Содержание, общие положения и принципы формирования по предмету «Музыка» для общеобразовательной школы.

Общие положения, принципы формирования предмета «Музыка» для общеобразовательной школы.

Музыка - это вид искусства, отражающая действительность и обладающая воздействием на человека через осмысленные специфическим образом организованные звуковые комбинации. Музыка так же определяется как специфическая разновидность звуковой деятельности людей.

Современные исследователи подчеркивают важность музыкального искусства в деле нравственного воспитания младших школьников. Через формирование у детей интереса к музыке возможно познания ими богатого мира искусства, что позволит реализовать познавательные, воспитательные функции музыки и сформировать духовную и нравственную культуру у детей.

Новый ФГОС так же подразумевает интегративный подход в музыкальном образовании. Принципиальным отличием указанных стандартов является в первую очередь личностный, а не предметный результат (на первый план выходит не полученная в школе сумма знаний, а становление личности самого ребенка и трансформации, происходящие с ней под воздействием обучения). Новый ФГОС начальной школы отличается деятельностным характером, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В соответствии со стандартами второго поколения, развитие и углубление интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности является одной из приоритетных целей в изучении предмета «Музыка» в начальной школе, которая достигается с помощью системы ключевых знаний, ключевых задач, личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

Благодаря целенаправленной организации и планомерному формированию музыкально-учебной деятельности, осуществляется личностное развитие учащихся, так же реализуется их творческий потенциал, формируется готовность выражать свое отношение к искусству, происходит становление ценностно-смысловой и духовно-нравственных сфер, развивается самосознание, позитивная самооценка и самоуважение, жизненный оптимизм и целеустремленность ребенка.

Спецификой музыкального образования в начальной школе является формирование целостного представления о музыке, ее истоках, образности, разнообразии жанровых форм.

В основе программ музыкального образования лежат:

· отечественные и зарубежные классические музыкальные произведения,

·  духовная, церковная,

· произведения современных композиторов,

· музыкальный фольклор народов мира.

На уроках музыки осуществляется разностороннее развитие младших школьников посредством наблюдения, слушания музыки и размышления о ней; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений, игр на детских музыкальных инструментах, различных видах музыкально-творческой импровизации.

Центральным понятием ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД), которые призваны обеспечивать стадии усвоения программного материала. В УУД прослеживается взаимосвязь с достижением метапредметных результатов, под которыми подразумеваются способы действия, позволяющие ученикам решать задачи не только в рамках конкретного задания или учебного процесса в целом, но и в различных жизненных ситуациях. Актуальность метапредметных результатов в современном образовании обусловлена необходимостью развития мобильности, креативности и способности

применять свои знания на практике нестандартного мышления как важнейших качеств личности в информационном обществе. Уровень УУД позволяет увидеть насколько достигнуты цели, поставленные образовательной программой.

Можно выделить следующие УУД:

· Личностные. Школьники учатся осознавать жизненный смысл музыкальных образов, прослеживают в музыкальном произведении единство деятельности композитора, исполнителя и слушателя, выявляют нравственные нормы, этические и эстетические принципы творчества, усваивают социальные функции музыки в жизни человека и общества;

· Познавательные. Учащиеся осваивают особенности музыкального жанра, стиля, музыкального языка с точки зрения средств создания музыкального образа. У учащихся происходит систематизация и обобщение знаний в области предмета «Музыка» развивается умение выражать свое мнение о музыкальном произведении в форме монолога и диалога с использованием музыкальной терминологии, а так же способность воспринимать и оценивать исполнение музыкального произведения, актуальные информационные умения и навыки (работа с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, нахождение с помощью различных источников информации необходимой для уроков музыки информации и создание компьютерных презентаций).

· Регулятивные. Учащиеся осваивают, как составить учебные задачи при восприятии, исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей. В планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, сочинения музыки, импровизации, а также сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках.

· Коммуникативные. Необходимо научить детей учитывать позиции других людей, вступать в диалог с целью обсуждения музыкального произведения, совместной работы над ним, сотрудничать при выполнении учебных заданий, совместно разрабатывать и защищать исследовательские проекты.

