Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Д. Локк.

ЛЕКЦИЯ 7. Эпоха Возрождения. Теория познания.

Вопросы лекции

1. Особенности эпохи Возрождения.

2. Основные идеи раннего Возрождения.

3. Философия Высокого Возрождения.

4. Философия позднего Возрождения.

5. Особенности исторической эпохи Философии нового времени.

6. Особенности философии

7. Великие философы.

Вопрос 3.Философия Высокого Возрождения.

Особенности периода.

1. Философская мысль очищается от схоластики.

2. Начинается процесс секуляризации философии (лат. saecularis – мирской, светский) – освобождение от религиозного влияния.

3. Упрочняется принцип антропоцентризма.

4. Утверждается органицизм – природа рассматривается как огромный единый организм.

5. Возникают натурфилософские идеи (лат. natura – природа) истолкование природы как единой целостности. Натурфилософы: а) обосновывали материалистический взгляд на мир; б) формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; в) выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной); г) считали, что мир познаваем органами чувств и разумом (а не благодаря Божественному откровению).

6. Утверждается пантеизм – (гр. pan – все + theos – Бог) – течение, где Бог рассматривается не как личность, а сверхличность, существующая в единстве с природой (Бог во всем). Природа сплошь пронизана магическими силами – вплоть до неодушевленных стихий.

Николай Кребс (Кузанский) родился в селении Куза в Южной Германии (1401 – 1464). Получив образование в ряде университетов, становится священнослужителем, а впоследствии - кардиналом (высший духовный сан в католической церкви) и помощником Папы Римского. В Работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» Кузанский выступает за изучение естественных наук, отстаивает рациональное знание и невмешательство религии в эту сферу деятельности человека.

Основные направления философии Николая Кузанского.

Во-первых, учение о Боге.

Утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Бог у него деперсонализирован – абсолютный максимум, а мир – ограниченный максимум.

а) Бог пребывает во всем, т. е. природа погружена в Бога;

б) Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного;

в) сущность Бога и видимых вещей совпадает, что свидетельствует о единстве мира.

Во-вторых, учение о человеке.

Отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека. Рассматривает его как микрокосм, соединенный с божественным абсолютом, т. е. он являет собой подобие Бога (очеловечившийся Бог).

Таким образом, человек:

а) диалектическое единство конечного и бесконечного;

б) обладает творческой сущностью и полной свободой воли;

в) обладает естественной потребностью к познанию.

В-третьих, учение о познании.

а) познавательные возможности реализуются посредством ума; б) ум – индивидуален: чувство, рассудок, разум.

В- четвертых, проблема истинности знания.

а) истина неотделима от своей противоположности - заблуждения, как «свет неотделим от тени, без которой он невидим»;

б) истина всегда процесс (а не догма) познания, движения к Богу.

 

Вопрос 4 .Философия позднего Возрождения.

Особенности периода – возник новый тип философского мышления. Для него характерно критическое переосмысление роли и места человека в мироздании.

Основная причина – открытия в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превращается в незаметную песчинку мироздания, затерянную в бесконечном мировом пространстве.

Поэтому:

· усиливаются позиции пантеизма;

· преобладают материалистические тенденции;

· проявляется интерес к опытному знанию, благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея.

Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину мироздания гелиоцентрическую:

во-первых, Земля не является центром Вселенной (отвергает геоцентризм);

во-вторых, Солнце является центром по отношению к Земле, и она вращается вокруг Солнца (гелиоцентризм);

в-третьих, все космические тела движутся по собственной траектории;

в-четвёртых, космос бесконечен;

в-пятых, процессы, происходящие в космосе закономерны, объяснимы и лишены «священного» смысла.

 

Джордано Бруно (1548 – 1600), родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда – Ноланец), в семье обедневшего дворянина. В 1566 – 1575 годах обучался в монастырской школе, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно оставил монастырь. Преподавая философию в университетах Франции, Англии, Германии, он резко выступает против схоластики. За свои взгляды более 7 лет провел в застенках инквизиции, а 17 февраля 1600 года – сожжен на костре.

