применяет полученные в аудиторных штудиях знания на практике, отправляясь на самостоятельные поиски натуры в естественной среде.Данный вид работы применялся художниками во все времена. Данный вид практики состоит из двух блоков и соответствует дисциплинам : живопись и архитектурная колористика и рисунок. В каждом блоке есть свои особенности ведения работы с натуры. Также есть временные рамки проведения каждого блока практик, установленные графиком учебного процесса, которые следует соблюдать. Однако в остальном студентам дается большая свобода в выборе места и времени работы. Можно работать как в своем родном городе так и посетить другие, интересующие места. Но работать нужно каждый день и по 4-6 часов. В дождливую погоду также можно прибегнуть к зарисовкам из окна. Консультации с преподавателями осуществляются согласно расписанию, которое вывешивается на кафедре.

Блок живопись и архитектурная колористика

Пленэр (от французского  Plein air - открытый воздух) - воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды.  

Впрактической деятельности архитектораумение рисовать с натуры окружающую действительность , передавать среду , создавать пейзаж имеет очень важное значение .      Грамотно и выразительно запечатленные на бумаге природа и ее элементы используются в качестве антуража в архитектурных композициях, придавая законченный вид проекту, поскольку "жизнь" проектируемых зданий протекает всегда в конкретной природной и градостроительной среде. Кроме того, архитектору необходимо уметь в процессе создания эскизов и проектов реалистически отображать идеи в архитектурных образах. Поэтому учебным планом в архитектурных и художественных учебных заведениях предусмотрена художественная практика, общепринято называемая пленэром, которая является звеном профессиональной подготовки, например, будущих архитекторов. Обычно пленэр проводится в летнее время, однако живописные этюды рекомендуется делать в разное в время года, при разных условиях освещенности. Можно писать этюды не только находясь на природе, но и через окно.

Пленэр - это работа на открытом воздухе, и она является противоположностью работы в условиях аудитории. Цели рисующего на пленэре - передача естественного освещения, воздушной среды, пространства, перспективы, воспроизведение реальных предметов, оттенков цвета, непосредственно наблюдаемых в природе. Приобретаемый при работе на пленэре опыт позволяет очень тонко чувствовать колористические изменения живописи, выполняемые в условиях естественного и искусственного света.

Кроме того, работа на планере, особенно при создании архитектурных зарисовок, позволяет будущим архитекторам изучать особенности архитектурных стилей, отдельных элементов. Если точно, внимательно, с большим уважением к пропорциям рисовать, можно многое узнать о красоте и стиле, о композиции и значении деталей в архитектуре. Такая работа неразрывно связана с изучением истории искусства и истории архитектуры.

Работая на пленэре, будущие архитекторы эстетически познают мир в целом как мир тектонических закономерностей. Пленэр воспитывает будущего архитектора как специалиста с хорошим художественным вкусом, человека высокой культуры, развивает такие главные его качества, как воображение, умение осознанно анализировать увиденное, претворять зрительные впечатления в изобразительной форме.

Пленэрная практика студентов-архитекторов проходит в два этапа. На первом курсе - рисунок, на втором - живопись.

Во время практики студенты приобретают опыт работы различными живописными и графическими материалами: акварель, темпера, гуашь, акрил, пастель; уголь, сангина, тушь, цветные карандаши, соус и т.д. Можно также использовать разную по фактуре и тонировке бумагу с использованием смешанных техник. Однако, городской пейзаж целесообразно выполнять акварелью или в сочетании с графическими материалами, т.к. акварель по точному предварительному рисунку дает наиболее достоверное представление об изображаемой ситуации. Другие живописные материалы предполагают более длительный процесс и не всегда позволяют тщательно проработать детали.

 

ЭТЮД НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Приступая к работе над этюдом на пленэре необходимо внимательно и вдумчиво выбирать точку зрения и , таким образом, выбирать композицию будущего произведения. Надо "искать" позицию, с которой будущий пейзаж воспринимается цельно, смотрится выразительно, когда четко определяются пространственные планы.

Чтобы этюд был хорошо скомпонован, надо сосредоточитьяся на том, что составляет основу, главный сюжет изображения.

Одна из главных композиционных задач - определение крупных соотношений - земли и неба. Все остальные Элементы пейзажа будут строиться в зависимости в зависимости от положения линии горизонта, вернее , линии уровня зрения, определяемой рисующим.

Горизонт не должен делить картинную плоскость горизонтальной линией на две равные части. Этюд будет "смотрибельный", при условии, когда небо или земли доминируют по масштабу.