Содержание УУД по предмету «Музыка» показывает, что овладение ими обеспечивает младшему школьнику широкий спектр знаний, умений и навыков, способствующих расширению не только музыкального, но и культурологического кругозора. Указанное УУД позволяет учащимся оценивать качество музыки и уровень исполнения, развивать их музыкально-художественный и эстетический вкус, воспитывать более утонченное восприятие музыки. В результате школьники смогут по достоинству оценить серьезные и глубокие музыкальные произведения, получат представление о жанровом и культурном своеобразии музыкального наследия.

Для восприятия серьезной музыки необходима определенная подготовка, а, следовательно, и усилия, которые ребенку без руководства взрослого зачастую недоступно. Для осознания логики развития музыкальной мысли необходимо усвоение музыкальной грамоты, без чего даже признанные музыкальные произведения не будут поняты и восприняты учащимися должным образом. Это доказывает актуальность развития интереса к музыкальному искусству, что с точки зрения ФГОС, должно стать приоритетной целью музыкального образования и обусловить выбор средств, необходимых для реализации учебных задач. Только при наличии глубокого искреннего интереса ребенок может прикоснуться к истинному искусству, в ребенке может проснуться стремление к серьезному изучению музыкального искусства. Интерес к музыкальному искусству у детей младшего школьного возраста зависит от опыта и уровня подготовленности педагога к работе.

Содержание, общие положения и принципы формирования по предмету «Музыка» для общеобразовательной школы.

Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие, освоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру. В школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в развитии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Таким образом музыкальное образование школьников направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, вооружение их системой опорных ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, обеспечивающей школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Задачами учебного предмета "Музыка" в школе являются:

· формирование, развитие интереса и любви к музыке, способности ценить ее красоту, развитие эмоциональной сферы учащихся, музыкально-эстетического отклика на произведения, чувства сопереживания музыкальным образам;

· развитие музыкально-образного мышления, постижения закономерностей искусства, восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами;

·  развитие творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластическое интонирование;

·  развитие музыкально-эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными шедеврами музыкального самообразования.

С названными задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить, как единство нескольких блоков:

· Содержание искусства (оценочное осознание жизненных явлений). Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;

· Творческая позиция. Развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания, Б. М. Неменского).

Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании.

Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б. Абдуллин конкретизировал элементы содержания следующим образом:

· опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке (когда ребенок приходит он уже обладает каким-то эмоционально-нравственным опытом – это та база, на которой будут формироваться в дальнейшем основы);

· музыкальные знания, которые он получает в школе.

Содержательные блоки музыкально-эстетического воспитания определяют тематику четвертей. Так, например, темы четвертей второго класса по программе Ю. Б. Алиева с направленностью на развитие у детей первичных форм эстетического отношения к жизни имеют названия –

• Природа в музыке,

• Сказка в музыке,

• Музыка о животных.

Зависимость восприятия искусства от знания его языка нашла отражение в формулировках задач по четвертям программы Д. Кабалевского, адекватных ключевым знаниям: второй класс –

• Интонация,

• Развитие музыки,

• Построение (формы) музыки.

Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, является непосредственно музыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен списком конкретных произведений, но (ред.)

основные позиции отбора его для всех программ тождественны. Это знакомство: – с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; – с ведущими музыкантами, солистами и музыкальными коллективами; – с различными музыкальными жанрами, формами и стилями; – с выразительными средствами в создании музыкального образа; – с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Музыкальный материал ныне существующих программ содержит инструментальные и вокальные произведения русских композиторов (М. Мусоргского, А. П. Бородина, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова и др.), зарубежных (Л. Бетховена, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига и др.), народные песни (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова).

Содержание предмета «Музыка» составляет музыкальный материал для слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки в школе по следующим критериям:  

• музыкальные произведения должны быть высоко художественными и увлекательными для школьников;

• педагогически целесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников),

• романтически приподнятыми, создающими в представлении школьников эталоны красоты;

• доступными для соответствующего возраста учеников, для понимания, в отношении постижения содержания произведения и его воспроизведения в процессе исполнения,

• представлять жанры всех эпох и стилей;

• произведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей (праздник Победы, Новый год и т.д.), отвечать тематическому содержанию программы.

 В содержании музыкального образования должны быть представлены:

• различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов – все это является основой становления музыкальной культуры школьников;

• познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует тому, что музыка глубоко прочувствуется и осмысляется, развивается умение слышать музыку, формируется интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;

• изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, динамика, ритм, регистр, гармония и т. д.), которые помогают осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки, а также формируют эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;

• деятельностное освоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.