Теоретические интересы Д. Бруно сконцентрировал на решении натурфилософских проблем, изложенных в основных произведениях: «О причине, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах», «О монаде, числе и фигуре» и др.

Суть учения.

Во-первых, цель философии – познание природы.

Во-вторых, божественное и природное, материальное и идеальное, телесное и духовное, рациональное и чувственное, космическое и земное находятся в диалектическом единстве.

В-третьих, проблема соотношения природы и Бога решается с позиции пантеизма, выраженного в более законченной форме:

а) Бог находится везде и повсюду, не «вне» и «над», а во всем;

б) природа мыслится в виде некоего самостоятельного начала:

«Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, сокрытая в самих вещах»; в) Бог отождествляется не только с природой, но и с материей.

В-четвертых, субстанция материальна и выступает как первоматерия.

В-пятых, активное начало не в форме, как утверждал Аристотель, а в материи, являющейся божественным бытием в вещах, тем началом, которое все производит, сохраняя свою независимость.

В-шестых, вместе с этим Бруно полагает также существование духовного субстрата – мировой души, присущей всем вещам без исключения; они составляют собой единое целое.

В области космологии (что и явилось причиной обвинения его в ереси).

1. Природа и Вселенная бесконечна и бесконечно множество ее миров.

2. Бесчисленные миры имеют внутренним движущим источником универсальную мировую душу, а не Божественную всемогущность.

3. Бесчисленным мирам присущи различные формы чувственной и разумной жизни.

4. Утверждается физическая однородность земного и небесного.

5. Верховной субстанцией есть «монада монад» или Бог. Все противоположности совпадают в одной неделимой точке – Боге. Это такое целое, которое существует во всех единичных вещах мира.

 

Развивая гносеологические идеи Бруно :

1) решительно высказывается против абсолютизации любых авторитетов:

«Низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы»;

2) цель познания – получение определенных знаний;

3) процесс  постижения   истины складывается   постепенно,   на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума:

а) чувства нужны, чтобы «возбуждать разум»;

б) рассудок осмысливает чувственную информацию;

в) разум или интеллект проникает в высшие тайны природы;

4) решая проблемы соотношения разума и веры, Бруно придерживается концепции двойственности истины.

 

В учении о человеке отстаивает концепцию единой субстанции.

1. Тело «ниже» души, но ей необходимо в качестве существования.

2. Душа «выше» тела, но необходима для тела в качестве разумного начала.

Учение Бруно внесло огромный вклад в преодоление средневекового мировоззрения и явилось существенным шагом к мировоззрению Нового времени. Бескомпромиссная жизнь Джордано Бруно стала легендой.

 

Во втором и особенно в третьем периодах эпохи Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Одни философы пытались изменить существующее общественное устройство, а другие – сосредоточились на проектах идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Томас Мор (1478-1535) английский ученый, философ, политический деятель (член парламента, председатель палаты общин, с 1529 г. – лорд-канцлер (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. был казнен за отказ присягнуть королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви). Считается основателем утопического социализма. Свои идеи изложил в произведении «Утопия» (греч u –не, нет + topos –место, которого нигде нет), - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Суть учения.

Во-первых, в данном государстве отсутствует частная собственность и все граждане участвуют в производительном труде на основе всеобщей трудовой повинности.

Во-вторых, все произведенные продукты поступают на общественные

склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии.

В-третьих, поскольку все заняты производительным трудом – рабочий день составляет всего 6 часов.

В-четвертых, от трудовой повинности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам.

В-пятых, самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и преступники).

В-шестых, все должностные лица избираются (прямо или косвенно).

В-седьмых, мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности).

Другой проект идеального общества разработал Томмазо Кампанелла (1568

- 1639) итальянский политический деятель, философ; за свои взгляды и

деятельность проведший в тюрьме 27 лет, где написал знаменитое произведение

«Город Солнца».