Цветовые отношения между объектами, участками, планами видимой натуры, правильная передача общего цветового состояния природы зависят от освещения. Освещение в пейзаже (в солнечный день - яркие, светлые краски палитры, в пасмурный - темные, малонасыщенные цвета) во многом определяет успех построения эмоционально-выразительного строя этюда. Решение больших цветовых отношений должно обязательно вестись с учетом различного состояния освещенности, дневного, вечернего и т.д.

На начальной стадии обучения необходимо научиться чувствовать роль воздушной перспективы и освещения ( например, стволы деревьев на закате солнца окрашенные, например, в оранжево-красные оттенки ), выработать способность замечать не предметные цвета, а обусловленные освещением и удаленностью, т.е. Измененные цвета предметов.

На природе, где цвета предметов меняются в зависимости от освещения, нужно определить в каких пределах должны быть построены цветовые отношения.

Работая на пленэре, следует устанавливать пропорциональные различие цветов, перспективное изменение обусловленного цвета на различных планах, одновременно держат их в поле зрения ( первый - ближний, средний - второй и дальний - задний). Хотя объекты пейзажа и расположены на разных планах, их можно сравнить и устанавливать существующие между ними отношения. Например, зеленая трава на переднем плане воспринимается более теплой по тону, чем та же трава на среднем и тем более на заднем плане.

В пейзажном этюде надо начинать писать с целого, а не с деталей, следуя принципу: от общего - к деталям, с последующим обобщением. Вначале прокладывают общие цветовые пятна, а затем, когда большие цветовые отношения установлены, переходят к проработке деталей. В первоначальных коротких этюдах надо ставить перед собой задачу : выработать метод работы цветовыми отношениями при цельности восприятия натуры. В таких поисках выстраиваются отношения между цветом неба, земли, передним, средним и задним планами. Полезно вначале в качестве сюжета выбирать мотив с ограниченным замкнутым пространством ( например, двор с его растительностью и частью строений).

Если вы успешно справились с задачей, можно переходить к более открытым пространствам, имеющим несколько планов ( например, берег реки с ясно выраженным передним планом - деревом, кустом, строением и т.д.). В данном случае время работы увеличивается от 2 до 4 часов. Здесь помимо основной задачи, заключающейся в передаче основных цветовых отношений, с учетом воздушной перспективы и состояния освещения, потребуется дать пространственное решение и проработку деталей переднего плана. Определяя цветовое состояние пейзажа, нужно найти основные отношения между цветом неба, земли, воды, а также обобщенных масс растительности или строений.

Решив композицию будущего этюда, намечаем на рабочем листе главные части пейзажного мотива и пропорции больших масс. Уточняем месторасположение отдельных элементов пейзажа в соответствии с пространственными планами, в пределах которых они находятся, в подмалевке одним цветом. С использованием светотени очень обобщенно определяем основные тональные отношения крупных частей пейзажа.

Далее переходим к работе цветом с учетом общего освещения: утреннее солнце придает общему цветовому строю пейзажа, включая все объекты изображения, хорошо воспринимаемый желто-розовый оттенок, дневное солнце - золотистый, вечернее - оранжевые или красноватые оттенки. Мягкий рассеянный свет пасмурного дня больше всего проявляет предметный (собственный) цвет объектов изображения.

В изображении пространства в пейзаже большую роль играет проработка формы живописных объектов, находящихся на различных планах. Чтобы передать глубину в пейзаже, более конкретно прописывают формы предметов или объектов переднего плана. На передних планах отчетливее проступают собственные цвета предметов, здесь они выглядят объемнее, насыщеннее, с контрастной светотенью. При решении дальних планов нужно учитывать законы световоздушной перспективы. По мере удаления от зрителя формы предметов теряют объемность и приобретают упрощенный, силуэтный характер, ослабевает их насыщенность - цвета становятся обусловленными воздушной средой и зависят от степени удаления от зрителя.

Постепенно, с ростом мастерства, появляется возможность обогатить палитру, работать над нюансировкой цветов растительного мира, передачей самых разнообразных настроений.

Что касается подготовки к работе на пленэре, то здесь важно предусмотреть на первый взгляд не очень важные детали.