В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

Содержание обучения – это система знаний, умений и навыков, сформированных на основе музыкального опыта и эмоционального отношения к действительности. Система музыкальных знаний, навыков и умений выступает в единстве с опытом творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности.

Опыт творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, воплощенной в музыке, является наиболее важным элементом содержания. Усвоение ЗУН осуществляется на художественном материале. Восприятие музыкальных произведений во всех видах деятельности всегда своеобразно и носит творческий характер. Творческая учебная деятельность должна пронизывать весь процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков, поэтому не выделяться, как самостоятельный элемент обучения. Система ЗУН выступает в единстве. Элементами содержания музыкального образования являются:

• музыкальный материал – опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности (сама музыка и музыкальный материал);

• музыкальные знания (ключевые и частные);

• музыкальные умения и навыки. Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве.

В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней (по Кабалевскому):

· обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т. п.;

· частные знания о музыке – элементы выразительности музыкальной речи (звуковысотность, динамика, темп, ритм, лад, тембр и т. д.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, история создания музыкального произведения, нотная грамота).

Музыкальные умения

Восприятие музыки - основа формирования музыкальной культуры школьников. Его существенной стороной является осознанность. Восприятие тесно связано со знаниями и включает в себя художественную оценку. Способность дать эстетическую оценку произведению может служить одним из показателей музыкальной культуры школьника. Восприятие – основа всех видов исполнительства, так как оно невозможно без эмоционального, сознательного отношения к музыке, без ее оценки.

Способность учащихся применять знания на практике, в процессе восприятия музыки проявляется в формировании музыкальных умений.

Этапы формирования умений:

· объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;

· введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;

· самостоятельная ориентировка учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.

«Ключевые» знания используются во всех видах музыкальной учебной деятельности школьников, поэтому формирующиеся на их основе умения рассматриваются как ведущие.

Наряду с ведущими музыкальными умениями выделяются частные, которые также формируются в конкретных формах деятельности. Среди «частных» умений можно выделить три группы:

· умения, связанные со знаниями об отдельных элементах музыкальной речи (звуковысотности, ритме, тембре и т.д.);

· умения, связанные с применением музыкальных знаний о композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах и т.д.;

· умения, связанные со знанием нотной грамоты.

Таким образом, ведущие и частные умения соотносятся с ключевыми и частными знаниями, а также с различными формами музыкальной учебной деятельности.

Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки (вокально-хоровые навыки – дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй, мягкая атака, полетность звука, округленное полетное звучание и т.д.; музыкально-ритмические навыки, музыкально-игровые навыки на детских музыкальных инструментах и др.). Исполнительские навыки также формируются на основе музыкального восприятия. Без их приобретения нельзя говорить о полном усвоении содержания обучения.

Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского. Общая характеристика.

К 70-м годам ХХ века отечественной педагогикой был накоплен большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Вместе с тем назрела необходимость в создании единой, обобщающей его концепции, дающей четкие направления формированию музыкальной культуры школьников. Концепция- это система взглядов на явление, основная точка зрения, с которой рассматривается это явление, ведущий замысел и т.п. Разработать такую концепцию было предложено группе молодых ученых под руководством известного композитора и общественного деятеля Дмитрия Борисовича Кабалевского. Концепция и программа разрабатывались в лаборатории НИИ школ Министерства просвещения РСФСР в период с 1973 по 1979 годы.

Основные идеи концепции воплощены в статье, предворяющей программу по музыке «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы». Сама же программа выходила небольшими тиражами с примечанием «Экспериментальная». Одновременно выпускались нотные хрестоматии для музыкального обеспечения программы, а также фонохрестоматии с записями всех произведений программы. Во время экспериментального апробирования программы уроки музыки в одной из школ Москвы вел сам Кабалевский. Эти уроки демонстрировались по телевидению. Широко распространилась по стране и книга для детей «Про трех китов и про многое другое», которую написал Д.Б. Кабалевский для детей. Для массового использования программа по музыке для 1-3 классов (с поурочными методическими разработками) была выпущена в 1980 году, а для 4-7 классов – в 1982 году. Программа Кабалевского по-прежнему широко используется в нашей стране. Она

является отправной точкой для разработки новых программ по музыке. Однако в последние годы данная программа все чаще становится объектом для критики. В то же время она имеет и массу сторонников. Представляется, что считать ее устаревшей и непригодной является неправомерным.