Суть взглядов:

во-первых, Кампанелла как и Томас Мор отрицает частную собственность, отстаивает всеобщий производительный труд и равномерное распределение его результатов между членами государства;

во-вторых, труд совмещается с одновременным обучением;

в-третьих, жизнь граждан регламентирована до мельчайших подробностей и все делается совместно (работа, отдых, прием пищи, развлечения);

в-четвертых, большое внимание уделяется воспитанию, которое

осуществляется государством с раннего детства в специализированных школах, где дети обучаются наукам, приучаются к коллективной жизни и нравственным нормам;

в-пятых, во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый жителями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями и всеми профессиями.

Подводя итог, следует отметить, что философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии:

а) начиная с признания средневекового мировоззрения, пришла к практически полному его отрицанию;

б) начав с возвышения человека до состояния Бога, разочаровалась в его роли, но вместе с тем начала более внимательно всматриваться в его деятельно – познавательную сущность;

в) наработала бузу для возникновения рационалистической философии.

.

Вопрос 4.    Особенности исторической эпохи  Философии Нового Времени

 

Во-первых, XVII век – период становления капитализма и начала буржуазных революций в Нидерландах и Англии (1640-1688гг).

Во-вторых , началось бурное развитие мануфактурного производства (пришедшего на смену ремесленному труду), что повлекло за собой рост производительности труда.

В-третьих , научная революция XVI - XVII вв. порождает новое естествознание:

а) разработана Николаем Коперником гелиоцентрическая (Гелиос – у греков бог Солнца) картина мира, противопоставленная им геоцентрической (от греч. – Земля) картине мира Клавдия Птолемея ( II в. н.э.), который утверждал, что в центре мира находится неподвижная Земля;

б) немецкий ученый Иоганн Кеплер ( 1571- 1630) сформулировал 3 основных закона движения планет, доказав, что оно не равномерно – планета

движется тем быстрее, чем ближе к Солнцу – и движение осуществляется не по кругам ( как полагал Коперник ), а по эллипсам;

в) итальянский ученый Галилео Галилей (1564 – 1642) утверждал, что основой познания является опыт, построил телескоп с 32 – кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, пятна на Солнце, активно поддерживал гелиоцентрическую систему, за что был подвергнут суду инквизиции и отрекся от учения Коперника;

г) английский ученый Исаак Ньютон (1642 – 1727) создал теорию движения планет и, связанный с этим Закон всемирного тяготения, а также завершил начатые Галилеем, Р. Декартом, Г. Лейбницем и др. создание новой механики.

Эти открытия меняют взгляды людей на мир. Господствующей становится новая точка зрения механики, математики и астрономии, хотя:

· в 1616г церковь запрещает гелиоцентрическую систему мира и сжигает книгу Коперника «Об обращении небесных сфер»;

· в 1619 г обвинен в ереси и сожжен на костре, итальянский философ

– пантеист, священник Джулио Ванини,;

· в 1621 г сожжен в Париже за атеистические взгляды Ж. Фонтанье.

Г. Галилей в письме к другу пишет: « На свете не существует большей ненависти – как ненависть невежества к знанию».

В- четвертых, с развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. Это и стремятся решить философы Нового времени.

 

 

Вопрос 5.Особенности философии.

Во- первых, в центре внимания философов Нового времени – теория познания (гносеология). При исследовании различных путей познания оформились два основных течения – эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм ( от греч. еmpeiria – опыт ) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считающее источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент («нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте»).

Рационализм (от греч. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

а) сам по себе опыт не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

б) разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были обоснованны опытным путем и лишь впоследствии, с развитием техники, им подтверждены.

Во – вторых, философы, они же крупные ученые, понимали науку как важнейшее занятие человечества. Именно наука, по их мнению, способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс.

В – третьих, полная секуляризация науки. Синтез науки и религии, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета разума.

В – четвертых, развитие наук и философии (которая должна изучать мышление человека, его законы и найти такой метод, который будет применим ко всем наукам) направлены на подчинение Природы человеку.

Вопрос 6.Великие философы:

Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Д. Локк.