Так, не следует в яркий солнечный день надевать насыщенную цветом одежду - она помешает, т.к. будет отбрасывать цветовой рефлекс на палитру и рабочий лист. Если вы устроились под деревом в тени, помните, что зеленый отсвет листвы повлияет на вашу работу. Головной убор или зонт необходимы для открытого места. Отправляясь на этюды, берите краску с запасом, особенно для пейзажей, в мотиве которых присутствуют земля, вода и небо. Если вам удастся подобрать три основных цвета из имеющихся красок и в нужном количестве, они помогут установить единство пейзажа и избежать чрезмерного расцвечивания этюда. 

 

 

Количество работ по живописному пленеру

Формат А2 - 2 этюда - архитектурный пейзаж, материал акварель или гуашь;

А3 - 4 работы - сельский и чистый пейзаж, материал  акварель или гуашь;

А4 - быстрые этюды, материал акварель.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как влияет работа на пленэре на практическое освоение законов световоздушной и линейной перспективы?

2. Способы определения композиционного центра в пейзаже ( граф. Изображение )

3. Способы выявления плановости в пейзаже

4. Эффекты цветонасыщенности в пейзаже в зависимости от освещенности и времени суток

5. Какое оборудование, материалы и приспособления надо иметь для работы на пленэре?

 

3. Блок рисунок

Архитектурный рисунок на пленэре – определяется двумя чертами: первое - самой тематикой – изображением архитектурных объектов, второе – ее восприятием в окружающей среде. Овладеть таким рисунком в совершенстве – задача, которая стоит перед молодыми художниками и архитекторами. Рисунок, выполненный непосредственно рукой творца, выступает живым проводником его мыслей и чувств. В этом его ценность. Даже то эмоциональное состояние, в котором пребывал мастер, и та окружающая атмосфера, одухотворенная им, сказываются на рисунке характером движения карандаша, сопоставлением графических пятен, их контрастом или нюансом и т.п.

На пленэрной практике рисунок обогащается дополнительными качествами. Он наделяется новыми возможностями трактовки окружающей среды. Целесообразно сравнить его с живописным пленэрным изображением. Архитектура в живописи – это колористический образ, где цвет доминирующим и эффектным образом передает состояние в природе, погружая архитектурную модель в эту среду. Архитектура в пленэрной графике — это образ пространственный. Решается как линейной графикой, так и с тональным насыщением. Архитектор не может воспринимать архитектуру вне пространства. В концепции пленэрного рисунка архитектура и пространство особенно едины.

Выходя на открытый воздух следует стремиться к реалистической трактовке.

В целостной оценке архитектурного памятника важно увидеть те качества, которые и формируют архитектурный образ - соотношение масштаба с окружающими объектами, тектонику конструктивной системы, эстетику материала, целостное стилевое единство и т.п. Такой разбор позволит сконцентрироваться на данных особенностях, отображая их как можно точнее.

Чтобы как можно полнее и глубже постичь архитектурный образ, на пленэрной архитектурной практике целесообразно использовать все разновидности рисунка, уделяя каждому из них должное внимание. Начнем с набросков и зарисовок, как первого визуального опыта и контакта с натурой. Иногда студентами недооценивается этот вид графики, полагая, что он более востребован при рисовании подвижной натуры, элементов природной среды, человека. Однако архитектурные наброски и зарисовки необходимы в последующей работе.

Указанные разновидности графики дают первую информацию о пространственном расположении архитектурного объекта. Фиксация его с разных точек зрения расширяет информативную значимость архитектурного образа и окружающей среды. Это первый этап в сторону правдивости и конкретности ученической работы на пленэре. Наброски и зарисовки любят количество. Чем больше студент выполнит на пленэрной практике такого рода архитектурных рисунков, тем серьезнее и конструктивнее окажется его решение в отображении законченной архитектурной композиции.

 

Количество работ по рисунку

Формат А2 – 2 работы – архитектурный пейзаж;

А3 - 4 работы – сельский и чистый пейзаж;

А4 - сельский и чистый пейзаж, зарисовки архитектурных деталей и фрагментов, наброски, объем по усмотрению автора.

 

Подготовка к просмотру

Работы подготовить к просмотру в аудитории, транспортировать в папке, без заломов и скручивания формата, чтобы работы были «смотрибельны». Также для этого стоит учесть, что зарисовки и наброски выполняются автором с одной стороны листа. При необходимости оформить зарисовки и наброски на основу-картон, скомпоновав по тематике и размеру. Все работы должны быть подписаны автором на оборотной стороне листа, указывается Фамилия Имя Отчество автора, номер группы, год создания работ, название архитектурных памятников или местности, материал.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!