Данная концепция – крупное достижение нашей культуры. Она впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд качественно новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни. А именно – стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей. Эта концепция имеет большой потенциал для развития. При сохранении сути, это развитие имеет такие направления:

· разработка художественной дидактики и теории педагогики искусства;

· обоснование музыкального материала программы;

· расширение музыкального материала программы;

· расширение роли импровизаций, вокального и инструментального музицирования;

· обогащение урока фольклором, духовной музыкой, образцами современного народного музыкального творчества и т.д.

Одна из важнейших задач учителя, работающего по программе Д.Б. Кабалевского – развивать гуманистические идеи концепции. В их русле содержанием образовательного процесса является духовный диалог различных культур. Содержанием становится процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности, самим искусством, художественной деятельностью ребенка как его «жизнью» в искусстве, творения себя как личности, взгляд в себя. Таким образом, понимая под содержанием концепции процесс формирования духовности ребенка через музыку, через переживание, чувство и впечатление можно утверждать, что обновлять в программе нечего.

Если же говорить об обновлении содержания программы как обновлении музыкального материала, способов общения с музыкой и т.п., то этот процесс заложен в концепции как постоянный, необходимый и естественный. В ней акцентируется внимание на том, что музыкальный материал может быть заменен, на том, что при реализации программы необходим творческий подход учителя в выборе методов, форм практического музицирования. В 1994г. вышла новая редакция программы, которую сделали Бейдер и Сергеева. Основные задачи переиздания – устранить заидеологизированность содержания, дать возможность учителю проявить творческую инициативу в планировании уроков. Таким образом, в данной редакции подвергся изменению музыкальный материал и ликвидированы поурочные методические разработки. Цель, задачи, принципы и основополагающие методы программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры школьников как необходимой части их общей духовной культуры.

Ведущие задачи:

• формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;

• формирование осознанного отношения к музыке;

• формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.

Основные принципы программы:

• изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки;

• связи музыки и жизни;

• интереса и увлеченности в музыкальном обучении;

• единства эмоционального и сознательного;

• единства художественного и технического;

• тематического строения программы по музыке.

Согласно последнему принципу, для каждой четверти определяется своя тема. Постепенно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четвертями и этапами (классами) существует преемственная связь. Все побочные, второстепенные темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тема каждой четверти соответствует одному «ключевому» знанию. Основополагающие методы программы.

Ведущие методы программы в своей совокупности, прежде всего направлены на достижение цели и организацию усвоения содержания. Они способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, то есть выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции. Данные методы находятся во взаимодействии со всеми другими методами.

Метод музыкального обобщения. Каждая тема носит обобщающий характер и объединяет все формы и виды занятий. Поскольку тема носит обобщающий характер, то и усвоить ее возможно только лишь методом обобщения. Освоение учащимися обобщенного знания происходит в опоре на музыкальное восприятие. Данный метод, прежде всего, направлен на развитие у детей осознанного отношения к музыке, на формирование музыкального мышления. Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупных способов организации деятельности учащихся, направленной на усвоение ключевых знаний о музыке, формирование ведущих умений.

Метод музыкального обобщения

Включает в себя ряд последовательных действий:

• Задача активизировать тот музыкальный и жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или ее углубления. Продолжительность подготовительного этапа предопределяется характером обобщенного знания, длительность подготовки зависит и от уровня музыкального опыта школьников. Главное не допускать, чтобы изучение темы проходило формально, без опоры на достаточный для этого слуховой опыт.

• Цель: познакомить учеников с новыми знаниями, основное значение имеет приемы продуктивного характера, разнообразные варианты организации поисковой ситуации. В процессе поиска выделяются 3 момента: четко сформулированная учителем задача ставится; затем постепенно, совместно с учащимися, сформулированная вместе с учителем задача; решение задачи с помощью наводящих вопросов, организация того или иного действия; окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся. Третье действие связано с закреплением знаний в разных видах учебной деятельности, с формированием способностей самостоятельно ориентироваться на основе усвоенных знаний. Реализация данного действия предполагает использование сочетания различных приемов продуктивного и репродуктивного характера. Репродуктивное (воспроизвожу), продуктивное (сам делаю, сам создаю).

• Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (метод перспективы и ретроспективы). Это система взаимосвязанных тем. Очень важно, чтобы урок сознание учителей и учеников выступал как звено общей темы всей программы. Учителю необходимо, с одной стороны, постоянно готовить почву для предстоящих тем, с другой стороны постоянно возвращаться к пройденному материалу с целью его осмысления на новом уровне. Ребенок растет, мышление и восприятие меняется. При реализации данного метода задача учителя состоит в том, чтобы выбрать наилучший для конкретного класса вариант забегания и возвращения (связь между этапами обучения, связь между темами четвертей, связь между конкретными музыкальными произведениями)

• Метод эмоциональной драматургии. Уроки состоят в основном по 2м эмоциональным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения, и развития того или иного эмоционального тона урока. Задача заключатся в том, чтобы соотнести тот или иной в предполагаемой программе принцип построения музыки, построение урока, с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся. Метод направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. Он способствует к созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к занятиям. Метод допускает в случае необходимости уточнение последовательности произведений на урок: начало, продолжение, кульминация, окончание, в соответствии с конкретными условиями проведения занятий. Очень важно определить наилучшее в условиях данного класса сочетание форм и видов музыкальной деятельности. Личность учителя, его увлеченность предметом проявляющееся в исполнении музыки, в суждениях, объективной оценке учащихся, выступает мощным стимулом активизации длительности деятельности школьников на уроке.

По Ю.Б. Алиеву

В начальной школе закладываются основы музыкального образования, которые понимаются как процесс и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладение опорными знаниями о музыкальном искусстве.

Так в первом классе программу объединяет тема н-р: музыка рассказывает о жизни. Здесь происходит знакомство с детскими песнями, инструментальными сочинениями на близкую детям тематику: о доме, о школе, детских играх и танцах, о природе, сказке. Предлагаемые произведения способствуют переживанию детьми различных настроений. Показывают, что музыка нужна каждому человеку в его жизни. Тезис о нужности является сегодня одним из главнейших в музыкальной педагогике.

Во втором классе на делается акцент на ознакомление с музыкой, выражающие чувства и мысли человека и с музыкой изобразительного характера. Так программа третьего класса знакомит детей с малыми и крупными музыкальными формами с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки. А в четвёртом классе вводится тема «Русская народная музыка и её использование в творчестве композиторов» и заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всему пройденному, тема «Музыкальная жизнь России». Т.е. этой темой открывается новая тематическая линия, которая в последующем станет одной из ведущих на более взрослом этапе обучения детей.

В основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений, закрепляются приобретенные умения и навыки. Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания детей. Так, например, в пятом классе учащиеся знакомятся с разнообразием жанров народной музыкальной культуры, а также с творчеством русских композиторов, таких как: Михаил Иванович Глинка Бородин Мусоргский римский-корсаков Пётр Ильич Чайковский и тд.

В шестом классе и последующих классах главной становится тема о стилях в музыке. Учащиеся получают представление о классической русской национальной музыке, о венской классической музыке, о творчестве композиторов-романтиков, об индивидуальном стиле некоторых композиторов – классиков, об особенностях исполнительских стилей, о музыке современных отечес

темы, такие как музыка серьёзная, музыка лёгкая. Две составляющие единого музыкального мира современности, музыкальное самообразование и повышение духовной культуры: музыка в кино, в театре. Учебно-художественный репертуар программы включает народную музыку, произведения композиторов-классиков, отечественных и зарубежных, сочинения современных композиторов, а также джаз и рок музыку, туда же входит и творчество поэтов-бардов.

Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество в доступных пределах. Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности как: слушание музыки и хоровое пение. В урок водятся движения под музыку, певческая импровизация, двигательная импровизация, игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.

Таким образом, стремление к достижению основной цели - воспитанию эстетических чувств - придаёт всей структуре урока внутреннее единство. В тоже время, включение различных видов музыкальной деятельности, способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. От общения с музыкой на уроке учащиеся должны, прежде всего, получать удовольствие, только тогда в полной мере может быть осуществлена её воспитательная функция.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!