Френсис Бэкон (1561 – 1626) – видный английский политический деятель и философ, основоположник эмпиризма. Знаменитость ему принесло учение о

науке и ее методах, которое Бэкон изложил в главном труде – «Новый Органон» (1620г) в отличие от «Органона» (гр. орудие, инструмент – орудие науки) Аристотеля, где он ставил цель выработать новый метод исследования Природы.

 

Суть учения

1. Цель научного знания – принесение пользы человеку. Общая задача всех наук – увеличение власти над Природой.

«Природа побеждается только подчинением ей,» следуя её законам.

Девиз Бэкона «Знания – сила», но только, если они истинны. «Мы столько можем,

- повторял он, - сколько знаем.»

2. Чтобы Природу поставить на службу человеку, необходимо в корне изменить методы исследования её законов.

3. Основной метод – специально продуманный и хорошо организованный опыт, эксперимент; он – основа знания.

Опыт может быть двух видов:

а) плодоносный – непосредственно приносит пользу человеку;

б) светоносный – указывает путь познания глубинных связей Природы, вскрывает законы явлений.

4. Процесс познания Природы должен двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям, обобщениям, т.е. метод индукции (от лат. induction – наведение). Только индукция, по Бэкону, может «послужить компасом кораблю науки».

5. Свой метод Бэкон сравнивал с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мёд собственным умением.

Его суть состоит в следующем:

· наблюдение фактов;

· их систематизация и классификация;

· отсечение ненужных фактов;

· разложение явления на составные части;

· проверка фактов на опыте;

· обобщение.

6. Однако   на пути  постижения    Природы   имеется   множество препятствий, заблуждений.

Он выделил четыре вида таких заблуждений, называя их идолами или

Призраками.

Идолы рода – самые опасные, т.к. они коренятся в самой человеческой сущности, в разуме человека, обусловлены его наследственной природой.

Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в

искривлённом и обезображенном виде.

Идолы пещеры – каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир («свою пещеру»), который искажает его суждения о явлениях мира. Эти заблуждения вытекают из врожденных свойств индивида, а также его образования, воспитания и т.д.

Идолы площади – это ошибки, порождаемые речевым общением, неправильным употреблением слов. В одни и те же слова люди вкладывают различное содержание, что ведёт к заблуждениям.

Идолы театра – это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных воззрений различных философских систем, а так же результат ложных законов доказательств, что искажает понимание действительной природы.

7. Бэкон резко критиковал философию Средневековья, особенно схоластику, которая была главным препятствием на пути изучения Природы. Он говорит, что схоластика плодовита в словах и бесплодна в делах; не дала миру ничего, кроме чертополоха слов.

8. Вместе с этим, Бэкон утверждает, что первопричиной мира есть Бог, а

истина двойственна:

· теология имеет своим объектом Бога, основывается на вере;

· наука, философия – Природу, и основывается на разуме и опыте.

Успехи науки касаются лишь «вторичных причин», за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. Он утверждал, что лёгкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие - к религии».

Вклад Бэкона в развитие философии:

1) впервые теоретически обосновал идеал нового типа знания – экспериментально-теоретического естествознания, назначение которого приносить пользу человеку, подчинить ему Природу;

2) сформулировал условие, при котором наука может выполнять это назначение – знание должно быть объективно и нацеленным на отыскание причин;

3) стал основоположником сциентизма (лат. scientia- наука) – взгляда на науку как на высшую ценность, способную решить все проблемы человека.

 

Томас Гоббс (1588-1679 г.г.) - крупнейший английский философ. Главные философские сочинения: "Основы философии" и "Левиафан". Основным предметом философии он считает природу, человека и общество.

 

Суть учения.

1. Мир – это единая материальная субстанция: совокупность тел, подчиненных механическому движению.

2. Никакой другой самостоятельно существующей духовной субстанции нет. Следовательно, души нет.

3. Материя вечна, неуничтожима; каждое тело обладает протяженностью и формой, имеет три измерения: длину, ширину и высоту. Все есть движущаяся материя. Однако, первопричиной движения Гоббс объявляет Бога.

4. Человек есть механизм, а его жизнедеятельность – чисто механический процесс: сердце это пружина, нервы – нити, суставы – колеса, которые сообщают

всей машине движение. Вся человеческая жизнь объясняется на основе полного механизма.

5. Процесс познания совершается путем чувственного восприятия внешнего мира. Внешние чувства являются источником нашего познания, которые перерабатываются умом.

6. Гоббс подчеркивал эгоистическую природу человека; утверждал, что он, как правило, действует ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим.

7. В естественном состоянии "человек человеку волк", поэтому жизнь наполнена "войной каждого с каждым". Ради самосохранения, для того, чтобы выжить в обществе, необходим мир. Осознавая это, каждый человек добровольно отказывается от своей свободы в пользу монарха, который обеспечивает социальную сплоченность.

Сильная централизованная власть создается путем общественного договора между всеми действующими индивидами.

8. В обществе действуют естественные законы (Гоббс насчитывает 12), но по сути они выражаются в одном Золотом правиле: "не делай другому то, чего ты не пожелал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе."

Созданная Гоббсом теория государственной власти содержала многие важные теоретико-практические положения. В первую очередь был сделан вывод, что государство - необходимое условие культуры и общественной жизни: "Вне государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве - владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность."

 

Рене Декарт (1596-1650) – выдающийся французский философ и крупнейший математик своего времени основоположник рационализма.

С юных лет он поставил целью найти способ (критерий) отличить истинное Знание от ложного и на этой основе создать заново философию; для преобразования философии считал необходимым знание математики, поэтому усиленно занимался ею. Он – создатель современной алгебры и аналитической геометрии, автор закона преломления света; сделал ряд открытий в физиологии, психологии, физике.

Основные сочинения Декарта: "Рассуждения о методе" (1637г.), "Метафизические размышления" (1641 г.), "Начала философии" (1644 г.). Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика (метафизикой с древности и во времена Декарта называли философскую дисциплину о первых началах всего существующего).

Философия представляет собой систему подобную дереву. Корнем этого дерева является метафизика, стволом - физика (наука о природе), а ветви и крона

- остальные науки, которые сводятся к трем главным: а) медицина (обеспечивает здоровье людей);

б) механика (дает знания, применяемые в устройстве быта);

в) этика (знание об условиях благой и добродетельной жизни).

Декарт стремился создать практическую философию, при помощи которой можно сделаться хозяевами и господами Природы.

 

Суть учения.

1. По словам Декарта его философия сводилась к следующим положениям: а) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом.

Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам;

б) поэтому надо отвергнуть все прежние знания и умения, на их место поставить вновь добытые или старые, но проверенные разумом;

в) отыскать истину можно,  только правильно применяя разум,                  т.е. располагая эффективным методом.

Следовательно, Декарт категорически утверждает, что источником истины может быть только разум.

2. Для управления разумом в познании истины необходим эффективный метод, которого не было ни у одного философа. Декарт разработал 4 правила своего метода

а) принимать за истину только то, что не дает никакого повода к

б) всякий исследуемый вопрос необходимо разложить на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания;

в) выстраивать затем из простых элементов стогую последовательность, до самых сложных;

г) стараться не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей.

3. Декарт абсолютизировал роль дедукции (от лат. deduktio- выведение), т.е. от общего к частному, полагал возможность логическим путем вывести все знания о мире.

4. Сначала надо усомниться абсолютно во всем потому, что:

а) поскольку наши чувства постоянно нас обманывают, следует считать, что внешний мир не существует;

б) человеческий ум тоже формирует образы и настойчивые, и обманчивые;

в)математические понятия тоже бывают ошибочные ;

г) а существую ? Отбросить, поставить подсомнение собственное существование невозможно, потому что именно в нас осуществляется акт сомнения. А сомнение - это наша мысль.

Так появляется знаменитый вывод: "Мыслю, следовательно существую".

Исходя из факта существования мысли, Декарт приходит к признанию существования человека, его телесности, а затем и реальности всего физического мира.

5. Декарт приходит к убеждению о существовании человеческого "Я" (самосознания), которые есть не телесная вещь, а исключительно духовное существо.

6. Человек есть своеобразная телесная машина, внутри которой есть душа, имеющая разум и результат действия первопричины, которой является совершенная субстанция – Бог.

7. Роль Бога сводится только к созданию материи и придания ей первоначального толчка (хаотического движения), а устроение мира и образование Солнечной системы – есть результат действия законов механики (вихреобразные движения).

Поэтому Декарт – деист (от лат. deus - Бог) допускал существование Бога лишь как первопричины существования мира и дуалист (от лат. dualis- двойственный), т.к. признавал равными два начала: дух и материю.

Учение Декарта получило название "картезианство" (от лат. имени Рене Декарта- Renatus Cartesius).

 

Бенедикт Спиноза (1632-1677 г.г.) великий голландский мыслитель, (родился в Амстердаме в богатой еврейской семье) тоже в юношеском возрасте сформулировал для себя философский вопрос:

- возможно ли истинное человеческое счастье?

- если да, то в чем оно состоит? И как его достичь?

Главные произведения: "О Боге, человеке и его счастье", "Этика" (1675г.), "Богословно - политический трактат".

Суть учения.

1. Основу философской системы составляет учение о субстанции (лат. substantia- сущность, то, что лежит в основе). Субстанцией является единая, вечная и бесконечная Природа. Двух субстанций быть не может.

2. Субстанция одна, она есть причина самой себя и не нуждается ни в чем другом для своего существования. Такой подход к пониманию мироздания называется монизм (от греч. monos- один, единственный).

3. Творящая природа есть Бог. Отождествляя природу и Бога, Спиноза растворяет Бога в природе, что называется пантеизм (от греч. pan- все и theos- Бог.)

4. Субстанция – Природа - Бог находится в постоянном действии.

Способ действия субстанции Спиноза называет атрибутом (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - неотъемлемым ее свойством.

5. Субстанция - бесконечна, поэтому атрибутов у нее бесконечное множество. Человек может познать только два атрибута: протяженность и мышление.

6. От субстанции необходимо отличать отдельные вещи, предметы, которые конечны и находятся в постоянном изменении. Спиноза их назвал модусами (от лат. modus - свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличии от атрибута).

7. Субстанции присущи вечность и неизменность. Модусам присущи

движение и время.

8. Источником существования модусов выступает причина. В мире не существует ничего случайного, каждое следствие имеет свою причину. Случайность исключается. Такая взаимосвязь называется жесткий детерминизм (от лат. determinare - определяю - учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений).

9. Познание человека состоит из трех ступеней:

первая - чувственное познание, которое часто искажает предметы, хотя содержит                            зерно истины;

вторая - понимание основывается на рассудке и разуме. Эта ступень - единственный                           источник достоверных истин;

третья - интуиция - фундамент достоверного знания; полученные истины наиболее                                 ясны и достоверны;

10. Человек составляет частицу природы и наделен мышлением. Он являет собой звено мировой детерминации, поэтому не имеет свободной воли, а живет в рамках свободной необходимости. Свобода – есть осознанная необходимость.

11. Человек раб своих страстей и аффектов, в своем поведении руководствуется не этическими законами добра и зла, а лишь стремлением к собственной выгоде.

12. При объяснении общества Спиноза исходит из теории естественного права и общественного договора. Суть государства - обуздать эгоистичность человека, а лучшая форма правления - демократия (та, которая предоставляет всем гражданам возможность участвовать в управлении государством).

13. Спиноза первый заложил основы научной критики религии и Библии. Он доказал, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия, а также выявил много противоречий, повторений и разночтений в текстах Библии. Его критика религии

- это критика невежества и предрассудков, тогда как истинная религия есть мудрость.

Важнейшей заслугой Спинозы было стремление объяснить мир, исходя из него самого.

 

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 ) немецкий философ и ученый, математик, физик, юрист, историк, изобретатель. Получил университетское образование, изучая юриспруденцию и философию. Изобрел счетную машинку, способную производить операции над большими числами. Разработал проект Берлинской Академии наук, президентом которой и стал. Философско- литературное наследие Лейбница огромно. Основные философские произведения: "Рассуждение о метафизике", "Новые опыты о человеческом разуме", "Монадология" и др.

В философии Лейбница как бы синтезировалось все, что было достигнуто до него. Он окончательно сформулировал основные принципы рационализма.

 

Суть учения.

1. В основе бытия и конкретных его проявлений - лежит самостоятельная духовная субстанция - монада (от греч. monados - единица, единое).

2. Эти монады - своего рода "души" - являются основой всех вещей, предметов, всей жизни.

3. Монада способна к активности. Она неделима, неповторима, замкнута, неисчерпаема, бесконечна, являет собой "живое зеркало Вселенной".

4. Вся природа, поскольку состоит из монад, - органическая. Неживой природы нет! Монада подобна микроорганизму.

5. При этом Лейбниц подчеркивает:

во-первых, что в мире имеет место иерархия монад, "единая лестница живых существ" - от минералов до Верховной монады – Бога;

во-вторых, все монады историчны, т.е. подвержены беспрерывному изменению естественным путем. Причем, изменяются не только отдельные

монады, но и вся их система, которая проходит разные ступени саморазвития.

6. Верховная монада - Бог, творящий все бесконечное многообразие

существующих монад, устанавливает иерархию и связь между ними, которая образует предустановленную гармонию. Поэтому, Лейбниц утверждал: "Все к лучшему в этом лучшем из миров".

7. В теории познания Лейбниц утверждает, что чувственные данные необходимы для познания; разум, используя их и врожденные идеи "малые

перцепции", постигает истины, таким образом, есть два источника знаний: а) данные органов чувств;

б) данные разума.

8. Исходя из этого, есть два вида истин:

а) истины случайные или факты (дают органы чувств); б) истины необходимые (истины разума).

Необходимые истины всегда верны.

9. Истины случайные требуют обоснований. Поэтому Лейбниц разрабатывает закон достаточного основания. Он утверждает, что

а) истины разума извлекаются из самого разума, путем дедуктивного метода;

б) истины факта познаются разумом в результате обобщения чувственных данных индуктивным путем.

Лейбниц развил и усовершенствовал целый ряд положений логики

Аристотеля; вплотную подошел к диалектическим представлениям о природе и человеческом познании.

 

Джон Локк (1632 - 1704) английский философ - последователь Ф. Бэкона и Т. Гоббса. В развитии их учения он поставил перед собой задачу - разработать всеобъемлющую и непротиворечивую теорию познающего человеческого разума с позиции эмпиризма. Эта теория представлена в труде "Опыт о человеческом разуме"

 

Суть учения.

1. При появлении на свет душа человека есть "чистая доска" (tabula rasa).

«Откуда получает он (ум) весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта».

2. Знания человек получает из опыта, который складывается  из двух источников:

а) ощущений;

б) рефлексии (лат. refleksio - мысль, обращенная на самое себя).

Ощущения - есть внешний опыт.

Рефлексия - внутренний опыт, который формируется из идей, появляющихся в душе от наблюдений за действиями нашего ума. Опыт рефлексии может возникнуть только после ощущений, потому что без них невозможны никакие действия ума. Этот подход к познанию называется сенсуализм - (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), учение, утверждающее, что человеческий разум возник и может функционировать только на основе ощущений.

3. Ощущения являются причиной появления в душе идей. Идеи делятся на: а) простые;

б) сложные.

4. Из простых идей, благодаря их способности сочетаться, развиваются суждения, воображения, фантазии.

5. Язык - это система знаков, состоящая  из чувственных  идей. Он способствует, когда мы желаем общаться друг с другом, передавать свои знания.

6. Знания по достоверности подразделяются на три вида:

а) сенситивные (дают органы чувств, самые несовершенные);

б) демонстративные (идет процесс познания посредством поиска промежуточных идей);

в) интуитивные (самые совершенные; способность ума сразу же усматривать сущность).


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!